Консультация для педагогов на тему: "Кризисы 6-7 лет. Социальная готовность детей к обучению в школе".
статья на тему

Ермолаева Елена Юрьевна

В В психологии под кризисами имеют в виду переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и      началом следующего.

Кризисы имеют ясно выраженное трехчленное строение, и складывается из трех связанных между собой фаз: предкритическая, критическая, посткритическая.

Обычно критический возраст определяют, отмечая кульминационные точки, или вершины кризиса. Таким образом, если стабильные периоды принято обозначать некоторым временным отрезком (например: дошкольный возраст 3-7 лет), то кризисы определяют по их вершинам (например: 3-х лет, кризис 7 лет и т.д.) 

Перечисляются какие кризисы выделяются в детской психологии, раскрываются понятия основных симптомов кризисных периодов, подробно рассказывают о кризисе 7 лет. Так же педагогам предлагают анкету для родителей "Оценка особенностей поведения ребенка 6-7 летнего возраста" и рекомендации для родителей "Как справиться с кризисом 7 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsia_dlya_pedagogov_na_temu.doc263 КБ

Предварительный просмотр:

 

         Консультация для педагогов на тему:

         

         «Кризисы 6-7 лет».

   

        «Социальная готовность детей к обучению в школе».

                                                                                        Подготовила:

                                                                                        Воспитатель 1 категории

                                                                                        МДОУ № 381

                                                                                        Ермолаева Е.Ю.

В психологии под кризисами имеют в виду переходные периоды от одного этапа детского развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего.

Кризисы имеют ясно выраженное трехчленное строение, и складывается из трех связанных между собой фаз: предкритическая, критическая, посткритическая.

Обычно критический возраст определяют, отмечая кульминационные точки, или вершины кризиса. Таким образом, если стабильные периоды принято обозначать некоторым временным отрезком (например: дошкольный возраст 3-7 лет), то кризисы определяют по их вершинам (например: 3-х лет, кризис 7 лет и т.д.) При этом считают, что кризисный период в норме ограничивается приблизительно одним годом: последнее полугодие  предыдущего стабильного периода + первое полугодие последующего стабильного периода.

В детской психологии принято выделять:

* кризис новорожденности;

* кризис одного года;

* кризис трех лет;

* кризис семи лет;

* кризис подростковый (12-14 лет)

* кризис юности (с 17-18 лет).

Наиболее ярко «относительная трудновоспитуемость» и негативный характер развития проявляются в симптомах кризиса. Очень важно отличать их от негативных моментов стабильных периодов (детской лжи, зависимости, ябедничества), так как причины возникновения и, следовательно, тактика поведения взрослого в том и в другом случаях существенно различаются. Принято выделять семь симптомов, так называемое «семизвездие кризиса».

Негативизм. Негативизмом называют такие проявления в поведении ребенка, как нежелание что-то сделать только, потому, что это предложил взрослый. Мотив непослушания - нежелание выполнять предложенное взрослым; отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания.

      Упрямство. Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости является потребность в самоутверждении: ребенок поступает, таким образом, потому, что «он так сказал». При этом само действие или предмет  для него могут и не иметь привлекательности.

      Строптивость. Наиболее ярко проявляющийся в период кризиса трех лет. В отличие от негативизма, строптивость направлена не против взрослого, а протии норм поведения, установленных для ребенка, против привычного образа жизни. Ребенок отвечает недовольством «Да ну!» на все, что ему предлагают и что с ним делают.

      Своеволие. Своеволие, проявляющееся в стремлении ребенка к самостоятельности, в желании все делать самому.

Это основные симптомы кризисных периодов. Несмотря на различную направленность (на взрослого, на себя и правила поведения), эти поведенческие проявления имеют одну и ту же основу-потребность ребенка в социальном признании, стремление к самостоятельности.

Наряду с основными, выделяют еще три дополнительных симптома кризиса:

     Протест-бунт, когда все поведение ребенка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят ссоры с родителями по любому, порой незначительному поводу.

    Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым(ребенок говорит «плохие» слова, грубит) и по отношению к любимым прежде вещам (рвет книжки, ломает игрушки).

     Деспотизм (в семье с единственным ребенком чаще наблюдается), когда ребенок стремится проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной  жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом(умеет) проявляться в форме ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и ту же психологическую основу - детский эгоцентризм, стремление занять главное место в жизни семьи.

В переходные периоды детского развития ребенок становится относительно трудновоспитуемым потому, что система применяемых к нему педагогических требований не соответствует уровню его развития и его новым потребностям.

Кризисы, в их негативном понимании, не являются обязательными спутниками психического развития. Неизбежны не кризисы, как таковые, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Кризисов совсем может и не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом – управляемым воспитанием.

Психологический смысл критических (переходных) возрастов и их значение для психического развития ребенка заключается в том, что в эти периоды происходят наиболее существенные, глобальные изменения всей психики ребенка: меряется отношение к себе и другим, возникают новые потребности и интересы, перестраиваются познавательные процессы, деятельность ребенка приобретает новое содержание.

Кризисы следует рассматривать как закономерное явление психического развития ребенка. Негативная симптоматика переходных периодов – это оборотная сторона важных изменений детской личности, которые составляют основу дальнейшего развития. Кризисы проходят, а эти изменения (возрастные новообразования) остаются.

Кризис семи лет – всегда связывался с началом школьного обучения. Старший дошкольный возраст  - это переходная ступень в развитии, когда ребенок еще дошкольник, но еще и не школьник. Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте  (негативизм, упрямство, строптивость). Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения, вертлявость, клоунада, паясничество. Ребенок ходит вертлявой походкой,      

 Говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение.

Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживаниями и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «Захотел – осознал – сделал». Старший дошкольник начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д. Наличие  элементарного осознания своей внешней и внутренней жизни отличает детей 7-го года от младших детей, а кризис

7-ми лет от  кризиса 3-х лет.

В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. В условиях всеобщего школьного обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности. (В школе - большие, а в детском саду – только малыши), а так же в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие -  то их обязанности, стать помощником в семье.

Психологи выявили связь  семи лет и успешности адаптации детей к школе. Оказалось, что дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньше трудностей, чем дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявляется.

В последние годы наблюдается смещение границ кризиса семи лет к шестилетнему возрасту. У некоторых детей негативная симптоматика появляется уже 5,5 лет, поэтому сейчас говорят о кризисе 6-7 лет. Существует несколько причин, определяющих более раннее наступление кризиса,

*1* - изменения социально – экономических и культурных условий жизни общества в последние годы привели к изменению нормативного обобщенного образа ребенка 6 лет, и, =, изменилась система требований, предъявляемых к детям этого возраста. (большинство детей при поступлении в школу уже умеют читать,  имеют обширные знания в различных областях жизни).

*2*- многочисленные эксперименты исследования показывают, что

   познавательные возможности современных шестилетних детей  превосходят соответствующие показатели их  сверстников 60-70-х годов. Ускорение темпа психического развития является один из факторов смещения границ кризиса семи лет на более ранние сроки,

*3*- старший дошкольный возраст характеризуется значительными изменениями в работе физиологических систем организма, Его не случайно называют возрастом смены молочных зубов, возрастом « вытягивания в длину»,

Еще недавно кризис 7 лет психологи относили к « малым» кризисам, в которых негативные проявления выражены слабее, чем в «больших» кризисах 3-х лет и 11-12 лет. Современные особенности протекания кризиса семи лет позволяют говорить о том, что из категории «малых» он переходит в  категорию «больших», остро протекающих кризисов. Следовательно, можно сделать выводы, рассматривая старший дошкольный возраст  как кризисный или переходный период развития?

Первое. Кризисы развития неизбежны и в определенное время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти не заметно, сглажено, а у других бурно и очень болезненно.

Второе. Независимо от  характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более серьезной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими.

Третье. Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменение в детском самосознании - формирование внутренней социальной позиции.

Четвертое.  Проявление кризиса в 6-7 летнем возрасте говорит ос социальной готовности ребенка к обучению к школе.

Говоря о связи кризиса 7 лет с готовностью ребенка к обучению  к школе, необходимо отличать симптомы кризиса развития от проявлений невроза и индивидуальных особенностей темперамента и характера, о которых мы уже говорили.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

«Оценка особенностей поведения ребенка 6-7 летнего возраста».

Родителям предлагается оценить особенности поведения их ребенка за последние полгода-год. Если данная особенность поведения свойственна ребенку, и появилась недавно, соответствующий пункт оценивается в два балла;

- если указанные особенности появляются, время от времени независимо от возраста – 1 балл;

- при их отсутствии ставится 0.

1.  В последнее время (0,5-1 год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.

2. Часто грубит, старается «переговорить» взрослого.

3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с         другими ребятами.

4. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большей неохотой.

5. Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.

6.Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играми с

      малышами.

7. Стал упрямым, во всем отстаивает свое мнение.

8. Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом.

9. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному

       поводу.

10.Стремится подрожать взрослым, охотно выполняет их обязанности.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.

0-5 баллов - для этого возраста ребенок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательней, может быть он отстает от сверстников в своем развитии;

5-10 баллов – негативные реакции ребенка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей или результатом неправильного воспитания, а не возрастом кризиса;

10-20 баллов - скорее всего, трудности в воспитании ребенка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера.

КАК СПРАВИТЬСЯ С КРИЗИСОМ СЕМИ ЛЕТ.

(Рекомендации для родителей)

1.Прежде всего, нужно помнить, что временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.

2.Причины острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать, ребенку больше свободы и самостоятельности.

3.Измените, свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.

4.Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.

5.Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.

6.Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

!Симптомы кризиса говорят об изменениях в самосознании ребенка, формировании внутренней социальной позиции. Главное при этом – не негативная симптоматика, а стремление ребенка к новой социальной роли и социально значимой деятельности.  

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе (консультация для родителей)

Готовность ребенка к школе- это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Во все времена большое значение уделялось готовности ребенка к школе. Особенно актуальн...

Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе. Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников"

1.Понятие о психологической готовности детей к школе2. Показатели психологической готовности2.1. Мотивационная готовность2.2. Волевая готовность2.3. Интеллектуальная готовность2.4. Социальная готовнос...

Консультация "Влияние игры на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе"

В педагогике дошкольного детства широко распространен подход, согласно которому общение рассматривается как коммуникативная еятельность. Для этого ребенку необходим широкий круг соответстующих умений....

Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе»

Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе»...

Консультация для воспитателей на тему: "Современные методы диагностики готовности детей к обучению в школе"

Данная консультация была разработана для воспитателей, для поверхностного ознакомления с методиками определения готовности к школьному обучению"...

Рекомендации психолога для педагогов и родителей "Эмоционально-волевая готовность детей к обучению в школе"

Дети эмоционально не подготовленные к школе,зачастую не слушают учителя на уроках, не выполняют заданий, не умеют работать по образцу, нарушают дисциплину. На что обратить внимание педагогам и родител...