Консультация для педагогов на тему: "Кризисы 6-7 лет. Социальная готовность детей к обучению в школе".
статья на тему
В В психологии под кризисами имеют в виду переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего.
Кризисы имеют ясно выраженное трехчленное строение, и складывается из трех связанных между собой фаз: предкритическая, критическая, посткритическая.
Обычно критический возраст определяют, отмечая кульминационные точки, или вершины кризиса. Таким образом, если стабильные периоды принято обозначать некоторым временным отрезком (например: дошкольный возраст 3-7 лет), то кризисы определяют по их вершинам (например: 3-х лет, кризис 7 лет и т.д.)
Перечисляются какие кризисы выделяются в детской психологии, раскрываются понятия основных симптомов кризисных периодов, подробно рассказывают о кризисе 7 лет. Так же педагогам предлагают анкету для родителей "Оценка особенностей поведения ребенка 6-7 летнего возраста" и рекомендации для родителей "Как справиться с кризисом 7 лет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsia_dlya_pedagogov_na_temu.doc | 263 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему:
«Кризисы 6-7 лет».
«Социальная готовность детей к обучению в школе».
Подготовила:
Воспитатель 1 категории
МДОУ № 381
Ермолаева Е.Ю.
В психологии под кризисами имеют в виду переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего.
Кризисы имеют ясно выраженное трехчленное строение, и складывается из трех связанных между собой фаз: предкритическая, критическая, посткритическая.
Обычно критический возраст определяют, отмечая кульминационные точки, или вершины кризиса. Таким образом, если стабильные периоды принято обозначать некоторым временным отрезком (например: дошкольный возраст 3-7 лет), то кризисы определяют по их вершинам (например: 3-х лет, кризис 7 лет и т.д.) При этом считают, что кризисный период в норме ограничивается приблизительно одним годом: последнее полугодие предыдущего стабильного периода + первое полугодие последующего стабильного периода.
В детской психологии принято выделять:
* кризис новорожденности;
* кризис одного года;
* кризис трех лет;
* кризис семи лет;
* кризис подростковый (12-14 лет)
* кризис юности (с 17-18 лет).
Наиболее ярко «относительная трудновоспитуемость» и негативный характер развития проявляются в симптомах кризиса. Очень важно отличать их от негативных моментов стабильных периодов (детской лжи, зависимости, ябедничества), так как причины возникновения и, следовательно, тактика поведения взрослого в том и в другом случаях существенно различаются. Принято выделять семь симптомов, так называемое «семизвездие кризиса».
Негативизм. Негативизмом называют такие проявления в поведении ребенка, как нежелание что-то сделать только, потому, что это предложил взрослый. Мотив непослушания - нежелание выполнять предложенное взрослым; отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания.
Упрямство. Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости является потребность в самоутверждении: ребенок поступает, таким образом, потому, что «он так сказал». При этом само действие или предмет для него могут и не иметь привлекательности.
Строптивость. Наиболее ярко проявляющийся в период кризиса трех лет. В отличие от негативизма, строптивость направлена не против взрослого, а протии норм поведения, установленных для ребенка, против привычного образа жизни. Ребенок отвечает недовольством «Да ну!» на все, что ему предлагают и что с ним делают.
Своеволие. Своеволие, проявляющееся в стремлении ребенка к самостоятельности, в желании все делать самому.
Это основные симптомы кризисных периодов. Несмотря на различную направленность (на взрослого, на себя и правила поведения), эти поведенческие проявления имеют одну и ту же основу-потребность ребенка в социальном признании, стремление к самостоятельности.
Наряду с основными, выделяют еще три дополнительных симптома кризиса:
Протест-бунт, когда все поведение ребенка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят ссоры с родителями по любому, порой незначительному поводу.
Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым(ребенок говорит «плохие» слова, грубит) и по отношению к любимым прежде вещам (рвет книжки, ломает игрушки).
Деспотизм (в семье с единственным ребенком чаще наблюдается), когда ребенок стремится проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом(умеет) проявляться в форме ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и ту же психологическую основу - детский эгоцентризм, стремление занять главное место в жизни семьи.
В переходные периоды детского развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым потому, что система применяемых к нему педагогических требований не соответствует уровню его развития и его новым потребностям.
Кризисы, в их негативном понимании, не являются обязательными спутниками психического развития. Неизбежны не кризисы, как таковые, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Кризисов совсем может и не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом – управляемым воспитанием.
Психологический смысл критических (переходных) возрастов и их значение для психического развития ребенка заключается в том, что в эти периоды происходят наиболее существенные, глобальные изменения всей психики ребенка: меряется отношение к себе и другим, возникают новые потребности и интересы, перестраиваются познавательные процессы, деятельность ребенка приобретает новое содержание.
Кризисы следует рассматривать как закономерное явление психического развития ребенка. Негативная симптоматика переходных периодов – это оборотная сторона важных изменений детской личности, которые составляют основу дальнейшего развития. Кризисы проходят, а эти изменения (возрастные новообразования) остаются.
Кризис семи лет – всегда связывался с началом школьного обучения. Старший дошкольный возраст - это переходная ступень в развитии, когда ребенок еще дошкольник, но еще и не школьник. Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость). Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения, вертлявость, клоунада, паясничество. Ребенок ходит вертлявой походкой,
Говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение.
Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживаниями и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «Захотел – осознал – сделал». Старший дошкольник начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д. Наличие элементарного осознания своей внешней и внутренней жизни отличает детей 7-го года от младших детей, а кризис
7-ми лет от кризиса 3-х лет.
В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. В условиях всеобщего школьного обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности. (В школе - большие, а в детском саду – только малыши), а так же в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие - то их обязанности, стать помощником в семье.
Психологи выявили связь семи лет и успешности адаптации детей к школе. Оказалось, что дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньше трудностей, чем дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявляется.
В последние годы наблюдается смещение границ кризиса семи лет к шестилетнему возрасту. У некоторых детей негативная симптоматика появляется уже 5,5 лет, поэтому сейчас говорят о кризисе 6-7 лет. Существует несколько причин, определяющих более раннее наступление кризиса,
*1* - изменения социально – экономических и культурных условий жизни общества в последние годы привели к изменению нормативного обобщенного образа ребенка 6 лет, и, =, изменилась система требований, предъявляемых к детям этого возраста. (большинство детей при поступлении в школу уже умеют читать, имеют обширные знания в различных областях жизни).
*2*- многочисленные эксперименты исследования показывают, что
познавательные возможности современных шестилетних детей превосходят соответствующие показатели их сверстников 60-70-х годов. Ускорение темпа психического развития является один из факторов смещения границ кризиса семи лет на более ранние сроки,
*3*- старший дошкольный возраст характеризуется значительными изменениями в работе физиологических систем организма, Его не случайно называют возрастом смены молочных зубов, возрастом « вытягивания в длину»,
Еще недавно кризис 7 лет психологи относили к « малым» кризисам, в которых негативные проявления выражены слабее, чем в «больших» кризисах 3-х лет и 11-12 лет. Современные особенности протекания кризиса семи лет позволяют говорить о том, что из категории «малых» он переходит в категорию «больших», остро протекающих кризисов. Следовательно, можно сделать выводы, рассматривая старший дошкольный возраст как кризисный или переходный период развития?
Первое. Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти не заметно, сглажено, а у других бурно и очень болезненно.
Второе. Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более серьезной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими.
Третье. Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменение в детском самосознании - формирование внутренней социальной позиции.
Четвертое. Проявление кризиса в 6-7 летнем возрасте говорит ос социальной готовности ребенка к обучению к школе.
Говоря о связи кризиса 7 лет с готовностью ребенка к обучению к школе, необходимо отличать симптомы кризиса развития от проявлений невроза и индивидуальных особенностей темперамента и характера, о которых мы уже говорили.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
«Оценка особенностей поведения ребенка 6-7 летнего возраста».
Родителям предлагается оценить особенности поведения их ребенка за последние полгода-год. Если данная особенность поведения свойственна ребенку, и появилась недавно, соответствующий пункт оценивается в два балла;
- если указанные особенности появляются, время от времени независимо от возраста – 1 балл;
- при их отсутствии ставится 0.
1. В последнее время (0,5-1 год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.
2. Часто грубит, старается «переговорить» взрослого.
3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.
4. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большей неохотой.
5. Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.
6.Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играми с
малышами.
7. Стал упрямым, во всем отстаивает свое мнение.
8. Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом.
9. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному
поводу.
10.Стремится подрожать взрослым, охотно выполняет их обязанности.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.
0-5 баллов - для этого возраста ребенок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательней, может быть он отстает от сверстников в своем развитии;
5-10 баллов – негативные реакции ребенка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей или результатом неправильного воспитания, а не возрастом кризиса;
10-20 баллов - скорее всего, трудности в воспитании ребенка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера.
КАК СПРАВИТЬСЯ С КРИЗИСОМ СЕМИ ЛЕТ.
(Рекомендации для родителей)
1.Прежде всего, нужно помнить, что временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
2.Причины острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать, ребенку больше свободы и самостоятельности.
3.Измените, свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
4.Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
5.Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
6.Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!
!Симптомы кризиса говорят об изменениях в самосознании ребенка, формировании внутренней социальной позиции. Главное при этом – не негативная симптоматика, а стремление ребенка к новой социальной роли и социально значимой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе (консультация для родителей)
Готовность ребенка к школе- это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Во все времена большое значение уделялось готовности ребенка к школе. Особенно актуальн...
Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе. Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников"
1.Понятие о психологической готовности детей к школе2. Показатели психологической готовности2.1. Мотивационная готовность2.2. Волевая готовность2.3. Интеллектуальная готовность2.4. Социальная готовнос...
Консультация "Влияние игры на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе"
В педагогике дошкольного детства широко распространен подход, согласно которому общение рассматривается как коммуникативная еятельность. Для этого ребенку необходим широкий круг соответстующих умений....
Консультация для воспитателей «Влияние игры на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе»
Данная консультация раскрывает роль игры в подготовке детей к школе....
Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе»
Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе»...
Консультация для воспитателей на тему: "Современные методы диагностики готовности детей к обучению в школе"
Данная консультация была разработана для воспитателей, для поверхностного ознакомления с методиками определения готовности к школьному обучению"...
Рекомендации психолога для педагогов и родителей "Эмоционально-волевая готовность детей к обучению в школе"
Дети эмоционально не подготовленные к школе,зачастую не слушают учителя на уроках, не выполняют заданий, не умеют работать по образцу, нарушают дисциплину. На что обратить внимание педагогам и родител...