«Развитие сотрудничества у детей среднего дошкольного возраста в совместной деятельности».
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Великанова Любовь Михайловна

 «Развитие сотрудничества у детей среднего дошкольного возраста в совместной деятельности».

 

 Задачи и методика констатирующего эксперимента в ходе методической разработки.

 

На основе изучения психолого-педагогических исследований и в соответствии с гипотезой была сформулирована цель констатирующего эксперимента: изучить особенности сотрудничества детей среднего дошкольного возраста со сверстниками в разных видах совместной деятельности.

Соответственно были определены задачи:

1.     Изучить освоение детьми 4 – 5 лет умений сотрудничества со сверстниками в совместной деятельности.

2.     Выявить своеобразие развития умений сотрудничества детей друг с другом при подготовке и проведении театрализованных праздников.

3.     Определить влияние взрослых (родителей и воспитателей) на формирование сотрудничества детей друг с другом при подготовке и проведении театрализованных праздников в средней группе.

 

В соответствии с ними эксперимент включал в себя 3 серии.

Цель первой серии: Изучить освоение детьми 4 – 5 лет умений сотрудничества со сверстниками в совместной деятельности.

Для решения этой задачи использовались методики, направленные на изучение: уровня развития взаимопонимания у детей (задание №№ 1-3): наблюдение, «Составим картинку», беседа; интереса к разным видам художественной деятельности (задание №4-5): «Детский театр», «Лесенка».

Задание №1. Наблюдение за совместной деятельностью детей ( игровая, художественная, музыкальная).

Цель: выявить уровень развития умения сотрудничать со сверстниками в разных видах деятельности.

В ходе наблюдения за детьми во время проведения сюжетно-ролевой игры «Магазин»; занятия по изготовлению общей аппликации «Осенний пейзаж»; разучивания хоровода «Листопад» были выявлены особенности умения взаимодействовать, по которым детей можно разделить на группы.

Обработка результатов: учитываются особенности выполнения работы, такие как совместная деятельность или действия порознь; диалог детей во время работы; готовность помочь, уступить; оценка детьми работы друг друга.

 

Задание №2. Диагностическая ситуация, разработанная Т.И.Бабаевой и Л.С. Римашевской, «Составим картинку»

Цель: Изучить умения сотрудничества детей при работе в паре, с целью достижения общего результата.

Для задания используются: набор пазлов «Встреча с царевной»

Инструкция: - Я дам вам мозаику одну на двоих, вам нужно вместе собрать из деталей целую картинку.

Обработка результатов: тестирование проводится с двумя детьми; учитываются особенности выполнения работы, такие как совместная деятельность или действия порознь; диалог детей во время работы; готовность помочь, уступить; оценка детьми работы друг друга.

 

Задание №3. Беседа 1.

Цель: Выявить желание, интерес к сотрудничеству у детей средней группы.

Вопросы к беседе:

С кем тебе больше нравится играть одному или с ребятами?

Ты любишь, когда друзья, с которыми ты играешь, слушаются тебя и делают все так, как ты скажешь?

Если в вашей игре возникает спор, вам становится трудно договориться, как ты поступаешь?

Что ты делаешь, если твой друг тебя не понимает?

Ты любишь играть с большой компанией друзей или только с одним или двумя детьми?

В каких видах деятельности тебе нравится общаться с друзьями?

Когда тебе хочется делать что-то самостоятельно, одному?

Какие задания или события в группе помогают тебе дружить с ребятами?

Обработка результатов: учитываются осознанность ответа детей, заинтересованность темой, знания о способах построения общения, оценка ребенком своих действий и действий сверстников, выражение готовности к взаимодействию.

 

Задание №4. «Детский театр». (Модифицированный вариант диагностической ситуации, разработанной Л.С. Римашевской, «Листопад»)

 Цель: Выявить представление детей о правилах и способах сотрудничества во время совместной деятельности.

Для задания используются: Изображение детей, которые готовятся к показу кукольного спектакля малышам.

Инструкция: - Посмотри на эту картинку и ответь на мои вопросы:

Чем заняты дети?

Смогут ли они хорошо выполнить задуманное дело? Почему ты так думаешь?

Как ты думаешь, что дети говорят друг другу?

Хотел бы ты оказаться среди этих детей?

Обработка результатов: проводится индивидуально. Оцениваются ответы детей.

 

В целом первая серия констатирующего эксперимента была направлена на изучение особенностей сотрудничества детей 4 – 5 лет со сверстниками в совместной деятельности.

Цель второй серии констатирующего эксперимента: выявить своеобразие развития сотрудничества детей 4-5 лет при подготовке и проведении игр – драматизаций.

В этой серии использовалась сценарная форма методики констатирующего эксперимента. Беседа об особенностях театрализованных представлений: обсуждение сценария спектакля; анализ пожеланий детей. Подготовка к представлению: изготовление украшения зала, разучивание текстов. Участие детей в инсценировке; наблюдение за общением детей со сверстниками в ходе подготовки и в процессе самой инсценировки.

Целостный сценарий инсценировки см. приложение 4.

Задание № 1. Беседа 2.

Цель: Выявить интерес к театру, к театральным инсценировкам которые проводятся в детском саду.

Вопросы к беседе:

Нравятся ли тебе театры, в которых участвует много детей? Почему?

Ты любишь активно участвовать в спектаклях, или тебе больше нравиться смотреть на артистов, выступления других детей?

Нравится ли тебе выступать с другими детьми?

Что бы тебе было интересно делать в театре, если бы ты туда попал?

 

В нашем театрализованном представлении я предлагаю провести хороводную игру «Карусель», «Капустка», подвижную игру «У медведя во бору», театрализованную игру «Торговцы», а еще посмотреть кукольный спектакль.

В какой игре тебе хочется поучаствовать?

Какую роль ты станешь выполнять?

Что ты хочешь предложить изменить, может что-то добавить в сценарий или наоборот убрать?

Как бы ты стал готовиться к этому представлению?

Позвал бы ты на такое представление остальных ребят? Почему?

Обработка результатов: проводится индивидуально. Оцениваются ответы детей, выражение готовности к участию в проведении театрализованного представления к сотрудничеству во время театрализованного представления, упоминание в беседе о друзьях, желание участвовать в подготовке и в представлении с ними, интерес к данной теме, активность во время беседы, выдвижение идей.

 

Задание №2. Подготовка к театрализованной инсценировке. Наблюдение за детьми в процессе подготовки. Изготовление украшений для зала. (Модифицированный вариант диагностической ситуации, разработанной Т.И. Бабаевой и Л.С. Римашевской, «Сапожки в подарок»)

Цель: Выявить развитие умений взаимодействовать при выполнении задания у детей, объединенных общей целью.

Для задания используются: шаблоны кленовых листьев, вырезанные из бумаги, кисточки, гуашь.

Проводится в паре.

Инструкция: Я дам вам по кленовому листочку, ваша задача расписать эти листья как можно ярче и интереснее, узоры вы придумываете сами, самое главное, чтобы ваши листочки были одинаково расписаны: Как у тебя, так и у тебя.

Обработка результатов: тестирование проводится с двумя детьми; учитываются особенности выполнения работы, такие как совместная деятельность или действия порознь; диалог детей во время работы; готовность помочь, выслушать, принять пожелания партнера; оценка детьми работы друг друга и результата работы. Оцениваются ответы детей.

Когда дети заканчивают выполнение задания, им по очереди задаются вопросы:

Ты доволен результатом?

Как ты думаешь, почему у вас так хорошо получилось выполнить это задание?

Что нужно было сделать, чтобы работа получилась еще лучше?

 

Задание №3. Наблюдение за детьми в ходе проведения театрализованной инсценировки.

Цель: Оценить своеобразие развития умений сотрудничества детей при участии в театрализованной инсценировке.

Обработка результатов: учитываются особенности участия в представлении, такие как совместная деятельность, с детьми или самостоятельные действия; умение построения общения детей во время представления; готовность помочь, уступить, принять мнение сверстника; влияние мотивации.

          Таким образом, вторая серия констатирующего эксперимента позволила выявить своеобразие развития сотрудничества детей 4 -5 лет при подготовке и проведении театрализованных инсценировок и игр - драматизаций для, друг друга, родителей и младших детей.

       Цель третьей серии констатирующего эксперимента: Определить влияние взрослых (родителей и воспитателей) на формирование сотрудничества детей друг с другом при подготовке и проведении театрализованных праздников в средней группе.

       В этой серии проводилась работа с родителями и воспитателями по использованию театрализованных игр и игр – драматизаций в повседневной жизни.

   Для этого были использованы следующие методы:

·        Анкетирование родителей, с целью выявить отношение в целом к проблеме формирования у детей сотрудничества.

·        Анкетирование воспитателей с целью выявить отношение педагогов в целом к проблеме формирования у детей сотрудничества.

·        Анализ планов.

·        Анализ предметно – развивающей среды.

     Таким образом, третья серия констатирующего эксперимента позволила определить влияние взрослых (родителей и воспитателей) на формирование сотрудничества детей друг с другом при подготовке и проведении театрализованных праздников в средней группе.

 

 

Анкетирование родителей.

1.Посещаете ли вы с ребенком театр и как часто?

2.Делится ли ребенок после посещения театра своими впечатлениями?

3.С кем ребенок посещает театр?

4.Читаете ли вы своему ребенку книги, если да, то какие?

5.Проводите ли вы с ребенком беседу о прочитанном?

6.Играете ли вы с ребенком в сюжетно – ролевые игры по тематике сказок, если да то в какие?

7.Кто является инициатором игр в семье? (полную версию смотри в приложении)

 

Анкетирование воспитателей.

1.Считаете ли вы важной работу над формированием сотрудничества детей друг с другом?

2.Какие приемы вы используете в работе с детьми по улучшению взаимоотношений между детьми?

3.Какие игры вы активно используете в работе с детьми по улучшению взаимоотношений между детьми?

4.Используете ли вы в работе с детьми игры – драматизации, если да, то какие цели ставите?

5.С какими трудностями вы сталкиваетесь при использовании игр – драматизаций в работе с детьми?

6.Какие формы работы могут быть эффективными при взаимодействии с семьей по улучшению взаимодействия детей между собой?

7.Какую помощь вы бы хотели получить по формированию сплаченного коллектива в группе? (полную версию смотри в приложении).

 

Констатирующий эксперимент проводился на базе ГБДОУ № 92 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. В нем приняло участие 24 дошкольника в возрасте от 4л.1 м. до 5л., из них 8 мальчиков и 15 девочек.

Были сформированы две группы исследуемых:

Экспериментальная группа (ЭГ) – 12 детей;

Контрольная группа (КГ) – 12 детей.

Сроки проведения констатирующего эксперимента: октябрь - май

2012 – 2013г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие сотрудничества у детей среднего дошкольного возраста в совместной деятельности».

 Задачи и методика констатирующего эксперимента в ходе методической разработки.

На основе изучения психолого-педагогических исследований и в соответствии с гипотезой была сформулирована цель констатирующего эксперимента: изучить особенности сотрудничества детей среднего дошкольного возраста со сверстниками в разных видах совместной деятельности.

Соответственно были определены задачи:

  1. Изучить освоение детьми 4 – 5 лет умений сотрудничества со сверстниками в совместной деятельности.
  2. Выявить своеобразие развития умений сотрудничества детей друг с другом при подготовке и проведении театрализованных праздников.
  3. Определить влияние взрослых (родителей и воспитателей) на формирование сотрудничества детей друг с другом при подготовке и проведении театрализованных праздников в средней группе.

В соответствии с ними эксперимент включал в себя 3 серии.

Цель первой серии: Изучить освоение детьми 4 – 5 лет умений сотрудничества со сверстниками в совместной деятельности.

Для решения этой задачи использовались методики, направленные на изучение: уровня развития взаимопонимания у детей (задание №№ 1-3): наблюдение, «Составим картинку», беседа; интереса к разным видам художественной деятельности (задание №4-5): «Детский театр», «Лесенка».

Задание №1. Наблюдение за совместной деятельностью детей ( игровая, художественная, музыкальная).

Цель: выявить уровень развития умения сотрудничать со сверстниками в разных видах деятельности.

В ходе наблюдения за детьми во время проведения сюжетно-ролевой игры «Магазин»; занятия по изготовлению общей аппликации «Осенний пейзаж»; разучивания хоровода «Листопад» были выявлены особенности умения взаимодействовать, по которым детей можно разделить на группы.

Обработка результатов: учитываются особенности выполнения работы, такие как совместная деятельность или действия порознь; диалог детей во время работы; готовность помочь, уступить; оценка детьми работы друг друга.

Задание №2. Диагностическая ситуация, разработанная Т.И.Бабаевой и Л.С. Римашевской, «Составим картинку»

Цель: Изучить умения сотрудничества детей при работе в паре, с целью достижения общего результата.

Для задания используются: набор пазлов «Встреча с царевной»

Инструкция: - Я дам вам мозаику одну на двоих, вам нужно вместе собрать из деталей целую картинку.

Обработка результатов: тестирование проводится с двумя детьми; учитываются особенности выполнения работы, такие как совместная деятельность или действия порознь; диалог детей во время работы; готовность помочь, уступить; оценка детьми работы друг друга.

Задание №3. Беседа 1.

Цель: Выявить желание, интерес к сотрудничеству у детей средней группы.

Вопросы к беседе:

С кем тебе больше нравится играть одному или с ребятами?

Ты любишь, когда друзья, с которыми ты играешь, слушаются тебя и делают все так, как ты скажешь?

Если в вашей игре возникает спор, вам становится трудно договориться, как ты поступаешь?

Что ты делаешь, если твой друг тебя не понимает?

Ты любишь играть с большой компанией друзей или только с одним или двумя детьми?

В каких видах деятельности тебе нравится общаться с друзьями?

Когда тебе хочется делать что-то самостоятельно, одному?

Какие задания или события в группе помогают тебе дружить с ребятами?

Обработка результатов: учитываются осознанность ответа детей, заинтересованность темой, знания о способах построения общения, оценка ребенком своих действий и действий сверстников, выражение готовности к взаимодействию.

Задание №4. «Детский театр». (Модифицированный вариант диагностической ситуации, разработанной Л.С. Римашевской, «Листопад»)

 Цель: Выявить представление детей о правилах и способах сотрудничества во время совместной деятельности.

Для задания используются: Изображение детей, которые готовятся к показу кукольного спектакля малышам.

Инструкция: - Посмотри на эту картинку и ответь на мои вопросы:

Чем заняты дети?

Смогут ли они хорошо выполнить задуманное дело? Почему ты так думаешь?

Как ты думаешь, что дети говорят друг другу?

Хотел бы ты оказаться среди этих детей?

Обработка результатов: проводится индивидуально. Оцениваются ответы детей.

В целом первая серия констатирующего эксперимента была направлена на изучение особенностей сотрудничества детей 4 – 5 лет со сверстниками в совместной деятельности.

Цель второй серии констатирующего эксперимента: выявить своеобразие развития сотрудничества детей 4-5 лет при подготовке и проведении игр – драматизаций.

В этой серии использовалась сценарная форма методики констатирующего эксперимента. Беседа об особенностях театрализованных представлений: обсуждение сценария спектакля; анализ пожеланий детей. Подготовка к представлению: изготовление украшения зала, разучивание текстов. Участие детей в инсценировке; наблюдение за общением детей со сверстниками в ходе подготовки и в процессе самой инсценировки.

Целостный сценарий инсценировки см. приложение 4.

Задание № 1. Беседа 2.

Цель: Выявить интерес к театру, к театральным инсценировкам которые проводятся в детском саду.

Вопросы к беседе:

Нравятся ли тебе театры, в которых участвует много детей? Почему?

Ты любишь активно участвовать в спектаклях, или тебе больше нравиться смотреть на артистов, выступления других детей?

Нравится ли тебе выступать с другими детьми?

Что бы тебе было интересно делать в театре, если бы ты туда попал?

В нашем театрализованном представлении я предлагаю провести хороводную игру «Карусель», «Капустка», подвижную игру «У медведя во бору», театрализованную игру «Торговцы», а еще посмотреть кукольный спектакль.

В какой игре тебе хочется поучаствовать?

Какую роль ты станешь выполнять?

Что ты хочешь предложить изменить, может что-то добавить в сценарий или наоборот убрать?

Как бы ты стал готовиться к этому представлению?

Позвал бы ты на такое представление остальных ребят? Почему?

Обработка результатов: проводится индивидуально. Оцениваются ответы детей, выражение готовности к участию в проведении театрализованного представления к сотрудничеству во время театрализованного представления, упоминание в беседе о друзьях, желание участвовать в подготовке и в представлении с ними, интерес к данной теме, активность во время беседы, выдвижение идей.

Задание №2. Подготовка к театрализованной инсценировке. Наблюдение за детьми в процессе подготовки. Изготовление украшений для зала. (Модифицированный вариант диагностической ситуации, разработанной Т.И. Бабаевой и Л.С. Римашевской, «Сапожки в подарок»)

Цель: Выявить развитие умений взаимодействовать при выполнении задания у детей, объединенных общей целью.

Для задания используются: шаблоны кленовых листьев, вырезанные из бумаги, кисточки, гуашь.

Проводится в паре.

Инструкция: Я дам вам по кленовому листочку, ваша задача расписать эти листья как можно ярче и интереснее, узоры вы придумываете сами, самое главное, чтобы ваши листочки были одинаково расписаны: Как у тебя, так и у тебя.

Обработка результатов: тестирование проводится с двумя детьми; учитываются особенности выполнения работы, такие как совместная деятельность или действия порознь; диалог детей во время работы; готовность помочь, выслушать, принять пожелания партнера; оценка детьми работы друг друга и результата работы. Оцениваются ответы детей.

Когда дети заканчивают выполнение задания, им по очереди задаются вопросы:

Ты доволен результатом?

Как ты думаешь, почему у вас так хорошо получилось выполнить это задание?

Что нужно было сделать, чтобы работа получилась еще лучше?

Задание №3. Наблюдение за детьми в ходе проведения театрализованной инсценировки.

Цель: Оценить своеобразие развития умений сотрудничества детей при участии в театрализованной инсценировке.

Обработка результатов: учитываются особенности участия в представлении, такие как совместная деятельность, с детьми или самостоятельные действия; умение построения общения детей во время представления; готовность помочь, уступить, принять мнение сверстника; влияние мотивации.

          Таким образом, вторая серия констатирующего эксперимента позволила выявить своеобразие развития сотрудничества детей 4 -5 лет при подготовке и проведении театрализованных инсценировок и игр - драматизаций для, друг друга, родителей и младших детей.

       Цель третьей серии констатирующего эксперимента: Определить влияние взрослых (родителей и воспитателей) на формирование сотрудничества детей друг с другом при подготовке и проведении театрализованных праздников в средней группе.

       В этой серии проводилась работа с родителями и воспитателями по использованию театрализованных игр и игр – драматизаций в повседневной жизни.

   Для этого были использованы следующие методы:

  • Анкетирование родителей, с целью выявить отношение в целом к проблеме формирования у детей сотрудничества.
  • Анкетирование воспитателей с целью выявить отношение педагогов в целом к проблеме формирования у детей сотрудничества.
  • Анализ планов.
  • Анализ предметно – развивающей среды.

     Таким образом, третья серия констатирующего эксперимента позволила определить влияние взрослых (родителей и воспитателей) на формирование сотрудничества детей друг с другом при подготовке и проведении театрализованных праздников в средней группе.

Анкетирование родителей.

1.Посещаете ли вы с ребенком театр и как часто?

2.Делится ли ребенок после посещения театра своими впечатлениями?

3.С кем ребенок посещает театр?

4.Читаете ли вы своему ребенку книги, если да, то какие?

5.Проводите ли вы с ребенком беседу о прочитанном?

6.Играете ли вы с ребенком в сюжетно – ролевые игры по тематике сказок, если да то в какие?

7.Кто является инициатором игр в семье? (полную версию смотри в приложении)

Анкетирование воспитателей.

1.Считаете ли вы важной работу над формированием сотрудничества детей друг с другом?

2.Какие приемы вы используете в работе с детьми по улучшению взаимоотношений между детьми?

3.Какие игры вы активно используете в работе с детьми по улучшению взаимоотношений между детьми?

4.Используете ли вы в работе с детьми игры – драматизации, если да, то какие цели ставите?

5.С какими трудностями вы сталкиваетесь при использовании игр – драматизаций в работе с детьми?

6.Какие формы работы могут быть эффективными при взаимодействии с семьей по улучшению взаимодействия детей между собой?

7.Какую помощь вы бы хотели получить по формированию сплаченного коллектива в группе? (полную версию смотри в приложении).

Констатирующий эксперимент проводился на базе ГБДОУ № 92 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. В нем приняло участие 24 дошкольника в возрасте от 4л.1 м. до 5л., из них 8 мальчиков и 15 девочек.

Были сформированы две группы исследуемых:

Экспериментальная группа (ЭГ) – 12 детей;

Контрольная группа (КГ) – 12 детей.

Сроки проведения констатирующего эксперимента: октябрь - май

2012 – 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности

Занятия познавательного цикла дополняются опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий  эффек...

Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в процессе ознакомления с художественной литературой. Перспективное планирование на год.

В  статье кратко описаны актуальность темы, задачи, методы работы по развитию творческих способностей детей среднего возраста средствами театрализованной деятельности в процессе ознакомлени...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности на прогулке

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ...

Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности с использованием ИКТ

СОДЕРЖАНИЕ  ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….4ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………...  81....