Проект "Азбука безопасности"
методическая разработка на тему

Абудалипова  Хамида Сабировна

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nededlya_bezopasnosti.docx47.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №12 «Росинка»

Проект недели безопасности

15.12. – 19.12.2014г

«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ »

Подготовила :

Абудалипова Х.С.

Воспитатель

                                                                                                            средней «А» гр.

пгт.Высокий

декабрь 2014г.

Актуальность

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят… Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребенка надо будет начать отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.

Цель проекта: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи проекта:

  • Формировать и расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем;
  • Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;
  • Объяснить правила общения с животными.
  • Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;
  • Обогатить представление детей о здоровье. Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме;
  • Обучить уходу за своим телом, навыкам личной гигиены и оказания элементарной помощи;

Прогнозируемый результат реализации проекта с детьми:

  • осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
  • проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
  • умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
  • знание правил безопасного поведения на улицах города.
  • умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
  • умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;
  • умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;
  • способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
  • представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип интеграции образовательных областей.
  • Комплексно-тематический принцип.
  • Принцип доступности, последовательности и систематичности.
  • Принцип креативности.
  • Принцип гуманизации.

Срок реализации проекта: 1 неделя  (краткосрочный).

Участники проекта: администрация ДОУ, воспитатели, специалисты, дети, родители.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: творческий.

По содержанию: обучающий.

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Этапы работы над проектом:

Подготовительный I этап

Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.

Основной II этап

Сроки

Название и задачи

Виды деятельности

ответственные

Понедельник  15.12.

«Если дома ты один». Способствовать развитию чувства самозащиты, бережного отношения к своей жизни, здоровью; формированию осознанного правильного поведения, позволяющего опасные избегать ситуации дома. Познакомить  с бытовыми источниками опасности, закреплять знания о правилах безопасности при общении с бытовыми приборами, острыми предметами, Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту; Научить соблюдать определенные правила поведения дома; Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и ответственности.

Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения;

Учить детей в опасной ситуации звонить в службу помощи, знать свой адрес.

Игровая ситуация «Расскажем Хрюше о правилах поведения в группе» (продолжать формировать безопасное поведение в группе, закреплять эти знания).

Пальчиковая гимнастика: «Моем руки чисто-чисто».

Продуктивная деятельность (раскраски) «Опасные предметы в  доме».

Рассматривание плакатов на тему: «Безопасность дома», «Что случилось? ».

Беседы с использование мультимедиа на темы: «Опасные предметы», «Чтобы не было беды».

«Домашние электроприборы», «Это не игрушка, это опасно! »  «Лекарство – не игрушка».

Загадывание загадок  об опасных предметах

Сюжетно-ролевая игра «Больница». «Скорая помощь», «Служба спасения».

Прогулка-обследование «Внимание - опасность»

(опасные места и предметы по территории детского сада) стр.17.

Дидактическая игры: «Найди опасные предметы», «Можно - нельзя». «Правильно - неправильно», «Четвертый лишний».  «Продолжи ряд», «Аскорбинка и ее друзья», «Угадай на вкус».

Чтение художественной литературы: Е. Пермяк «Торопливый нож», «Осторожные сказки», Т. А. Шорыгина, сказка «Наводнение в кукольном домике»; Г. Блинов «Приключения Стобеда».

Моделирование ситуации: «Выпей меня». «Съешь меня», «Достань игрушку с полки»,  «Подай ножницы».

Решение проблемной ситуации: «Неизвестная коробка в группе»

Аппликация «Опасные предметы».

Тренинг-соревнование «Разложи правильно».

Составление рассказов на тему: «Что было бы, если бы? ».

Просмотр мультипликационных фильмов:  Альманах «Уроки осторожности» Уроки тётушки Совы, «Машины специального назначения» из сериала «Азбука безопасности смешариков».

Воспитатели младших и средних возрастных групп.

Воспитатели всех возрастных групп.

Воспитатели старших и подготовительных возрастных групп.

С родителями: Буклет: «Правила безопасного поведения дома».

                             Папка – передвижка «Безопасность детей дома»,

                          Консультация на тему «Ребенок дома».   Рекомендации: «Домашняя игротека»

Вторник 16.12.

«Осторожно-незнакомец!»

Дать представление о том, что каждый человек имеет право на личную неприкосновенность (никто не имеет права обижать ребёнка) Формировать осторожность, осмотрительность в общении с незнакомыми людьми.

Создать условия для активизации умственной деятельности детей. Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил безопасного поведения в условиях, когда ребенок дома один в рамках темы ребенок и другие люди.

Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.

Рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Учить детей в опасной ситуации звонить в службу помощи, знать свой адрес и месторасположение дома.

Беседа и рассматривание иллюстрации по теме: «Когда мамы нет дома» (сформировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему).«Не открывай дверь чужим людям», «Почему незнакомец может быть опасным».

Продуктивная деятельность: раскраски по теме «Опасные» герои сказок».

Беседа и рассматривание иллюстраций, плакатов  на тему «Как избежать опасных ситуаций? », «Правила личной безопасности».

Обсуждение на тему: «Какую ошибку совершила Красная Шапочка».

Игры – ситуации: «Я потерялся», «Новый приятель», «Заброшенный дом», «Один дома».  

Игра с мячом: «Свой. Чужой. Знакомый».

Триз «Хорошо - плохо»

Рассматривание иллюстраций к сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».

Литературная викторина «Знатоки правил безопасности».

Составление рассказов на тему «Новый приятель».

Рисование на тему: «Опасные» герои сказок».

Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Кот, Лиса и Петух», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух» «Заюшкина избушка», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; главы из сказки А. Толстого «Приключения Буратино».

Театральная инсценировка по русской народной сказке «Колобок», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят».

Словесные игры: «Ребята с нашего двора», «Правильно-неправильно», «Опасно - неопасно»,

Сюжетно-ролевая игра: «Путешествия по городу».

Воспитатели младших и средних возрастных групп.

Воспитатели старших и подготовительных возрастных групп.

Воспитатели всех возрастных групп.

Работа с родителями: домашнее задание «Учим домашний адрес».

Консультация «Развитие навыков безопасного общения с незнакомцами у детей дошкольного возраста».

Среда 17.12.

«Наши любимые питомцы».

Создать условия для восприятия сведений о «братьях наших меньших»;

Обобщить и дополнить знания детей о животных, их повадках, образе жизни;
Обогатить и активизировать словарный запас детей;
Расширить представления о домашних питомцах, условиях их содержания и ухода;
Формировать ответственное и деятельное отношение к животным;
Сплотить взрослых и детей в желании беречь окружающую  природу.

Развивать коммуникативные навыки;
познавательный интерес;

логическое мышление, творческое воображение.

Воспитывать гуманное отношение к животным;
нравственные качества.

Воспитание любви к живой природе, бережного и заботливого отношения к животным.

Утренняя гимнастика: «Цирковые зверята».

Беседы с использованием мультимедиа: «Моё любимое животное», «Кошки», «Домашние животные и их детеныши»

Рисование : «Забавные друзья», «Мой кот Васька», «Необычные коты», «Хомячки».

Конструктивно-модельная деятельность: «Кошкин дом»; «Теремок для домашних питомцев»; «Чудесный городок».

Оригами: «Щенок», «Кошка», «Зайчик» и т.д.

Аппликация:  «Хомячок»; «Ракета для Белки и Стрелки»; «Цирк «Шапито».

Выставка рисунков «Братья наши меньшие».

Дидактические игры: «Четвертый лишний»; «Семья»; «Большой-маленький»; «Кто как кричит? »;«Кто что ест? »;«Зверюшки на дорожках»; «Чьи ушки? Чья шубка? »;«Что будет, если… »;«Найди ошибки»; «Найди свою маму»; «В чем ошибся художник? »;

Пальчиковый театр «Кошки –мышки».

Художественная литература:

Загадки, потешки, скороговорки;

М. Карем «Мой кот»; М. Джалиль «Мой пес»; С. Маршак «Усатый-полосатый», «Пудель», В. Чарушин «Кошка», «Собака»; Г. Остер «Котенок по имени Гав»; Н. Носов «Живая шляпа»; Александрова «Кролики»; В. Берестов «Котенок»; А. Введенский «Мышка»; Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»; Б. Заходер «Ежик», «Черепаха»; В. Катаев «Ежик»; Г. Сапгир «Кошка»; И. Токмакова «Где спит рыбка? »; К. Ушинский «Васька», «Играющие собаки»; В. Сутеев «Три котенка»; литературная народная сказка «Почему кот моется после еды? »;П. Пришвин «Как поссорились кошка с собакой»; У. Дисней «Приключения маленького щенка»; Д. Родари «Мышка, которая ела кошек»;

С\р. игры: «Цирк зверей», «Салон красоты для животных», «В гостях… ».

Драматизация сказок «Перчатки» и «Сказка о глупом мышонке»

Показ кукольного театра «Веселая семейка».

Игра-тренинг «Я потерялся» стр.11

Создание фотоальбома «Наши домашние любимцы».

Воспитатели всех возрастных групп.

Воспитатели старших и подготовительных возрастных групп.

Воспитатели всех возрастных групп.

Воспитатели младших и средних возрастных групп.

Предложить родителям прочитать детям  и обсудить рассказа О. Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу», «Приключение кота Леопольда и его друзей во дворе».

Папки – передвижки: “Если вы решили завести питомца”, “Почему дети боятся животных? ”.

Буклет: “Дети и домашние животные”.

Четверг 18.12.

«О правилах важных – пожароопасных»

Познакомить с историей возникновения огня.

Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

Развивать творческие способности дошкольников

Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.

Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания. Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.

Утренняя гимнастика: «Мы пожарные»

Беседы с использованием мультимедиа: «Что такое огонь? ».«Огонь-друг, огонь-враг! " «Детям об огне и пожаре».

Чтение произведений С. Я. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», Л. Н. Толстой «Пожарные собаки», Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар», К. И. Чуковский «Путаница». С. Михалков «Дядя Стёпа»  Н. Пикулева «Пожарная машина»; М. Кривич «Где работает огонь». Б. Жидкова «Дым», С. Маршака «Пожар», Е. Ильич «Добрый огонь».

Заучивание стихотворения «Мы пожарные»

Разучивание пословиц и поговорок о пожаре.

Конструирование «Пожарная машина», «Моя квартира»

Сюжетно - ролевые игры«Дом», «Поликлиника», «Мы - строители», «Спасатели», «Мы - водители», «Мы пожарные», «Служба спасения».

Инсценировка сказки «Кошкин дом».

Дидактические игры: «Как спастись от неприятностей», «Что поможет при пожаре», «Что кому пригодится? »;«Профессии»; «Снаряди пожарника»; «Найди опасный предмет»; «Пожароопасные предметы», «Что нужно при пожаре», «Собери пожарную машину», «Найди лишнее»;

Подвижная игра «Огонь - вода», «Пожарные», «Кто быстрее потушит пожар?».

Проблемная ситуация: «Непослушные зверушки». «Доктор Айболит в гостях у детей. Как помочь при ожоге». «От чего происходят пожары?», «Если в квартире много дыма», «Если звучит пожарная сирена».

Тренинг с телефоном «Алло, у нас пожар… » Цель: упражнять в вызове пожарной охраны.

Экскурсия на кухню, прачечную Цель: познакомить с опасными предметами, неправильное обращение с которыми могут привести к пожару, закрепить правила пожарной безопасности.

Выставка детского творчества «С огнём не играй, пожар не затевай»

Воспитатели всех возрастных групп.

Воспитатели старших и подготовительных возрастных групп.

Консультации: «Как уберечь ребенка от беды? »;

Папки - передвижки - «Как спасти себя при пожаре? »«Опасности дома».

Буклет: «Убережем детей от беды».

Совместная деятельность  «Не играй с огнем» «Огонь-друг, огонь – враг» (рисование плаката, рисунка)

Пятница 19.12.

«Правила дорожные - достойны уважения».

Формировать у детей

дошкольного возраста потребности усвоения правил дорожного и пешеходного движения на улице, дороге.

Познакомить с историей возникновения светофора.

Дать понятие детям, что улица бывает другом, а бывает и врагом (в зависимости от линии поведения) .

Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

Помочь детям запомнить правила дорожного движения. Развивать творческие способности дошкольников.

Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед дорогой.

Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Прививать практические навыки поведения детей на улицах посёлка, города.

Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта. Вовлечь родителей и детей в образовательный процесс ДОУ.

Беседас использованием мультимедиа  «Дорожные знаки. Их назначение». «Для чего нужны дорожные знаки? »

Активизирующее общение: «Как ты ведешь себя на улице? » «Вежливые пешеходы».

Рассматривание плакатов «Дорожные знаки».

Чтение С. Михалков «Ленивый светофор»,  «Скверная история»; А. Северный «Светофор»; И. Гурина «Правила дорожного движения»;  И. Серяков «Улица, где все спешат»; И. Серяков «Машина, которую рисовать учили».

Целевая прогулка «Улицы нашего поселка», «Наблюдение за транспортом», «Перекресток». Цель: расширить представления детей об улицах города, их разметке. Закрепить имеющиеся знания о правилах передвижения по улицам.

Дидактические игры: «Хорошо -плохо»,  «Моя улица»,  «Угадай знак », «Что не так? ».Цель: Уточнить представления детей об улице, дороге, тротуаре. Закрепить элементарные знания о поведении на улице.

Конструктивно-модельная деятельность: «На улице города», «Наша улица», «Город для зверей»

С/ролевая игра «Мы - пассажиры».

Рассматривание альбома «Транспорт».

Раскрашивание иллюстрации по теме: Машины на нашей улице.

Рисование: «Светофор», «Машины», «Наша улица», «Я иду по улице».

Проблемные ситуации «Как бы ты поступил? ».

Игра-путешествие: «Путешествие в мир автомобилей», «В прошлое транспорта». Цель: дать представление о появлении первых машин, об истории развития машин».

Воспитатели всех возрастных групп.

Воспитатели младших и средних возрастных групп.

Воспитатели старших и подготовительных возрастных групп.

Разработка безопасного маршрута для детей «От дома до детского сада»,

Буклет «Три «закона» безопасности пешехода на дороге».

Консультации «Родителям – о безопасности дородного движения»,

Папка- передвижка «Учим детей соблюдать правила дорожного движения».

III этап. Заключительный.

1. Оформление  альбома «Азбука безопасности» (Правила безопасности с рисунками детей)

Литература:

1. Элькин Г. Н/Правила безопасного поведения на дороге. : С. -Пт. – ИД «Литера», 2008г.

2. Скоролупова О. А. / Занятия с детьми старшего возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М. : изд. «Скрипторий», 2006г.

3. «Занятия по ПДД/сост. Н. А. Извекова и др. – М. : ТЦ Сфера, 2008г.

4. Блинова Г. А. / Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие – М. : ТЦ Сфера, 2006г.

5.Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» – С. П., 2002.

6.Л.В. Максимчук «Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности» М. 2008г.

7. Т.В. Иванова «Система работы по формированию ЗОЖ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Обмен опытом «Система работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности предпосылок безопасности сознания безопасности »

Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача...

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа

laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...