доклад
статья по теме
С целью воспитания здорового ребенка, в дошкольном учреждении необходимо создать условия для реализации его потребности в движении. Формировать полезные для здоровья детей навыки и привычки можно в непринужденной, доброжелательной обстановке в виде игры, на дополнительных музыкальных занятиях.
Обобщив опыт самых передовых специалистов в области музыкального развития дошкольников, добавив свой тридцатилетний опыт, я пришла к созданию своей программы по дополнительному образованию «Домисолька».
Данная программа кружковой работы предназначена для детей 3-4 летнего возраста, имеет оздоровительную направленность.
Основная цель - формирование у малышей навыков здорового образа жизни в процессе музыкально – игровых действий.
Задачи:
Ø развивать эмоциональную сферу ребенка, умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;
Ø развивать умение сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения;
Ø формировать естественное поведение – соблюдение правил личной и общественной гигиены в повседневной жизни детей
Ø воспитывать умение сопереживать;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_tumaevoy_t.l.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
С целью воспитания здорового ребенка, в дошкольном учреждении необходимо создать условия для реализации его потребности в движении. Формировать полезные для здоровья детей навыки и привычки можно в непринужденной, доброжелательной обстановке в виде игры, на дополнительных музыкальных занятиях.
Обобщив опыт самых передовых специалистов в области музыкального развития дошкольников, добавив свой тридцатилетний опыт, я пришла к созданию своей программы по дополнительному образованию «Домисолька».
Данная программа кружковой работы предназначена для детей 3-4 летнего возраста, имеет оздоровительную направленность.
Основная цель - формирование у малышей навыков здорового образа жизни в процессе музыкально – игровых действий.
Задачи:
- развивать эмоциональную сферу ребенка, умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;
- развивать умение сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения;
- формировать естественное поведение – соблюдение правил личной и общественной гигиены в повседневной жизни детей
- воспитывать умение сопереживать;
- прививать умение вести себя в группе во время движений, формировать чувство такта и культурных привычек.
Работа по данной программе построена на основе принципов:
- индивидуально – личностной ориентации;
- создания непринужденной, комфортной обстановки;
- целостности подхода в решении педагогических задач;
- вариативности.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут во второй половине дня. Цикл рассчитан на учебный год (с сентября по май).
Разработка занятий сделана с учетом физических и психических возможностей детей данного возраста. Для реализации поставленных задач используется блочное планирование, занятия каждого месяца объединены определенной темой («Магазин игрушек», «Мультфильмы», «Путешествия» и т.д.)
В процессе музыкально – игровой деятельности дети закрепляют навыки элементарного самомассажа, различных видов пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, культурно - гигиенических правил, обобщают знания о здоровом образе жизни, развивают двигательные навыки, а связующим звеном является музыка.
Методистами-музыкантами создана стройная система общего музыкального развития детей. В более старых сборниках попадались задорные тексты, чувствовался творческий поиск, но подходящего материала для «современных» условий практически нет. Даже более современные сборники, в основном, содержат или слишком сложные, или недостаточно интересные песенки с примитивным аккомпанементом и унылыми текстами, а ограниченность игровых приемов и заданий не позволяет надеяться на поддержание интереса у современных энергичных малышей.
Понимая, что малышам трудно сидеть на месте, и основой их музыкальной деятельности должно быть движение, я считаю, что в работе необходимо использовать фонограммы, так как, играя на музыкальном инструменте, педагог не имеет возможности учавствовать в играх и танцах, активно помогать детям.
Музыка должна быть или классической, но в то же время яркой и образной, или современной танцевальной, но при этом действительно хорошей.
При составлении плана данной деятельности, помимо авторских находок, были использованы следующие практические разработки: А.И. Бурениной, М.Ю. Картушиной, М.Л. Лазарева, Е. и С. Железновых.
Сейчас поясню, почему я сделала упор именно на эти программы.
А.И. Буренина, предлагая нам свою программу «Ритмическая мозаика», рекомендует не только осмыслить и проанализировать ее, апробировать на практике в работе с детьми, т.е. пропустить «через себя», но и дополнить своими разработками. Я включила ее композиции в самых разных вариантах: вводной, основной либо заключительной части занятия. Главное-активизация внимания детей, пробуждение и поддержание у них интереса к музыке и творчеству. С целью более эффективного, эмоционального и выразительного исполнения, детям предлагается атрибутика, элементы костюмов.
Двигательные композиции под музыку сочетаются с аттракционами, загадками, самомассажем, дыхательными упражнениями, пальчиковой гимнастикой и другими видами занимательных заданий.
Если в старших группах акцентируется внимание на качестве и выразительности движений, то перед малышами не ставится задача абсолютно точного и синхронного исполнения. Дети двигаются, кто как может, главное, чтобы с удовольствием.
В этот момент у детей тренируется скорость переключения движений, формируются умения и навыки, развивается слуховое восприятие, все виды памяти (двигательная, зрительная, слуховая). Полисенсорная основа (вижу, слышу, чувствую) способствует более эффективному и прочному усвоению материала и гармоничному развитию ребенка.
Картушина Марина Юрьевна считает, что важную роль в охране здоровья детей играет воспитание у них культурно-гигиенических навыков. Младшие дошкольники лучше всего усваивают необходимые навыки в играх специально направленного содержания.
В своей программе использую материал из оздоровительных досугов Картушиной: речевые и музыкальные игры, танцы, а также русские народные попевки и пестушки. Весь материал рекомендую использовать педагогам не только на занятиях, праздничных утренниках, но и в повседневной игровой деятельности детей.
Программа М.Л. Лазарева «Здравствуй!» построена на теории здоровьеобразующей деятельности. Именно культурное содержание понятия «здоровье» способствует воспитанию здоровой личности, формированию здорового человека, что, в свою очередь, формирует здоровое общество.
В этой связи одна из основных ее задач - «заразить вирусом здоровья» как можно больше детей и взрослых.
Программы Сергея и Екатерины Железновых – одни из немногих, чьи методические разработки стали популярны далеко за пределами России. Диски Железновых пользуются успехом во многих странах мира, помогая развивать музыкальные способности, абсолютный слух.
Характерной особенностью их методик является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки с малышами в весёлую обучающую игру.
И. Кант утверждал, что «рука-это вышедший наружу мозг человека». Ум ребенка сосредоточен именно на кончиках пальцев. Нам кажется, что ребенок просто забавляется со своими ручками, а он тем временем активно познает мир и … умнеет.
Поэтому чем больше внимания мы уделяем кистям малыша, тем активнее у него развиваются мозг и речь. С помощью пальчиков можно объяснить и показать все, что угодно,- от игрушек и зверюшек, до чисел и букв. Неугомонные пальчики еще и прекрасные артисты: в свободную минутку они покажут настоящее театральное представление, например, инсценировку хорошо знакомой и любимой русской народной сказки или веселой песенки.
Научившись изображать с помощью пальчиков знакомые предметы, игрушки, животных, ребенок наверняка начнет придумывать небольшие рассказы, иллюстрируя их с помощью все тех же незаменимых пальчиков.
Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающий воображение и фантазию. Если мы будем регулярно заниматься с малышами, то не только их пальчики постепенно станут более ловкими и подвижными, но и движения – точными и слаженными.
Проведя опрос, нам стало ясно, что для большинства родителей самым ценным является общее музыкальное развитие малышей, а также получение положительных эмоций в процессе обучения.
Музыка всегда, наряду с движением, речью и игровым оборудованием, являлась необходимым условием общего развития малышей. Она становится понятней и интересней для ребёнка именно в движении: через танец и жестовые игры, подвижные игры и музицирование, задолго до того, как они смогут понять разговоры о музыке или начать обучаться игре на музыкальных инструментах.
В конце прошлого века учёные установили, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга и, прежде всего, на обмен информацией между полушариями.
Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии. Исследователями также отмечено заметное влияние музыкально - ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.
Надеюсь, что эти веселые и поучительные занятия доставят радость нашим воспитанникам, помогут им через музыку и игру приобщиться к здоровому образу жизни, оставят яркие впечатления в душе ребят.
1.Лазарев М.Л. Здравствуй!: Учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.- М. :Мнемозина, 20004.
2.Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет. – М.:ТЦ Сфера, 2005.
3.Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
4.Макшанцева Е.Д. Детские забавы: Кн. Для воспитателя и муз. руководителя дет. Сада. – М.: Просвещение,1991.
5.Лазарев М.Л. Воздушный волшебник: Книга сказок. Ч.2 – М.: Мнемозина,2006
6. Лазарев М.Л. Фырка и Здравик: Книга сказок. Ч.1 – М.: Мнемозина,2004.
7. Лазарев М.Л. Здравствуй: Книга песен. Ч.1 – М.: Мнемозина,2004.
8.Буренина А.И. Ритмическая мозаика – СПб.: ЛОИРО, 2000.
9.Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев – М.:АСТ; СПб.: Сова, 2007.
10. Подвижные игры с песнями в детском саду. Хороводы ,инсценировки / Сост. Н .Н Доломанова. – М.: ТЦ Сфера,2002.
1. 5 поросят: серия аудиопособий для общего и музыкального развития детей. Сергей и Екатeрина Железновы 2005.
2. Аэробика для малышей: Музыкальные обучалочки. Сергей и Екатeрина Железновы 2005.
3. Здоровячок: музыкальный альбом для детей и взрослых. Концерн «Группа союз» 2004.
4. Ритмическая мозаика: музыкальный альбом в 4 частях 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"
Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана и укрепление здоровья детей и духовно-нравственное во...
Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...
ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД
1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...
Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...
Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...
Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".
пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...