Мастер-класс для воспитателей по теме: "Познавательно - экспериментальная деятельность в средней группе"
опыты и эксперименты (средняя группа) по теме
2 слайд Дошкольное детство – отрезок в жизни человека, когда интенсивно идет развитие познавательной деятельности.
Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
3 слайд Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
«Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире».
В связи с этим в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования.
4 слайд В экспериментальной деятельности дети выступают как своеобразные исследователи, и моя задача – поддерживать и развивать в них интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
5 слайд В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
Не все материалы находятся там одновременно.
6 слайд Например, с помощью различных колб, мерных стаканчиков дети узнают, что вода в жидком состоянии не имеет формы, а принимает форму того сосуда, в котором она налита.
С помощью пипетки детки выяснили, сколько капель воды налито в блюдце.
Также если в пипетку набрать краску и капнуть в емкость с водой, то мы наблюдали, что краска растворилась в воде. Поэтому дети самостоятельно пришли к выводу, что вода растворитель.
7 слайд В уголке экспериментатора находятся сыпучие вещества (соль, сахар, мука, речной песок) с помощью несложных опытов (добавление соли в воду – она соленая, а сахара - вода сладкая, если добавить жидкое мыло и подуть в трубочки – то получится мыльная вода), дети делают вывод, что они растворяются в воде, а вот речной песок в воде не растворяется. ПОЧЕМУ?
8 слайд Также деткам очень понравился опыт с шишками, который мы проводили осенью. Каждый ребенок, намочив шишку, отметил, что чешуйки закрылись, а оставил на подоконнике после высыхания, чешуйки снова открылись.
9 слайд сюда относятся наблюдения в живой и неживой природе, окружающий мир, сезонные изменения.
10 слайд. Давайте попробуем провести опыт «Сухая салфетка в стакане». Для этого скомкайте салфетку и положите ее на дно стакана. Наполните большую миску водой и опустите в нее перевернутый стакан с салфеткой внутри. Салфетка должна остаться сухой (из-за давления воздуха).
11 слайд. Опыт «Цветы лотоса» Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите цветки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт «Перевернутый стакан и лист бумаги» Наполните стакан водой до самых краев, накройте его листом бумаги, и придерживая его рукой аккуратно переверните стакан. Уберите руку. Вода из стакана не будет переливаться.
Что происходит?
Что вы наблюдаете?
12 слайд.
13 слайд Известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.
В нашей группе проводилось анкетирование родителей с целью выявления отношения к поисково - исследовательской деятельности детей. По результатам анкетирования я пришла к выводу, что большинство родителей заинтересованы в экспериментировании детей. Поэтому было проведено родительское собрание на тему «Детское экспериментирование в детском саду и дома», где родители могли не только услышать теорию, но и на практике убедиться в эффективности экспериментальной и исследовательской деятельности. После родители получили рекомендации: «Проведите опыты с детьми дома». Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
14 слайд В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детскому экспериментированию.
Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
Раздаточный материал для воспитателей (памятки)
Волшебный шарик.
Материал: воздушный шарик, карточки-модели.
Ход эксперимента:
Возьмите воздушный шарик и надуйте его. Энергично потрите шарик о шерстяную тряпочку. Приложите шарик к стене и вы увидите, что он не падает, а держится на ней. Что его удерживает!
При трении шарик наэлектризовывается, что позволяет ему удерживаться на стене.
Волшебная цепочка.
Материал: магниты, скрепки.
Ход эксперимента:
Предложить детям при помощи магнита «поднять» скрепки. Скрепки «поднимаются» цепочкой. Снимите цепочку с магнита. Цепочка не распадается. Объяснить, что скрепки после того как они притянулись к полюсу магнита, сами становятся магнитами, но не надолго. Если скрепки отсоединить от магнита, то через некоторое время их магнитные свойства пропадают.
Вывод: Скрепки после того, как они притянулись к магниту, сами ненадолго становятся магнитами.
Как спутник вращается вокруг земли.
Материал: рыболовная леска, пластилин, корпус шариковой ручки, скрепки, крепкая нить.
Ход эксперимента:
Разломите кусочек пластилина на неровные части (примерно 10 г и 50 г). Протяните леску через корпус шариковой ручки, привяжите к концам по одной скрепке, насадите на них пластилиновые шарики. Возьмите корпус шариковой ручки, поверните вертикально к полу так, чтобы маленький шарик был сверху, и начинайте быстро вращать его по кругу. Маленький шарик устремится от корпуса ручки. Та сила, с которой маленький шарик натягивает леску стремясь оторваться и полететь, называется центробежной силой. По такому закону вращаются искусственные спутники Земли.
Цветок лотоса.
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите цветки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Чудесные спички
Вам понадобится 5 спичек.
Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.
Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.
Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
Куда делись чернила? Превращения
В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.
Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.
Тайный похититель варенья.
Измельчите карандашный грифель ножом. Пусть ребенок натрет готовым порошком себе палец. Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги - на нем будет виден отпечаток узора пальца вашего малыша.
Перевернутый стакан и лист бумаги.
Наполните стакан водой до самых краев, накройте его листом бумаги, и придерживая его рукой аккуратно переверните стакан. Уберите руку. Вода из стакана не будет переливаться.
Сухая салфетка в стакане.
Для этого скомкайте салфетку и положите ее на дно стакана. Наполните большую миску водой и опустите в нее перевернутый стакан с салфеткой внутри. Салфетка должна остаться сухой (из-за давления воздуха).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».
Цель : создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования Задачи: систематизировать работу по воспитанию в детях самостоятельной познавательной активности, через экспериментирование; поддерживать интерес и эмоциональную отзывчивость к окружающей действительности; развивать инициативу, активность, самостоятельность; способствовать обогащению собственного опыта, создавая благоприятные возможности для реализации своего “я”.
В моей группе создан «Уголок экспериментирования», который пополняется и обновляется в зависимости от возраста и потребностей детей.
Познавательная деятельность с элементами экспериментирования с детьми я строю на основе партнерства, сотворчества. При беседах с детьми и наблюдениями за их игровой деятельностью я увидела, что «Уголок экспериментирования» пользуется наибольшей популярностью.
ПОДДЕРЖИВАТЬ ИНТЕРЕС К ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ МОЖНО ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ СИТУАЦИИ:
Реальные события : яркие природные явления
События, специально «смоделированные» воспитателем.
Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни
Используя экспериментирование в работе с детьми, воспитатель — учит детей ставить цель — решать проблемы, возникшие в ходе исследования — выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем — делать выводы из полученных результатов
Основными задачами во взаимодействии с родителями считаю: - во-первых , установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей; - во-вторых, создать атмосферу общности интересов; - в-третьих, активизировать и обогащать педагогический опыт родителей .
Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: "Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме: "Организация экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"...
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ По теме: «Организация опытно- экспериментальной деятельности .(ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ТЕМЕ «ПЛАВАЕТ ЛИ ЖЕЛЕЗО"
Предлагаю методический материл для воспитателей на тему: Организация опытно –экспериментальной деятельности.Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагоги...
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ По теме: «Организация опытно- экспериментальной деятельности. (ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ТЕМЕ «ПЛАВАЕТ ЛИ ЖЕЛЕЗО.)
Предлагаю методический материл для воспитателей на тему: Организация опытно –экспериментальной деятельности.Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагоги...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/28/picture-947523-1509177172.jpg)
Конспект открытого занятия НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в средней группе «Лаборатория Волшебной воды» Воспитатель: Балаганская И.А.
Цель: обобщить и расширить знания детей о свойствах воды. Задачи. 1. Образовательные:Учить на практике выявлять физические качества воды и льда. Формировать познавательные интерес...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/20/picture-1105111-1547982517.jpg)
Мастер-класс по организации различных видов игровой и экспериментальной деятельности с детьми
Игровая активность — это организованная деятельность, предполагающая направление умственных, физических и эмоциональных усилий детей на достижение поставленной игровой задачи....
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Колокольчик» «Путешествие в мир волшебного мыла» Подготовила воспитатель Бодрина А.В.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Колокольчик»«Путешествие в мир волшебного мыла»Подготовила воспитатель Бодрина А.В....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/15/picture-1340453-1631718160.jpg)
Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности на прогулке" (практическая часть).
На сегодняшний день ФГОС требует от нас, педагогов, искать наиболее эффективные способы для формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.Уважа...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Спасибо, интересные фото и
Спасибо, интересные фото и презентация!