Экологический проект "Домашние любимцы"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Проект посвящен домашним любимцам – декоративным животным и разработан для детей младшего дошкольного возраста. Задачи проекта: 1. Развивать умения всматриваться и любоваться домашними любимцами, проявлять наблюдательность и заботливое отношение к ним. 2. Поддерживать любопытство и любознательность, активность и самостоятельность детей 3. Формировать у детей элементарные формы наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. 4. Развивать речь детей. 5. Воспитывать бережное отношение к животным, живущим рядом с нами (кошка, собака, попугайчики, аквариумные рыбки и др.) 6. Познакомить с отличительными особенностями и потребностями животных, живущих у нас дома и в уголке природы, научить элементарным правилам ухода за ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_domashnie_zhivotnye.docx357.45 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Домашние любимцы»

Проект посвящен домашним любимцам – декоративным животным и разработан для детей младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Развивать умения всматриваться и любоваться домашними любимцами, проявлять наблюдательность и заботливое отношение к ним.

2. Поддерживать любопытство и любознательность, активность и самостоятельность детей

3. Формировать у детей элементарные формы наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

4. Развивать речь детей.

5. Воспитывать бережное отношение к животным, живущим рядом с нами (кошка, собака, попугайчики, аквариумные рыбки и др.)

6. Познакомить с отличительными особенностями и потребностями животных, живущих у нас дома и в уголке природы, научить элементарным правилам ухода за ними.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап

Подобрать детскую и методическую литературу по теме проекта, иллюстрации и фотографии, видео и аудиозаписи, дидактические игры, атрибуты и др.

2. Первый этап проекта (первично-ознакомительный)

Цель: Дать первичную информацию о домашних обитателях

1. Чтение рассказов, сказок, стихотворений, прибауток, загадывание загадок.

2. Разучивание с детьми песен, потешек, коротких стихотворений.

3. Рассматривание картин и проведение бесед об увиденном.

4. Проведение имитационных игр.

3. Второй этап проекта (основной)

Цель: познакомить детей с характерными особенностями кошки, собаки, попугайчика, аквариумных рыбок

1. Наблюдение за рыбками.

2. Наблюдение за попугайчиком.

3. Игра «Веселый и грустный котенок»

4. Занятие «Четвероногие любимцы»

5. Рассматривание картины «Кошка и котята»

6. Беседа «За что мы их любим»

7. Аппликация «Завтрак для домашних любимцев»

4. Третий этап проекта (обобщающий)

Цель: обобщить результаты и оформить выставку «Домашние любимцы»

1. Изготовление фотоальбома «Животные в нашей семье»

2. Сбор материала и оформление выставки.

3. Презентация выставки

Технология работы по проекту

В течение нескольких дней в свободное время воспитатели читают детям о домашних любимцах, загадывают загадки (дополнительный материал), рассматривают иллюстрации. Музыкальный руководитель может разучить с детьми песни или музыкальные игры, прослушать пьесы А. Гречанинова «Котик заболел» и «Котик выздоровел» и др.

Чтение стихотворения С. Маршака «Усатый-полосатый»

План:

1. Загадывание загадок о кошке.

2. Сюрпризный момент «К нам в гости пришел котенок» (с использованием игрушки).

3. Физминутка: игра-имитация «Котята».

4. Чтение стихотворения С.Маршака «Усатый-полосатый».  

5. Беседа о прочитанном.

Итог: «Что мы узнали о котятах?».

Наблюдение за аквариумными рыбками

1. У рыбок есть свой домик – аквариум.

2. Рыбки плавают.

3. Что есть в аквариуме.

4. Рыбка живая.

5. Что у нее есть (строение)

6. Для чего рыбкам рот. Как они едят.

7. Что нужно рыбке, чтобы она не болела.

8. Как мы ухаживаем и заботимся о рыбке.

Беседа в процессе наблюдения за рыбками в аквариуме

Примерные вопросы для беседы:

(Загадка)

Стеклянный домик на подставке

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой?

- Как называется домик для рыбок? (Аквариум)

- У кого дома есть аквариум?

- Что там рыбки делают? (Живут, плавают) Посмотрите, какие они красивые, блестящие. Как интересно там внутри!

- Что еще вы видите в аквариуме? ((камушки, песок, растения, вода)

- Какая водичка в аквариуме? (Чистая) В грязной воде рыбка жить не сможет, она может погибнуть.

- Давайте рассмотрим рыбку внимательно. Что у нее есть? (Голова глазки, ротик, спинка, хвост)

- А у вас есть голова? (Дети показывают) А глазки? А ротик? А спинка? А хвост? (Нет) У человека нет хвоста, а у рыбки есть.

- А зачем вам ротик? (Чтобыесть) А как вы думаете, рыбке зачем? (Ответы детей)

- Рыбкам тоже нужно есть, они питаются кормом. Давайте их покормим специальным кормом для рыб. Сейчас мы насыплем корм ложечкой в аквариум и посмотрим, что будут делать рыбки.

(Дети наблюдают за тем, как рыбки едят корм.)

- Чем едят рыбки? Какой у них ротик? Что рыбкам помогает увидеть корм?

- Как мы должны заботиться о рыбках? (Насыпать им корм, доливать чистую водичку) Как вы дома ухаживаете за рыбками?

- Можно их брать в руки? (Нет, без воды они могут погибнуть) За рыбками можно наблюдать и увидеть много интересного.

Рекомендации для воспитателя: наблюдение можно разбить на несколько частей и периодически, в течение всего года, побуждать детей к наблюдениям, задавать вопросы, и обязательно отвечать на каждый интересующий ребенка вопрос.

Наблюдение за попугайчиком

1. Клетка – домик для попугайчика.

2. Попугайчик это птичка.

3. У попугайчика есть перышки.

4. Что еще есть у попугайчика. (строение)

5 .Для чего попугайчику клюв. Как и что он ест.

6. Попугайчикам нужна вода. Как он пьет и купается.

7. Как попугайчик чистит перышки.

8. Для чего попугайчику крылышки и хвост.

9. Как птичка летает.

10. Как мы заботимся о попугайчике.

Беседа в процессе наблюдения за попугайчиками

Примерные вопросы для беседы:

- Как зовут нашего попугайчика?

- У кого дома живут птички? Как их зовут?

- Как называется домик для попугайчика? (Клетка) А у вас есть дом? (Да) В нем чисто и уютно. У попугайчика в клетке тоже всегда должно быть чисто.

- У всех птичек есть перышки. У попугайчика есть перышки? Значит он кто? (Птичка)

- Какого цвета у него перышки? Давайте рассмотрим, какие они красивые.

- Что еще есть у птичек? (Голова, хвост, туловище, крылья, клюв, 2 ноги)

- Мы с вами похожи на птичек? (Нет. У нас нет крыльев, хвоста, клюва, перьев)

- Для чего попугайчику клюв? (Чтобы есть)

- Давайте его покормим, насыплем ему зернышек. Они все разные.(Дать детям рассмотреть в ладошки) Что попугайчик делает? (Клюет зернышки). Еще его можно кормить травкой. Попугайчик клювом отщипывает листочки. В травке много витаминов и птичка не будет болеть.

- Еще у попугайчика есть поилка. Что в нее налито? (Вода) Водичка всегда должна быть чистая и свежая.

- Что сейчас делает попугайчик? (Чистит перышки) Чем он их чистит? (Клювом)

- Как вы думаете, для чего птичкам хвост и крылья? (Чтобы летать). Сейчас мы выпустим попугайчика из клетки и посмотрим, как он летает.

- Кто должен заботиться о попугайчике? (Мы сами и взрослые)

- Как за ним нужно ухаживать? (Кормить, менять воду, чистить клетку)

Наблюдение за попугайчиком можно провести и в форме занятия 

План занятия «Мы поможем нашим животным»

1. Путешествие в гости к попугайчикам.

2. Беседа «Что нужно птичкам, чтобы они были здоровыми и ухоженными».

3. Знакомство с правилами ухода.

4. Физминутка: игра-имитация «Мы – птички».

5. Наблюдение за трудом младших школьников или старших дошкольников в живом уголке.

6. Оказание посильной помощи.

7. Итог.

Игра «Веселый и грустный котенок»

Я пушистый серый кот,

Здесь живу не первый год.

Детский садик ваш люблю,

Не шалю, мышей ловлю.

Я всегда веселым был,

Но сегодня загрустил. (Т. Потапова)

Воспитатель предлагает различные ситуации, связанные с положительными или отрицательными поступками человека. Дети изображают кошек и собак. Если животное веселое, то они прыгают, бегают, изображают как виляет хвостик, ласкаются и т. д. Если грустное – приседают и не двигаются выражая мимикой свое настроение. Например: «Девочка налила котенку молока», «С собачкой поиграли», «Кошечку погладили», «Собачке дали косточку» - положительные; «С собакой забыли погулять», «Котенка не покормили», «Мальчик закричал на своего щенка» - отрицательные.

Развлечение «Четвероногие любимцы»

Дети сидят полукругом. Звучит веселая музыка и к ним в гости приходит Бабушка-Загадушка. (роль Бабушки-Загадушки может исполнять как взрослый так и кукольный персонаж)

Бабушка-Загадушка: Здравствуйте, ребята! Спешила к вам в гости, по дороге встретила котенка. Он был очень грустным. Как вы думаете, почему? (Выслушивает ответы детей). Потому что он потерялся. Но все обошлось, и хозяйка его нашла. А если бы котенок не нашелся? Каким беспомощным и беззащитным остался бы он среди большого и незнакомого города. Потому что животным, которых приручил человек, очень трудно выжить без его помощи. Они не умеют сами добывать себе еду, не могут защититься от врагов как другие животные, живущие на воле.

Воспитатель: Здравствуй, Бабушка-Загадушка. Мы очень рады тебя видеть. Ты ребятам всегда такие интересные истории рассказываешь и загадки загадываешь.

Бабушка-Загадушка: Ребята, а у вас есть какие-нибудь животные в группе? (Ответы детей: рыбки, попугайчики и т. д.). Вы умеете за ними ухаживать?

Воспитатель: Конечно, умеем. Правда, ребята? И еще мы многое знаем про них.

Бабушка-Загадушка: Ну, тогда отгадайте мою загадку:

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом,

Он прозрачный,

Он стеклянный.

Много рыбок живет в нем.

Дети: Аквариум.

Бабушка-Загадушка: Молодцы, отгадали. А что же наливают в этот аквариум, молоко что ли?

Дети:Воду.

Воспитатель: Конечно, воду. Ведь рыбки не могут жить без воды.

Бабушка-Загадушка: Ну и как же вы за рыбками ухаживаете? (Ответы детей). Какие вы молодцы!

Воспитатель: Еще наши ребята могут показать, как плавают рыбки.

(Звучит запись звука воды. Дети изображают плавающих рыбок.)

Раздается крик попугайчиков.

Бабушка-Загадушка: А это еще что за воробьи тут у вас чирикают?

Воспитатель: Это не воробьи, это наши любимцы. Они тоже птицы. Кто это ребята?

Дети: Попугайчики.

Бабушка-Загадушка: За ними тоже нужно ухаживать? (Ответы детей)

Бабушка-Загадушка: А что же едят ваши птички? (Ответы детей) Вы мне можете показать, как они это делают.

Дети показывают, как птички клюют зернышки.

Бабушка-Загадушка: И, правда, как вы много всего знаете и, наверное, очень любите и заботитесь о своих питомцах? Как вы думаете, они бы загрустили без вас, если бы потерялись?

Ну, а теперь я вам расскажу о своих любимцах. Вы их очень хорошо знаете. Попробуйте отгадать загадки:

Мягкие лапки,

А в лапках царапки.

Пара чутких ушей

Он – гроза мышей.

Дети: Кот.

Бабушка-Загадушка:

Этот зверь вам знаком

Он виляет хвостом.

Без хозяина грустит

И квартиру сторожит.

Дети: Собака.

После того как дети угадают загадки, воспитатель показывает игрушечных кошку и собаку. Можно заменить их иллюстрациями.

Бабушка-Загадушка: Собаки и кошки тоже наши любимцы. У кого дома есть кошка или собака? (Ответы детей).

Каждый хозяин придумывает им свои имена. Как зовут ваших любимцев? (Ответы детей)

Им тоже нужен уход и забота человека. С давних пор они были друзьями человека. Их так и называют – четвероногие друзья. Почему?

Дети:Потому что у них четыре ноги.

Бабушка-Загадушка: Правильно, и мы их очень любим. Потому что они очень забавные, преданные, ласковые.

Воспитатель: Наши дети тоже дружат с собаками и кошечками. Они даже знают про них песни и стихи.

Дети исполняют песню.

Бабушка-Загадушка: Я вам что-то принесла в волшебном мешочке.

(Дети по очереди достают из мешочка: миску для котят, ошейник, коробку «Вискаса», игрушечную мышку, косточку в пакете, клубок, мячик, палочку, коробку молока и другие принадлежности. Все остальные говорят для чего это нужно и чье это. Взрослые помогают.)

Воспитатель:А сейчас мы с ребятами поиграем в игру «Веселый и грустный котенок».

(Проводится игра.)

Бабушка-Загадушка: Я думаю, ваши ребята будут любить, и заботиться о своих любимцах и они всегда будут только веселые. Ну, засиделась я тут с вами. А мне ведь своих щенят и котят кормить пора.

Бабушка-Загадушка прощается с детьми и уходит.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Порадовали вы сегодня нас. Мы вас тоже хотим порадовать.

Сюрпризный момент

В конце занятия можно попросить кого-нибудь из родителей принести детям котенка. (Для него обязательна справка от ветеринара.)

Дети наблюдают за котенком, гладят его. И, как итог занятия, рассказывают, как нужно за котенком ухаживать.

Беседа «За что мы их любим»

- Кого мы называем домашними любимцами? (Кошек, собак, попугайчиков, хомячков, рыбок. Тех, кто живет с нами в квартире и кого мы приручили.)

- Вы любите играть с кошкой, собакой?

- Как можно играть с кошкой? (Покатать мячик, погладить ее).

- А собакой? (Побегать. Бросить ей палочку, и она ее принесет)

- У людей есть имена, а у животных клички. Как называют животных.

- Давайте опишем своих любимцев. Какие они? (Красивые, ласковые, добрые и т. д.)

- Вам интересно наблюдать за рыбками, за попугайчиками? Что особенно интересно?

- Смогут они прожить без человека?

- Как человек заботиться о своих питомцах?

(По ходу беседы дети могут задавать свои вопросы. Воспитатель обязательно должен на них отвечать.)

Аппликация «Завтрак для домашних любимцев»

Вырезаются готовые шаблоны, имитирующие еду животных: сосиска, косточка, котлета, червячок, зернышки, травка и т. д.

Дети наклеивают готовые шаблоны на картонную тарелочку, объясняя при это, кого они будут кормить завтраком.

Изготовление фотоальбома «Животные в нашей семье»

Можно совместно с родителями изготовить фотоальбом, в который вы поместите фотографии домашних питомцев, детей вместе с животными, всей семьи с их любимцами. Это может быть обычный фотоальбом или альбом для рисования, ярко оформленный, с подписями, рисунками детей и их родителей, семейными рассказами о своих любимцах. В оформлении этого альбома обязательно должны принимать участие дети.

Презентация выставки «Домашние любимцы»

Обобщающим результатом проекта должно стать оформление и презентация выставки «Домашние любимцы».

В сборе материала для выставки должны принимать участие и дети, и педагоги, и родители.

Материалом может быть все что угодно, связанное с домашними любимцами семей. Здесь же может быть и оформленный фотоальбом, рисунки детей, принадлежности животных (миски, ошейники, игрушки и т. д.), коробки сухого корма, игрушечные животные, семейные поделки (которые дети могут также изготовить совместно с родителями), плакаты и иллюстрации, книги по уходу за животными и др.

На выставку можно приглашать родителей, других педагогов, детей из других групп, школьников.

На презентации можно организовать чаепитие. Дети также могут прочитать родителям стихи, спеть песни, поиграть в игры.

Задания для детей

(автор рисунков - Харитонина Е.А., воспитатель МОУ прогимназии №2 г. Волгограда)

Задание 1:

Засели каждого домашнего питомца в свой дом. Проведи линию от животного до его домика.

Задание

Задание 2: Раскрась перышко

Задание

Задание 3: Угости попугайчика. Проведи линию к картинкам с его кормом.

Задание 4: Обведи рисунок, на котором с животным обращаются неправильно

Задание

Задание 5: Нарисуй своего домашнего любимца

Задание 6: Обведи картинку, где у животных хорошее настроение.

Занятие

Задание 7: Покажи стрелкой, у кого какая шубка.

Занятие

Рекомендации к заданиям (для взрослых)

1 Задание:

- Как называется домик для аквариумных рыбок (аквариум), для попугайчиков (клетка)?

- Кто может спать в корзинке? (Котенок)

- Засели их в свои домики.

2. Задание:

- Кто здесь нарисован? (Попугайчик)

- Какой он? (Красивый, разноцветный, яркий)

- Это птичка?

- Что у него есть? (Голова, клюв, крылья, хвост, перышки)

- Для чего птичке крылья? (Чтобы летать)

- Ты наблюдал за попугайчиком? Что он делал?

- Чем он тебе понравился?

- Как нужно заботиться о попугайчике? (Кормить зернышками и травкой, наливать чистую водичку, чистить клетку)

3. Задание:

- Чем кормят попугайчиков? (Зернышками, травкой)

- Кого бы ты угостил косточкой? (Собачку)

- Что еще любит есть собака?

- Кто любит есть рыбу? (Кошки)

- Чем еще можно покормить кошку? Котенка?

5. Задание:

- Что делает девочка, мальчик?

- Как поступать нельзя? (Замахиваться на собаку палкой)

- Почему?

- Как нужно заботиться о животных?

6. Задание:

- Какое настроение у собачки(кошечки)?

- Почему у них такое настроение?

- Что хозяин может сделать для того, чтобы у его любимцев было хорошее настроение?

7 Задание:

- Чем покрыто тело у собачки(кошечки)? (Шерсткой)

- Какая шерстка? (Мягкая, пушистая)

- Чем покрыто тело у рыбки? (Чешуйками)

- Какие чешуйки у рыбки? (Блестящие)  

Список литературы, использованной при разработки проекта

РЕКОМЕНДАЦИИ И КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Домашние животные

Домашние животные, как и растения, приносят большую радость всем членам семьи. Взрослые включают их в круг своих повседневных забот, а дети активно общаются с ними. Мир животных чрезвычайно привлекателен для ребенка. И это не случайно! В отличие от растений, животные обладают определенным своеобразным поведением. С одной стороны, они очень похожи на людей: могут ходить, бегать, лазать, плавать; едят и пьют почти как люди; глаза и уши позволяют им видеть и слышать, то есть воспринимать окружающий мир и реагировать на него (затаиваться, убегать, нападать, кричать и т.д.). Сходство, возможность провести аналогию облегчают ребенку познание мира животных, способствуют раннему пониманию того, что животные—живые существа. С другой стороны, они обладают неповторимым своеобразием, яркой спецификой как во внешнем облике, так и в поведении, например, многие животные имеют части тела, которых нет у людей, — хвост, рога, копыта, плавники, клюв, перья или шерсть и т.д. Некоторые животные могут летать, жить в воде или под землей, впадать в спячку, то есть делать то, что не свойственно человеку.

Своеобразие и динамичность животных очень нравятся детям. Бабочка привлекает внимание ребенка яркой окраской и красивым полетом, воробей — чириканьем, а вороны — карканьем. Лягушка, встреченная в лесу, прыгает молча, а весной возле пруда ее можно не заметить, но услышать ее кваканье. Все это привлекает внимание малышей, вызывает удивление и любопытство, побуждает задавать вопросы взрослым. Крупные животные могут напугать ребенка, а маленькие - вызвать желание ими владеть. Именно поэтому дети собирают разных жуков, гусениц, ловят бабочек, уносят из леса лягушат.

Животные в доме — это важный фактор воспитания детей. Взрослые должны помнить об этом. Общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленные действия могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать и что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.

Как же старшие члены семьи должны использовать присутствие в доме животных в целях воспитания дошкольника? Животные сильно различаются между собой не только внешними особенностями, но и образом жизни, поведением, степенью привыкания к человеку. Понятно, что за рыбами и птицами можно наблюдать, с кошками и собаками — играть. Своеобразие животных и определяет специфику педагогического поведения взрослых.

(Материал из книги С. Н. Николаевой «Любовь к природе воспитываем с детства»)

Аквариум

Аквариум с рыбками, если он содержится по правилам аквариумистики, представляет собой очень интересное и красивое зрелище. Подготовить такой аквариум непросто, это должен сделать взрослый.

Ребенок среднего и старшего дошкольного возраста может принимать в этом участие: наблюдать за действиями взрослого и помогать ему в меру своих возможностей. В воспитательном отношении одинаково ценно как наблюдение за действиями взрослых, так и непосредственное практическое участие. Следует помнить, что стремление дошкольника действовать самостоятельно очень велико, поэтому долго наблюдать он не может. Взрослый должен как можно чаще привлекать ребенка к уходу за аквариумом.

Вместе с ребенком можно отправиться покупать аквариум. Взрослый вымоет его, а ребенок наполнит водой, чтобы проверить — не протекает ли он. Дети любят играть с водой, поэтому с удовольствием помогают мыть грунт, камни, коряги. Ребенок может уложить грунт на дно аквариума, залить его отстоянной водой, черпая ее ковшом из ведра, поставленного рядом. Под руководством взрослого он может посадить несколько кустиков водорослей.

Конечно, взрослый делает все лучше и основательней, помощь малыша не так уж велика. Но дело не в этом! У ребенка формируется сознание собственной значимости — ведь он участвует в настоящих взрослых делах! А заодно он начинает понимать, что завести живое существо (даже рыбок) не так уж просто: необходимы знания, умения, трудовые усилия. Только в этом случае будут созданы надлежащие условия жизни для обитателей аквариума.

И вот аквариум готов к заселению. Наступает самый интересный момент — приобретение рыбок. Первоначально целесообразно купить немного (1—4) рыбок одного вида, лучше - крупных и ярких - они надолго привлекут внимание ребенка, активизируют его познавательную деятельность.

С первых же дней важно организовать содержательное времяпрепровождение ребенка возле аквариума. Взрослый должен ставить перед ним конкретные, небольшие по объему и доступные пониманию цели. Таким образом, будут достигнуты самостоятельность и содержательность наблюдений, постепенное углубление знаний о жизни обитателей аквариума, приобретение навыков ухода за ними. Учите ребенка наблюдать, замечать, что происходит, правильно объяснять увиденное, терпеливо ждать результата.

Взрослый ставит перед ребенком первую цель наблюдения и предоставляет ему самостоятельность.

- Сейчас мы выпустим рыбок в аквариум. Посиди спокойно, полюбуйся ими и посмотри, что они будут делать.

Ребенок, конечно, вскоре прибежит поделиться впечатлениями и рассказать о том, что он увидел. Поставьте перед ним новую цель:

- Для рыбок наш аквариум — новое место. Они еще не привыкли к нему: могут бояться, затаиваться и прятаться. А если они чувствуют себя спокойно, то будут знакомиться с новым жилищем, плавать везде. Посмотри, что они делают, как себя чувствуют, а потом расскажешь мне.

Такое наблюдение — начало одновременного решения интеллектуальных и нравственных задач воспитания. Ребенок учится не только смотреть, но и замечать, что происходит, и понимать, как это можно понять и объяснить. Поняв увиденное, он сможет решить, как вести себя дальше. Если рыбки спокойны, то можно остаться возле аквариума — присутствие человека их не пугает. Но, если рыбкам страшно и они спрятались где-нибудь за камнем, кустиком травы, лучше отойти, не шуметь и наблюдать за ними издали. Объясните это ребенку сразу же, он должен понять, что рыбки — не игрушки, а живые существа, у них особая жизнь, с законами которой он должен считаться.

Следующие наблюдения будут связаны с кормлением рыбок. Первое время этим занимается взрослый, так как необходимо выработать определенный режим и установить норму кормления рыб. Ребенку можно поручить проследить, сразу ли рыбки заметят корм, как будут подплывать к нему - по одной, по очереди или все вместе, съедят сразу весь корм или только его часть. В последующие дни предложите малышу посмотреть, как рыбы берут корм, как открывают рот, как едят: только в кормушке, подхватывают на лету или собирают со дна. Когда будет установлена норма кормления, то есть станет ясно, сколько мерных ложек сухого корма следует насыпать в кормушку, чтобы он был съеден рыбами за 10—15 минут, к процедуре кормления можно подключить ребенка. Сначала под присмотром взрослого, а затем и самостоятельно он сможет по мерке класть корм и наблюдать за тем, как рыбки его едят.

В дальнейшем, чтобы поддержать интерес малыша к аквариуму и его обитателям, взрослый предлагает все новые и новые цели наблюдения.

- Рассмотри внимательно рыбок и расскажи мне, какое у них тело, чем оно покрыто, что есть у них на голове.

- Понаблюдай за тем, как рыбки плавают; быстро или медленно, как делают поворот; подумай, что им помогает плавать.

- Посчитай, сколько у рыбки плавников, где они расположены, что она ими делает; подумай, зачем они ей нужны.

- Понаблюдай, когда и как отдыхают рыбки, как спят, закрывают ли они глаза во время сна.

- Посмотри и расскажи, когда аквариум выглядит красивее: с освещением или без него; как им лучше любоваться: вблизи или издали.

- Рассмотри, что у рыбок находится по бокам головы, как они дышат, поднимаются ли они наверх и хватают ли воздух над водой.

- Выясни, все ли в аквариуме в порядке: есть ли грязь на дне, где она скопилась, чистые ли растения, есть ли налет на стенках и на камнях, прозрачная вода или мутная.

- Посмотри, хорошо ли растут водоросли в аквариуме: их стало больше или меньше, все ли они посажены в грунт или некоторые плавают, какого они цвета — зеленые или бурые.

- Понаблюдай за тем, как рыбки ведут себя, когда ты подходишь к аквариуму: подплывают к стеклу, к кормушке или, наоборот, уплывают, прячутся.

- Рассмотри рыбок: какого они цвета, одинаково ли окрашены спинка, брюшко, плавники, хвост; скажи, какая рыбка, на твой взгляд, самая красивая.

- Подумай и расскажи, почему рыбки могут жить в воде и почему они так хорошо плавают.

- Возьми игрушечную рыбку, сравни ее с рыбками в аквариуме и скажи, чем они похожи и чем отличаются; скажи, что можно делать с игрушечной рыбкой, а что — с аквариумными.

Поставив перед ребенком цель наблюдения, взрослый должен проследить, чтобы она была достигнута. Самостоятельные наблюдения дошкольника могут быть неполными, неточными, поверхностными. В этом случае понаблюдайте вместе с малышом, помогите ему увидеть то, что он не заметил. Внимательно выслушайте ребенка, научите его правильно рассказывать об увиденном.  Особенно важно внимательно слушать его ответы на поставленные вопросы. Конечно, время от времени ребенку следует кое-что пояснять и рассказывать. Например, ему трудно самостоятельно понять, как дышат рыбы. Расскажите, что они дышат воздухом, который содержится в воде, что у рыб есть жабры, расположенные по бокам головы под жаберными крышками. Если эти крышки приподнимаются часто и сильно, а рыбка хватает воздух с поверхности — значит, ей трудно дышать потому, что в аквариуме плохая вода, или в нем живет слишком много рыб. Такой рассказ взрослого не только помогает ребенку понять механизм дыхания рыб, но и ведет его к пониманию состояния животных, к осмыслению условий их жизни. Это понимание помогает правильно действовать: сменить воду в аквариуме или поставить продувку, расселить рыб и т.д. Все это способствует формированию основ гуманного отношения ребенка ко всему живому.

Старшего дошкольника можно привлекать к уходу за аквариумом: периодически поручать ему чистить дно грязесборником, стирать со стенок налет, протирать их снаружи; поддерживать блюдце при доливании или частичной смене воды.

Новый интерес и цели наблюдений возникают у ребенка, когда в аквариуме появляются незнакомые рыбы, улитки. Сравнение их внешнего вида и поведения развивает наблюдательность ребенка, углубляет его знания. Ему будет интересно понаблюдать за золотыми рыбками, внимательно рассмотреть их необычные тела, плавники, глаза, окраску, узнать об их происхождении. Интересно наблюдать за рыбами, живущими в одном аквариуме в разных слоях воды. Например, декоративная щучка (линеатус), гуппи, меченосцы имеют разные внешние особенности, приспосабливающие их к жизни в верхних слоях воды (форма тела, расположение глаз, рта). Донные рыбы имеют иное строение тела и поведение, например крапчатый сомик: его форма тела, маленькие глаза, усы, маскировочная окраска, поглощение пищи на дне — все это признаки приспособленности к донному образу жизни.

При постановке перед ребенком различных познавательных задач взрослый должен стремиться сделать его наблюдения интересными. Можно время от времени практиковать рисование рыб и аквариума, придумывание загадок про рыб, пение песен или чтение шуточного стихотворения:

ЗОЛОТЫЕ РЫБКИ

Рыбкам в банку

Сыплют манку —

Рыбки золотом горят.

Мне из манки спозаранку

Варят кашу и твердят,

Что и я от каши той

Тоже буду золотой.

В. Орлов

(Материал из книги С. Н. Николаевой «Любовь к природе воспитываем с детства»)

Птицы

В домашних условиях нередко содержат птиц. Чаще всего декоративных — канареек, попугаев. Эти птицы хорошо приживаются в доме, быстро привыкают к людям. Уход за ними не сложен, но более ответственен, чем уход за рыбами. Птицы не переносят голод, грязную воду, сквозняки, гарь. Они очень пугливы. Летая по комнате, они могут, испугавшись, разбиться об оконное стекло, так как не замечают его. К птицам следует относиться осторожно и бережно. Все это должны знать и понимать взрослые, приобретая птиц и приобщая к наблюдениям и уходу за ними дошкольников.

Первое время взрослый полностью берет на себя уход за пернатым жильцом, а ребенок наблюдает и запоминает, что и как надо делать, и, самое главное, учится спокойно вести себя возле птицы: говорить негромко, не размахивать руками, не устраивать рядом с клеткой шумных и подвижных игр. Ребенок должен помнить, что птичка очень пуглива, от страха начинает биться в клетке и даже может умереть.

Постепенно ребенок начинает помогать взрослым в уходе за птицей: моет кормушку, поилку, наливает чистую воду, кладет корм. Покажите малышу, как осторожно следует открывать клетку, чтобы птичка не испугалась и не вылетела в открытую дверцу.

На дно клетки лучше всего насыпать песок и мелкие камешки — они необходимы птице для пищеварения. Старшие дошкольники могут просеивать песок через небольшое сито, чтобы очистить его от грязи и шелухи. Полный самостоятельный уход за птицей можно поручить ребенку 6-7 лет при условии, что взрослый абсолютно уверен в нем.

Пернатый жилец в доме - это предмет внимания и заботы всех членов семьи. Все любуются им, слушают его пение (особенно если это кенар). Ребенка следует научить правильному и содержательному общению с птицей: прежде всего — предельно бережному отношению, ввиду хрупкости ее жизни; затем - умению видеть красоту птички во всех ее проявлениях (красивый окрас перьев, чудесный полет, ловкие движения, милое щебетанье и т. п.). Кроме того, ребенок может наблюдать за тем, как птичка клюет зерно, пьет воду, спит, летает и т.д.

Решение этих важных в воспитательном отношении задач осуществляется не только путем приобщения к уходу за пернатым жильцом, но и другими способами. Учите ребенка наблюдать, замечать, что, как и когда делает птица и чем объясняется ее поведение; понимать состояние птички: здоровое и веселое (спокойно скачет, щебечет), неблагополучное (мало двигается, нахохлилась), испуганное (мечется по клетке или комнате, тревожно кричит). Все это ребенок сможет понять, если с самого начала вы будете ставить перед ним конкретные, небольшие по объему цели наблюдений.

- Рассмотри внимательно нашу птичку: чем покрыто ее тело, какого цвета перья?

- Выясни, все ли перья одинакового цвета, где они длинные, а где короткие. Какие перья у птички на голове, груди, крыльях и хвосте?

- Я поставлю в клетку блюдце с водой, а ты незаметно понаблюдай, что птичка будет делать, начнет ли она купаться, и, если начнет, то как она это будет делать, но не подходи близко к клетке, чтобы не спугнуть птичку.

- Рассмотри внимательно лапки птички: тонкие они или толстые, длинные или короткие; есть ли на ногах пальцы, какие они и сколько их, куда они повернуты; есть ли на пальцах когти, какие они?

- Как ты думаешь, для чего птице нужны лапки, что она ими делает? Понаблюдай за ней подольше (и сегодня, и завтра), а потом расскажешь мне об увиденном.

 -Понаблюдай, как птичка летает, что ей в этом помогает. Что она делает, когда взлетает и когда садится?

- Я собрала перышки, когда птичка линяла, они все разные. Рассмотри их, еще раз понаблюдай за птичкой, а потом скажи, почему она может летать, и как приспособлена к полету.

- Интересно узнать, слышит ли птичка, есть ли у нее уши. Вот тебе колокольчик, позвони издали, то с одной стороны, то с другой, и понаблюдай, услышит ли она звонок, и что будет делать.

- Сегодня вечером, когда в комнате будет темно, посмотри, как птичка отдыхает, в какой позе она спит, будет ли она спать, если включить лампу.

- Давай поставим в клетку сразу несколько чашечек с кормом: зерном, яйцом, творогом, морковью; посмотри, что птичка будет клевать в первую очередь, какая пища ей больше всего понравится.

- В этой коробочке лежат: мел, яичная скорлупа и угольки, все это — специальная минеральная подкормка; поставим ее в клетку, чтобы птичка ела и была здоровой; понаблюдай, будет ли она что-то клевать из коробочки.

Такое содержание наблюдений поможет ребенку лучше узнать различные особенности птицы, ее образ жизни, привычки. Эти знания лягут в основу понимания того, как правильно вести себя с птицей, что можно, а что нельзя делать с ней.

В рацион птицы, помимо зерносмеси, входят яйцо, творог, кусочки моченого хлеба. Кроме того, ей следует давать тертую морковь, небольшие ломтики фруктов, ягоды, свежую траву, злаки. В ребенке будут развиваться доброта и отзывчивость, если он начнет регулярно угощать птичку лакомствами. Взрослые должны тактично подталкивать его к этому.

- Давай отрежем для птички кусочек твоего яблока. Ты вставишь его между прутьями клетки, и она поклюет, — говорит взрослый, когда малыш с аппетитом ест яблоко.

- Не забудь оставить для нашей птички ложечку морковки,— говорит он в следующий раз, когда ребенок ест тертую морковь.

- Вот я оставил несколько кусочков яйца. Если ты добавишь кусочек своего яйца, птичке хватит поклевать, — предлагает взрослый за завтраком.

Дело не в том, что в доме не найдется лишнего яблока или яйца - важно, чтобы ребенок поделился своей порцией, как говорится «оторвал от себя». Частые предложения взрослых угостить птичку подтолкнут малыша к самостоятельному совершению добрых поступков.

В теплое время года предложите ребенку во время прогулки нарвать для птички свежей травы. В холодное время года можно вырастить траву дома. Для этого нужно взять несколько маленьких коробочек, немного земли и семена овса. Если нет овса, для посадки годятся семена любых, даже диких злаковых трав. Можно посеять птичью зерносмесь: она тоже прорастет.

Насыпьте в коробочку землю, посадите в нее семена и регулярно поливайте. Через некоторое время появятся ростки зелени. Когда они подрастут на 3—4 см, поставьте коробочку в клетку. Ребенок может постоянно самостоятельно сажать все новые и новые порции семян. Таким образом, птичка будет обеспечена зеленым кормом даже зимой, а для ребенка это — хорошая практика заботы о живом существе.

Общение дошкольника с попугаем будет очень интересным, если он начнет учить птицу говорить отдельные слова. Следует только помнить, что в основном обучению поддаются молодые попугаи и, только если они живут одни, а не в паре. Накрыв клетку тканью, ребенок очень внятно, четко произносит слова, которым хочет научить птицу. Слова следует повторять несколько раз в день. Попугай заговорит сам, когда будет готов к этому.

(Материал из книги С. Н. Николаевой «Любовь к природе воспитываем с детства»)

Черепахи и грызуны

Нередко по просьбе детей в домашних условиях заводят черепах, а также хомяков или других грызунов. Прежде всего, взрослые должны создать нормальные условия жизни для этих животных. Черепаху следует поместить в теплое место, и поддерживать температуру воздуха 24—26°С, тогда она будет активно есть и двигаться. Это может быть коробка, поставленная возле отопительной батареи, печки или на солнечном месте, либо специальный террариум, устроенный, например, в большом старом аквариуме. Террариум будет очень красивым, если положить на дно песчаный грунт, сделать грот с подсветкой-обогревом, поставить в угол горшочек с суккулентом (кактусом, алоэ и т.д.). Такой террариум хорошо вписывается в интерьер комнаты и прекрасно подходит для содержания черепахи.

Жилищем для хомяка может быть металлическая клетка или старый аквариум. Оформить их можно по-разному, например, создать в аквариуме условия, напоминающие естественную природную среду (песчаный грунт, пещера-нора). Аквариум должен быть прикрыт сверху сеткой, чтобы хомяк не выпрыгнул из него. В клетку можно поставить небольшой красивый домик, приладить полочки, лесенки, поставить колесо. В таких условиях молодой хомяк ведет себя активно: лазает, забирается на полочки, крутится в колесе. В одном из углов клетки или аквариума, где хомяк будет справлять свою нужду, можно устроить «туалет» — поставить коробочку с опилками. Все это очень нравится детям, и они с интересом наблюдают за животным. Это значительно облегчит уход за зверьком.

Научите ребенка поддерживать чистоту и порядок в жилище хомяка или черепахи, покажите, как правильно кормить животное овощами, фруктами и другой пищей. Только после этого можно возложить все обязанности по уходу за зверьком на ребенка 5—6 лет. При этом не забывайте напоминать ребенку о его обязанностях, контролируйте своевременность и правильность их выполнения, при необходимости — помогите ему. Недопустимо, чтобы мелкие животные, заведенные по просьбе детей, становились предметом заботы взрослых. Это вызывает в дошкольниках безответственное отношение к живым существам, к природе.

В теплое время года ребенок может выносить черепаху на прогулку. Согретая солнцем, она будет активно ходить, пастись в траве. В этот момент интересно понаблюдать, как она переставляет ноги, направляется на теплое, прогретое солнцем место, откусывает и поедает траву. Обратите внимание ребенка на маскировочную форму и окраску тела черепахи. Затаиваясь на песчаных местах, она становится почти незаметной. На прогулке важно помнить — черепаха не должна оставаться без присмотра: она может уйти, потеряться и погибнуть. Одну ее можно оставить лишь в специальном ограждении, загоне.

Постоянной обязанностью ребенка в зимнее время должно быть выращивание травы в коробочках с землей. Зелень полезна не только птицам, но и черепахам, хомякам и другим грызунам.

Ухаживая за черепахой, ребенок должен следить за чистотой ее тела: время от времени протирать панцирь влажной тряпочкой, а кожу шеи и ног — тампоном, смоченным в подсолнечном масле, от которого она становится мягче. На чистом панцире хорошо просматриваются отдельные щитки, а на них — «годичные кольца», приросты каждого года. По ним можно узнать, сколько лет черепахе.

Предлагая ребенку понаблюдать за черепахой, обратите его внимание на особенности ее внешнего вида и поведения. У черепахи нет зубов, но края рта очень твердые — ими она легко откусывает траву, листья капусты. Но неразрезанные корнеплоды она есть не может, поэтому их надо тонко нарезать или натирать на крупной терке. Интересной особенностью черепахи является панцирь. Предложите ребенку понаблюдать, в каких ситуациях и как черепаха прячется в панцире, что ее пугает. Для поддержания интереса и обогащения знаний ребенка расскажите ему о жизни этого животного в природе, прочитайте детскую художественную литературу о пресмыкающихся.

Наблюдения за хомяком будут очень интересными, если проводить их с учетом биологических особенностей грызунов. Хомяки ведут ночной образ жизни, активными они становятся только к вечеру, днем обычно спят. Правда, хомячата и молодые хомяки бывают активными и днем. Это нужно учитывать, предлагая ребенку цели для наблюдения.

В поведении хомяков существует много интересных моментов, которые могут стать целью наблюдений дошкольника. Например, предложите ребенку посмотреть, как хомяк обследует новое помещение, знакомится с ним; как ловко лазает и прыгает в надежде найти лазейку; как поедает корм, придерживая его передними лапками. У хомяка есть необычная особенность — защечные мешки во рту, которыми он пользуется, как человек сумками, для переноса корма в свою порку. Это позволяет ему в естественных природных условиях запасать на зиму зерно и хранить его в подземных «кладовых». Предложите ребенку понаблюдать за тем, как хомяк с помощью передних лап сначала закладывает пищу в защечные мешки, а затем вынимает ее в своем гнезде. Такое поведение в большей степени свойственно самочкам, чем самцам, так как они в основном заняты воспитанием потомства.

Хомяки — чистоплотные животные, они тщательно ухаживают за своим телом. Предложите малышу понаблюдать, как зверек умывается, чистит шерстку. Если в доме живет пара хомяков, то чрезвычайно интересными и продолжительными могут быть наблюдения за тем, как растут хомячата, как за ними ухаживает мать, как они становятся самостоятельными. Взрослый должен знать, что в первые две недели после рождения хомячат, пока они не начнут вылезать из гнезда, существует опасность патологического поведения самки. Если ее беспокоят (заглядывают в гнездо, пересаживают), она может съесть своих детенышей. В этот период целесообразно на время отсадить самца и отстранить ребенка от ухода за семейством хомяков. Взрослый может тихо и осторожно поставить корм, воду, поменять подстилку, что трудно сделать дошкольнику.

Морская свинка - очень симпатичный, пушистый и достаточно крупный, спокойный зверек. Уход за ней совсем не сложен. Свинку можно взять на руки и погладить, детям это очень нравится. Морские свинки обычно привыкают к людям, реагируют на кличку. Если зверька содержать свободно (позволяя ему ходить по всей квартире), его поведение может быть очень интересным. В этом случае можно наблюдать, как он ходит за людьми, откликается на имя, выпрашивает лакомство и даже играет. Прочитайте ребенку забавное стихотворение о морских свинках.

РАЗГОВОР ПЕРЕД СНОМ

  • Ведь мы морские свинки?
  • Ну, да, — сказала мать.
  • А что такое море?
  • Зачем вам это знать?
  • Ведь мы — морские свинки? 
  • Ну, да, — сказала мать.
  • А где же наше море?
  • Отсюда не видать!
  • А правда мы морские?
  • Ну, да, — сказала мать.
  • И ты морская тоже?
  • Ну, да, — вздохнула мать.
  • А море может сниться?
  • Да, море может сниться, но только надо спать!

Собака и кошка — верные друзья ребенка

Пребывание каких бы то ни было животных в нашем доме нельзя сравнить с присутствием в нем собаки или кошки, этих уникальных четвероногих, которые находятся в особых отношениях с человеком. По словам К. Лоренца, австралийского ученого, занимавшегося изучением поведения различных животных, только кошка и собака «стали членами домашнего круга человека не как пленники и были приручены не с помощью принуждения».

Их, как правило, с серьезными намерениями заводят взрослые члены семьи, рассчитывая свои возможности на ближайшие 14—18 лет. Самое главное во взаимоотношениях человека с этими животными — общение, которое неизбежно возникает даже в тех случаях, когда кошке или собаке предназначается лишь служебная функция, как, например, в сельской местности, где собака охраняет дом, а кошка ловит мышей. Высокий уровень психического развития и многовековая жизнь рядом с людьми сделали их по-настоящему домашними животными. Удивительно, но факт - они сами ищут общения с нами. Особенно это касается собаки, которой, как воздух, нужен хозяин, чтобы следовать за ним и охранять его.

С необыкновенной любовью и особым уважением пишет о них Лоренц в книге «Человек находит друга». Указывая на большую разницу между кошкой и собакой, он описывает те прекрасные качества, за которые они любимы хозяевами. «Сила обаяния собаки заключена в глубине дружбы и крепости духовных уз, которые связали ее с человеком, а очарование кошки объясняется как раз тем, что она не вступила с ним в тесный контакт, что она охотится в его конюшнях и амбарах с гордой независимостью тигра или леопарда, что она остается таинственной и недоступной даже тогда, когда нежно трется о ноги хозяйки или ублаготворено мурлычет у огня».

Достоинствами собаки являются ее ум, преданность хозяину, хорошая обучаемость. Кошка привлекает своей красотой, изящными пропорциями тела и грациозными движениями. Всегда тщательно умытая, пушистая, мурлыкающая и ласкающаяся, она является частью домашнего уюта. Кошка и собака, благодаря своим особым качествам и возможности с ними общаться, занимают особое положение в семье, которая их содержит. Они имеют статус «братьев наших меньших», их нужно не только опекать и окружать заботой, но и уважительно с ними обращаться. Это накладывает особый отпечаток на семейную педагогику.

Какой ребенок не мечтает иметь животное в доме?! Какой ребенок, особенно школьного возраста, не просит, чтобы ему купили щеночка или котеночка?! И, если родители отказывают в этом, дети нередко приносят с улицы бездомных животных.

Если в доме живет кошка или собака, ребенок должен правильно вести себя с ними. Самое главное — научить ребенка правильному общению с животным: мягкости и неназойливости, умению считаться с желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние, сопереживать ему. Это бесценные нравственные качества, без которых не могут развиваться гуманистические задатки в личности ребенка. Вот как пишет Лоренц о воспитательном значении взаимоотношений между детьми и собаками: «Чуткие собаки особенно ласковы с детьми любимого хозяина, словно они понимают, как дороги ему эти существа. И бояться, что собака причинит вред ребенку, — нелепо; наоборот, существует опасность, что собака, спуская детям очень многое, может приучить их к грубости и неумению замечать чужую боль. Этого следует остерегаться - особенно, когда речь идет о крупных и добродушных псах, вроде сенбернаров и ньюфаундлендов. Но обычно собаки прекрасно умеют уклоняться от слишком уже назойливого внимания детей — факт, обладающий значительной воспитательной ценностью: поскольку нормальные дети получают большое удовольствие от общества собак и огорчаются, когда те от них убегают, они вскоре начинают соображать, как следует себя вести, чтобы собаки видели в них хороших товарищей. В результате дети, хотя бы немного тактичные от природы, еще в очень раннем возрасте привыкают считаться с другими. Когда, придя в гости, я замечаю, что собака не избегает пяти - шестилетнего ребенка, а спокойно к нему подходит, мое уважение к ребенку и ко всей семье немедленно возрастает».

Прежде всего, следует научить ребенка проявлять сдержанность, когда животные едят. Объясните ему, что собака или кошка ест, потому что голодна. В этот момент она не может играть, поэтому нужно спокойно подождать, пока она поест (не подходить и не мешать ей). Все животные охраняют свою еду, и в момент принятия пищи могут быть агрессивными. Постарайтесь переключить ребенка на наблюдение.

- Посмотри издали, как Джек ест суп. Что он сначала съедает — бульон, мясо или картофель? Как он ест твердую пищу? Как грызет кости? Помогает ли себе лапами? Как пьет?

Если наблюдения ведутся за кошкой, обратите внимание ребенка на то, как, насытившись, она тщательно ухаживает за собой: умывается лапами, вылизывает языком шерсть на всех частях своего тела. Пусть малыш увидит, как ловко и старательно она это делает и не мешает ей - ведь после такого «туалета» шерсть у кошки становится чистой, блестящей, пушистой.

Приучайте ребенка считаться с отдыхом животного. Спит четвероногий друг - не надо ему мешать, проснется — тогда можно с ним поиграть. Наблюдения за спящим животным тоже могут быть очень интересными: кошки принимают во сне необычные позы, собакам часто снятся сны, и они повизгивают, ворчат, перебирают лапами.

Особенно радует ребенка игра с животными. Живя под одной крышей с кошкой или собакой, он считает их партнерами в своих забавах и развлечениях. И это совершенно естественно! Все молодые особи высокоразвитых животных (особенно млекопитающих) переживают ювенальный период — время, когда они любят играть. Как утверждает К. Фабри, ученый изучающий игры животных, — это вовсе не особая категория их поведения, а развивающая психическая деятельность.

Очень хорошо, если игровые периоды жизни ребенка и животного совпадают. Игры очень важны для физического, умственного и нравственного развития дошкольника. «Случаи истязания животных детьми, — пишет К. Фабри, — к сожалению, не так уж редки, с ними надо бороться. И для решения этой проблемы действенным средством являются совместные игры детей и животных».

Все ли игры ребенка с животным безобидны и имеют воспитательную ценность? Наблюдения показывают, что в ряде случаев имеет место насильственная игра, когда ребенок пытается втянуть животное в свои занятия, не считаясь с его желанием и возможностями. Так, автору приходилось наблюдать за девочкой, которая обращалась с котом как с куклой: сажала его за кукольный стол, кормила из кукольной посуды, пеленала или наряжала в одежду, пыталась катать на машине и качать на качелях. Так как девочка делала это неоднократно, кот возненавидел ее и прятался всякий раз, когда она возвращалась домой. Понятно, что такая игра для свободолюбивой и независимой кошачьей натуры недопустима. Ребенку, разумеется, также приносит вред безжалостное обращение с животным.

Какая же игра допустима и полезна? Любая, если она происходит без насилия, при добровольном участии как ребенка, так и животного и приносит взаимную радость объединения, общения.

Такая игра возможна, если ребенок не принуждает животное делать то, что ему неприятно или вообще не свойственно, а, наоборот, считается с его двигательными и поведенческими возможностями. К. Лоренц, детально анализируя игры молодой кошки, показывает, что они целиком основаны на различных вариациях охотничьих движений: внезапный прыжок и погоня за мелкими движущимися предметами (клубок или катушка ниток, желудь, фасоль и т.д.) - это имитация охоты за мышью, прыжки вверх — схватывание взлетающей птицы, резкие движения лап вверх и назад — ловля рыбы. Эти и многие другие движения составляют богатое и разнообразное игровое поведение котенка.

Вспоминается наблюдаемый автором переезд на новую квартиру, среди участников которого были девочка и четырехмесячный котенок. В большой и темной комнате, среди хаотичного нагромождения мебели, тюков и коробок, была затеяна игра, можно сказать, виртуозная и фантастическая: бегство, погоня, внезапные прыжки. Если девочка превосходила кошку в нахождении обходных путей, различных способов ловли, то котенок удивлял виртуозностью своих движений, быстротой и ловкостью перемещения. Особенно поражали его мгновенные взлеты на шкаф, рулон ковра и т.д. Игра приносила огромное удовольствие обеим ее участницам, это было добровольное игровое общение.

Зная возможности собаки и кошки, можно придумать множество разных игр (классическая игра котенка с бумажным бантиком на нитке, бег щенка за мячом или другим предметом). Это — развивающие игры, так как они основаны на наблюдательности ребенка: он видит, что и как делает животное и следует за ним.

Допустимо включение животных в сюжетно-ролевые игры дошкольников, но только в том случае, если это осуществляется ненавязчиво и с достаточной деликатностью. Интересные примеры приводит зоопсихолог Н.Ладыгина-Коте, которая проводила длительные наблюдения за развитием шимпанзе Иони и своего сына Руди. Сравнивая их общение с разными животными, исследователь показывает, сколь необузданны и жестоки действия обезьяны и как деликатна игра ребенка: «В то время, как шимпанзе, чувствуя свое физическое превосходство над животными, тотчас же пытается выявить над ними свой произвол и власть, преследуя их, тиская, стараясь ущипнуть, колотя, всячески истязая их, Руди (уже в возрасте 2,5 лет) пытается вовлечь животное в круг его человеческих идейных интересов; так, например, когда ему показали большую живую кошку, мальчик то подносил

ей к носу маленькую игрушечную кошечку, предлагая первой поцеловать вторую, демонстрировал кошке чучело белочки, давал посмотреть ей свою резиновую куколку, то совал ей ко рту дудочку, предлагая подудеть, то приносил кошке разные игрушки и объяснял, как с ними играть...»

В пятилетнем возрасте, Руди, «...заполучив в сообщество трех котят, мог играть с ними целыми днями, без конца изобретая самые разнообразные игры: то он делал из колышков подобие клетки и сажал их в так называемую тюрьму, то он катал их на игрушечном автомобильчике, то он побуждал их прыгать через обруч, все время разговаривал с ними и за них...» Этот пример показывает, что игра осуществлялась мальчиком достаточно деликатно, если котята добровольно сидели в «тюрьме» и ездили в «автомобиле». И все же совершенно очевидно, что это — односторонняя игра, она приносила удовлетворение прежде всего ребенку.

Если ребенок в общении с животным назойлив, и ваши объяснения плохо помогают, то следует идти по пути той саморегуляции их взаимоотношений, о которой писал К.Лоренц. Необходимо, чтобы в квартире у животного было укрытие, недоступное ребенку. Желая пообщаться с постоянно прячущимся от него животным, он неизбежно будет регулировать свое поведение.

Помимо игры допустимы и другие формы общения. Иногда дети дошкольного возраста стремятся обучать своих четвероногих друзей. Дрессировка — сложный процесс, требующий терпения и выдержки. Учить животных можно лишь тем движениям, которые им доступны. При этом следует учитывать общую способность животного к обучению. Кошку вообще не следует дрессировать — это мучительно для ее свободолюбивой и независимой натуры. Другое дело - собака: она очень податлива к обучению. В молодом возрасте (но не ранее 7—8 месяцев) ее можно научить разным несложным действиям и движениям: давать лапу, стоять и кружиться на задних ногах, приносить вещь, прыгать в обруч. При этом следует использовать лишь дуровский метод положительной стимуляции, поощрения и подкормки.

Покажите ребенку, как вы заставляете собаку подниматься на задние лапы, поднося к ее носу маленький кусочек, сахара или колбасы и приговаривая при этом: «Танцуй, танцуй!» Как только результат будет достигнут, собаке сразу же надо дать угощение. В дальнейшем она будет выполнять это движение, только услышав сигнальное слово, и каждый раз ее нужно похвалить, погладить — для нее много значит одобрение хозяина. Аналогичным способом можно научить собаку и другим вещам.

Детей 5—7 лет можно приобщать к уходу за четвероногими питомцами. Они могут мыть кормушки, поилки, наливать воду, накладывать в миску еду, следить за чистотой животных (мыть, расчесывать). Прогуливать собаку на поводке ребенок должен вместе со взрослыми. Учите ребенка быть доброжелательным, заботливым и понимающим хозяином. Живя под одной крышей с кошкой или собакой, он, конечно, хочет узнать о своем друге как можно больше. Поэтому необходимо расширять его кругозор. Малышу 2—4 лет можно читать небольшие стихи о кошках и собаках или короткие рассказы, например: «Бишка» К.Д.Ушинского, «У Розки были щенки» Л. Н. Толстого. Старшему дошкольнику следует рассказать о том, как собаки служат людям, об их подвигах на войне и в мирное время. Ребенку будет интересно узнать, что в разных странах, в том числе и в России, существуют памятники собакам. Например, в Париже есть памятник всемирно известному сенбернару Барри, который отыскал в снегах Альп и спас 40 человек, а от руки 41-го — погиб. Расскажите ребенку о глубокой преданности, верности собак своим хозяевам, об их мужестве. Сведения об этом вы можете почерпнуть из книг И. Ф. Заянчковского «Памятники животным» (Киев: Радянська школа, 1983), Б. Рябинина «Рассказы о верном друге» (Москва: Молодая гвардия, 1957) и многих других

(Материал из книги С. Н. Николаевой «Любовь к природе воспитываем с детства»)

Друзья

В теплый период года, во время отдыха родителей у малыша появляется возможность чаще общаться с домашними животными. Рекомендуется в первую очередь учить правильному общению, одинаково радостному для животного и ребенка («никакого насилия!», «не навреди!»), подчеркивать, наблюдая за собакой, кошкой, что они живые — поэтому тоже нуждаются в еде, отдыхе, ласке. Почаще привлекайте внимание к действиям, повадкам этих симпатичных зверей. Альбом поможет сохранить впечатления маленького друга природы более яркими (в буквальном смысле!). Поиграли с бантиком, бумажкой, посмотрели, как живая киска ест, вспомнили, что надо давать отдохнуть, нельзя беспокоить, когда киска не хочет, а потом... щелкает фотоаппарат, и серенькая Мурка навсегда остается в альбоме рядом с крохой, бережно охраняющим ее сон. Подписи должны не копировать аналогичные в фотоальбомах — «наша детка в ...году на даче...», а утверждать положения биологической этики, чтобы, вспоминая содержание записи, ребенок вспоминал о важном — «Саня не будил Мурку. Она устала, спит». Это такая же высокая этика, как и та, что звучит в стихах А. Барто «Мама спит, она устала...».

Сразу пометим для молодых родителей и педагогов: фотоаппаратом (так же, как и видеокамерой) не стоит увлекаться — он не подменит беглой зарисовки, сделанной вместе с крохой. Зачем же фотографировать в альбом Мурку, лохматую Жучку? Очень просто — они члены семьи, их прекрасные лики должны быть сохранены наравне с людьми.

Рассказывая о животных, мы обязательно покажем мам и детенышей, поупражняем детей в правильном назывании. (Педагоги вспомнили игру «Животное — детеныш?» Ребенок: «У кошки... — котенок!» Воспитатель: «Молодец, вот тебе фишка-картинка». Ребенок: «У коровушки — коровенок». Воспитатель: «Нет, не коровенок, а теленок. А козочку в альбом написали, кто у нее был? Правильно, козленок!) Главное — все животные любят своих детей и заботятся о них. Они — как мы. Если потом мама нарисует кролика, кроха вполне сможет нарисовать малышей из двух кругов побольше или поменьше с ушками-овальчиками...

(Материал из книги М. В.Коробовой «Малыш в мире природы»)

Полезные советы от Юрия Куклачева

Кошка в семье выделяет для себя главного и всю верность дарит только одному человеку. Собака тоже выбирает своего вожака-лидера, подражает ему во всём: может так же сутулиться, прихрамывать, ходить шаркающей походкой или быть лёгкой и быстрой, как хозяин. И когда наступает час прогулки, легко узнать, что собака идёт со своим главным другом. Она преданно смотрит ему в глаза и всем своим видом выражает, что они в этом мире одни.

Вы решили завести собачку, ответьте на главный вопрос: хватит ли у вас силы воли, выдержки, чтобы два раза в день и в дождь, и в слякоть, в жару и мороз выходить со своим другом на улицу. Не прибавите ли вы родителям ещё одну заботу - выгуливать собаку. Это главная причина, почему родители часто против собаки в доме. Поверьте мне, гулять с собакой - это настоящее удовольствие. Главное - воспитывается воля, а воля - сама жизнь! Каждое утро будешь чувствовать, что твоя воля закаляется, и ты становишься сильнее духом, потому что сам поборол в себе страшную болезнь человека - лень. И в этом тебе помог твой преданный друг. Когда ты будешь возвращаться домой, собачка устроит настоящий концерт. Видя радость своего друга, ты улыбнёшься и почувствуешь, что кому-то очень-очень нужен.

Собаки по-разному выражают свой восторг. Кто-то визжит и скулит. Некоторые во весь голос тявкают. У маленьких собачек хвост крутится пропеллером, а большие размахивают им из стороны в сторону, словно помелом. Мой Паштет подпрыгивает, как мячик, и пытается лизнуть меня в нос.

…Животные понимают и английский, и русский, и французский, и даже китайский язык. Они воспринимают не само слово как оно есть, а интонацию, с какой оно произносится.

(журнал «Филя» №1, 2006)

1. 1000 загадок. – СПб.: «Издательский Дом Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000. – 272с.

2. Большая книга животных. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2003. – С. 202-229.

3. Волина В.В. Загадки от А до Я. –С.-Пб: Дидактика Плюс, 1997. -352 с.

4. Коробова М. В.Малыш в мире природы: метод, пособие для воспитателей и родителей / М. В. Коробова, Р. Ю. Посылкина; [науч. ред. Г. Г. Григорьева]. — М.: Просвещение 2005 — 94с.

5. Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. - Ярославль: «Академия развития» «Академия, К°», 2000. — 176 с.

6. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам – М.: «Мозаика-Синтез», 2002. – С. 19-39.

7. Хрестоматия по детской литературе: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2010 «Воспитание в дошк. учреждениях» / Сост. А. Л. Табенкина и др. – М.: Просвещение, 1988.- 463 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Домашние любимцы"

•Животные - источник для различных   видов деятельности: наблюдение, игра, труд, творчество и т. д. При общении с ними у детей  формируется любознательность, наблюдательность, развивается фа...

Проект "Домашние любимцы"

Проект "Домашние любимцы"...

Паспорт проекта Домашние любимцы для детей 4-5 лет

Паспорт проекта Домашние любимцы для детей 4-5 лет с ОВЗ...

проект "Домашние любимцы"

Проект направлен на формирование заинтересованного ,доброго отношения к домашним животным....

Познавательно-творческий проект «Домашние любимцы»

Познавательный проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с домашними животными....

Экологический проект "Домашние любимцы"

Актуальность проекта заключается в том, чтобы ребёнок и его родители, желая завести в доме животное, ответственно относились к принятию этого решения. Чтобы кошки и собаки не пополняли ряды бродя...

Презентация проекта "Домашние любимцы"

Кроткосрочный проект на тему "Домашние любимцы" в младшей группе детского сада....