Учебно-исследовательский проект «Колобок»
проект на тему
Цель исследования: «трансформировать» знакомый с детства образ Колобка и провести пробу пера, создав свои сказки для книжки - раскладушки «Новые приключения Колобка».
Задачи:
− Изучить происхождение сказки «Колобок»?
− Узнать значение устаревших слов, имеющихся в тексте сказки «Колобок», но редко употребляемых в современной речи, почти позабытых и непонятных сегодня читателю.
− Расследовать, сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение предков или сказка о хлебобулочном изделии.
− Изучить процесс приготовления «Колобка».
Методы:
- изучение и анализ научной литературы, художественной литературы, литературных источников и интернет – ресурсов;
- беседы;
- наблюдение;
- посещение библиотеки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kolobok.docx | 214.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-исследовательский проект «Колобок»
Одним из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционально- нравственного развития ребёнка лежит через художественную литературу, и особенно сказку.
Сказка - один из самых ярких фольклорных жанров. В. И. Даль называет ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”. Сказка затейлива, причудлива, необычна. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. В каждой фантастической истории обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка — это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла. Наверное, поэтому в отличие от других жанров устного творчества она продолжила свою жизнь в литературе.
Например, как понимать сегодня смысл слов «короб», «сусек», «стужон» или «пряжон»? А что означает само слово «колобок»? Какую миссию «выполняют» колобки на нашей планете, трансформируясь в разные образы. И в чём секрет популярности этой русской народной сказки не только у русских, но и у детей других народностей?
В нашей работе мы решили провести своё исследование сказки «Колобок».
Цель исследования: «трансформировать» знакомый с детства образ Колобка и провести пробу пера, создав свои сказки для книжки - раскладушки «Новые приключения Колобка».
Задачи:
- Изучить происхождение сказки «Колобок»?
- Узнать значение устаревших слов, имеющихся в тексте сказки «Колобок», но редко употребляемых в современной речи, почти позабытых и непонятных сегодня читателю.
- Расследовать, сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение предков или сказка о хлебобулочном изделии.
- Изучить процесс приготовления «Колобка».
Методы:
- изучение и анализ научной литературы, художественной литературы, литературных источников и интернет – ресурсов;
- беседы;
- наблюдение;
- посещение библиотеки;
Изучив научную литературу, ознакомившись с материалами интернет-ресурсов, а также во время беседы с библиотекарем, мы выяснили, что одно из самых ранних упоминаний о «Колобке» было в «Житии протопопа Аввакума»: «...Фекла Симеоновна: оне нам от смерти голодной тайно давали отраду, без ведома ево, – иногда пришлют кусок мясца, иногда колобок, иногда мучки и овсеца». Сама же сказка впервые была опубликована в 1844 г. в книге Екатерины Алексеевны Авдеевой: «Русские сказки для детей, рассказанные нянюшкою Авдотьею Степановною Черепьевой». Но самым любимым и известным является вариант сказки «Колобок» в записи известного историка и фольклориста А.Н. Афанасьева.
Проблема: все дети хорошо знают и любят сказку «Колобок», но никто не смог объяснить, почему колобка называется и из чего он сделан.
Гипотеза: наше изучение малопонятных слов поможет правильному пониманию прочитанного текста, а значит, лучшему пониманию сказки, кроме этого, только хорошо зная значение того или иного слова, мы сможем правильно употреблять его в разговорной речи.
Предмет исследования: сказка «Колобок»
Этапы реализации проекта
Название этапов | Пути реализации проекта |
Первый этап подготовительный | 1.Сбор информации. 2.Работа с научной литературой, художественной литературой, интернет-ресурсами. |
Второй этап реализации проекта | 1. Просмотр мультфильма по русской народной сказке «Колобок». 2. Чтение литературных произведений из собрания В.Даля. 3. Проведение викторины «Лучший знаток сказки «Колобок». 4. Изучение словарей «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова. 5. Беседа в библиотеке с детьми на тему: «Колобок –это пища крестьян». 6. Поиск рецепта «Колобка». |
Третий этап заключительный | 1. Приготовление «Колобка». 2. Оформление выставки «Колобок из бросового материала». |
В чём суть «Колобка»
Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков. Оказывается, «Колобок» у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни “почти ватрушкой”, как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за «Колобка». Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (Чертог Лисы). “Замес” Колобка — полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — “съедают” часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается — Мидгард-Земля (по современному — планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.
Подтверждение именно такой интерпретации «Колобка» мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля): « Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается». Это про Небеса и Ярило-Солнце.
Основной смысл этой сказки прост, хотя и может быть выражен по-разному. Например, «Если тебе повезло четыре раза, не факт, что повезет в пятый», «Не будь излишне самонадеянным», «Не ведись на лесть», «От судьбы не убежишь», «Коль ты еда – тебя съедят» и т.д. Сверху – простая и круглая, как главный герой, мысль. А в глубине?..
Слово «Колобок» возникло от слова «колоб» - круглый хлебец - это чисто русское хлебное изделие, возникновение которого было случайным. Дело в том, что колобки пекли не всегда, а лишь при отсутствии обычных припасов для хлеба в их обычном количестве. На колобок шли остатки разной муки — все, что было в доме, и все поскребки квашни, которые обычно не изымались, а оставлялись на закваску.
Толкование мало употребляемых слов из сказки «Колобок»
Обратившись к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля и «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, мы растолковали значения и других слов, многие из которых сегодня мало употребляются в повседневной речи:
- Амбар-строение для хранения зерна, муки, припасов…
- Короб – лубяное или берестяное изделие для укладки и носки чего-нибудь…
- Поскрести – поскоблить остатки …
- Сусек – закром.
- Авось – (частица) – может быть, вдруг, случайно …
- Пригоршня – ладони (ладонь), сложенные горстью; количество чего-либо, вмещающееся в ладони, сложенные таким образом.
- Лавка – скамья для сидения или лежания, обычно прикреплённая к стене.
- Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревянных избах и старинных городских домах.
- Пряжить (в сказке – «пряжон») – жарить в масле.
- Студить (в сказке – «стужон») – делать холоднее, охлаждать.
- Подавно – тем более, разумеется.
Рецепт приготовления «Колобка»
Точный рецепт изготовления колобка неизвестен. Но в общих чертах это изделие представляло собой шарик из пресного теста, изготовлявшийся обычно из остатков разнообразной муки и поскребышей квашни. То есть, пекли его, как и написано в сказке, когда заканчивались запасы хлебного сырья. В той же сказке Колобок сообщает и другие особенности его изготовления: «В сметане мешон, да в масле пряжон». Крестьяне считали, что из-за смешивания разных видов муки и недостатка продуктов в тесте, хлебец должен быть не особенно качественным. Однако по законам биохимии именно закваска и разнообразие муки, имеющей разное сечение помола, обеспечивала пышность и мягкость хлеба и он долго не черствел. Крестьянин мог объяснить такое явление лишь чудом, либо тем, что его, как голодного человека, обманывали его вкусовые ощущения. И в том и в другом случае это и послужило причиной создания сказочных сюжетов о колобке.
Снова мы перечитываем сказку, чтобы узнать рецепт колобка: «Старуха по амбару помела, по сусекам – поскребла, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила его на окно». У нас закваски нет. Значит, нужны дрожжи и сахар.
Рецепт готов – можно печь колобки.
Муки насыпать 2 горсти,
Дрожжей ты ложку положи,
Яйцо разбей же поскорей,
Сметаны в тесто ты налей,
Про сахар, соль не позабудь,
На сковородку масло лей
И колобки ты жарь быстрей!
А на окошко положи
Всего минуточки на три…
Выставка подделки из природного материала
Ребята нашей группы совместно с родителями подготовили к выставке подделки из природного материала, а также рисунки «Колобка»
Вывод.
На все поставленные вопросы перед исследовательской работой мы смогли найти ответ:
- Смысл сказки колобок;
- С помощью словаря узнали точное значение малопонятных нам до этого слов; - С помощью интернет-ресурсов мы восстановили рецепт «Колобка» и попробовали его испечь дома с родителями.
Готовить «колобки» нам понравилось - это не сложно и очень вкусно!
Список использованной литературы
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4.М., 1978-1980.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1973 г. – 939 с.
- Хрестоматия по детской литературе: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. Учеб. Заведений / Сост. И.Н. Арзамасцева, Э.И. Иванова, С.А.Николаева.-2-е изд., стереотип. М., 2000.
- Даль В.И. Русские сказки. Спб, 1832.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке» Направление: Естественные науки и современный мир Тема проекта: ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ
Конкурсучебно-исследовательских и творческих работ«Юность в науке»Направление:Естественные науки и современный мир Тема проекта:ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ...
План исследования учебно - исследовательского проекта «Выше, дальше, быстрее»
В учебно-исследовательском проекте "Выше, дальше, быстрее" подробно описаны цели,задачи,план исследования,историография вопроса. ...
Учебно - исследовательский проект «Выше, дальше, быстрее»
Актуальность проекта,проблемный вопрос и текст к защите проекта....
Учебно-исследовательский проект "Волшебный песок"
Передача готовых знаний о мире - далеко не главная задача в воспитании ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Поэтому цель проведения совместных экспериментов - это д...
Учебно-исследовательский проект "Полезные башмачки"
Проведенная исследовательская работа, позволила выявить интерес ребенка к обуви: изучена история возникновения обуви, рассмотрены различные ее виды, типы, изучено качество различных матери...
учебно-исследовательский проект "Мир динозавров"
Проблема, рассмотренная в данной работе, не только знакомит нас с прошлым, но и дает возможность задуматься о будущем. Ведь если каждый человек, каждый ребенок будет беречь нашу планету, то у нас не б...
Учебно-исследовательский проект «Колобок».
Учебно-исследовательский проект «Колобок».Сказка - один из самых ярких фольклорных жанров. В. И. Даль называет ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказань...