Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом образовании дошкольников
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

Михайлина Любовь Валерьевна
Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом: образовании дошкольников».

 Дети дошкольного возраста уже по природе своей исследователи.  С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько и др.).

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений и нашего в частности. Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Теоретической базой этой работы являются исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддъяков, 1995).

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

       Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью и неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется.

Н.Н.Поддъяков выделяет два основных вида исследовательской деятельности у дошкольников.

       Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижений и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

           В современной зарубежной педагогике выделяются три уровня реализации «исследовательского обучения» (М.В.Кларин):

1 уровень. Педагог ставит проблему и  намечает метод ее решения. Само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.

2 уровень. Педагог ставит перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).

3 (высший) уровень. Постановка проблемы, поиск методов ее исследования  и разработки решения осуществляются детьми самостоятельно
        Старшие дошкольники, как показывает практика, способны работать на любом из этих уровней. Большие возможности в этом плане имеют практически все виды (предметы) традиционных учебных занятий в детском саду.

         Методика экспериментальной работы, разработанная американским педагогом Сандрой Кейплан, построена на игровой основе и состоит из четырех этапов:

Первый – «выбор темы». Ребенок самостоятельно выбирает тему (карточку с картинкой).

Второй – «постановка  вопросов». Например:

Виды. Какие бывают виды плодовых деревьев?

Функции. Какие функции выполняют плодовые деревья

Свойства. Какие свойства у плодовых деревьев?

Влияния. На что влияют плодовые деревья?

Третий — «проведение исследования». Дети собирают информацию и делают заметки в виде рисунков.

Четвертый — «подведение итогов». Факты, собранные в каждом кармашке, анализируются, путем сравнения выделяются наиболее важные Результат работы представляется в виде устного сообщения или рисунка.

Эта методика интересна и дает хорошие результаты (более подробное описание содержится в работе С. Кейплан, а также Н. Б. Шумаковой). Но, на наш взгляд, эта методика несколько примитивизирует процесс исследовательскою поиска. Это обстоятельство подтолкнуло нас к поиску иных вариантов решения  Результатом этих поисков стала описанная ниже методика проведения учебных исследований с дошкольниками.

Проведение учебных исследований в детском саду

Наш опыт показал, что учебное исследование дошкольника, так же как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает следующие основные этапы.

  • выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
  • поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • сбор материала;
  • обобщение полученных данных;
  • подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.);
  • защита проекта.

В ходе работы по созданию и доработке методики было замечено, что для многих педагогов мысль о том, что старший дошкольник способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми

Отметим, что в целях упрощения, казалось бы, можно сократить какой-либо из этапов. Но, внимательно посмотрев на сами эти этапы, без труда можно понять, что это существенно обеднит процесс, а, следовательно, и педагогический результат работы. Таким образом, наша методическая задача формулировалась так — как сделать прохождение каждого этапа доступным для старшего дошкольника.

На всех этапах этой работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат— развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним «результатом», а по крайней мере - с двумя.

Первым можно считать тот, что создает ребенок «своей головой» и руками — макет, проект, отчет и т. п. Второй — самый важный, назовем его педагогическим.

Для педагога главный результат этой работы не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребенком сообщение, «технический рисунок» или даже склеенный из бумаги проект. Педагогический результат -

это прежде всего бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Методика проведения учебных исследований со старшими дошкольниками

            Для знакомства детей с методикой проведения учебных исследований понадобятся два — три фронтальных, тренировочных занятия с группой. Это необходимо для того, чтобы каждого ребенка познакомить с «техникой» проведения исследования

Подготовка. Для этого понадобятся карточки с символическим изображением «методов исследования». Эти карточки можно сделать из картона, изображения на них нарисовать фломастерами или вырезать из цветной бумаги. Размер каждой карточки должен быть не меньше половины обычного альбомного листа.

На таких же по размеру листочках картона надо заготовить картинки -«темы»  будущих  исследований.  Для  этого  наклейте  на  картон  изображения животных, растений, зданий и др.

1-й этап — «Тренировочные занятия»

         Посадим детей на ковер кружком. И объявим, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые. Для демонстрации этапов проведения исследовательской работы понадобится два «добровольца». Они вместе с вами будут выполнять работу от первого до последнего этапа; все остальные дети (на первом занятии) будут участвовать пока только как зрители. Выбранная нами пара «исследователей» определяет тему своего исследования. Для того чтобы дети смогли это сделать, предложим им заготовленные нами карточки с различными изображениями -  темами исследований. После короткого обсуждения, направляемого воспитателем, дети обычно останавливают свой выбор на какой-либо теме. Карточку с изображением, обозначающим выбранную тему, кладем на середину образованного детьми круга; остальные аналогичные карточки (с «темами исследования») нужно пока убрать.

         Например, дети выбрали тему «Попугай». Объясним исследователям, что их задача — подготовить сообщение, доклад. Но чтобы это сделать, надо собрать всю доступную информацию о попугае и обработать ее. Как это можно сделать?

         Естественно, что для детей это сложное, новое дело. Надо рассказать им о том, что существует много способов сбора информация        «методов исследования». Естественно, что мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Поэтому на этом этапе очень важно, чтобы воспитатель подвел детей к тому, чтобы они сами их назвали. Начнем с обычных проблемных вопросов, например: «Что мы должны сделать в начале? Как вы думаете, с чего начинает исследование ученые?» Естественно, что это вопросы не только к тем, кто специально выделен для проведения исследования, но и кто всем детям. Дети начнут предлагать самые разные варианты. «Подведите их к идее», что сначала надо думать.

       Если в предлагаемых детьми вариантах этого предложения нет, его придется подсказать. Как только с этим все согласились, кладем на ковер перед исследователями карточку с символом, обозначающим действие - «подумать».

       Следующий вопрос: «Где еще мы можем узнать что-то новое о попугае?» Отвечая на него вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «провести эксперимент», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору» (имеется в виду видеофильм).

        Можно предложить и другие методы, например, получить информацию у компьютера, позвонить по телефону маме, специалисту, папе, бабушке.               Следует понимать, что набор методов зависит от реальных возможностей. Чем больше этих возможностей, тем больше методов, тем лучше и интереснее пойдет работа.

Сбор материала

         Теперь, когда «исследователи» определили последовательность работы, начинаем собирать материал. Разложенные на ковре карточки есть не что иное как план исследования. Подчеркнем, что он отличается от плана настоящего, профессионального исследования только по форме выражения. Существо дела остается единым.

        Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше пытаться их фиксировать. Сделать это технически несложно, не смотря на то, что дети еще не умеют писать. На маленьких, заранее заготовленных листочках бумаги (лучше всего для этих целей подойдет бумага из тетради в клетку) ручкой сделаем заметки. Это могут быть несложные рисунки, отдельные, уже знакомые буквы или даже специальные, изобретенные детьми «на ходу» знаки.

         На первом этапе проведения работы приходится неизбежно сталкиваться с тем, что потребность «письменно» фиксировать информацию у детей пока отсутствует. Но по мере участия в занятиях потребность в этом будет возрастать, а вместе с ней будет расти и мастерство символического изображения фиксируемых идей.

         Подумать. Например, подумав, приходим к выводу - «попугай живет в дикой природе, в джунглях, в жарких странах». Чтобы это зафиксировать, нарисуем на листочки пальму и солнце. «Пальма будет служить напоминанием о джунглях, «солнце» - о теплом климате.

         Следующая идея, например, - «попугаи бывают большие и маленькие» Отмечаем все это на наших листочках. Большого попугая можно изобразить большим овалом, с пририсованными к нему линиями перьями, обозначающими хохолок и хвост, а также клюв, рядом па основе маленькою овала можно нарисовать такого же схематического маленького попугая.

          Затем, подумав, дети отмечают, что у попугая яркое оперение. Черкнув на листочке несколько ярких линий цветными фломастерами, ребенок может закрепить идею «о ярком оперении».

           Как показывает наш опыт, этих несложных значков оказывается вполне достаточно для фиксации такой несложной информации на короткий срок.

           Но идеи могут быть и такими, что их сложно воплотить в изображении, однако выход всегда есть.

           Например, исследователи пришли к мысли, что попугаи могут говорить как люди Нарисуем маленького человечка и рядом с ним попугая. Подчеркиваем, не надо концентрироваться на «правильности» изображения. Старайтесь обучать ребенка тому, чтобы эти значки и символы он делал быстро. Для этого он должен действовать раскованно и свободно. Способность изобретать символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития. Наш экспериментальный опыт показывает, что дети обучаются способности создавать символы для обозначения идей очень быстро и делают это обычно легко и свободно.

Спросить у другого человека

         Теперь попробуем настроить наших исследователей на то, чтобы расспросить других людей. Вопросы можно задавать всем присутствующим детям и взрослым. Эго на первых порах вызывает большие трудности. Дети, объективно, в силу особенностей возрастного развития, эгоцентричны.

Все мы по собственному опыту знаем, что нередко встречаются даже взрослые, которые не умеют спрашивать, не умеют слушать и, самое главное, слышать других людей. И если, специально развивая ребенка, мы можем преодолеть его эгоцентризм, то для взрослого это уже практически непреодолимая, серьезная личностная проблема. Преодоление, смягчение детского эгоцентризма является важным этапом подготовки ребенка к школе. Учителя начальной школы часто говорят о том, что дети не умеют слушать учителя и друг друга.

         Специалисты в области психологии творчества часто подчеркивают в своих работах, что умение поставить вопрос (выделить проблему) часто ценится выше умения его решать. Выполняя эту работу с ребенком, мы должны осознавать, что за этими внешне несерьезными «игрушечными исследованиями» стоят очень глубокие и в высшей степени важные проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка.

Узнать из книг

          Сложности возникают и с другими источниками информации. Например, можно обратиться к книге, но как не умеющему читать узнать из нее что-то новое? Можно посмотреть иллюстрации и попросить помощи у того, кто может прочитать. В ходе занятия, кроме воспитателя, ребенку в этом никто не поможет. Поэтому надо заранее подобрать литературу. И быть готовым.

            Нужно учитывать, что в настоящее время издается большое количество детских справочников и энциклопедий, они посвящены разной тематике, прекрасно иллюстрированы, имеют хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты. Для проведения учебных исследований это прекрасный источник. Прочитайте нужный текст вслух исследователям. И помогите также зафиксировать новые идеи.

Наблюдение и эксперимент

           Особенно ценны в любой исследовательской работе живые наблюдения и эксперименты. Например, наша тема «Попугай» дает возможность их использования. Попугаи не редкость в детских садах, и наши исследователи без труда могут понаблюдать и отметить некоторые особенности поведения птицы. Можно провести даже эксперименты. Например, боится ли попугай громких звуков и резких движений, любит ли музыку и др.

              Отметим, что у дошкольника способность концентрировать внимание невысока. Поэтому работу по сбору информации надо проводить быстро. Если какой-то из методов на начальных этапах работы «не идет», нестрашно, можно не акцентировать на этом внимания. Помогите ребенку сгруппировать то, что он уже имеет. Очень важно поддерживать темп, чтобы работа шла на «одном дыхании».

Обобщение материалов

            Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить. Раскладываем на ковре, на глазах у всех, листочки с собранной информацией. И начинаем смотреть, что нового, интересного мы узнали, и продумывать, что мы можем рассказать по результатам проведенного исследования. На первых занятиях, естественно, надо активно помогать исследователям обобщать полученные разрозненные данные.  Для ребенка это очень сложная задача

            Но вместе с тем, именно на этом материале можно развивать мышление и творческие способности ребенка. Во-первых, выделим главные идеи, отметим второстепенные. Затем можно попытаться дать определения некоторым основным понятиям. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящею ученого. Иным является лишь степень «новизны» самих фактов.

           

Сообщение

            Как только информация обобщена, игру надо продолжить. Наденем на исследователей академические головные уборы и мантии. Это необходимо, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной. Наши исследователи делают сообщение «доклад о попугаях».

           Естественно, что качество представленной информации зависит от общего уровня развития ребенка. Выступая индикатором уровня общего развития, это сообщение будет служить и важным средством развития и обучения. Длится первый «доклад» обычно не долго, но с приобретением исследовательского опыта собирается все больше информации, появляется больше деталей. Доклады становятся более глубокими, развернутыми и обстоятельными.

           После выступления исследователей надо обязательно устроить обсуждение их докладов. Дать слушателям возможность задать вопросы. Процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве педагога.

           Первое занятие на это можно считать законченным. Мы познакомили детей с общей схемой деятельности. Теперь нам предстоит долгий, но увлекательный процесс совершенствования Количество коллективных занятий тренировочного плана в нашем эксперименте не превышало трех в каждой группе. Как только вы почувствовали, что дети освоили общую схему деятельности, можно перейти к другому варианту организации.

2-й этап - «Самостоятельные учебные исследования старших дошкольников»

Подготовка. Нам понадобятся карточки с изображениями тем будущих исследований. Из новых средств каждому ребенку потребуется только специальная «папка исследователя». Сделать ее не трудно. На лист картона наклеим небольшие кармашки из плотной белой бумаги. На каждом кармашке изображение «метода исследования». Кроме того, каждый ребенок должен получить достаточное количество маленьких листочков для фиксации информации и ручку (карандаш или фломастеры).

Проведение исследования. На этом этапе в исследовательский поиск вовлекается вся группа. Начинается занятие с выбором тем исследователями. Карточки с изображениями тем будущих исследований раскладываем на столе. И каждый ребенок выбирает себе то, что хочет. Мы уже отмечали, что это занятие может идти автономно от обычных учебных занятий. Но вместе с тем саму эту игровую технологию можно использовать на занятиях по развитию речи, природоведения и других предметных сферах. В этом случае заготовленные карточки с изображениями тем должны быть связаны с кругом изучаемых проблем.

Выбрав тему, каждый ребенок получает специальную «папку исследователя» и листочки для сбора информации. План исследования с ним в данном случае проговаривать необязательно. Этот план изложен и зафиксирован на кармашках нашей папки

Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок (либо пара, группа детей)   начинает   действовать   самостоятельно.   Задача   -  собрать   нужную информацию, использовав возможности всех доступных источников. Обобщить ее и подготовить собственный доклад. Все это нужно сделать, не затягивая время — в рамках одного занятия.

Дети работают самостоятельно, они сами изучают все, что связано с выбранной ими темой. Задача педагога — выполнять обязанности консультанта исследователей.

Сообщения. Как только подготовлены первые сообщения, детей можно собрать и усадить для прослушивания докладов. Наши доклады следует рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Докладчик вынужден структурировать информацию, выделить главное, дать определения основным понятиям и не просто рассказать, а обучить этим сведениям других Не важно, что содержательный материал, над которым работают дети, выглядит простым и даже может показаться примитивным с точки зрения взрослого; для нас важно в данном случае то, что за этим внешне простым делом формируются ценнейшие качества творческой личности.

Обучающиеся обычно настроены по отношению к докладчику критически, ведь к его словам они относятся иначе, чем к словам педагога. Дети в этих условиях, как показывают наши исследования, легко и естественно включаются в спор, задают вопросы, делают поправки, если не согласны. Эти моменты очень важны, мы старались «акцентировать» на них собственное внимание и внимание детей. Вряд ли существует более эффективное средство для развития критического мышления, чем этот способ.

Заслушать все доклады на одном занятии сложно. Ведь надо дать ребенку возможность не только высказаться, но и ответить на вопросы. Поэтому, во-первых, надо учить детей говорить кратко и точно и, во-вторых, гибко использовать время (какие-то доклады можно выслушать сразу, а какие-то послушать в другое время).

По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и -  в особенности -  тех, кто задавал «умные», интересные вопросы.

 Памятка воспитателю

В ходе проведения эмпирических исследований было найдено несколько общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения.

Самое главное - подходите к проведению этой работы творчески.

1)        Учите детей действовать  самостоятельно,   независимо,  избегайте прямых инструкций.

  1.  Не сдерживайте инициативы детей
  2.  Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать)
    самостоятельно.
  3.  Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  4.  Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний.

     а)        прослеживать связи между предметами событиями и явлениями;

     б)        формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

     в)        учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению
информации.

Подчеркнем еще раз, что эта педагогическая технология может быть использована на всех предметных занятиях. Она, как видим, дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка,,расширяет его кругозор, создавая условия для активного изучения самой разной тематики. Важно также учитывать, что работать дети могут не только индивидуально. Очень полезна и в плане творческого, и в плане психосоциального развития работа вдвоем или втроем. В этом случае возникают особые трудности, но вместе с тем мы получаем и дополнительные воспитательные возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников"

Статья посвящена проблемам развития творческого потенциала ребенка и его экологического образования  путем проведения игр-экспериментирований (опытнической деятельности) в детском саду....

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

консультация для педагогов  где раскрываются цели, задачи и этапы организации познавательно-исследовательской деятельности.                   ...

Поисково-исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников

Поисково-исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников (семинар-практикум)...

Консультация для воспитателей детского сада Игровая деятельность в экологическом образовании дошкольников

Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру....

Роль коллективной деятельности в экологическом образовании дошкольников.педагогический аспект.

В статье раскрывается роль коллективной деятельности в усвоении экологических знаний....

Обобщение опыта работы по теме: « Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом образовании дошкольников»

Обобщение опыта работы по теме: « Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом образовании дошкольников»...