Консультация для воспитателей младших групп "Колыбельные песни в жизни ребёнка"
консультация по теме
Колыбельные — целый пласт народного искусства. Сфера их воздействия на малыша гораздо шире прикладного назначения успокоить и усыпить. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции.
Колыбельные помогают матери и ребенку наладить духовный контакт. Чувствуя материнское тепло, заботу о себе, слыша тихий и ласковый голос, младенец пребывает в состоянии комфорта: он желанен и любим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_kolybelnye_pesni_v_zhizni_rebenka.doc | 435 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
для воспитателей младших групп
«Колыбельные песни в жизни ребенка»
«Баюшки-баю... Баю, милую, баю, славную, баю, дитятку». Сколько ласковых слов находит мать, баюкая свое дитя. Сколько нежности в ее пении, обращенном к ребенку!
Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Его убаюкивают мягкие, спокойные, теплые интонации голоса матери, ласковое обращение, монотонность пения.
Колыбельная несет в себе народную мудрость, красоту, она — частица фольклора. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народное знание», «народная мудрость» (folk — народ; lore — знание). Можно сказать, что народная педагогика, вбирающая в себя обычаи, традиции, искусство народа, берет начало в колыбельной песне.
Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Мелодия — это душа музыки. Колыбельные песни — первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека.
Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям голоса в пении взрослого, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладевать речью, понимать содержание песен. Через колыбельную малыш получает первые представления об окружающих его предметах, о животных, птицах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений, они учат добру. Но
несмотря на интонационное и ритмическое своеобразие колыбельных разных народов, можно отметить некоторые сходные черты, присущие им. Это спокойный темп, негромкое звучание (мягкая динамика), размеренный ритм покачивания, небольшой диапазон мелодии (чаще всего — не более октавы, иногда — несколько звуков), обилие повторяющихся мелодических оборотов (часто варьированных), наличие остановок в конце фраз, припевных слов. Например, в русской колыбельной это слова «баю-баюшки», «люли, люлюшки» в разных сочетаниях и видоизменениях.
В мелодике русских колыбельных, как и в других русских народных песнях, особенно в наиболее древних, крестьянских, часто встречаются ходы на кварту, терцию и секунду в различны сочетаниях.
Жанру колыбельной свойственна импровизационность. Часто встречаются различные мелодии на одни и те же тексты, мелодические вариации в разных куплетах песни, варианты текстов. Иногда мать напевает без слов или на слова «бай-бай», импровизируя мелодию на ходу. Пение продолжается до тех пор, пока ребенок не уснет. Колыбельные следуют одна за другой, скрепленные припевом убаюкивающих слов.
В содержании песен отражался уклад жизни. Взрослый выражал свои тревоги о ребенке, каждодневные заботы о том, чем накормить, как одеть. Вместе с тем часто наблюдается стремление повернуть к ребенку светлую сторону жизни, отсюда — пожелание счастья, благополучия, богатства, удачи:
Будешь в золоте ходить,
Чисто серебро носить!
самое важное воспитательное влияние на ребенка оказывает сама материнская нежность, любовь, составляющая стихию колыбельных.
Для полноценного развития ребенку необходимо чувствовать себя любимым, защищенным. Колыбельная песня, в которой мать с лаской обращается к малышу, восполняет его потребность в общении со взрослым, возникающую с первых дней жизни. У ребенка рождается ответное чувство привязанности к родному человеку, любовь к матери, близким.
Название «колыбельная песня» произошло от слов колыбель, колебать (качать). В народном обиходе было и другое название колыбельных песен — байки, которое произошло от древнерусского глагола байкать (баюкать, качать, усыплять) или баять (говорить, сказывать, шептать). Байкой уговаривали ребенка скорее уснуть.
У детей очень рано проявляется интерес как к активным, так и пассивным движениям (качание, катание), любовь к ритму. Люди заметили, что в пути, под ритмичное движение, покачивание, ребенок быстрее засыпает. Поэтому колыбели стали делать так, чтобы они могли раскачиваться. Ритмичное покачивание колыбели сопровождалось иногда призвуками — поскрипываниями шеста, очепа, которые «вплетались» в колыбельный напев.
В народе дорожили колыбельным мастерством. Мать обучала дочерей, играющих с куклами, правильно «байкать». В крестьянской семье девочки с 6—7 лет уже присматривали за младшими братьями и сестрами, а иногда и нанимались нянями в другие семьи. Поэтому пение колыбельных — это искусство, которым в старину овладевали с детства.
Народные колыбельные существуют с древности. Они вбирают в себя интонационный строй музыкального языка каждого народа, мелодический «интонационный словарь» определенной эпохи. Позже, на основе народных, возникали авторские
колыбельные, использовавшие наиболее типичные обороты, устоявшиеся в народной песне этого жанра.
Колыбельная поэзия отличается обилием уменьшительно-ласкательных слов:
Люли, люли, люли,
Все давно уснули.
Один Ленечка не спит,
Он в окошечко глядит.
Ласковость колыбельных песен Часто усиливается обилием мягких согласных:
Ай, люли, люли, люли,
Прилетели к Вале гули.
Большую роль в звуковой организации стиха играют звукоподражания:
Ворота-то скрип, скрип,
А Коленька спит, спит.
Заметны часто встречающиеся повторения звуков и слов, как бы вызываемые самим мягким качанием подвесной люльки, что создает плавность звучания, монотонность.
Исследователи фольклора (П.В.Шейн, В.П.Аникин и др.) считают, что многие древние колыбельные песни близки к заговорам. Слову над колыбелью в старину придавали значение заклинания. О связи колыбельных с заговорами свидетельствуют общие или близкие пожелания сна и роста:
Спи по ночам,
Расти по часам!
Подобно заговору звучат слова колыбельной:
Ты спи, усни,
Угомон тебя возьми!
Древние колыбельные возникли в эпоху языческого олицетворения отвлеченных понятий, окружающих предметов. Мать заговаривала ребенка от всех скорбей и напастей, обращаясь к мифологическим персонажам, носителям сна — Сну, Дреме, Угомону:
Сон да Дрема,
Усыпи мое дитя!
Эти персонажи представлялись в колыбельных живыми существами, которых можно приглашать:
Ходит Сон по лавочке
В красненькой рубашечке,
Уж ты, Сон-дрема,
Поди к сыну в голова!
Постепенно в колыбельных утрачивались заговорно- заклинательные образы, они превращались в чисто художественные.
Иногда колыбельные песни отражали исторические события. В песне звучала и тревога матери за сына, которому предстоят воинские подвиги. Был обычай пугать детей именем врага.
Баю-бай, баю-бай!
К нам приехал Мамай,
К нам приехал Мамай,
Порой, чтобы овладеть вниманием ребенка, утомившего плачем, мать запугивала его страшным букой, стариком, волчком:
Ну, баю, баю, баю!
Баю дитятку мою!
Придет старый старичок,
Хворостинкой посечет.
В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без них. В учебниках для педагогических институтов встречаются даже указания на то, что укачивание признается ненужным и вредным: «Укачивание, убаюкивание ребенка заменяется вырабатывающим ритм жизненных процессов (сон, еда и пр.) распорядком... Колыбельная песня соответственно не поддерживается бытовой необходимостью». Забывая народные обычаи, песни, мы, безусловно, что-то невосполнимо теряем.
Колыбельные — целый пласт народного искусства. Сфера их воздействия на малыша гораздо шире прикладного назначения успокоить и усыпить. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции.
Колыбельные помогают матери и ребенку наладить духовный контакт. Чувствуя материнское тепло, заботу о себе, слыша тихий и ласковый голос, младенец пребывает в состоянии комфорта: он желанен и любим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Тема: «Роль игры в жизни ребёнка»
Игра занимает важное место в жизни маленького человека. Она участвует в формировании психики ребенка, развивает его, воздействует на эмоции и чувства. В игре малыш совершает первые открытия, переживае...
Семейная гостиная "Колыбельные песни в жизни ребёнка"
Эта статья будет полезна родителям детей первых лет жизни. В ней расказывается онеобходимости петь колыбельные песни....
Консультация для воспитателей: Роль песни в жизни ребёнка.
В консультации педагог расматривает значение и роль песни в жизни ребенка-дошкольника. Приводятся примеры народных песен, характеризуется роль воспитателя на музыкальных занятиях. описывается значимос...
Консультация для родителей младшей группы "Игрушка в жизни ребёнка"
В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки.при отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности....
Песня в жизни ребёнка
Статья для родителей....
Презентация "Колыбельные песни в жизни ребёнка"
В презентации раскрывается роль колыбельной песни в жизни ребёнка....