Специфические особенности развития детей дошкольного возраста с выраженным нарушением интеллекта (В помощь учителям дефектологам, работающим с детьми с ОВЗ)
методическая разработка на тему

Селиванова Ольга Ивановна

 Этот материал рекомендован педагогам, которым впервые предстоит работать в коррекционных группах для детей с интеллектуальными нарушениями.  В данном материале обобщены основные особенности развития детей с выраженными нарушениями интеллекта: способность к общению (контакт с взрослыми, сверстниками, способность к взаимодействию, характер взаимодействия), знания и представления об окружающем мире, развитие моторики и координации движений, особенности деятельности и поведения. Дана сравнительная характеристика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spets_osobennosti.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Центральная психолого-педагогическая комиссия Нижегородской области

Специфические особенности развития детей дошкольного возраста с выраженным нарушением интеллекта (В помощь учителям дефектологам, работающим с детьми с ОВЗ)

Специфические особенности развития детей дошкольного возраста с выраженным нарушением интеллекта ( F71.0, F 72.0, F 73.0)

Специфические особенности развития

 F71.0 Умственная отсталость умеренная (нерезко выраженная имбецильность)

F 72.0 Умственная отсталость тяжелая (резко выраженная имбецильность)

 F73.0 Умственная отсталость глубокая (идиотия)

Способность к общению (контакт с взрослыми, сверстниками, способность к взаимодействию, характер взаимодействия)

Контакт со взрослыми непродолжительный. Для поддержания контакта необходима положительная стимуляция (доброжелательная улыбка, знаки одобрения, поглаживание и т.п.). Заинтересованность в контакте не проявляет. Некоторые дети  способны привлекать внимание к своим нуждам (приему пищи, туалету, боли и т.п.).

Контакт затруднен, кратковременный. Требуется мимическое и жестовое подкрепление. Возможен контакт на тактильном и эмоциональном уровне (непродолжительный). Положительно реагируют на ласку, поощрение в форме сладостей, игрушек и т.п.

Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи. Необходимо многократное жестовое и мимическое повторение. Самостоятельно контакт не инициирует. Иногда проявляют негативизм. Характерно пассивное подчинение.

Знания и представления об окружающем

Соотносят названия знакомых предметов обихода, некоторых животных, одежду с их изображением. Выделяют по названию некоторые знакомые действия  при рассматривании простых сюжетных картин, но понимание изображенного на картинках сюжета недоступно даже при наличии значительной помощи и разъяснений взрослого. Различают величину «большой -маленький» на контрастных по величине предметах. Соотносят основные цвета, выделяют по названию и называют 1-2 цвета. Соотносят и выделяют по названию объемные формы, некоторые называют (кубик, шарик, кирпичек). Выделяют по названию «1-мнрго», не называют. Ориентируются в помещении, где постоянно находятся, в бытовых ситуациях. Частично ориентируются в схеме тела.

Показывают на картинках некоторые эмоционально значимые предметы окружающего обихода (куклу, мяч, машинку, кошку, собаку), называют их первым слогом или звуком, нечленораздельными звуками, жестами, звукоподражанием. Величину, форму, цвет предметов не дифференцируют. Недоступно выполнение даже самых легких заданий практического характера. Действия хаотичны, бессмысленны. Плохо ориентируются в помещении, где постоянно находятся: не знают своего места за столом, своей кровати, своих вещей. Плохо ориентируются в схеме тела. Могут показать только руки, ноги, глаза. Требуется организация самого процесса восприятия окружающего и его сопровождение со стороны взрослого.

Грубое недоразвитие функции восприятия. Реакция на окружающее слабая или неадекватная. Трудности восприятия знакомых предметов на основе чувственных раздражителей (двигательных, слуховых и др.). Не сформированы понятия об основных признаках предметов. Помощь неэффективна.

Развитие моторики и координации движений

Замедленность, неуклюжесть, некоординированность движений.  Их точность и темп нарушены. Походка может быть неустойчивой. Плохо регулируют мышечное усилие. Нарушены все функции движений: управляемость, четкость, объем. Знакомые действия выполняет однотипно, автоматизировано. Наблюдаются непроизвольные навязчивые движения.  Недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук.

Координация, точность, темп произвольных движений нарушены. Движения замедленные, неуклюжие, дети плохо бегают, не умеют прыгать. Особенно плохо развиты дифференцированные движения рук и пальцев (грубое недоразвитие). Часто наблюдается несоизмерение усилий при действиях с предметами (либо сильно сжимают, либо не удерживают, роняют их). Недостатки произвольных движений носят выраженный характер.

Недоразвитие моторики проявляется в однообразии, замедленности движений, нарушении их координации, вплоть до расстрачивания навыков ходьбы и стояния; крайняя бедность мимики. Двигательные недостатки резко выражены. Недостатки произвольных движений носят с выраженный, стойкий характер.

Навыки самообслуживания и степень их сформированности

Элементарные навыки самообслуживания и гигиены сформированы слабо: в 6-7 лет самостоятельно едят, одеваются, умываются, убирают игрушки, застегивают пуговицы, помогают убирать со стола и накрывать на стол при минимальной помощи взрослого и под его контролем. При выполнении гигиенических процедур, одевании, приеме пищи испытывают трудности в установлении правильной последовательности действий. Нуждаются в постоянном стимулировании и совместных действий с взрослыми.

Навыки самообслуживания формируются с трудом, отличаются нестойкостью. К 5-6 годам начинают самостоятельно есть и высаживаться на горшок.  При выполнении гигиенических процедур, одевании, приеме пищи испытывают трудности в установлении правильной последовательности действий. Нуждаются в постоянной стимуляции и совместных действий с взрослыми. К 7 годам с помощью могут одеться, раздеться, вымыть руки.

Навыки самообслуживания и гигиены отсутствуют.

Особенности деятельности

Познавательный интерес поверхностный, ограничивается выявлением внешних признаков предметов и явлений.  Испытывают неуверенность в своих действиях, при трудностях наблюдается отказ от работы. Хаотичный, беспорядочный, неосмысленный характер деятельности. Помощь принимает слабо. Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует делать. Наступает быстрое пресыщение деятельностью. Волевых усилий не проявляет.

Полная невозможность включения в какую-либо целенаправленную деятельность даже на уровне выполнения отдельных действий. Помощь не принимают и не умеют ее использовать. Даже при жесткой организующей помощи взрослого возможно лишь кратковременное манипулирование с предметами по подражанию. Безразличны к оценке  результатов работы.

Полная неспособность к целенаправленной деятельности. Пассивны в принятии предлагаемого взрослыми задания. Простейшие действия при совместной пошаговой помощи взрослого выполняются лишь частично.  

Игровая деятельность

Проявляют интерес к игрушкам. Игрушки используют по назначению. В игре повторяют разученные игровые действия или знакомые бытовые ситуации. Самостоятельного внесения в игру новых действий не наблюдается. Речевое сопровождение носит фиксирующий характер. Игра процессуальная или отобразительная под руководством педагога.

Осмысленной игровой деятельности не наблюдается. Действия с игрушками ограничиваются бессмысленным  манипулированием, наблюдается неадекватное употребление игрушек.

Интереса к игрушкам не проявляют, действуют с игрушками неспецифически (стучат, тянут в рот, бросают).

Особенности познавательных психических процессов.

Внимание

Внимание привлекается кратковременно (на 5-10 минут). Объем мал. Нарушено переключение и распределение внимания. Нарастает расстройство внимания в процессе занятий.

Внимание привлекается кратковременно яркими игрушками, звучащими предметами Интерес к новым предметам крайне нестойкий. Целенаправленное внимание отсутствует.

Грубое нарушение внимания. Трудно привлечь внимание к игровому материалу (движущиеся предметы); резкие звуки привлекают внимание на очень короткий срок (возможно привлечение внимания сильными и продолжительными раздражителями).

Память

Доступно частичное запоминание небольших стихотворений, простых сказок  («Курочка ряба», «Колобок») после многократных повторений; воспроизведение с помощью педагога (по наводящим вопросам, подсказке, часто подговаривают за педагогом отдельные слова), наблюдаются искажения.  

Память механическая, резко снижена – на знакомые лица (дети, обслуживающий персонал, родственники), предметы ближайшего окружения. Опосредованное запоминание недоступно. Не соотносит запоминаемый материал с предложенными опорами.

Развитие памяти минимальное. Может узнавать обслуживающий персонал, близких людей. Опосредованное запоминание недоступно.                                                                                                                                                                                                                                                                          

Мышление

Конкретное. Характеризуется медлительностью, инертностью, тугоподвижностью, склонностью к «застреванию».  Различия между предметами устанавливают только в пределах конкретного. Предлагаемые задания могут выполняться только при активном взаимодействии с взрослыми. При группировке однородных предметов с учетом формы, цвета, величины требуется организующая, направляющая помощь, многократный показ способа выполнения задания.  Помощь принимают слабо. Наблюдается «соскальзывание» на деятельность по собственному побуждению.

Нарушены все мыслительные процессы. Не понимают причинно-следственные зависимости. Простейшую группировку однородных предметов не выполняют. Помощь педагога  не принимают.

Мыслительные операции недоступны.

Эмоционально-волевая сфера

Эмоциональные реакции примитивны. Дети положительно относятся к похвале, гостинцам, но достаточно спокойно, без бурной радости. На отрицательные стимулы (порицание, наказание) наблюдаются выраженные реакции: плач, иногда агрессивные действия, примитивные истерические реакции, недовольство. Но порицание стимулирует желание заслужить похвалу. Неудачи не вызывают заметного огорчения. Ко всему новому относятся настороженно. Наблюдаются предпочтения к определенным видам деятельности.

Эмоциональные реакции примитивны: кратковременные невыразительные эмоции удовольствия при виде привлекших внимание предметов и проявление боязливости при появлении новых лиц, в новых ситуациях. Большинство на похвалу, строгий тон, порицание эмоциональных реакций не проявляют. Может преобладать повышенное настроение вплоть до эйфории, с гневливостью или спокойное, благодушное настроение. Чувства однообразны, неустойчивы, ограничены двумя крайними состояниями – удовольствия или неудовольствия.

Эмоции крайне элементарны, связаны с физическим самочувствием, физиологическими потребностями. Удовольствие и примитивные проявления радости наблюдаются при соматическом благополучии, сытости, удовлетворении патологических влечений (сосание пальцев, жевание несъедобных предметов и т.п.). Чувство неудовольствия вызывается ощущением голода, холода, боли, соматическим дискомфортом. Формы выражения удовольствия – двигательное возбуждение, выразительный крик, визг, в состоянии злобы наблюдается агрессия, направленная на окружающих и на себя. Боязнь всего нового.

Поведение

В привычных бытовых ситуациях поведение достаточно адекватное. Стремятся к общения с взрослыми и детьми, наблюдается избирательность в общении. Понимают «хорошо» и «плохо». Настроение может быть пониженное, сопровождаемое плаксивостью, выраженным негативизмом, агрессией, импульсивностью. Наблюдается нарушение контактов в новой обстановке. Сохраняют симпатию к родным и близким.

Поведение хаотично, плохо управляемо. Наблюдается негативизм, импульсивные агрессивные реакции. Похвала может вызвать усиление расторможенности. Характерна недифференцированная активность, бывают навязчивы.  Может отмечаться выраженная пассивность, подчиняемость, безучастность, однообразие действий, движений. Интерес  к окружающему почти полностью отсутствует, крайне пассивны, почти не реагируют на новые игрушки, новых людей. Контакт резко затруднен. Не проявляют глубокой привязанности к  близким.  

Могут быть элементы привязанности к людям, которые их кормят, ухаживают за ними. Общий фон настроения: благодушие с элементами эйфории; вялость и апатия; злобность и угрюмость. Поведение ограничивается действиями, связанными с реализацией инстинктивных потребностей, или элементарными аффективными и двигательными реакциями на внешние раздражители. Дети двигательно беспокойны, бесцельно суетливы или лежат, сидят и не реагируют на окружающее.  

Особенности речи

Понимают обращенную речь, связанную с привычными , обыденными ситуациями. Запас слов невелик. Словарь состоит из повседневных, обиходных, часто повторяющихся слов. В речи много аграмматизмов, звукопроизношение нарушено (замены, перестановки звуков). Речь невнятная, смазанная. Обращенную обиходную речь понимают неплохо, особенно живо реагируют на мимику, интонацию, жесты окружающих. Обращаются с просьбами, задают простые вопросы. Характерно стремление вступить в речевой контакт с  взрослыми. Некоторые дети не вступают в речевой контакт, но если в него вступает взрослый, дети разговаривают с ним.  Крайне ограничен как активный, так и пассивный словарный запас.

Значительное недоразвитие речи. Резкая ограниченность понимания речи: без жестового или ситуационного подкрепления способны понять только самые простые обиходные инструкции с повелительным смыслом (»Дай», «Иди», «Сядь» «Ешь» и т.п.). Собственная речь:  лепетное подражание речи взрослых. Чаще обращение на уровне жестов, сопровождающихся нечленораздельными звуками. Почти совершенно не понимают речевую инструкцию. Без побуждения не обращаются к окружающим с просьбой. Затруднена способность сосредоточить внимание на речи взрослого даже на незначительное время. Плохо понимают речь, улавливают лишь мимику, интонацию говорящего, отдельные слова, связанные с их непосредственными потребностями.  

В обращенной речи понимают не смысл, а интонацию и сопровождающие речь жесты и мимику. Речь ограничена отдельными нечленораздельными звуками. Доступно пониманию небольшое количество слов бытового характера.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на коррекционных занятиях учителя-логопеда ДОУ.

В современных условиях развития общества проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер и является как никогда ранее актуальной, т.к. достичь необходимого уровня интел...

Особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

В статье представлены основные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения....

Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи при помощи ИКТ технологий.

Развитие внимания и памяти у детей дошкольного возраста при помощи ИКТ технологий....

Особенности развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

В статье подробно описаны особенности развития детей дошкольнго возраста с задержкой психического развития....

Оптимизация двигательной активности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями на коррекционных занятиях учителя-логопеда ДОУ

В современных условиях развития общества проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер и является как никогда ранее актуальной, т.к. достичь необходимого уровня интел...

Статья "Особенности психологического развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Для детей с речевыми нарушениями характерны следующие особенности развития:нарушение внимания, памяти, гиперактивное поведение.Кроме психических процессов у детей данной категории часто страдает эмоци...