проект "Эти удивительные деревья"
проект (средняя группа) на тему

Злобина Наталья Васильевна

краткосрочный проект "Эти удивительные деревья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uivitelnye_svoystva_derevev._sr_gr_leto_2014g.docx112.43 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Удивительные свойства деревьев»

  1. Паспорт проекта

Тип проекта: исследовательский.

Вид: краткосрочный.

Сроки проведения: с 9.06 – 13.06.2014 г.

Продолжительность проекта: 1 неделя.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Цель проекта: знакомство детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий.

Задачи проекта:

  • Расширить представления детей о дереве, его качествах, свойствах.
  • Устанавливать причинно – следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
  • Познакомить детей с профессией плотник, а также со способами переработки дерева в производстве.
  • Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала.
  • Воспитывать интерес и эмоциональное отношение к живой природе.

Актуальность проекта:

     Средний дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

     Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

     Детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности позволит ребенку развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.

     Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

     Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

     Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями.

Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что-то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную.

Однако, как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем Очень жаль, что долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования. Единственный выход здесь, как считают педагоги и психологи, - это широкое внедрение метода организованного и контролируемого детского экспериментирования дома и в детском саду.

     Несмотря на прилагаемые усилия теоретиков дошкольного образования, на сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

Формы организации работы с детьми по проекту:

  • Совместная деятельность с детьми по продуктивным видам деятельности.
  • Беседы.
  • Рассматривание иллюстраций, альбомов.
  • с/р игра «Плотник»
  • чтение загадок, стихов о деревьях.
  • Исследовательская деятельность (проведение опытов)

Прогнозируемые результаты:

  • Пополнение  развивающей среды в группе и на участке оборудованием для экспериментирования.
  • Повышение интерес детей к познанию окружающего мира.
  • Привлечение родителей к созданию выставки «Народные умельцы»
  • Создание с/р игры «Плотник»

Ребенок должен знать:

  • Свойства и качества древесины.
  • Название и строение деревьев. (3-5)
  • Стихи, загадки о деревьях

Ребенок должен уметь:

  • Выделять признаки предметов (для чего и как используется, назначение)
  • Самостоятельно исследовать объекты природы
  • Различать деревья по внешнему виду

Ребенок должен иметь представление:

  • О способах переработки древесины в производстве.
  • О профессии «Плотник»

  1. Этапы проекта.

1 этап – Подготовительный.

    Цель: постановка мотивации, цели, задач об организации проекта.

    Содержание:

  • создать мотивацию для работы по проекту «Удивительные свойства дерева;
  • подобрать материал совместной деятельности с детьми;
  • подобрать видео материал, иллюстрации, научную литературу,
  • разработать план мероприятий;
  • разработать конспекты совместной деятельности;
  • подобрать методическую литературу;
  • оформить наглядную информацию для родителей.

     2 этап – Практический.

     Цель: Вовлечение в поисково - исследовательскую работу детей, родителей по     осуществлению проекта.

     Задачи:

  • Вызвать интерес у детей к свойствам и качествам древесины;
  • Познакомить с профессией плотник, а также со способами обработки древесины в производстве.
  • Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи между свойствами материала и способом его использования;
  • Вызвать желание отражать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.

Содержание работы по образовательным областям:

Познавательное развитие.

  • Опыт «Как узнать сколько лет дереву?»
  • Опыт «Почему дерево не тонет?»
  • Беседа «Какая кора у деревьев?»
  • Беседа «Деревья нашего края»
  • Беседа «Что дает нам тепло»
  • Наблюдение за березой, тополем, осиной.
  • Прогулки по экологической тропе

Социальное развитие.

  • Беседа «Знакомство с профессией плотника»
  • с/р игра «Плотник»

Речевое развитие.

  • д/и «Дерево – это…»
  • д/и «Я видел на нашем дереве….»
  • д/и «С какого дерева листок»

Художественно –эстетическое развитие.

  • Ручной труд «Кораблик»
  • Изо «Деревья»
  • Аппликация «Лес» (коллективная работа в технике обрывания)

3 этап – Оценочно – рефлекторный.

Цель: обобщение знаний о деревьях.

Продукты проекта:

  • Конспекты совместной деятельности с детьми;
  • Фотоматериал совместной деятельности воспитателя с детьми;
  • Альбом Красная книга «Деревья нашего края»;
  • Поделки «Кораблик», рисунки «Деревья», аппликация «Лес»;
  • С/р игра «Плотник»;
  • Выставка «Народная мастерская».

   

 4 этап – Презентационный.

  • Оформление опыта работы в педкабинет по проекту «Эти удивительные деревья»;
  • Презентация проекта на Педагогическом совете.

Итоги проекта.

  1. Дети получили знания о деревьях (березе, тополе, осине), которые нас окружают.
  2. Научились узнавать деревья по внешнему виду, а так же правильно их называть.
  3. Самостоятельно проводить опыты не только с предметами из древесины, но и с окружающими материалами.
  4. Дети научились задавать вопросы: почему, за чем, откуда это появилось, кто это делает и т.д.
  5. У детей пополнился словарный запас новыми словами, охотно заучивали стихи, загадки по проходящей теме.
  6.  Родители активно приняли участие в оформлении альбома «Деревья нашего края», выставка «Народная мастерская».
  7. Обеспечение проекта.

- методическая литература.

- художественная литература.

- мультфильмы.

- картины, иллюстрации, схемы.

- персонажи.

- пособие для художественно – творческой деятельности.

C:\Users\Попрыгуля\Desktop\get.jpg

МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»

Конспект совместной деятельности с детьми

Опыт:

«Как узнать сколько лет дереву?»

Воспитатель: Злобина Н.В.

2014 г.

Опыт «Как узнать сколько лет дереву?»

Цель: расширение представление о дереве, его качествах и свойствах.

Задачи:

  • Познакомить со свойствами дерева, овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта.
  • Развивать умения определять существенные признаки и свойства материала (структура поверхности, твердость, прочность, запах…)
  • Воспитывать интерес к живой природе.

Материал: образцы спилов дерева разного диаметра, лупы.

Предварительная работа: рассматривание и наблюдение за деревьями, чтение стихов и загадок про деревья.

Ход деятельности:C:\Users\Попрыгуля\Desktop\e3d1539fa93cfe7baff6fd85835b77a3.jpg

В: Ребята, скажите сколько вам лет?

Д: 4, 5…..

В: А как вы узнали? 

Д: У меня было столько раз д/р, мама сказала….

В: Ребята, а как узнать сколько лет дереву?

Д: ответы детей.

В: Хотите я вам расскажу и покажу?

Д: Да.

В: Чтобы узнать сколько лет дереву нам понадобится лупа и спил дерева. Посмотрите здесь есть колечки. Попробуйте посчитать эти колечки.

Д: поочереди рассматривают спилы деревьев. 

В: Число колечек равняется количеству лет дереву. Сколько колечек вы насчитали.

Д: 10, 15,….

В: Молодцы. Теперь вы знаете как определить сколько лет дереву.

Опыт «Почему дерево не тонет?»

Цель: расширение представление о дереве, его качествах и свойствах.

Задачи:

  • Познакомить со свойствами деревьев - они не тонут в воде.
  • Развивать умение сравнивать предметы, называть их свойства.
  • Развивать умение проводить опыты самостоятельно и делать выводы.
  • Воспитывать интерес к живой природе

Материал: таз с водой, кусок дерева, камень, железо, тряпочка.

Предварительная работа:

Ход деятельности:

В: ребята в цветочном городке у коротышек случилась беда. Они собрались в гости в солнечный городок, а как перебраться через огурцовую речку не знают. Что же делать?

Д: надо им помочь.

В: Как мы им поможем. Как можно перебрать через речку.

Д: на самолете, на огурцах…..

В:  Из чего должна быть лодочка, чтобы могла плыть?

Д: из дерева.

В: Почему? А почему не из камня или из железа?

Д: Камень и железка утонут, а дерево нет.

В: А откуда вы знаете? А хотите убедиться?

(Все собираются вокруг столика экспериментирования, на котором стоит таз с водой, кусочек дерева, камень и железка).

Выполнение эксперимента.

В: Вот перед вами кусочки дерева, железа и камни. Попробуйте опустить в воду. (Дети погружают в воду кусочек дерева, железа и камень и наблюдают.) Видно, что дерево плавает по поверхности воды, а камень и железка тут же пошли ко дну.

Формулировка вывода

Мы поплывем на деревянной лодочке, потому что дерево не тонет.

В: теперь мы с вами знаем, что лодочку лучше делать из дерева. Давайте поможем нашим коротышкам смастерить лодочку.

Д: Да.

В: Для этого нам понадобится деревянная пластина, деревянная палочка (шпажка), салфетка (для паруса).

В: Берем палочку надеваем на нее салфетку, вставляем палочку в отверстие. Все получился кораблик. (Дети выполняют работу, затем играют корабликами в воде).

Беседа «Какая кора у деревьев?»

Цель: Уточнение и расширение представлений детей о коре деревьев:

Задачи:

  • закрепить знания о деревьях, их частях
  • развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о живой природе
  • развивать творческое воображение, коммуникативное общение (умение внимательно выслушивать вопрос и обсуждать ответ коллективно, любознательность
  • Воспитывать желание охранять природу и помогать ей

Материал: Знайка, плакат «Дерево», кора различных пород деревьев (береза, ель, сосна), восковые карандаши, бумага.

Предварительная работа: прогулка по экологической тропе, рассматривание деревьев, чтение литературы, загадывание загадок о живой природе.

Ход деятельности:

- Ребята, к нам сегодня пришло письмо. Хотите узнать, что в письме написано и кто его нам прислал?

-Ответы детей.

- Давайте почитаем письмо и узнаем, о чём в нём говориться. Это письмо прислал лесник.

«Нам в дождь и зной поможет друг,

зелёный и хороший,

Протянет нам десятки рук

и тысячи ладошек» (дерево)

(выставляется картинка схема дерева)

-Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему? (Оно дышит, питается, растёт, размножается).

(рассматривание картины «Дерево»)

- А как дышит дерево? (Листьями)

- Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдаёт кислород – чистый воздух, необходимый для жизни людей.

- Мы с вами забыли ещё о подарке лесника. Что это? (Корзина с корой деревьев).

(раскладывают на столе и рассматривают)

-Для чего нужна кора дереву? (Защищает его).

-А от чего она его защищает? (От солнца, мороза, ветра).

-Давайте посмотрим, какая бывает кора и что под ней находиться, «разденем» веточку. Что скрывается под ней? (Древесина).

-А какая сама кора? (Тонкая, гибкая, мягкая).

-Да, мы легко отделили её от древесины. Корой покрыто всё дерево: и ствол, и ветки. Кора – жёсткая, толстая.

-Как  можно определить возраст дерева по коре?

-Ответы детей.

-Чем дерево старше, тем кора толще, твёрже. Давайте посмотрим на кусочки коры и определим: со старых деревьев они или с молодых.

(Рассматривание коры)

-Посмотрим и соберём картинки деревьев (берёза, дуб, сосна, тополь, и определим, с какого дерева есть у нас кора.  (Д/и «Собери дерево из частей»)

-Как вы думаете, зачем человеку знать возраст дерева? (Чтобы спилить старые деревья на строительство домов, изготовление мебели, бумаги) .

-А какие деревья надо спиливать в лесу, кроме старых? (Больные) .

- Похожи ли люди и деревья? Руки похожи на веточки, туловище – на ствол, ноги – на корни. Представьте, что вы превратились в деревья. Дует ветерок слабый, сильный и т. д. (Игра-пантомима «Люди и деревья»)

-Что же можно делать из коры? В древние времена, когда не было бумаги, люди писали письма на обратной стороне коры берёзы, и называли такое письмо «берестяная грамота». Из коры липы плели лапти.

- Ребята, а давайте мы с вами зарисуем кору деревьев. (подходят к дереву и с помощью воскового карандаша зарисовывают, затем рассматривают рисунок) у каждого дерева получается свой рисунок.

- Деревья – это украшение нашей земли!

Рефлексия.

- что принес нам лесник.

- для чего нужна кора деревьям.

- что делают из коры.

 Аппликация  «Лес» (в технике обрывания)

Цель: формирование умений создавать образ деревьев с помощью обрывной аппликации.

Задачи:

  • Продолжать освоение обрывной техники аппликации, закрепить название деревьев.
  • Развивать творческое воображение, чувство цвета, мелкую моторику, умение координировать движения глаз и рук
  • Воспитывать интерес к познанию природы.

Материал: цветная бумага белого, черного, коричневого, зеленого цветов, клей, основа для коллективной работы с изображением коротышек, тряпочки, подносики.

Предварительная работа: прогулка по экологической тропе, рассматривание деревьев, наблюдения, чтение литературы, загадывание загадок о живой природе, Д/игры «С какого дерева листок?»

Ход деятельности: 

В: Ребята, в цветочном городке переполох. Незнайка рассказал своим друзьям – коротышкам про деревья, с которыми мы его познакомили. И его друзья ему не поверили, что на планете Земля есть деревья. У них в городке не растут деревья. Мы с вами знаем, что у них вокруг растет много разных цветов. Вот они тоже захотели в своем цветочном городке посадить деревья и любоваться ими. Что же делать? Как помочь коротышкам?

Д: Ответы детей.

В: Давайте мы с вами сделаем много разных деревьев и посадим их в цветочном городке. Все коротышки будут очень рады.

В: А какие деревья вы знаете?

Д: Ответы детей.

В: А из чего можно сделать деревья?

Д: Ответы детей.

Воспитатель предлагает детям сделать красивые осенние деревья в технике обрывной аппликации.

Последовательность работы.

1. Выбираем какое дерево будем делать, подбираем цвет ствола. Рвем бумагу по прямой линии (деревья бывают высокие, низкие, толстые, тонкие..)

2. Теперь нужно сделать веточки. У березы веточки черные, у сосны или тополя коричневые… веточки обрываем также как и ствол, только они короткие.

3. Теперь необходимо сделать листики или крону деревьев (надеть наряд на дерево). Крону можно выполнить двумя способами: маленькие кусочки – листики, большими кусочками в виде «облачка» - крона.

4. Все приклеить на основу.

В конце деятельности дети рассматривают работы, воспитатель читает стихотворение:

«Шагай!» — поманила

Лесная дорожка.

И вот зашагали

Коротышки по дорожке...

Ведь летом в лесу

Интересно, как в сказке:

Кусты и деревья,

Цветы и лягушки,

И травка зеленая

Мягче подушки!..

Рефлексия:

- кому мы сегодня помогли.

- что мы сделали для коротышек.

- какие деревья вы сделали.

Рисование «Деревья»

Цель: формирование умений рисовать деревья в летний период времени.

Задачи:

  • Продолжать совершенствовать умения рисовать деревья.
  • Закрепить умение отличать и называть части дерева.
  • Развивать творчество и фантазию детей при изображении деревьев.
  • Воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке.

Материал: ½ альбомного листа, кисточки, акварельные краски, баночка с водой, Тюбик.

Предварительная работа: рассматривание деревьев, наблюдения, чтение стихотворений про деревья.

Ход деятельности:

Приходит Тюбик. Ребята, вы любите смотреть в окно? Что вы видите за окном?

Д: Ответы детей

Т: Правильно, за окном деревья. Ребята, а вы умеете рисовать деревья?

Д: Ответы детей.

Т: А давайте вместе нарисуем деревья? Для этого у Вас на столах приготовлены краски. Посмотрите какое красивое дерево я нарисовала этими красками! Ребята, что есть у дерева? (ствол, ветки, листья) Каким цветом мы нарисуем ствол?. Какой краской мы будем рисовать ветки? А листья?

Т: Я возьму кисточку, аккуратно макну в коричневую краску и сверху вниз проведу линию. Ствол у дерева сверху заострен, к низу он становится толще. (показываю на рисунке) Теперь закрашиваем ствол: ведем кисточку сверху вниз, наша кисточка скользит, танцует сверху вниз. (слова сопровождаю показом) Теперь мы нарисуем ветки. Ветки у деревьев тянутся к солнышку… Снизу ветки длинные, сверху- короче. (рисую на листе) А на этих ветках есть маленькие веточки, вот на них и держатся листочки. Листья на деревьях еще зеленые (примакиваю кисточкой на бумаге). Налетает ветерок и уносит листочки… Встаньте, ребята, возле своих стульев и вместе покажите, как дует ветер: (проводиться физкультминутка:

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Т: Ребята, с чего Вы начнете рисовать дерево? Что будете рисовать коричневой краской?, зеленой?, желтой?.

(Самостоятельная работа детей. В это время звучит музыка Чайковского «Времена года»)

Т: У Вас получились чудесные работы! (Показываю ряд оконченных работ) Какая работа Вам понравилась? Почему? Молодцы! Когда наши работы подсохнут мы сделаем выставку летних деревьев! 

Рефлексия.

- кто приходил к нам в гости

- что мы рисовали с Тюбиком

- кому было сложно (легко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Удивительное дерево - рябина"

Конспект непосредственно - образовательной деятельности. Интеграция образовательных областей "Познание", "Художественное творчество". Интеграция видов детской деятельности: познавательная, продуктивна...

Эти удивительные деревья

Конспект занятия в подготовительной группе...

Эти удивительные деревья

конспект для подготовительной группы...

"Удивительное дерево - рябина"

Тема: «Удивительное дерево-рябина»Программное содержание: Расширить и уточнить знания детей о рябине.Развивать любознательность, интерес к природе. Воспитывать умение виде...

Консультация для родителей ДОУ это интересно "Удивительные деревья",

Все мы привыкли к виду окружающих нас деревьев и, проходя мимо, не сильно обращаем на них внимание. На территории нашей планеты произрастает неисчислимое множество удивительных деревьев, которые заинт...

Проект "Эти удивительные деревья"

Проект "Эти удивительные деревья"долгосрочный.Дети знакомяться с деревьями родного края,свойствами деревьев,редкими удивительными деревьями....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной к школе группе по теме: «Удивительные деревья»

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование)  в подготовительной к школе группе по теме: «Удивительные деревья»...