Консультация для воспитателей
консультация (старшая группа) на тему

Иликеева Айгуль Саитовна

 

Процесс познания  происходит  только  когда  ребенок  непосредственно  видит, слышит, осязает  окружающий  мир. Это  создает  у  него  более  яркие, эмоционально  насыщенные, запоминающиеся  образы.

 

   Постепенно от прогулки к прогулке, от  экскурсии  к  экскурсии  у детей складывается прекрасный образец родного края, своей  Малой  Родины. Это и аллея около сада, и березовая роща, и живописная тропинка у  озера …

 

Всё это закладывает первые  основы патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №253»

Орджоникидзевского района городского округа

город Уфа

Республики Башкортостан

Консультация  для воспитателей на тему:

«Воспитание патриотических чувств дошкольников

через ознакомление с родным краем, природой»

Воспитатель Иликеева А.С.

                                               Уфа 2015 год

    Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.

    Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

      Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

    Под патриотическим воспитанием педагоги понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему.

    Исходя из этого, целью воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.

    В рамках  патриотического воспитания параллельно с другими решаются следующие  задачи:

·       формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

·       формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.

    Для реализации цели и задач воспитателям нужно создавать взаимосвязанные и взаимообусловленные педагогические условия:

● знакомство с природой родного края, ее характерными особенностями

● проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года

● организация сезонного земледельческого труда в природе: посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев

● организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости

·         тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи воспитанников

        Именно с воспитания любви к родной природе необходимо  начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.

     Работу  над  методической темой «Формирование чувства любви к природе в процессе прогулок дошкольников», надо решать через комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера:

1) Дать дошкольнику знания, умения, опыт, развивающие его интеллектуально, нравственно, эстетически, физически, на основе которых создается представление о том, что такое Родина;

2) Расширить  познавательную сферу деятельности детей: развивать  кругозор детей, обогащение знаний путем знакомства с главными достопримечательностями нашего города;

3) Обеспечить оздоровление и физическое развитие ребенка в соответствии с его возрастной физиологией: способствовать пониманию того, что сильные, смелые, ловкие – лучшие защитники Родины в будущем.

Экскурсия – это форма учебно-воспитательной работы, которая  позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях.

- Природоведческие экскурсии

- Социально-бытовые экскурсии

- Экологические экскурсии

- Экскурсии эстетического характера

      В работе с детьми дошкольного возраста используются все разновидности экскурсий, которые направлены на воспитание любви к природе и сознанное и бережное отношение к ней. Наиболее эффективны такие формы работы: как пешеходные прогулки за территорию детского сада (деловые, оздоровительные), целевые  прогулки, мини походы.

      В  основе  разработки  содержания  ознакомления  детей  с родным  краем  посредством  экскурсий, целевых  прогулок,  надо опираться  на  конкретные  принципы:

- энциклопедичность  (отбор знаний из разных областей действительности);

- уникальность  места (изучение природной, культурной, социально-экономической  уникальности  края);

- интеграция  знаний  (отбор знаний для понимания детьми целостной картины мира);

- единство  содержания  и  методов;

- динамика  преемственных  связей (изменение  социального  опыта  детей  разного  дошкольного  возраста);  

- тематичность материала.

Ознакомление с природой – это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своей необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у воспитанников удивление, радость и восторг, желание больше узнать, побуждать их к передаче чувств и мыслей.

   Дети с удовольствием наблюдают, сопоставляют, сравнивают, делают выводы. Дети учатся рассуждать, рассказывать и описывать элементарные  явления природы.

    Чтобы прогулки были интересными, можно отправиться в «сказочное путешествие». Зимой на опушке может встретить волшебный снежок, осенью – золотой  листок, весной – весенняя капелька. Сказочные  персонажи  загадывают  загадки, дают задания, рассказывают  об  окружающем мире.

     Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края.

     Детям очень  нравятся целевые прогулки. Хотя  они кратковременны, эпизодичны, но очень разнообразны по тематике: наблюдения за особенностями погоды,  за растениями, животными в  разные  времена года.

  Постепенно границы наблюдений расширяются – участок детского сада, знакомая улица, роща, парк, сквер и т.д. Надо сообщать  детям не только первые знания о природе, но дать пример элементарных оценок наблюдаемых явлений: «Выглянуло солнышко, и всем сразу стало весело, только сосульки заплакали – им не хочется таять…»

       Если дети еще малы, все целевые прогулки сопровождаются играми, забавами, весельем (побегаем по шуршащим листьям; соберем шишки и сделаем из них веселых человечков и т.д.). Во время прогулок собирается природный материал для  использования  его для поделок: из шишек – ёжика или человечка, из веточек – змейку или птичку и др.

   Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители должны являться активными участниками всех мероприятий, проводимых в детском саду: в экологических акциях, проектах, экскурсиях на природу, развлечениях, викторинах. В работе с родителями можно использовать домашние задания. Родители совместно с детьми могут изготовить кормушки и скворечники, обогатить свои знания, составляя кроссворды на тему «Природа Жигулей» и др.

Процесс познания  происходит  только  когда  ребенок  непосредственно  видит, слышит, осязает  окружающий  мир. Это  создает  у  него  более  яркие, эмоционально  насыщенные, запоминающиеся  образы.

   Постепенно от прогулки к прогулке, от  экскурсии  к  экскурсии  у детей складывается прекрасный образец родного края, своей  Малой  Родины. Это и аллея около сада, и березовая роща, и живописная тропинка у  озера …

Всё это закладывает первые  основы патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультациядля воспитателей "Логические математические игры"

Развиваем детей с помощью математических игр....

Консультациядля родителей "Что такое георгтевская ленточка?" и "Как рассказать ребёнку о войне?".

Консультация для родителейЧто такое Георгиевская ленточка? Меня часто спрашивают, что означает георгиевская ленточка, какой смысл несет она. И я решила рассказать вам об этом символе. Да, эт...

КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Адаптация малыша в деском саду"

Адаптация малыша к детскому садуАдаптацияАдаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окру...

консультациядля родителей на тему День космонавтики

консультация для родителей День космонавтики...

Консультациядля воспитателей

Консультация для воспитателей...

Консультациядля родителей: "Осторожно гололед"!

О правилах поведения во время гололеда....

консультациядля родителей "Безопасность ребенка на зимних каникулах"

Информационный блок для родителей по безопасности ребенка...