Подвижные игры в воспитании детей
консультация на тему
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry_v_vospitanii_detey.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Издавна в них четко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представления о смелости, чести, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные игры - это неотъемлемая часть интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Неизгладимое впечатления даёт детям знакомство с особенностями жизни разных народов. Дети разных национальностей, посещая детский сад , общаются, рассказывают сказки, играют в разные игры, поют и танцуют внося в свою деятельность элементы национальных культур.
Воспитатель помогает детям понять , что людей разных национальностей к многонациональной культуре и искусству, взаимопомощь, уважение к человеку. Особенности жизни и труда людей находят отражение в народных песнях, сказаниях, в движениях танца, и играх.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в играх зачины и диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В играх , не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, так же много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли.. Напрмер, в игре « Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыплёнка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: « Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи ( « один -за всех и все -за одного» -цыплята), ответственности, смелости, находчивости ( наседка).
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными, весёлыми
моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Так, например, зачины, являются игровой прелюдией и дают возможность организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное выполнение правил. Этому способствует ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:
Катился горох по блюду,
Ты води , а я не буду.
Я куплю себе дуду,
И по улице пойду.
Громче , дудочка , дуди:
Мы играем, ты води.
В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят.
Кто засмеется,
губа задерется.
Раз, два, три, четыре, пять,
С этих пор молчать!
Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим.
Эти четкие считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Задача воспитателя состоит в том , чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.
Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин, взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом.
Ребята вслушиваются в ритмичное сочетание слов, при повторении легко запоминают зачин.
Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от её вида и содержания. Так, несложная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально выразительно. Воспитатель даёт представление о её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один - два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.
Сюжетную народную игру тоже можно объяснить по-разному. Например, воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа , в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта, и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Или можно образно, но кратко , рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется ( « Редьки», « Мак», « Ястреб и утки»), и перейти к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить и активизировать застенчивого ребенка, или наоборот, показать на примере активного, как важно быть ловким и смелым; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать роль водящего, от действий которых, зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, воспитателю необходимо помнить , что впечатления ребенка глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их общественно полезной и творческой деятельности.
Предлагаю небольшой каталог народных игр.
1. « Филин и пташки»
Перед началом игры дети выбирают себе названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль. Играющие выбирают филина. Он уходит в своё гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.
На сигнал: «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет, кого то, поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.
ПРАВИЛА ИГРЫ: Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.
2. « Заря»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих- заря- ходит сзади с лентой и говорит.
- Заря, зарница, красная девица.
По лесу ходила, ключи обронила,
В ленты голубые, кольца обвитые-
За водой пошла!
С последними словами, водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, быстро берет ленту, и они оба быстро бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарёй. Игра повторяется.
ПРАВИЛА ИГРЫ: бегущие не должны пересекать круг, играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.
3. « Игровая»
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
-У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот , кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
ПРАВИЛА ИГРЫ: при повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.
4. « Ляпка»
Один из играющих - водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то осалить , приговаривая:
« На тебе ляпку, отдай её другому».
Новый водящий, старается поймать игроков и отдать им ляпку.
ПРАВИЛА ИГРЫ: водящий не должен преследовать одного итого же игрока. Участники игры внимательно наблюдают за сменой водящих.
5. « Ловишка в кругу»
На площадке чертят большой круг. В середине круга кладут палку, небольшую. Все участники встают в кругу, один из них - ловишка.
Он бегает за детьми и старается кого - нибудь поймать. Пойманный игрок, становится ловишкой.
ПРАВИЛА ИГРЫ: ловишка во время игры не должен перепрыгивать через палку, это действие могут совершать только участники игры. Вставать на палку запрещается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные подвижные игры в воспитании детей дошкольного возраста
Значение подвижных русских народных игр, впитавших лучшие национальные традиции....
Подвижные игры - средство воспитания и развития детей дошкольного возраста
Сборник подвижных игр для двигательной активности детей....
Народные подвижные игры в воспитании детей
Народные подвижные игры в воспитании детей. Физическое развитие детей в первую очередь зависит от ...
Роль дворовой подвижной игры в воспитании детей дошкольного возраста.
Игры для детей на улице, во дворе или как с ностальгией называют их нынешние взрослые «игры нашего двора» — пожалуй, самая многочисленная и самая интересная группа детских игр.Игры с...
Роль подвижной игры в воспитании детей
Роль подвижной игры в воспитании детейДошкольный возраст — это тот период, когда ребенок усиленно растет и развивается, когда он приобретает первые знания. Поэтому очень важно помочь ребенку нау...
Доклад на тему: «Значение народной подвижной игры в воспитании детей дошкольного возраста»
Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых...
Подвижная игра "Золушка" для детей 3-4 лет, городской фестиваль подвижных игр
Подвижная игра "Золушка" городской фестиваль подвижных игр...