Гендерное воспитание дошкольников
статья на тему
Гендерное воспитание дошкольников одна из важных задач воспитания,которая стоит перед воспитателями.Но немаловажна и обязательна для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_pedsovet_gender.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на педагогическом совете
«Гендерное воспитание
дошкольников в семье»
Гендерное воспитание дошкольников в семье
Безумный 21 век внес сумятицу и в бытовавшие в течении тысячелетий представления о мужчинах и женщинах. На волне эмансипации женщины (да и многие мужчины) утверждали, что все врожденные гендерные различия (за исключением физиологических, разумеется) — не более, чем фантазии и средневековое мракобесие. А те различия, которые проявляются между взрослыми мужчинами и женщинами в социуме — как раз результат гендерного воспитания ребенка и формирования личности под влиянием стереотипов.
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.
Важность воспитания качеств мужественности и женственности, начиная с дошкольного возраста подчеркивал выдающийся педагог Сухомлинский В.А., отмечая, что, уже в малыше-первокласснике и дошкольнике мужского пола нужно воспитывать настоящего мужчину"
Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.
Однако, наблюдая за современными детьми замечала, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, и что самое обидное, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. И здесь немаловажную роль играют личностные качества родителей. Так же как и наличие у ребенка полной семьи, присутствие в его жизни полноценных папы и мамы.
На каждом возрастном этапе складывается своеобразная специфическая социальная ситуация развития, определяющая становление гендерной идентичности ребенка (психологическое ощущение ребенком себя - будущим мужчиной или будущей женщиной), ее компонентов под влиянием
разнообразных микро – и макросредовых факторов.
Например, современные СМИ транслируют и традиционный, и образ новой женщины – активной, властной, независимой, преуспевающей и т.д.Влияние этих факторов в разные возрастные периоды неоднозначно, но обусловлено особенностями той культурной среды, в которой развивается ребенок. Но все-таки главным и первым звеном является семья.
О важности работы с семьей свидетельствует и тот факт, что большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве взаимоотношений родителей и детей и соответственно на полоролевом развитии ребенка. Это является одним из факторов кризиса современной семьи, ведет к возрастанию психосоматических заболеваний и общей невротизации.
У нас в группах имеются неполные семьи, где родителем является «мать-одиночка» или бабушка, и в иерархии такой семьи мать занимает главенствующую позицию, и как следствие отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребёнок часто не осознаёт роли, отведённой его полу. Мальчики воспитывающиеся мамой, которая для него выступает в роли авторитета, защитника, командира, пытаются любыми способами привлечь её внимание-капризами, плаксивостью, вызвать ее на ласку, проявляя излишнюю мягкость, феминизированность, т.е происходит развитие «женских» черт характера. В другом случае, где мальчик долгое время тоже воспитывался мамой и бабушкой, вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности», наоборот, становится чёрствым и жёстким. Для мамы он - самый лучший, самый умный, самый красивый, добрый и т.д., она склонна защищать его от любых «нападок», вне зависимости от того прав он или нет. Почему я привела пример только с мальчиками, потому что в современных условиях процесс становления гендерной идентичности для мальчиков проходит проблематичней. И это необходимо иметь в виду не только в семье, но и в дошкольном учреждении. Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка. Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики в этом возрасте и полностью копируют своих мам, бабушек.
Значение папы в формировании половой роли детей обеих полов заметно больше. Поскольку отец чаще оценивает детей и действует более решительно, то дети как бы более чувствительны по отношению к нему..
А ведь именно в первые годы жизни ребенок осознает свой половой образ «Я» как мальчика или девочки. Младший дошкольник способен, прежде всего, воспринимать внешние отличия между мужчиной и женщиной, в старшем дошкольном возрасте появляется стойкое представление о себе («Я – мальчик», «Я – девочка»), осознанное понимание норм полоролевого поведения. И проявляется это во всех сферах жизнедеятельности.
Роль семьи в правильном половом воспитании детей первоначальна и значима. Мамам воспитывая дочь необходимо обращать внимание на первый взгляд на такие банальные вещи как походка, умением руководить своим настроением, как садится и как сидеть. Современная жизнь сделала девочек грубее, решительнее. С 3-х лет систематически необходимо следить за формированием осанки и походки. Ведь изящная походка влияет на психику, на самочувствие и, таким образом, в значительной степени сказывается на жизненных удачах и успехах . Давно известно неписаное правило: если не очень красивая женщина владеет собственной изящной походкой- она всегда будет привлекать внимание. И наоборот . Если красивая женщина ходит с опущенной спиной или по-мужски – теряется вся ее женская прелесть. Не менее важно обучить девочек тому, как садиться и как сидеть. Поза сидящей девочки говорит о многом: о ее воспитании, сдержанности, женственности или, наоборот, о присущей ей грубости, подражанию мальчикам, небрежности. Очень важно научить будущую женщину- хранительницу домашнего очага, мать, жену, хозяйку- руководить своим настроением . Сдержанная , тихая , положительная атмосфера создает добрые предпосылки для формирования женского характера. Но бывает, что ребенок имеет иной характер и тип нервной системы. Тогда можно провести беседу «Секреты вдвоем». В частности, в этой беседе нужно обратить внимание дочки на следующие факторы:
глаза – зеркало души, а лицо – зеркало всего тела;
быть всегда сдержанной, не позволить появлению морщин гнева (девочки 6 лет поймут это, пусть недостаточно глубоко);
нельзя забывать о том , что руки вообще могут многое рассказать о наших переживаниях и чувствах. Они то сцеплены, то пальцы сжаты в кулаки , то наоборот, суетливо двигаются, словно перебирают что-то.
Что касается мальчиков, то в их воспитании доминирующую роль все же должен нести папа. Мальчикам в беседах можно рассказать о значении слова «рыцарь», о том, что очень давно рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи. Для того , чтобы стать рыцарем , нужно было пройти специальную подготовку. В возрасте 7 лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука , метать копье, владеть мечем. Кроме военных наук, мальчиков воспитывали так, чтобы они умели держать данное слово, были предупредительны и вежливыми, выручали друг друга в беде, заступаясь за слабого , обиженного.
Чтобы сформировать полоадекватное поведение мальчиков и девочек недостаточно с ними беседовать , показывать личным примером. Более эффективными в этой связи является игра и труд. Кроме набора общих игр и игрушек, необходимо продумать дополнение с учетом пола ребенка. Если у вас девочка- значит , ей еще нужны мебель, посуда, газовая плита, телевизор, куклы с набором одежды по всем временам года, тряпочки, бантики, косынки, фартуки и другие типично женские аксессуары – сумочки, кошелечки, бусы, бигуди. С таким набором игрового материала девочка будет играть в то, что она видит у мамы.
Мальчикам нужна чисто мальчишечья атрибутика: кроме фабричных машин- рули, пилотки, настоящие солдатские ремни, бинокли, бескозырки, игрушки- пистолеты. Шире должен быть и ассортимент строительно- конструктивных игр. Принимая на себя роль военного летчика или солдата, мальчик в игре упражняется быть ловким, мужественным и смелым. Но нужно при этом поощрять совместные игры, иметь полезные для девочек и мальчиков общие игрушки.
Важно приобщать и девочек и мальчиков к общему труду: помогать маме комнатные растения, выносить мусор. Ну, а дальше должна идти дифференциация труда с учетом пола. Если в семье девочка, нужно с 5лет приучать ее к иголке с ниткой, с 6 лет - к вязанию, вышиванию, вместе готовьте салат. То есть приобщайте с учетом возраста к чисто женской работе, а мальчиков отец должен приобщить строгать, пилить, забивать гвозди, дать элементарные понятия об электрическом токе.
В совместных беседах родителям полезно ставить такие вопросы:
Почему девочки не играют в ковбоев?
Почему девочкам надо быть привлекательной?
А почему мальчики мало или совсем не играют с куклами?
Конкретные жизненные события могут стать поводом для общих бесед. И девочкам , и мальчикам родители своевременно должны помочь верно выбирать друзей.
Не последнюю роль в воспитании будущих женщин и мужчин играет детская художественная литература и фольклор. Нужно вдумчиво отобрать сказку или художественное произведение, которое полезно в первую очередь мальчику или , наоборот , девочке.
От родителей, в большей степени зависит, какой девушкой и женщиной станет дочка, каким мужчиной вступит во взрослую жизнь сын. Этот итог обеспечит родителям спокойную жизнь во второй ее половине или, наоборот, сделает ее беспокойно горькой.
Конечно, идеальным вариантом работы в этом направлении было бы привлечение мужчин в сферу образования и воспитания. Но реальность сегодняшнего дня не дает такой возможности. Профессия педагога остается практически женской прерогативой. Именно поэтому необходимо повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах гендерного воспитания, что предполагает овладение ими различными аспектами руководства детской деятельностью с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей ребенка с акцентом на гендерную идентичность. Хотелось бы, что бы родители были не зрителями и наблюдателями педагогического процесса, а активными участники различных мероприятий и даже инициаторами некоторых из них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия семьи и ДОУ
Большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что ...
"Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ"
Представлен опыт работы детского сада по полоролевому воспитанию дошкольников...
методические рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников
Метод рекомендации содержат подробное описание анатомо-физиологических особенностей мальчиков и девочек, роль родителей в половой идентификации, подбор дидактических упражнений для девочек и мальчиков...
«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ПО СРЕДСТВАМ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»
Воспитание мальчиков и девочек имеет разную структуру....
"Гендерное воспитание дошкольников".
Консультация для родителей....
"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...