план работы с родителями
консультация (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МАДОУ №381 «Ласточка»
Московского района города Казани
Подготовила: воспитатель группы №7
Закирова Адиля Фирдинантовна
МАДОУ №381 «Ласточка»
Московского района города Казани
(группа №7 (вторая младшая) на 2013-2014 учебный год)
Работа с родителями во второй младшей группе
на 2013-2014 учебный год
Сентябрь
1. Фотовыставка «Моё радужное лето»
2. Консультация «Что должен уметь ребёнок в три года» (для родителей вновь прибывших детей)
3. Наглядная пропаганда «Права детей, обязанности родителей»
4. Привлечение родителей к благоустройству прогулочных площадок
5. «Профилактика ДТП. Консультация «Ребенок на дороге»».
Октябрь
1. Консультация «Юные художники»
2. Консультация «Особенности рисования детей 3-4 лет»
3. Наглядная пропаганда «Жестокое обращение с детьми, что это такое? »
4. Родительское собрание на тему: «Особенности психического развития детей четвёртого года жизни» (психолог)
Ноябрь
1. День добрых дел. Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.
2. Памятка для родителей «Безопасность вашего ребёнка в быту»
3. Консультация «Бережём здоровье с детства или 10 заповедей здоровья» (кн. С. В. Чирковой, с. 65)
4. Оформление уголка – выставки «Наши мамы просто класс! » (поделки руками мам ко Дню Матери)
5. Оформление проектов «Я и моя семья»
Декабрь
1. 1. Наглядная информация «Наши руки не знают скуки» (массаж ладоней и пальцев рук) (кн. С. В. Чирковой, с. 65)
2. Фотогазета со стихами «В детском саду играем, много нового узнаем! »
3. Конкурс самоделок «Волшебные снежинки! »
4. Совместно проведённый праздник Нового года
5. 5. Правовая страничка «Понимаем ли мы друг друга»
Январь
1. Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом! » Фотовыставка «Как мы весело отдыхали и Новый год встречали! » («Зимние развлечения»)
2. Привлечение родителей к постройкам из снега на детских площадках День добрых дел «Снежные постройки! »
3. Родительское собрание «Речь младшего дошкольника» «Пение и речь ребёнка» (музыкальный руководитель)
4. Наглядная пропаганда ««Характеристика речи ребёнка 3 – 4 лет».
Февраль
1. Изовыставка в рубрике «Домашние зарисовки»
2. Фотогазета «Самый лучший папа мой! » Организация фотовыставки с рассказами о папах! (Оформление детскими рисунками)
3. Консультация- практикум «Физкультура – ура! » (Физинструктор) «Занятия физическими упражнениями с ребёнком дома! »,
4. Совместное физкультурное развлечение «Вместе с папой, вместе с мамой поиграть хочу! » Приглашение от детей и воспитателей на развлечение.
Март
1. 1. Оформление поздравительной газеты «Самым милым и красивым поздравления мы шлём»
2. Совместно проведённый весенний праздник
3. Родительский клуб с участием воспитателей «Маленькие драчуны»
4. Совместное создание в группе огорода
5. Фоторепортаж «Как мы ухаживаем за растениями! »
Апрель
1. 1. Пожарная безопасность
2. Проведение субботника по благоустройству детской площадки
3. Органихация изовыставки «Весна пришла, птиц позвала»
Май
1. Организация выставки – поздравления к Дню Победы!
2. Родительское собрание «Успехи 2 младшей группы! »
3. Консультация «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка! »
(воспитатели, медработник)
Лето
1. Конкурс на лучший летний головной убор
2. Консультация «Раз в году. Как отпраздновать день рождения ребенка»
3. Фоторепортаж о ходе летней оздоровительной кампании в детском саду
4. Консультация «Об особенностях питания детей летом»
5. Консультация «Использование природных факторов для закаливания детей летом»
6. Консультация «Игры для непосед»
МАДОУ №381 Московского района города казани
Консультация для родителей по ознакомлению с природой детей второй младшей группы
Подготовила: воспитатель МАДОУ №381 Закирова А.Ф.
Учите детей замечать состояние погоды. Осенью идет дождь, холодно, ветер; ветер качает деревья, срывает листья, и они падают, кружась в воздухе; осенью на земле много листьев – желтых, красных.
Обращайте внимание детей на то, что люди стали теплее одеваться, ходят в резиновых сапогах, под зонтами. Наблюдения за изменениями погоды можно связать с играми. Например, играя с вертушками, дети замечают, что когда ветер, - вертушки вертятся. Малыши с интересом собирают листья, играют с ними, составляют букеты.
Во время прогулки можно провести обучающие игры: предложите ребенку найти листья одинаковой с образцом окраски и величины; разложить листья одинакового цвета по возрастающей и убывающей величине; найти самый большой и самый маленький лист.
Во второй и третий периоды осени обращайте внимание детей на то, что листьев на деревьях все меньше, почитайте стихи об осени.
Учите различать некоторые садовые цветы по форме, окраске, запаху. Попросите ребенка показать, где цветок, а где листик, где красный ( белый, синий) цветок.
Понаблюдайте или расскажите о том, как взрослые убирают урожай овощей.
Уважаемые родители!
Знакомьте детей с зимой во время игр, посильного труда и наблюдений. Ознакомление с наиболее характерными признаками зимнего сезона осуществляйте ежедневно во время прогулок. Чем содержательней и интересней будут организованы прогулки, тем ярче будут впечатления малышей о зиме. Во время прогулки привлекайте их внимание к состоянию неживой природы, учите замечать погоду.
Кратковременные наблюдения малышей за тем, как падает снег, надо связать с их активной деятельностью, прослушиванием стихов. Выйдя на прогулку, ребенок с радостью ловит снег, незаметно для себя постигает его свойства (белый, холодный, тает). Предложите рассмотреть снежинку, упавшую на рукав пальто. Чтобы почувствовать, что снег холодный и от тепла тает, дети должны взять его в руки.
По мере того, как зима все больше и больше вступает в свои права, фиксируйте внимание детей на том, как во время снегопада он медленно, хлопьями опускается на землю, как быстро все вокруг преображается.
Усилить эмоционально-положительное отношение детей к этому явлению поможет заучивание стихотворения М.Познанской «Снег идет»
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, лохматый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К дому стежку проведем.
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку к нашему порожку?»
Другие формы художественного слова (загадки, скороговорки) также помогают малышам запомнить, а затем – точней и образней рассказать и передать в рисунке то, что они видели.
Наблюдение зимних явлений в природе должно чередоваться с играми, в которых дети активно познают свойства снега, льда.
Обращайте внимание малышей на работу дворника: он сгребает снег, посыпает песком тротуар, чтобы не падали люди.
Большое удовольствие доставляют малышам снежные постройки, вокруг которых развертываются увлекательные игры. В теплые дни организуйте лепку из снега. Покажите, как скатать небольшие снежные шары и сделать из них снегурочку, как лепить снежки и бросать их вдаль.
В морозный день предложите послушать, как скрипит снег. Можно рассмотреть следы кошки или проехавших санок, предложите отгадать, чьи это следы, проследите, кто куда ходил. Малышам нравится рисовать на снегу, а затем рассматривать рисунки друг друга.
Малыши узнают, что лед гладкий, скользкий. Приготовьте цветной лед в присутствии детей. Дети с интересом наблюдают, как замерзает подкрашенная вода, как лед оттаивает в комнате; их радуют гладкие ледышки разной формы и окраски, которыми можно украшать постройки.
В присутствии детей подкормите птиц, объясните, что зимой птицы особенно нуждаются в заботе людей. Со временем малыши сами начнут принимать непосредственное участие в кормлении птиц. Наблюдайте, как воробьи прыгают, клюют крошки, чирикают, улетают при неосторожном движении людей.
Уважаемые родители!
В процессе повседневных наблюдений за неживой природой (наступлением тепла, таянием снега) знакомьте детей с представлениями о ее весенних явлениях. Углубляйте знания о том, что весной солнце греет сильнее, постепенно становится тепло, снег и лед тают на солнце, бегут ручьи, земля подсыхает.
Важно вызвать у ребенка живой интерес к изменениям, происходящим в природе. Обращайте внимание детей на первые признаки весны: солнышко ярко светит и греет, тает снег и снежные постройки, появляются ручейки. Дети пускают лодочки, наблюдают, в какую сторону они плывут, знакомятся с тем, что в воде предметы плывут по течению, при ветре они плывут быстрее. В ветреные дни предложите малышам поиграть с вертушками, в солнечные – пускайте зайчиков.
Необходимо наблюдать с детьми и труд дворника, и уборку улиц весной. Можно привлечь малышей к уборке площадки: разбросать снег, смести его метлой, расчистить дорожки. В весенний период наблюдайте, как на деревьях появляются зеленые листочки. Можно предложит детям сравнить ель и березу, наклоните веточку дерева, чтобы они могли рассмотреть листья, потрогать, понюхать.
Весной следует совершить прогулку в сад, обратите внимание малышей на то, что на деревьях много красивых цветов и зеленых листьев, объясните, что цветы не надо рвать – на их месте вырастут яблоки, вишни.
Во время прогулок покажите появившуюся первую траву, предложите найти еще места, где она выросла, приучайте беречь зеленые всходы.
Большую радость доставляют детям весенние цветы. Малыши рассматривают одуванчики, определяют, какого они цвета.
Вызывает у малышей интерес и появление насекомых. На прогулке познакомьте их с бабочкой, жуками, кузнечиком; с особенностями их внешнего вида, движениями; дети следят за полетом бабочек (порхают), жуков (они летают и ползают); узнают, что кузнечик прыгает. Все наблюдения проводите в естественных условиях – на природе.
Уважаемые родители!
Летом возможности для ознакомления детей с природой значительно расширяются. Гуляя с детьми обращайте их внимание на состояние погоды, учтите бережному отношению к растениям. Рассматривая цветы, малыши замечают, что все они разные. Постепенно знакомьте детей с названиями некоторых цветов (ромашка, лютик, колокольчик), предложите внимательно рассмотреть их, найти листья, цветки; сравните различные цветы по окраске, величине цветов, листьев. Учите детей составлять букеты.
Привлекайте внимание детей к деревьям и кустарникам. Объясните, что в лесу много деревьев, что они высокие, на деревьях много зеленых листьев, листья разные ( на четвертом году жизни дети могут узнавать и называть 2-3 дерева с ярко выраженными отличительными признаками: береза, дуб, клен, ель и др.), что у дуба – желуди, у ели – шишки и т.д.
Желательно показать детям кустики земляники, объяснить, что зеленые ягоды рвать нельзя, а красные – спелые – можно собирать; предложите понюхать ягоды. Следует приучать детей собирать ягоды осторожно.
Можно показать детям и грибы, рассказать, что у гриба есть шляпка, что в лесу много разных грибов.
Во время прогулок знакомьте детей с насекомыми: расскажите об особенностях их внешнего вида; о том, кто как передвигается.
МАДОУ №381 «Ласточка»
Консультация для родителей во второй младшей группе на тему: Кризис 3 лет.
На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Часто родители в этот период могут слышать такую фразу: « Я сам!»
В чём же суть этого кризиса, как же он проявляется и чем же можно помочь ребёнку…
Во-первых, хочется отметить, что это необходимый этап в развитии ребёнка. Так или иначе, все дети проходят через него. Кризисы помогают нам перейти на новую ступеньку развития. Кризис 3 лет – это важный этап в становлении психического развития ребёнка. Главное, чтобы ребёнок был уверен в том, что , как бы он себя ни ведёт, его всегда будут любить и никогда не бросят. Уважайте то мужество, которое требуется ребёнку, переживающему первый кризис самопознания. Относитесь с долей юмора и благоразумием.
Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Когда наступит – радуйтесь,- ваш ребёнок развивается нормально.
Разберём основные симптомы кризиса – 3 лет.
1 Негативизм – это не просто непослушание. При непослушании дети отказываются делать то, что не хотят делать. При негативизме дети отказываются делать даже то, что хотят делать (им важно сделать именно наперекор тому, потому что это было предложено взрослым)
Пример негативизма: к мальчику подходит взрослый и говорит, что у него новая машина. На что мальчик возражает: «Нет, она не новая, а старая». Взрослый говорит: «Ну, хорошо, у тебя старая машина». Ребёнок отвечает: «Моя машина новая». Обратите внимание, мальчик знает понятия «новая и старая», он просто хочет сказать наперекор взрослому. Негативизм адресован к человеку, а не к содержанию того, о чём ребёнка просят.
2 Упрямство – это реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого хочется, а потому, что он это потребовал. Упрямство отличается от настойчивости.
Пример настойчивости: ребёнку нравится кататься на велосипеде, и поэтому он отказывается от предложения мамы зайти домой.
Пример упрямства: мама зовёт гуляющего во дворе ребёнка домой, но он отказывается. Мама приводит ему разумные доводы (он с ними согласен). Но ребёнок всё равно отказывается идти (по тому, что он уже отказался и ни за что не хочет от него отступать.
3. Строптивость – это центральный симптом для «кризиса 3-х лет».Она безлична, не направлена на взрослого , а направлена против норм поведения, установленных для ребенка. Т.е. ребёнок бунтует против того, с чем он имел дело раньше.
4 Своенравие,стремление к самостоятельности. Ребенок все хочет делать сам и отказывается от помощи взрослого. Три последующих симптома имеют второстепенное значение (протест, обесценивание личности близких, деспотизм и ревность)
5 Обесценивание. Ребёнок перестаёт ценить то, что ценил раньше. Малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которые раньше не употреблял. Он вдруг резко меняет отношение к своим игрушками, отказывается с ними играть.
6 Деспотизм или ревность. Это двойственный симптом проявляется в различных семьях по-разному. В семье, где один ребенок, встречается деспотизм, когда у малыша проявляется желание проявить деспотическую власть к окружающим. Так, мама не должна уходить из дома, она должна сидеть в комнате, как он требует. Ему должны достать все, что он хочет.
В семье с несколькими детьми этот симптом называется – ревность. Проявляется по отношению к братьям и сёстрам. В основе этой ревности лежит то же стремление к господству и деспотизму.
Кризис проявляется как бунт против авторитарного воспитания: это как бы протест ребенка, требующего самостоятельности. Ребенок очень мал, а ему кажется, что говорить «нет» и быть личностью – это одно и тоже. Ребенок пытается проявить себя как личность.
Вредные советы или как усугубить ситуацию!
- Настаивайте на своём, вы же правы!
- Сломите детское упрямство (тогда у ребёнка либо будет заниженная самооценка, либо он перестанет слышать ваши замечания)
- Не давайте ему ничего делать самостоятельно (он же ещё маленький и глупый)!
- Покажите ребёнку, что его мнение никто в расчёт не берёт
- Постоянно ругайте
Выполняйте эти вредные советы и тогда у ребёнка довольно быстро возникнут невротические симптомы. Ребёнок вырастит безвольным и малоинициативным (либо упрямым и жестоким).
Что же делать, как помочь ребенку и себе?
- Предоставьте ребёнку самостоятельность. Пусть посильные дела делает сам.
- Предусматривайте в своём расписании запас времени на самостоятельные попытки ребёнка сделать то, что вы собирались сделать сами.
Например: вы собрались в гости. Ребенок, говорит, что он хочет сам одеться. Мама нервничает, что мало времени и одевает сама. Итог – малыш в слезах у мамы испорченное настроение. Другой вариант: Предусмотрительная мама начала этот процесс на 10 минут раньше срока. В процессе одевания ребёнок говорит «Я сам!» и начинает пытаться одеваться самостоятельно. Мама отвечает: «Хорошо, одевайся». Далее мама не мешает ребёнку одеваться самостоятельно. В конце она ему поможет.
Научитесь переключать внимание ребенка. Ребёнок начал капризничать, отвлеките его. Вместо того, чтобы сказать ребёнку: «Сейчас мы пойдём гулять», можно спросить: «Мы пойдём гулять на детскую площадку или в парк?». Негативизм ребёнка можно использовать в своих целях. Например, если вы хотите пойти с ребёнком в гости , то можно предложить ему остаться дома. Ребёнок, естественно, вам возразит и скажет: «Нет! Пойду с тобой!»
Если ребёнок начал истерику в людном месте (а дети любят работать на публику), то лучше всего его перенести в другое, менее людное место. Например, если ребёнок на детской площадке лёг на землю, и стучит кулаками (в истерике), то лучше его взять и перенести в сторону. Там его следует положить в такое же положение и подождать пока истерика закончится (если вы не будете реагировать на истерику, то она быстро закончится). Во время подобных истерик бесполезно что-либо объяснять ребёнку. Дождитесь окончания.
И в конце хочется сказать: «Любите ребёнка не за что-то, а просто так. Любите его всяким: и счастливым и заплаканным, и во время истерик и во время достижений, и настойчивым и упрямым. Любите его всегда. Пусть он это знает и видит»
Подготовила: воспитатель Закирова Адиля Фирдинантовна
Родительское собрание во второй младшей группе по теме «Развитие речи детей 3–4 лет»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №381
Родительское собрание
во второй младшей группе
на тему
«Развитие речи детей 3-4 лет»
Воспитатель: Закирова Адиля Фирдинантовна
Заговори, чтобы я тебя увидел.
(Сократ)
Правильная, выразительная речь- портрет человека.
Речь- это не прирожденный дар. Все начинается с детства…
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.
Овладение речью — это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. (пример, Мауги) Чтобы у ребенка появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.
Для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь»
Речь
— существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.
В зависимости от формы общения речевая деятельность делится на:
• Устную речь (говорение и слушание) ;
• Письменную речь (письмо и чтение)
Наше собрание посвящено развитию устной речи детей .
Развитие устной речи, ее компонентов является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста.
1. Формирование словаря.
К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два, прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой, притяжательные прилагательные {папин стул, мамина чашка). Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель.
И поэтому нам предстоит непростая и кропотливая работа.
• Расширять и активизировать словарь мы должны на основе обогащения представлений о ближайшем окружении. Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов- у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы; качества (цвет, форма, размер, особенности поверхности (пушистая, шороховатая).
• Обогатить словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.
Практическое задание
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
ЦЕЛЬ: закреплять в словаре ребенка слова по теме: «Игрушки», «Фрукты», «Овощи» и т. д., учить различать предметы на ощупь, совершенствовать тактильное восприятие.
ОБОРУДОВАНИЕ: мешочек, предметы по теме.
Предложите ребенку достать из «чудесного мешочка» определенный предмет. Малыш должен найти его на ощупь, не заглядывая в мешочек. Усложнить задание можно, положив в мешочек предметы разного размера (большие, маленькие). В этом случае ребенку предлагается найти в мешочке указанный взрослым предмет.
«ПОДБЕРИ ПАРУ»
Цель: закрепить словарь существительных по теме «Игрушки», учить устанавливать сходство предмета с его изображением на картинках, совершенствовать зрительное восприятие.
ОБОРУДОВАНИЕ: игрушки (мяч, кукла, мишка и т. д., предметные картинки с изображением этих игрушек.
Рассмотрите вместе с ребенком игрушки и предметные картинки. Назовите каждую из них. Попросите ребенка взять в руки одну из картинок и найти игрушку соответствующую ей.
2. Грамматический строй речи
Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка.
Наша задача:
• совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Упражнение:
Жёлтое…. (солнце)
Пушистые (котята)
Машина… какая? (большая)
• научить употреблять существительные с предлогами.
Упражнение:
Зайчик (под столом, над столом, на столе)
Ворона (над крышей, на крыши)
Мячик (под столом)
Поросенок (в коробке). (см. Плакат № 4)
• Учим детей употреблять в речи существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающих животных и их детенышей
Упражнение:
Утка- утенок- утята.
Кошка- котенок- котята
Собака-щенок- щенята и т. д.
В возрасте 3, 5-4 лет ребенок все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные). В предложениях используются однородные члены («Тут сидят Таня и Света», существительные и глаголы во множественном числе («Чашки стоят на столе», В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия.
3. Связная речь
Задачи :
1. Развитие диалогической речи. Вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой ; после просмотра мультфильмов и спектаклей.
2. Развитие инициативной речи во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Практика.
Телефон.
разговоры по телефону (настоящему с бабушкой или игрушечному) способствуют развитию активной устной речи детей.
Ситуация общения «Научи меня».
Персонаж (игрушка) беседует с ребенком, спрашивает, что интересного произошло сегодня, чему он научился. Взрослый с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка делиться своими впечатлениями, опытом.
(… А меня научишь)
Необходимо создавать ситуацию успеха. Похвалить ребенка за интересный рассказ или за то, чему он вас научил. У ребенка постепенно будет складываться понимание того, что делиться чем-то, рассказывать- это интересно и здорово!
Мнемотехника
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Мнемотехника помогает развивать:
• ассоциативное мышление
• зрительную и слуховую память
• зрительное и слуховое внимание
• воображение
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, мы часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т. п.
Мнемотаблицы особенно эффективны- при разучивании стихотворений, обучении рассказыванию и пересказу. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение, текст зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение, текст целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
4. Звуковая культура речи
У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.
Задачи для детей 3-4 лет:
• Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г-ф-в-т-с-з-ц)
Практика:
Упражнения для губ и щек
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Статические упражнения для языка
1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало).
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Упражнения для губ
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка) .
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор) .
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
Упражнения для развития подвижности губ
1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
• Помимо развития моторики речедвигательного аппарата, необходимо развивать слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
Учим ребенка отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
Практика:
Развитие интонационной выразительности:
• Говорить голосом мышки, медведя, волка;
• Рассказывать стихи с разной интонацией (как робот, принцесса и пр.)
• Разучивание скороговорок
Развитие слухового внимания:
• Игры «Угадай, кто позвал? », «Угадай звук», «Послушаем тишину», «Чей голос? » (аудиозаписи голосов животных или голосовая импровизация)
Развитие речевого дыхания:
• Игры: «Снежинка», «Прожорливые фрукты», «Бабочки» и пр.
Правильное произношение формируется в основном в дошкольном детстве. Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и пр. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
• Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому важно обращать внимание родителей на слух своего ребенка. Необходимо оберегать его от постоянных сильных звуковых воздействий (включенных на полную громкость радио, телевизор, а при заболеваниях органов слуха – на своевременное лечение.
Следует беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
• Не рекомендуется чрезмерное форсирование речевого развития малыша. Вредно нагружать ребенка сложным речевым материалом, заставляя повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в два года учить правильно произносить звук р, читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.
• Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ними не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Нечеткая, торопливая речь взрослого отрицательно скажется на речи ребенка. Ребенок может начать также торопливо и недостаточно четко произносить слова, в результате начать пропускать звуки, «проглатывать» окончания.
• Важно чтобы в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, речь взрослых не «подделывалась» под детскую речь. Не стоит произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика? », «Ляля хочет бай-бай»). Это только задерживает своевременное овладение словарем.
• Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, доброжелательным тоном. По возможности не надо повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения, попросить повторить, выделив правильный звук.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить слова, интересно рассказывать.
Овладение речью ребенком находиться в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители тем самым не только расширяют кругозор малыша, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы. План работы с родителями по теме: «Воспитание духовности у детей через основы православия» в средней группе №2 на 2010 - 2011уч.год. Составила: Евдокимова Людмила Дмитриевна, воспитатель МБДОУ №12, ст. Каневская.
План работы с родителями...
План работы с родителями (логопункт ДОУ). План работы с педагогами (логопункт ДОУ)
Планы, которые есть у каждого логопеда в папке документов....
План работы с родителями в подготовительной работе ДОУ
Данный материал представляет собой план работы с родителями подготовительной группы (6-7 лет) в ДОУ. Материал может использоваться воспитателями всех дошкольных общеобразовательных учрежден...
Перспективный план работы с родителями по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
Материал будет полезен для воспитателей старших групп...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...
Перспективный план работы с родителями по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
Представлен перспективный план работы с родителями воспитанников подготовительной группы...
План самообразования и план работы с родителями по блокам Дьенеша
Сейчас воспитателям предлагают писать планы самообразования,перелапатила много материала и предлагаю удобную и простую форму написания плана самообразования на примере темы " Блоки Дь...