правовое воспитание
статья на тему

Васильева Ирина Викторовна

Правовое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon irina_statya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

 

Васильева И.В. воспитатель группы №7 МБДОУ №57

Правовое воспитание.

Предупреждение нарушений прав ребенка в семье - одно из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей. Работа по правовому просвещению проводится с опорой на нормативные правовые документы.

    Международные:

- Всеобщая декларация прав человека;

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Декларация прав ребенка;

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

     Федеральные:

- Конституция Р

- Закон РФ от 10.06.92 г. № 3266-1 «Об образовании»;

- Гражданский кодекс РФ;

- Семейный кодекс РФ;

- Типовое положение о ДОУ.

      Локальные:

- Устав детского сада;

-  Договор ДОУ с родителями.

       Основная цель работы - правовое просвещение родителей группы. В результате проведенного в группе исследования выявлено, что нарушения прав ребенка в семьях чаще всего связанны с применением унижающих достоинство ребенка (70%) и наносящих ему психический и физический ущерб наказаний, в том числе и телесных (20%).

Исследования юридической грамотности родителей группы показали, что у большинства низкий уровень правовой (56%) и психолого-педагогической культуры (38%).

В Связи с этим поставлен ряд задач по работе с родителями:

- повысить уровень правовой культуры родителей;

- совместно с родителями изучить основные положения Конвенции ООН о правах ребенка и нормативные правовые акты РФ;

- повысить родительскую компетентность и юридическую грамотность по проблеме защиты прав ребенка;

- вести профилактику нарушения прав ребенка в асоциальных семьях совместно с психологом ДОУ;

- сформировать индивидуальную родительскую позицию, стиль воспитания гуманных взаимоотношений с детьми;

- создать положительный образ ребенка в глазах родителей;

 проводить системную работу по коррекции детско- родительских отношений.

Формы просвещения родителей:

- наглядная агитация;

- памятка для родителей о стиле общения с ребенком;

- оформление тематического родительского уголка «Права ребенка»;

- сочинения родителей на тему «Мой ребенок самый-самый....»;

- оформление фотоальбомов «Моя семья», «Наша группа», «Наши милые мамы», «Папы- защитники Отечества»;

- альбомы «Ваши права», «Конвенция ООН о правах ребенка», «Герб семьи», «Визитная карточка семьи»; -консультации «Родительская любовь», «Игровой уголок ребенка дома», «Мама и папа - гаранты прав ребенка», «Эмоции родителей и детей»;

- индивидуальные беседы: «Какие права и обязанности есть у ребенка в детском саду?», «Взаимоотношения ребенка со взрослыми в семье и в детском саду», «Как научить ребенка уважать родителей?», «Эмоциональные особенности ребенка»;

- семинары-практикумы: «Права и обязанности детей и взрослых», «Как обойтись без унижающих наказаний»;

- совместная деятельность детей и родителей через проекты: «Мой дом», «Моя семья», «Любимая игрушка»;

- защита проектов детьми на занятиях, собраниях;

- создание видеотеки, детских портфолио;

- составление библиотеки для родителей, в которой собраны нормативные акты по защите прав ребенка в РФ, психологопедагогическая литература.

- Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы.

-  Выявление родителей, нарушающих права своих детей ( психологическое и физическое насилие).

- Диагностика особенностей воспитания и отношений между родителями в семьях, где нарушены права ребенка. (Методика измерения родительских установок и реакций РАЛУ.)

      Новой формой педагогического взаимодействия с семьей стала проектная технология. Итогом работы по защите прав ребенка стали родительские собрания.

      Родительское собрание - школа педагогических знаний. Умело организованное, интересное и содержательное родительское собрание играет особую роль во взаимоотношениях родителей и воспитателей. При неформальном творческом подходе к родительскому собранию родители становятся единомышленниками и помогают сделать жизнь детей в детском саду ярче, разнообразнее и радостнее.

Родительское собрание - коллегиальный орган общественного самоуправления учреждения, действующий в целях развития и совершенствования воспитательного и образовательного процессов, взаимодействия родительской общественности и учреждения.

Виды родительских собраний: организационные, установочные, консультативные, информационнопросветительские, тематические, совместные, собрания- практикумы, собрания-диспуты, отчетные (итоговые). Этапы подготовки к родительскому собранию:

1.Ознакомительный (оценка ситуации, сбор информации по проблеме) банкетирование «Хороший ли вы родитель?»,

«Наказание и поощрение детей в семье»; тестирование «Детей воспитывают родители, а родителей?».

- Просветительский (основной): оказание психологопедагогической, юридической помощи в семьях с нарушением прав ребенка.

- Коррекционный: решение проблемных ситуаций,

повышение социальной компетентности родителей. Алгоритм проведения собрания.

1 .Проблемная постановка вопроса (ознакомление родителей с результатами исследований в группе, диагностик, тестирования и анкетирования).

  1. Выявление мнений родителей, обсуждение проблем, ситуаций.

Вопросы:

- Кто является гарантом защиты прав ребенка?

- Следует ли наказывать ребенка?

- Какие права ребенка в вашей семье приоритетные?

3.Презентация мнений (деловая игра «Академия защиты прав ребенка», обобщение родительского опыта, просмотр видеоматериалов, обзор родительских сочинений «Удивительный ребенок», «Каким я хочу видеть ребенка в будущем»).

4.Комментарии психолога, родителя-юриста по решению проблемных ситуаций.

5.Совместное принятие решения. Решение родительского собрания выдается каждой семье в виде памяток.

Решение.

  1.  Признать в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру и радость существования.
  2.  Использовать в качестве основных способов общения с ребенком понимание, признание, принятие личности, учет его чувств и эмоций.
  • Использовать во взаимодействии с детьми более широкий спектр общения с позиции гуманизма, уважение личности ребенка.
  •  Организовать коррекционную работу с родителями по профилактике нарушений прав ребенка в семье, где проявляются элементы жестокого обращения.

Таким образом, через планомерную работу по охране и защите прав ребенка родители научились:

  1.  уважать личностные права ребенка;
  2.  контролировать собственные эмоции;
  3.  опираться на полученные знания и опыт других семей;
  4.  разъяснять детям их права;
  5.  строить общение с ребенком и педагогами на взаимном уважении, доверии, партнерских отношениях.

В завершении я хочу процитировать слова писателя А. Лиханова:

«Право        ребенка        на        жизнь и право на

родительство - это неотъемлемые права любого человека, а ребенок поперед всего. Но ведь не суд же, не слепая Фемида, обеспечат ему эти права, а мы. зрячие - родители, учителя, соседи, прохожие. Насколько мы зрячие? Это не простой вопрос...».

Список литературы:

1.Бурганова Р.А. «Правовое воспитание дошкольников» - Казань: РИЦ «Школа» 2002г.

2.Доронова Т.Н., Жичкина А.Е. «Защита прав и достоинства маленького ребенка координация усилий семьи и детского сада» - Москва «Просвещение» 2006г.

3.Козлова С.А. «Мы имеем право» - Москва, Обруч 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по социально-правовому воспитанию детей

Конспект занятия по социально-правовому воспитаниб для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект по социально-правовому воспитанию для сташих дошкольников

Для дошкольников обязательным является формирование патриотических чувств путем осмысления таких понятий, как родители, род, Родина....

Конспект по социально-правовому воспитанию для сташих дошкольников

Для дошкольников обязательным является формирование патриотических чувств путем осмысления таких понятий, как родители, род, Родина....

Правовое воспитание дошкольников

Конспекты занятий по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

ИГРА – ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ «ПРАВОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»

Дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Совершенствовать знания, умения в игре «Танграм». Закрепить названия и авторо...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....