арт-терапия в жизни детей
статья на тему

Веселова Надежда Юрьевна

1. Страх, с одной стороны, играет немаловажную роль в жизни ребёнка,  он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой стороны, положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.

2. Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка, и, появление различных эмоциональных нарушений, психологических проблем, связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.

3. Профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребенок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно. Существующие способы снижения и контроля страха основываются, прежде всего, на теории научения.

4. Коррекцию страхов воспитатель ДОУ может осуществлять используя приемы игротерапии, сказкотерапии, бесед.

5.  Арт-терапия применяется, как средство психической гармонизации  и развития человека. Это метод терапии основанный на занятиях художественным (изобразительным) творчеством может  помочь детям в коррекции их страхов.

В тех детских садах, где есть психолог, проводится определенная психолого-диагностическая и психотерапевтическая работа, помогающая родителям и воспитателям в коррекции детских страхов. Там где нет психологов, эту проблему берет на себя воспитатель

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon art_terrapiya_v_zhizni_rebyonka.doc205 КБ

Предварительный просмотр:

1

                                                         2010 год                                                

                                                 Содержание.

      Введение

 1 Глава. Анализ психолого-педагогической литературы о детских страхах

    1.1. Понятие страх и тревожность.

    1.2. Исследование возрастной  психологии по проблемам детских страхов.

    1.3.  Характеристики детских страхов.

    1.4.  Виды страхов.

    1.5.  Выявление страхов.

    1.6.  Основные методы преодоления страхов у детей.

    1.7. Приемы арт-терапии как  средство работы воспитателя с детскими  

           страхами. Откорректировать в связи с добавлениями.

Выводы по 1 главе

2 глава.   Экспериментальная работа по коррекции  страхов у детей 5-6 лет.

  2.1 Характеристика выборки участников эксперимента.

  2.2  Констатирующий эксперимент по выявлению детских страхов.   

         2.2.1.Особенности педагогических условий

         2.2.2  Диагностика

         2.2.3Анализ результатов констатирующего эксперимента  по теме  

                выявления страхов у детей средней группы.                                                                        2.3 Формирующий этап исследований по коррекции страхов детей 5-6 лет.                                                             

       2.3.1  Построение формирующего эксперимента.                                           

       2.3.2 описание формирующего эксперимента.                                  

       2.3.3.Проверка результатов экспериментальной работы: проведение                             контрольного эксперимента.                                                            Выводы по 2 главе

       Заключение.

       Список литературы.

       Приложение.

                2                                     Введение
       Детские страхи - очень глубокие переживания детства - часто оставляют своеобразные «сюрпризы» в более старшем возрасте. Различные взрослые невротические проявления подчас возникают от вовремя не ушедших детских страхов.

       Как же маленькому человеку перенести нагрузку бешено бегущего мира?    Как не бояться, если с каждым днём прибавляются сотни причин для страха?

       Будучи взрослыми, мы забываем, как страшно сделать «ну хотя бы ещё один шажок», как потеют ладошки и бегут противные мошки по спине, когда в темноте, в углу комнаты, сидит паук или старая ведьма, которая, благодаря детскому воображению,  дышит и шевелится.

       У детей множество различных страхов, пришедших в одночасье и хранимых годами. Ребёнок принимает большую часть информации невербально, ориентируясь на «язык» органов чувств и тела. Большинство воспринимаемой информации не осознаётся и остаётся в детской голове на бессознательном уровне. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому детские страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость.

     В связи с этим возникает проблема, как может помочь ребенку, переживающему страхи, воспитатель ДОУ, не используя сложные психологические приемы, но применяя результативные технологии. В связи с этим        проблема   коррекции страхов очень актуальна.

    3 Отечественными психологами Ю.Б.Некрасовой, О.С.Никольской, Т.А.Добровольской, Л. В. Кузнецовой,  Е. А. Медведевой доказано, что использование средств искусства существенно повышает эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми.  Ребенок с проблемами, действуя в удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений.

     Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я».

       Арттерапия — синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии). В лечебной и психо-коррекционной практике — совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии (Е.А.Медведева).

       Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъект и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения.

 

            4                     Методологической основой нашего исследования являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о  закономерностях развития детской психики.

      Диагностика и   коррекция   детских   страхов  отражена   в  исследованиях   К.С. Лебединской, В.В.Лебединского,  И.В.Дубровиной, Робинсон, Эберлейн, В.Д.Зеньковского М.А.Панфиловой, И.Захарова, А.Т.Спиваковской, А.Фромм, Т.Гордон, В.Л. Леви и многих других. 

Целью  работы является выявление эффективности использования  приёмов арт-терапии в  работе по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста.

 Объект исследования: страхи детей  старшего дошкольного  возраста. 

 Предмет исследования: приемы арт-терапии,  как средство коррекции  

           страхов  у детей  старшего дошкольного возраста. 

 Гипотеза  исследования: мы предполагаем,  что подбор различных приёмов   арт-терапии в коррекционной работе позволит снизить страхи у детей старшего дошкольного возраста.

 Задачи   исследования:

 1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам детских страхов;

 2.выявить особенности проявления страхов у детей старшего дошкольного   возраста;

 3. разработать систему приёмов  по преодолению детских страхов;

 4.  апробировать приёмы арт-терапии  в работе по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста;

5.проанализировать результаты коррекционной работы и сделать выводы.

    Для решения поставленных задач нами будут использованы следующие методы исследования:

  1. анализ литературных источников
  2. наблюдение за переживаниями детьми страхов, диагностика страхов
  3. беседа с воспитателем и родителями
  4. анализ продуктов деятельности.          

               5                      1 глава.

          Анализ психолого-педагогической литературы о детских страхах.

  1. Понятие страх и тревожность.

        На первичном, биологическом уровне страх характеризуется выделением в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв.

       На вторичном, психологическом уровне - это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.
     «Страх–это специфическое, острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью». (п.34, стр. 22)

       Известный физиолог И.П.Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. «Страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока».

       Российский психолог А. И. Захаров считает, что страх - это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула.(п.7. стр. 12)

      В современной энциклопедии СТРАХ описывается, как отрицательная эмоция в ситуации реальной или воображаемой опасности.                                                                                                                                

     Так же часто, как термин «страх», встречается термин «тревога».

     И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т. е. в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности. Апофеоз страха и тревоги — ужас.

     Учёный К. Изард объясняет различие терминов «страх» и «тревога» таким образом: тревога - это комбинация некоторых эмоций, а страх - лишь одна из них.

6      Тревога - это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто тревога проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями.      

       Как отклик на состояние неопределенности тревога возникает в результате предвосхищения неприятности. Следовательно, если страх — аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, то тревога — это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы.

        Тревога в отличие от страха - не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Чувство беспокойства в зависимости от психической структуры личности ребенка, его жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может приобретать значение, как тревоги, так и страха. Человек, находящийся в состоянии безотчетного, неопределенного беспокойства, ощущает тревогу, а человек, боящийся определенных объектов или мыслей, испытывает страх.

      Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Таким образом, следует помнить, что беспокойство, тревога, страх - такие же эмоционально неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль.

1.2. Исследования  возрастной психологии по проблеме детских страхов.

      Страх является предметом научного исследования, пожалуй, чаще, чем какая-либо другая фундаментальная эмоция. Это объясняется тем, что все более растет число объектов, событий, условий и ситуаций, которые пугают или потенциально могут быть пугающими.

      Страх имеет различную степень интенсивности переживания и различные формы выражения. По классическому определению Дарвина (Дарвин, 1872г.), страх свойственен всему живому миру и выполняет определенные биологические, приспособительные функции.

    7   Как одно из основных понятий экзистенциальной философии, вводимое С.Кьеркегором, выделяют:

  1 - «эмпирический» страх - боязнь, вызываемый конкретным предметом или обстоятельством;

  2 - метафизический страх- это неопределенный, безотчетный страх, тоска -  предметом, которого является «нечто», и он есть форма переживания человеком «нечто».

      Какое воздействие оказывает «нечто»? Оно рождает страх. Именно потому, что человек не вечен  и знает о своей кончине, ему ведом метафизический страх - тоска, неизвестный животным.

      У Сартра - экзистенция страха, в отличие от обычного, возникает перед каким-то определенным предметом внешнего мира, истолковывается как страх перед самим собой, перед своей возможностью и свободой. «Страх возникает не оттого, что я могу упасть в пропасть, а оттого, что я могу в нее броситься.» (Сартр,1943г.)

     В раннем психоанализе выявлялись рациональный и иррациональный страхи.

1. Рациональный страх перед внешней опасностью.

2. Глубинный, иррациональный страх, как результат неактуализированных

жизненных стремлений, подавление невоплощенных желаний: иррациональный страх - это способ функционирования Сверх-Я (Super-I).

      В современном неофрейдизме (Хорни, Фромм и др.) страх приобретает особое значение: страх становится здесь как бы глобальным состоянием, связанным с существованием в иррационально-функционирующем современном обществе, и главным источником невроза.

     Так, у Хорна, страх - основной фактор формирования невротических типов личности, обладающих специфическими характерами.

      Понимание страха не избавляет от опасных или пугающих ситуаций, но оно может обеспечить дополнительную меру контроля над этой эмоцией.

      Изард, профессор психологии Далаверского университета, отмечает, что любая эмоция имеет сходное устройство и состоит из трех компонентов:

8

а) переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции;

б) процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма;

в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций, в частности те, которые выражаются на лице. (п.3, стр.52).

                                             Причины страхов.

Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся сигналом опасности. Угроза, также как и потенциальный ущерб, может быть как физической, так и психологической, Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то угрожающего, либо отсутствие чего-то, что обеспечивает безопасность.

        Как отмечает Грэй, страх может быть вызван тем, что событие не происходит в ожидаемом месте или в ожидаемое время.

        Вызывает ли какое-то событие страх, зависит от того контекста, в котором оно происходит, от индивидуальных различий в темпераменте или его предрасположенностях и от опыта и возраста индивида.

        Изард причины страха разделил на четыре класса:

    а) внешние события и процессы;

    б) влечения и потребности;

    в) эмоции;

    г) когнитивные процессы субъекта.

      Причины, относящиеся к каждому из этих классов, могут быть врожденными или приобретенными.

       Выяснив причины возникновения страха, обратимся к нейрофизиологии страха. При страхе, как отмечает Толекинс (п.12, стр122.), возрастает нейронная активность. При этом происходит ряд изменений работы внутренних органов и всего организма (п.12, стр 131)

 А именно:

  9 -Увеличение частоты сердцебиений, а также силы сердечных сокращений, сужение кровеносных сосудов в органах брюшной полости, расширение периферических сосудов (сосудов конечностей), расширение коронарных сосудов, повышение кровяного давления.

-Снижение тонуса мышц желудочно-кишечного тракта, прекращение

деятельности пищеварительных желез.

-Расширение зрачка, Напряжение мышц, обеспечивающих психомоторную реакцию.

-Усиление потоотделения.

-Усиление секреторной функции мозгового вещества надпочечников, вследствие   чего увеличивается содержание адреналина в крови.

       Система физиологических сдвигов имеет внешне выразительный фон. Выражение лица при страхе приобретает характерные особенности. При страхе брови почти прямые и кажутся несколько приподнятыми.

      Внутренние углы бровей сдвинуты друг к другу, имеются горизонтальные морщины, занимающие две трети или три четверти лба. Экман и Фризен (п.12,стр.146) утверждают, что если из всех этих проявлений присутствуют только положение бровей, то в этом случае имеется некоторое предчувствие страха, беспокойство или же контролируемый страх. Глаза при страхе раскрыты более широко, чем в нормальном состоянии, нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято. Рот при страхе открыт, губы напряжены и немного растянуты. Обычно интенсивность страха, которая варьирует от предчувствия чего-то неприятного до ужаса, коррелирует с напряжением различных мышц в районах бровей, глаз, рта, которые участвуют в мимических реакциях страха. Одним из наиболее ярких показателей интенсивности страха является степень оттянутости назад уголков рта, натягивающих и выпрямляющих губы над зубами.

Итак, мы рассмотрели 3 основных компонента, характеризующие устройство эмоции страха:

а) психологические составляющие;

б) систему физиологических сдвигов;

в) внешнее выражение.

10                            1.3. характеристика детских страхов.

        На  сегодняшний день нет единой классификации страхов. Рассмотрим основные подходы к классификации страхов у детей Овчаровой Р.В.,ЗахароваА.В.

      Овчарова Р.В. выделяет следующие виды страхов [п.21, стр.312] возрастные и невротические.

       Возрастным страхам подвергаются практически все дети. Наиболее они проявляются у эмоционально чувствительных детей, как отображение особенностей психического и личностного развития. Поводом их возникновения являются:

  • Наличие страхов у родных. При этом большинство страхов передаются от родителей неосознанно, но есть и другая категория - внушаемые страхи, такие как: Баба Яга,  Гуси-Лебеди, пауки и т. д.). Это те персонажи, которыми родители обычно запугивают своих детей, чтобы добиться определённого послушания.

   •Тревожность в обращении с ребёнком.
 •Избыточное предохранение от опасности.
 •Большое количество запретов.
 • Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых в семье.
 • Психологическая травма типа испуга, шока.
 • Испытываемые матерью нервно-психические перегрузки, вследствие      

     вынужденной    подмены     семейных     ролей.
 • Конфликтные ситуации в семье   и т.д.  

        Кроме возрастных страхов, Овчарова Р.В. выделяет  невротические страхи.  

     Невротическими страхи становятся в результате:

     • Длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. Обычно, это страхи темноты, одиночества, животных.
    • Недостаточная уверенность в себе, отсутствие адекватной самооценки, психологической защиты, наличие многочисленных страхов - являются признаком неврозов.

       11     Наиболее полная  классификация страхов предлагается  А.Захаровым [п.7,c.247]. Он пишет, что страх условно делится на ситуативный и личностный.
    Ситуативный страх возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого или ребенка обстановке.  Например, при нападении собаки. Часто он появляется в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.

      Личностно-обусловленный страх появляется в незнакомой обстановке, при новых знакомствах и предопределен характером человека, например, его

повышенной  мнительностью.

                                                                                                                             

       Также, по классификации А.Захарова [п.7, c.248] условно страхи можно разделить на две большие группы " врожденные" и "приобретенные".

       Страхи, названные нами "врожденными" сопровождают определенный возрастной период развития (или возрастные).  Когда проходит трёхлетний возраст, начинается бурное развитие фантазии, воображения, образного мышления притом, что дети ещё очень наивны и внушаемы. Маленькие дети могут бояться всего: любого резкого звука, темноты, игрушки.

      И даже если вам кажется, что ваш ребенок пережил какую-либо  пугающую его ситуацию без какого-то вреда для себя, то спустя несколько дней, или даже недель,  у  него  могут  появиться  страхи.
     У детей 6-7 лет может появиться страх смерти в чистом виде - своей или своих близких. В этом возрасте ребенок обычно впервые осознает, что человек смертен, и любое стихийное бедствие - гроза, ураган, пожар - ассоциируется у него с угрозой для существования.  

          "Приобретенные" страхи. Их причины:

     Первая причина - это некое вполне конкретное событие, случай, реально произошедший с ребенком. Например, ребенок боится заходить в лифт (или в другое замкнутое пространство), потому что в нем ранее застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса.

    12   Вторая причина – он может быть связан с объектами, лицами. Сюда относятся страхи отрицательных персонажей и … "нехороших" людей. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции и если неприятные события не повторяются, то нередко проходят сами собой.
      Третья причина - это запугивание в воспитании - внушённые страхи.
Дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, природных стихий, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары.                                                                                                                                    
     Четвертая причина – (дополнительные источники страхов) СМИ, какую информацию ребенок получает из средств массовой информации, что он видит в новостях, как реагирует. Рядом с телевидением стоит литература. Чем меньше возраст ребенка, тем большее впечатление производит на него чтение.  

             

                   Дневные и ночные страхи.

      По А.И.Захарову,  дети испытывают страх не только днём, но и ночью, поэтому он делит страхи  на «дневные»  и « ночные» [п.6, c.112]

       «Дневные страхи» - это специфическое, острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью.

       «Ночные страхи»

       Помимо дневных страхов существуют ещё страхи ночные. Сны как правополушарный вид деятельности могут предвосхищать опасность, но гораздо чаще они отражают то, что уже РЕАЛЬНО произошло с нами, то есть являются подсознательной переработкой ранее имевших место переживаний.                                                                                                                                

       У детей и страхов больше, и ночных ужасов. Анализировать их труднее: дети не любят о них говорить, как о головной боли, отделываясь, в лучшем случае, односложными фразами. Да и часто совсем не хотят их вспоминать, забывают, вытесняют.

       Между тем разобраться в детских снах и оказать помощь - более чем гуманная задача родителей, педагогов, психологов и врачей.

13        

    На основании трудов А.И.Захарова: «Дневные и ночные страхи у детей», «Как помочь нашим детям избавиться от страха», нами составлена таблица характера детских страхов, в которой прослеживается линия усложнения переживания страха ребенком.  Это еще раз подтверждает идею о том, что своевременная коррекция страхов, особенно в дошкольном возрасте очень нужна.  

                 

                    Возрастная динамика формирования страхов.

Изучение и анализ работ П.С.Зобова, А. И. Захарова, позволил нам обобщить данные и проследить возрастную динамику развития страхов у детей. (см.  в приложении №1 таблицу 1 «Возрастная динамика развития детских страхов»).        

      А. И. Захаров, выделив 29 страхов детей, путем опроса последних выявил существенное  увеличение их количества в дошкольном возрасте. Кроме того, обнаружилось, что, кроме трехлеток, у девочек количество страхов больше, чем у мальчиков.       По данным П.С.Зобова, (п.12,стр.78) в дошкольном возрасте преобладают мнимые (выдуманные, фантастические) страхи над реальными, в содержании  которых фигурируют фантастические образы из прочитанных сказок, фильмов ужасов и т.п.; в последующие годы значимость мнимых опасностей снижается, а реальных - возрастает.

Среди реальных страхов в дошкольные годы первое место занимает боязнь воды. Второе место занимает страх, вызванный угрозой нападения животных, третье - боязнь падения с большой высоты и боязнь дорожно-транспортных происшествий.     По данным Захарова, у взрослых из детских страхов остаются страхи высоты (больше у мужчин) и смерти родителей (больше у женщин). У женщин в значительно большей степени выражены также страх войны, сделать что-либо неправильно или не успеть.

       Таким образом, не откорректированные переживания страхов оказывают влияние на дальнейшую жизнь человека. Как мы видим, проблема страхов существует во всех возрастах, и чаще всего корни страхов взрослого человека уходят в его детство.

       14   Материалы данной таблицы могут быть использованы психологами и  воспитателями в детских садах и позволят лучше ориентироваться  в детских страхах в работе с детскими страхами.

                                             1.4.  Виды страхов детей.

        Из таблицы  динамики детских страхов можно сделать вывод, что   в разных возрастах дети испытывают разные виды страхов, следуя из этого А.И.Захаров выделяет 3 вида страхов.

        В основе его классификации лежат: предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

      1. Навязчивые страхи. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К ним относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

        2. Бредовые страхи. Это самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или боится надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Но если вы обнаружили у ребенка такой вид страха, не стоит заранее пугаться. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, ребенок боится надевать определенные ботиночки, потому что он просто когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь боится повторения ситуации.                                                                                                                                  

       3. Сверхценные страхи. Эти страхи самые распространенные. Они связанны с некоторыми идеями, как говорят, с «идеями фикс» и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. На этих страхах, как правило, дети «зацикливаются» и не могут «вытащить» из своей фантазии. Сначала они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может.         

      К детскому сверхценному страху можно отнести: страх темноты, в которой  детское   воображение   поселяет   ужасных   ведьм,   оборотней   и   призраков,

15   сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.         Например, боязнь воды теоретически можно отнести к двум видам страха: навязчивым и сверхценным. Но если ребенок когда-то тонул, и теперь боится воды - это навязчивый страх, а если нет причины, то это уже сверхценный.         

      Таким образом, детские страхи многообразны и по видам и по характеру, они изменяются с возрастом, поэтому мы можем проследить  возрастную динамику страхов.

                    1.5 Основные методы  выявления страхов у детей.

       Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта.

        В своих работах А.И.Захаров отмечает,  что боящегося ребенка определить нетрудно. Об этом уже говорили ранее, подчеркивая напряженность и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. В последнем случае может присутствовать не столько - сам страх, сколько опасения по поводу вероятности того или иного события. Так, подавляющее большинство возрастных страхов существуют только тогда, когда ребенок представляет их  по какому-либо поводу, например, о них ему напоминают окружающие.                                                                                                                                    

        Есть и так называемые  «немые» страхи, часто отрицаемые детьми при опросе, но признаваемые родителями.  Это, прежде всего ситуативные страхи опоздания (у дошкольников), животных и неожиданных звуков. Наоборот, в группе «невидимых» страхов, не указываемых родителями, но признаваемых детьми, будут многочисленные страхи наказания, крови, войны и стихии, смерти родителей и открытых пространств. У мальчиков 7—10 лет к ним присоединятся страхи скелетов, призраков и черной руки, т. е. мифических персонажей. Подобные страхи существуют больше в воображении как возможная опасность, угроза, настороженное отношение. Так что далеко не все страхи детей определяются родителями.

         

     16  

       Детские психологи Мухина, А.Н.Леонтьев и А.И. Захаров (п.48 стр.122) считают, что  прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким именно конкретно страхам они подвержены. Страхи, которые проявляются в поведении ребенка, отражают далеко не полную картину его внутренних, часто неотделимых от опасений страхов. Поэтому выяснить весь спектр страхов можно только специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта.

        Но и тогда некоторые дети неохотно делятся лежащими  в  основе  страхов  переживаниями,  например смерти и наказания, опасаясь признаться в них родителям. Мальчики к тому же могут и отрицать страхи, считая их проявлениями не подобающей мужчинам слабости. Во всех случаях   будет   лучше,   если   о  страхах   расспрашивает кто-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или дружеской беседе.

Существует основные виды страхов, проявление которых в определенном возрасте считается нормой.

       Говоря о детских страхах и их проявлении, необходимо понять, что при этом считать нормой, а что патологией.

      Анализ  возрастной динамики детских страхов позволил систематизировать детские страхи и составить сводную таблицу норм страхов у мальчиков и девочек дошкольного возраста.(см. прил.2  «Переживание детских страхов в соответствии с возрастной нормой.»)

       Таким образом, анализ материалов показал существенное увеличение числа страхов в старшем дошкольном возрасте. По сравнению с мальчиками число страхов у девочек достоверно больше, как в дошкольном, так и в школьном возрасте.

Следует обратить особое внимание на следующие «кризисные» возрасты:

 3–4 года, когда общее количество страхов у мальчиков снижается, а у девочек возрастает, 6–7 лет, 11–12 лет.

17         Сложным «кризисным» периодом,  является семилетний возраст. Причем для дошкольников в этом возрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения, а для школьников — другие, более взрослые — социальные: опоздать в школу, смерти родителей.

Следует отметить, что в 12 лет количество страхов должно сокращаться. Нормальный ребенок к 16–18 годам не должен испытывать подобных страхов.

Наличие страхов в 16–18 лет говорит о психологической незрелости личности, склонности к депрессиям. Большое количество страхов указывает на наличие невроза или фобии.

Чтобы понять, что же такое детский невроз страха, обратимся вновь к таблице.(прил.2)

Невроз страха прежде всего как любые количественные отклонения в показателях страхов для каждой половозрастной группы. Например, для восьмилетних мальчиков количество страхов в норме должно быть — 6, для девочек такого же возраста — 9. Если у восьмилетнего ребенка количество страхов превышает данные показатели, то значит, присутствует патология в проявлении страхов — детский невроз страха.

О детском неврозе страха также можно говорить, если ребенок называет какие-либо другие страхи, чем те, которые показаны в таблице для его возраста и пола.  По-настоящему бесстрашного ребенка не существует, но иногда страхи настолько сильно поражают его, что он уже не в состоянии адекватно воспринимать действительность. И тогда возникает патология в проявлении страхов у ребенка.

        Как видно из материала таблицы, количество страхов может расти, что наносит вред развитию личности ребенка, поэтому необходима коррекционная работа.                                            

    1.6.Основные  методы коррекции страхов у детей.

    Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи. [п.16, С.166]        

   

18

        Существует много методов для выявления страхов. Рассмотрим некоторые из них.  

     

              БЕСЕДА.                                                                                                                                  

        Беседа важное условие для избавления от страхов. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку (см. табл.) имеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания для малыша. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени.         Тем самым можно избежать непроизвольного внушения страхов.

       В беседе можно попробовать переубедить ребенка, но не стоит уменьшать страх, не придавать ему значения, или наоборот говорить малышу о том, что все это глупости, что ранит кроху еще больше. Поделитесь с ребенком своим опытом, расскажите о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.  

        ИГРОВАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ.

      Игра - способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра - это движение, победа, радость, удовольствие... Игра для ребенка - дело серьезное, поэтому и относиться к ней надо соответствующим образом.        Игры бывают предметные и ролевые, спонтанные и направленные (организованные).

      Как естественный способ выражения "я", укрепления уверенности в себе игра будит активность ребенка, его инициативу и самостоятельность, развивает умение владеть эмоциями и принимать решения. Взятие на себя роли означает принятие определенных правил, то есть возникает чувство ответственности.    

      Когда в игре все удается, у детей появляются чувство удовлетворения, эмоциональное насыщение игрой, при неудачах же возникает чувство вины и досады, заставляющее более критично взглянуть на себя и как-то перестроиться, измениться.        

19

      Ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения, постоянно соразмеряя свое поведение с требованиями группы. Подражание в игре любимым героям, бесстрашным летчикам, морякам помогает побороть страх и испуг, неизбежные в любой игре.

      Цель психологически направленных игр состоит, в первую очередь, в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекция, если они уже входят в характер ребенка. (примеры игр: «пятнашки», «жмурки», «прятки», «Кто первый»,  «Быстрые ответы», и т.д.)

        ФАНТАЗИРОВАНИЕ

      Не у всех детей страхи выражены конкретно. Бывают случаи, когда у ребенка превалирует неопределенность, необъяснимая тревожность и подавленность эмоций. В таких случаях невротичного ребенка можно попросить закрыть глаза и пофантазировать на тему «Как я представляю свой страх». Не только представить, как он выглядит и его размер, но и чем он пахнет, каков страх на ощупь. Ребенку предлагают побыть этим страхом и рассказать от его имени о своих ощущениях, зачем данный страх пугает людей. Пусть ребенок от имени страха расскажет самому себе, кто он, как от него избавиться. Во время диалогов надо следить за сменой интонации ребенка, ведь именно здесь могут промелькнуть важные воспоминания, касающиеся его основных внутренних проблем, с которыми в дальнейшем необходимо работать.

        Как видно из перечисленных методов коррекции страхов в их основе лежат активные, занимательные действия ребенка. Таким же  может являться и метод арт-терапии.

     

1.7. Арт-терапия, как средство работы со страхами детей и их коррекции.

    Теоретические основы использования средств арт-терапии в работе  с дошкольниками мы находим в работах  Е.Ю.Pay, Ю.Б.Некрасовой, О.С.Никольской, Т.А.Добровольской ,О.А.Карабановой, Л. В. Кузнецовой,  Е. А. Медведевой. Данными авторами  было доказано, что использование средств искусства существенно повышает эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми. Ребенок с проблемами, действуя в удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений.

      Ребенок, в ходе общения с искусством, становится по своему психологическому состоянию качественно другим — успокоенным, духовно обновленным. У него отмечаются положительные изменения в эмоциональной, познавательной сферах.

     Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я».    

     Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, исполненных песен, плясок и т. д.) повышает самооценку, самоприятие ребенка. И именно это обеспечивает решение важнейшей задачи — адаптации ребенка посредством искусства и художественной деятельности в макро-социальной среде.

    Рассмотрим далее основные вопросы арт-терапии в контексте организации и содержания коррекционно-развивающего обучения, а также их направлений на основании теоретических и методологических работ таких авторов, как Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская.(12,стр204-208)

21     Арттерапия — синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии). В лечебной и психо-коррекционной практике — совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии (Е.А.Медведева).

       Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъект и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения.

     Направления арттерапии:

     Изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного                 искусства: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т.д;

    Библиотерапия — лечебное воздействие чтением;

    Имаготерапия — лечебное воздействие через образ, театрализацию;      

     Кинезитерапия (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика) —         лечебное воздействие движениями.      

    Вокалотерапия — лечение пением;

    Музыкотерапия — лечебное воздействие через восприятие музыки.

              Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с  помощью котороых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию  настроения, повышению работоспособности. Такой метод даёт возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребёнка:

  1. снятия напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса,    коррекция отклонений в личностном развитии ребёнка и его психоэмоциональном состоянии.

       Релаксация

  Упражнения и игровые задания на расслабление. Элементы релаксации,    активизируя деятельность нервной системы, регулируют настроение и  степень психического возбуждения, позволяют ослабить или нейтрализовать вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

 Песочная терапия – К.Г.Юнг утверждал, что процесс « игры в песок»  высвобождает заблокированную энергию и « активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

Основополагающая идея песочной терапии формулируется как: игра с песком предоставляет ребёнку возможность избавиться от психологических травм, с помощью фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями .

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка, специфическими задачами работы и её продолжительностью.

Методы могут применяться:

* с целью диагностики

*оказания первичной психологической помощи

* в процесс краткосрочной психотерапии

* долгосрочного психотерапевтического воздействия.

   

Основные функции арт-терапии:

    1. Катарсистичеекая — очищающая, освобождающая от негативных          состояний.

    2.Регулятивная — снятие нервно-психического напряжения, регуляция         психосоматических процессов, моделирование положительного         психоэмоционального состояния.

    23  3.  Коммуникативно-рефлексивная — обеспечивающая коррекцию нарушений         общения, формирования адекватного межличностного поведения, самооценки.

      В арттерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности (музыкальном, изобразительном, театрализованно-игровом, художественно-речевом), как в артпедагогике.

      Практический опыт психокоррекционной работы средствами арт-терапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми. 

       Это объясняется тем, что арт-терапевтические методики дают возможность широко использовать не только групповую, но и индивидуальную формы работы с ребенком, ставить и решать конкретные психокоррекционные задачи по созданию новых мотивов, установок, их закреплению в реальной действительности с помощью средств искусства.

      Наиболее сенситивным для использования арт-терапевтических методик в коррекционной работе с дошкольниками является возраст 6-7 лет; такая работа может в отдельных случаях проводиться и с 5 лет.

 Наиболее распространена в психокоррекционной работе с дошкольниками изотерапия (рисунки, лепка), которая применяется и при наличии психосоматических расстройств и личностных нарушений: эмоциональная депривация; переживание чувства одиночества; повышенная тревожность; страхи; низкая, дисгармоническая, искаженная самооценка; наличие конфликтных межличностных отношений.

       Итак, работы таких авторов как Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко,  Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская, КарабановаО.А, КопытинА.И, говорят об  эффективности коррекции  в развитии личности ребенка с проблемами в развитии, что позволяет предположить, что, средства арттерапии возможно использовать и в условиях ДОУ для коррекционной работы со страхами.

        

   Виды арт-терапии:

     Игротерапия - это ответвление психодрамы, где место ведущего занимает психотерапевт, а роль группы "берут" на себя "игрушки", которые включают в себя любые предметы, бытовые мелочи. В арсенале терапевта также краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками и прочие изобразительные средства, которые были или, "волей судьбы", не были в мире ребенка.
     Использование "игрушек" в психотерапевтической работе дает возможность

 клиенту рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить и вспомнить запах того,

что беспокоило многие годы и породило болезнь, пустоту, одиночество.
   Такой подход дает игротерапии ряд интересных возможностей и, в некоторых случаях, специфических преимуществ перед другими психотерапевтическими методами.

       Сказкотерапия                           

      Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.

        По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка — это рассказ об отношениях между людьми, об основных законах, действующих в нашей жизни. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями.

        Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности — умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение — основа для любой творческой деятельности.          25 Сказки детям преподносят готовый пример поведения, пример решения сложных ситуативных задач и оставляют при этом простор воображению, возможность осмыслить ситуацию самостоятельно.

        Посредством рисования в первую очередь удается устранить страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. За тем идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка.

        Не достаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие, например застревании в лифте, укус собаки, пожар и т.д., было не давно. По этическим соображением нельзя просить ребенка отобразить страх смерти родителей.

        В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов может быть страх сделать что либо неправильно, когда ребенок заранее переживает свою неудачу. Необходимо помнить, что арт-терапевт не ставит цель научить ребенка рисовать, основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

                                   

                             Заключение по 1 главе.

        Эмоциональное развитие ребенка - это богатство его чувств, их разнообразие. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.

 26    Изучив психолого-педагогическую литературу, мы  сделали следующие выводы:

1. Страх, с одной стороны, играет немаловажную роль в жизни ребёнка,  он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой стороны, положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.

2. Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка, и, появление различных эмоциональных нарушений, психологических проблем, связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.

3. Профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребенок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно. Существующие способы снижения и контроля страха основываются, прежде всего, на теории научения.

4. Коррекцию страхов воспитатель ДОУ может осуществлять используя приемы игротерапии, сказкотерапии, бесед.

5.  Арт-терапия применяется, как средство психической гармонизации  и развития человека. Это метод терапии основанный на занятиях художественным (изобразительным) творчеством может  помочь детям в коррекции их страхов.

В тех детских садах, где есть психолог, проводится определенная психолого-диагностическая и психотерапевтическая работа, помогающая родителям и воспитателям в коррекции детских страхов. Там где нет психологов, эту проблему берет на себя воспитатель.

 

                     

  50  Список литературы.

  1. .Т.Арефьева Преодоление страхов у детей. М., 2005.
  2. .Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. - М., 1982.- т.4 - 336 с. 30.
  3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960
    Развитие личности ребенка. М., 1987
  4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск.: Университет, 1997. - 237с.
  5. Захаров.А. Дневные и ночные страхи у детей. – Спб.: Речь, 2005.
  6. Захаров.А.  Как помочь нашим детям избавиться от страха. – Спб., 1995
  7. Изард К.  «Эмоции человека» - М., 1980г.
  8. КапрановаС. Путешествие с волшебной кисточкой. Ростов-на-Дону. 1997.

6 6 с.

  1. Каптерев П.Ф. О детском страхе. «Воспитание и обучение» — СПб., Апрель 1901. № 4. — С. 161—172
  2. Копытин А.И. «Системная арт-терапия». - изд. «Питер». - 2001.
  3. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько.- Минск.: Университет, 1997. - 237с. 12.Копытин А.И. «Тренинг коммуникации. Арт-терапия» М.: Психотерапия, 2006. - 96 с.
  4.  Корниенко Н. А- Психология и педагогика 1997.
  5. Лебедева Л.Силуэт человека // Школьный психолог.- 2002.-№47.- с.8-9
  6. Проблемы детской психологии в трудах А. Н. Леонтьева//А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983.
  7.  Леви В.Л. Приручение страха. - М.: Метафора, 2006.- 192с
  8. Левис Ш. "Ребёнок и стресс" -С-П., 1997 г.
  9. Лосева В.К. Рисуем семью: диагностика семейных отношений.- М.: АПО, 1995
  10. Макарова Е.Г. "Преодолеть страх или искусство - терапия" - М., "Школа- Пресс", 1996 г.
  11. В. Минаева. Развитие эмоций дошкольников. – М.Аркти, 1999
  12.  Обухова Л.Ф. М.: «Возрастная психология: Учебник для вузов.»  Высшее образование; МГППУ, 2006.. - 460 с. - (Основы наук).
  13. Овчарова Р.В. "Практическая психология" - М.,Т.Ц. "Сфера", 1996
  14. Оклендер В. «окна в мир ребёнка»- Спб..1997 -300с.
  15.  Осипова А.А.  «Общая психокоррекция», -  М., 2006г.
  16. Осорина М.В.«Секретный мир детей в пространстве взрослых» - СПБ, 2000-109с.
  17.  Панфилова М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог.- 1999.- №8.- с.10-12. 
  18. ПанченкоС.А. Мне страшно…Я боюсь//Школьный психолог.- 2002.-№14.-с.8-9.
  19.  Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., 1994
  20. Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике.- М.: Дидакт, 1998.- 94с.
  21. Рыбаков А.В. «Страх»  - М., 1990.- 240с.
  22.  К. Рудестам "Групповая психотерапия"; СПб, 1998
  23. Снегирёва Т.Детские рисунки глазами психолога //Обруч.-1996.№5. с.5
  24.  Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов.- М.: ,1988.г.
  25. 35. А. Татаринцева. Детские страхи. –Спб.: Речь, 2007
  26. Уэлсби. К. « Часть целого: арт-терапия в педагогике» - М.,1988.- 350с.
  27. .Ферс Г.М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство. - СПб.: Европейский дом, 2000. - 288с.
  28. Хрестоматия по детской психологии / сост. Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 264с.
  29. Шишова Т. Страхи - это серьёзно -М.:Издат.дом.«Искатель», 1997.- 94с.
  30.  Т. Шилова. Как помочь ребенку избавиться от страхов. - Спб.: Речь, 2007. 41.Щербатых Ю. Психология страха.- М., 2002.- 340с.
  31. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии.- 1989 г, -N 4.
  32.  Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб, 1996
  33. Б Эльконин Некоторые итоги изучения психического развития детей дошкольного возраста//Психологическая наука в СССР. Т. 2. М., 1960.
  34. Д.Б Эльконин Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1964.
  35.  Д.Б Эльконин К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте, Вопр. психологии. 1971. № 4.
  36. Д.Б Эльконин «К проблеме контроля возрастной динамики психического развития//» диагностике психического развития. Таллинн, 1974.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА комплексных развивающих занятий с элементами арт-терапии «ФАНТАЗЁРЫ» (для детей старшего дошкольного возраста)

Главной целью разработанных занятий является достижение психологического здоровья ребёнка и развития его творческого потенциала.Мы рекомендуем  следующие практики арт-тер...

АРТ –ТЕРАПИЯ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Арт – метод в научно- педагогическом понятии – забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами спонтанной художественной деятельности....

Рекомендации для родителей «Песочная терапия в жизни ребенка»

Рекомендации для родителей «Песочная терапия в жизни ребенка»...

«Сказка терапия в жизни дошкольников»

Консультация для родителей "Сказка терапия в жизни дошкольников"...

Рекомендации для родителей «Песочная терапия в жизни ребенка»

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы....

Рекомендации для родителей"Песочная терапия в жизни ребенка"

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с пе...

Рекомендации для родителей «Песочная терапия в жизни ребенка»

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с пе...