Защитим ребенка от...
консультация (средняя группа) на тему
Защитим ребенкаот.....
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.
К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.
Она состоит из пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости и эксплуатации.
Но, несмотря на это, существуют проблемы защиты прав ребенка в семье. Известно, что проведенные в 90-е годы реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие и привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности. Многие семьи, лишившись прежней государственной поддержки, не сумели адаптироваться к новым условиям жизни, сформировать необходимые для своей защиты стратегии и механизмы.
Сократилась система учреждений социальной сферы, с каждым годом в стране продолжает увеличиваться общее количество закрывающихся детских садов. Если в доперестроечный период охват детей дошкольным образованием составлял 70%, то в настоящее время он снизился до 50%, и дети все чаще остаются без надзора.
Социально-экономические трудности усугубляются еще тем, что для многих родителей безвозвратно потеряны ориентиры прошлого, когда система общественного воспитания во многом снимала ответственность семьи за воспитание ребенка. В воспитании и образовании детей родители целиком полагались вначале на детский сад, а затем на школу, в результате чего у большинства из них оказались не сформированы элементарные педагогические умения.
Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источниками информации — советами друзей, соседей, других родителей. Поэтому они не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребенка.
У большинства родителей вызывают отчаяние те или иные отрицательные проявления в поведении ребенка. При этом, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Лишь незначительная часть родителей испытывают раскаяние, большинство же не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить причину переживаний, считая их беспредметными и немотивированными. К сожалению, многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются прежде всего в семье.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Установлено, что у подростков, больных неврастенией, основной причиной развития заболеваний явились нарушения внутрисемейных отношений в период дошкольного детства. Недаром врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие в детстве хронический недостаток любви. Специалисты отмечают, что мы недооцениваем роль детских переживаний не только на этапе формирования личности, но и в жизни взрослого человека.
Таким образом, жестокое обращение с ребенком вследствие изменения детской психики не может не повлиять на всю его дальнейшую жизнь: он иначе воспринимает окружающую действительность, иначе думает, иначе ведет себя.
Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.
В результате специального изучения было установлено, что низкий уровень общей, правовой и психолого-педагогической культуры современных родителей в сочетании с социально-экономическими трудностями привел к росту случаев жестокого обращения с детьми в семье.
Виды наказаний, информацию о которых получено от самих родителей, врачей, специалистов психолого-медико-социальных центров помощи детям, поражают разнообразием и жестокостью.
Виды наказаний, которые применяют родители к детям от 3 до 7 лет:
Вид наказания | Частота применения (в %) | |
один раз | несколько раз | |
Битье ремнем | 22 | 31 |
Шлепки по попе | 62 | 74,3 |
Подзатыльник | 74 | 62 |
Стояние в углу | 60 | 65,7 |
Оставить одного: в комнате в темной комнате |
41 10 |
26 3 |
Посадить на долгое время на стул, диван | 21 | 18 |
Привязать к стулу, кровати | 3 |
|
Лишение сладостей | 86 | 71 |
Лишение пищи и питья | 2 | 1 |
Лишение прогулки | 68 | 62 |
Принуждение к продолжительным неудобным позам (стояние на одной ноге, сидение на корточках, с завязанными за спиной руками) |
3 |
1 |
Стояние на коленях на полу на рассыпанной крупе |
6 |
2 |
Жестокие по отношению к психике ребенка: запугивание - «спущу в унитаз», «вырою яму и закопаю», «отдам в другую семью», «выгоню из дома», «отрежу ухо» или другие части тела, «зашью рот», «приколю язык» и др. |
20
|
6
|
Размещение в клетке | - | 1 |
Угроза лишить своей любви | 72 | 85,5 |
Лишение возможности просмотра телепередач | 86,5 | 89,1 |
Лишение общения, т.е. не разговаривать с ребенком длительное время |
45,7 |
47 |
Заклеивание рта пластырем, липкой лентой | 6 | 8 |
При этом было установлено, что следы побоев детей тщательно скрываются родителями, и, тем не менее, существуют случаи, когда воспитатели фиксируют их на теле ребенка.
Удивительным фактом является то, что даже при наличии ярко выраженных следов побоев и даже гематом, дети не обращаются за помощью и защитой к воспитателю своей группы.
Несмотря на жестокое обращение родителей с ними, дети заявляют, что любят своих родителей. Из 150 детей только один ребенок (в возрасте 5 лет 10 месяцев) выразил желание «убить своего папку», который, будучи пьяным, бьет его ремнем.
Среди родителей (150 человек), которые подвергали своих детей различного рода жестоким наказаниям, только одна мать заявила о том, что она ненавидит собственного ребенка и считает его «исчадием ада», а остальные выражали любовь и привязанность к детям.
В тех случаях, когда удавалось установить контакт с родителями, ученые пытались выяснить, какие наказания применялись к самим родителям в детстве (в %%):
- лишали удовольствия - 80;
- стояли в углу, в том числе в неудобных позах и на горохе - 65,7;
- подвергались телесным наказаниям (били ремнем, тяжелыми предметами с нанесением увечий) - 63;
- запугивали - 45,7;
- наказывали лишением общения (подолгу не разговаривали с ними и т.п.) - 58,4.
Несмотря на это родители с теплотой вспоминают своих родных и считают их поведение, даже в самых крайних ситуациях (например, выбили 2 передних зуба за бранное слово) оправданным, так как эти действия, по их мнению, осуществлялись во благо ребенка.
Таким образом, даже в обычной, нормальной российской семье, в которой ни один из родителей не является носителем патологических акцентуаций и социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства - распространенное явление. Типичной ситуацией, в которой возникают эти нарушения - некомпетентные воспитательные воздействия на детей.
Поэтому в настоящее время наиболее острой проблемой, стоящей перед системой образования, является использование правовых и педагогических возможностей образовательного учреждения для защиты прав ребенка в семье. Работу по защите ребенка от всех форм насилия дошкольные работники рассматривают как должностную обязанность и считают, что ее проведение целиком зависит от уровня профессиональной квалификации самих педагогов.
Если с учетом этого проанализировать деятельность воспитателей, то становится очевидным, что в настоящее время еще многие дети остро нуждаются в защите. При этом воспитатели не преднамеренно игнорируют ряд направлений в работе с детьми, а действуют так в силу непонимания данной проблемы.
В первую очередь это связано с тем, что с каждым годом в массовой практике детских садов появляется все больше «проблемных» детей. К ним относятся дети с поведенческими нарушениями (воровство, ложь, агрессивность и т.п.), эмоционально-личностными расстройствами (депрессия, застенчивость, страхи, гиперактивность и т.п.), которые в той или иной степени обнаруживаются у каждого третьего ребенка.
Вместе с тем, было установлено, что 58% педагогов не в состоянии не только установить причину и оказать помощь таким детям, но даже просто не видят сам факт эмоциональных переживаний ребенка.
Детские страхи, тревожность, длительное подавленное состояние и многое другое практически полностью «выпадают» из поля зрения большинства воспитателей.
Кроме того, было установлено, что в настоящее время значительное число детей в группах являются «пренебрегаемыми» и «отверженными» и социальный статус таких детей практически не меняется.
Таким образом, становится очевидным, что ребенка, посещающего образовательное учреждение, можно считать защищенным от физического насилия. Но еще требуется большая работа по повышению правовой, управленческой и педагогической культуры руководителей детских садов и школ для того, чтобы все формы защиты, предусмотренные Конвенцией и нормативно-правовыми документами, были реализованы.
Как показало проведенное нами изучение, в настоящее время наиболее острой проблемой, стоящей перед системой образования, является использование правовых и педагогических возможностей образовательного учреждения для защиты прав ребенка в семье.
Очевидно, что в этой сложной и многоплановой работе должен принимать участие весь коллектив образовательного учреждения, но особая роль принадлежит заведующей - директору, методисту-завучу, психологу и воспитателю детского сада или учителю. Только в том случае, если эта работа будет осуществляться на всех ступенях образования слаженно и синхронно, мы сможем добиться желаемого результата.
Объединение усилий детского сада и семьи по защите прав и достоинств маленького ребенка
Детский сад в силу своей близости к семье может оказать влияние на формирование у родителей представлений о своих правах и обязанностях в соответствии с международными документами, такими как Конвенция о правах ребенка (1989г), Конституция Российской Федерации. Совместными усилиями детского сада и семьи мы можем обеспечить следующие права ребенка, представленные в Конвенции: право на охрану здоровья; право на образование; право на участие в играх; право на сохранение своей индивидуальности; право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения.
Для этого необходимо поставить перед коллективом педагогов детского сада следующие задачи:
- организовать работу в каждой группе, учреждении в целом, в соответствии с международными нормами и правами ребенка;
- вести правовое просвещение родителей,
- осуществлять профилактическую работу нарушений прав ребенка в семье, содействуя защите прав и достоинств ребенка.
Работа с родителями должна проводиться по этапам:
1. Знакомство родителей с организацией работы ДОУ, соблюдением в нем прав ребенка.
2. Изучение социально-педагогических условий семейного воспитания и эмоционального самочувствия ребенка в семье.
3. Знакомство родителей с правовой базой воспитания и образования детей.
4. Разработка и использование технологий включения родителей в воспитательно-образовательный процесс.
На родительских собраниях знакомить родителей с документами, которыми руководствуется детский сад: Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Законом "Об образовании", другими федеральными законами и распоряжениями Президента Российской Федерации. Необходимо предложить родителям ознакомиться с Уставом ДОУ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса. При подписании Договора между родителями и детским садом необходимо стремиться, чтобы родители внимательно ознакомились с этим документом, обсудили его в семье, поняли его содержание. Это начало работы по повышению правовой компетентности родителей.
Большое значение надо придать этапу ознакомления родителей с организацией работы детского сада, пригласить их на экскурсию по детскому саду, познакомить со специалистами: медицинскими работниками, психологом, инструктором по физическому воспитанию, музыкальными руководителями. В группе дети выступают в роли экскурсоводов, рассказывая о любимых игрушках, играх, уголках.
Большое внимание должно уделяться знакомству с системой оздоровления в детском саду, которая включает в себя работу по организации рационального питания, закаливания, физической подготовки, формированию основ ЗОЖ и т.д. Ознакомление можно проводить во время открытых просмотров режимных моментов, занятий, праздников.
С родителями знакомятся на семинарах-практикумах, где они вместе с детьми выполняют отдельные задания, знакомятся с играми и упражнениями. И если родители начинают нам доверять, они с удовольствием принимают участие в мероприятиях, Постепенно родители начинают понимать, что только бескорыстная, безусловная любовь к своему ребенку дает ему чувство защищенности в этом мире, является источником духовного и нравственного развития.
Постепенно родители становятся полноправными участниками образовательного процесса. Они принимают активное участие в создании предметно-развивающей среды. Интересной и плодотворной формой работы являются семейные клубы. В клубах педагоги, дети и родители выступают как равноправные участники, как субъекты совместной деятельности. Именно совместная деятельность детей и взрослых обеспечивает развитие личности ребенка.
Подводя итоги, можно сделать некоторые выводы о нашей совместной работе:
- удалось установить доверительные отношения с семьями детей, что дает достоверную информацию об эмоциональном благополучии ребенка в семье;
- удалось оказать помощь родителям в повышении правовой компетентности, заинтересовать их данной темой;
- родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, что позволяет выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду;
- взаимодействие родителей с детьми все больше приобретает личностно-ориентированный характер;
- дети комфортно чувствуют себя дома и в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "В защиту ребенка" (о кризисе трех лет)
Детские психологи Л. С. Выготский и Э. Келер выявили семь характеристик поведения ребенка, переживающего кризис трехлетнего возраста:негативизм,упрямство,строптивость,своеволие,обесценивание,протест-б...
Консультация для родителей "как защитить ребенка от весеннего авитаминоза"
«Как защитить ребенка от весеннего авитаминоза» Для нормального роста и развития ребенку необходимо регулярное поступление витаминов, микроэлементов, белков, жиров. И основную их часть малы...
Гиперобщительность: как защитить ребенка
Если до трех лет гиперобщительность связана с естественным выплеском эмоций — ребенок еще не осознает, где родные, где незнакомые люди, что можно говорить, где нужно замолчать, то в 4-5 лет гиперобщит...
Как защитить ребенка от простуды и гриппа
Вирус легко подхватить в любом месте - на прогулке, в транспорте, в детском саду. Что делать? В то время как Ваш малыш с нетерпением ожидает осенние и з...
буклет для родителей "Защити ребенка от вредной информации"
краткие рекомендации для родителей об опасности современных информационных технологий...
как защитить ребенка от простуды и гриппа
Вирус легко подхватить в любом месте - на прогулке, в транспорте, в детском саду. Что делать? ...
Защита детей от информации, причиняющей вред здоровью Памятка для родителей Как защитить ребенка от нежелательного контента в Интернете
Защита детей от информации, причиняющей вред здоровьюПамятка для родителейКак защитить ребенка от нежелательного контента в Интернете...