Консультация для воспитателей "Развитие ручной умелости детей дошкольников"
консультация на тему

Тонкова Наталия Петровна

Положительное влияние на развитие ребенка оказывают продуктивные виды деятельности, в частности, работа с бумагой. Поделки из бумаги иетересны своей доступностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тонкова Н.П. КМО16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Развитие ручной умелости детей дошкольников»

Работая в дошкольном образовательном учреждении, нередко задаешь себе вопросы: от чего зависит успешность ребенка в школе? Каким образом стимулировать его развитие?

Психологами доказано, что уже с самого раннего возраста начинает формироваться личность человека. Современный ребенок большую часть своего сознательного времени проводит в детском саду, вместе с детьми и воспитателями. Задача педагогов заключается в том, чтобы создать такие условия, в которых ребенок стал бы успешным. Современные учебно-воспитательные программы дошкольного образования направлены на формирование всесторонне развитой личности, в этих программах отмечается особое положительное влияние на развитие ребенка средствами продуктивной деятельности.

Действительно, продуктивная творческая деятельность детей направлена на развитие личностных качеств ребенка, ведь творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Творить своими руками, значит приобретать бесценный жизненный опыт.

Говоря непосредственно о дошкольном возрасте, следует отметить, что именно развитие мелкой моторики рук способствует успешному становлению отдельных личностных и физиологических качеств ребенка.

В доказательство вышесказанного привожу небольшой экскурс в историю. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки – она дала возможность путем указывающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объединялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью. Движения пальцев рук совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполнял руками все более тонкую работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне доказывает, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Если движение пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы. У многих детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью и несогласованностью. Многие дети с трудом берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть-застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук необходимо начинать как можно раньше.

Одним из интересных способов развития тонких движений пальцев рук является работа с бумагой. Это может быть оригами, квиллинг, вырезывание, бумагопластика, аппликация, киригами и многое другое.

Поделки из бумаги интересны по сравнению с другими видами поделок прежде всего доступностью исходного материала. Если, например, мастерить корзинки из шишек, то сначала нужно пойти в лес за шишками. А бумага всегда под рукой: и дома и на работе.

Оказывается, из обыкновенных газет и журналов, которые больше никому не нужны, так как их давно прочитали, и из простых бумажных салфеток можно сделать очень много интересного – разноцветные салфеточки и маленькие яркие коврики, необычные картины, маленькие пушистые шарики и большие яркие шары, бусы, гирлянды, снеговиков, забавных гусениц, матрешек, зайчиков, белочек или других интересных зверушек. Выполняются эти поделки очень просто.

Выполнять поделки из бумажных комочков могут дети 3 года жизни. Я убедилась в этом на собственном опыте. В этом учебном году решила заниматься с детьми изготовлением различных поделок из бумажных комочков. Из всех видов работы с бумагой это наиболее доступная и понятная детям деятельность. Дети сразу видят результат своей работы. Используя в работе бумагу разного цвета, мы развиваем не только мелкую моторику, но и сенсорику. Младшие дошкольники с огромным удовольствием мастерят объемные аппликации из комочков смятых салфеток разного цвета. Такие поделки делать невероятно легко и интересно. Можно делать обычные шарики из бумажных салфеток и клеить их на любой рисунок или контур – это могут быть животные, фрукты, ягоды, залпы салютов и многое другое.

В нашей копилке есть работы на тему: «Листопад»,

«Дары природы» (груши и вишенки) и др.

Для работы понадобятся:

Бумажные салфетки разных цветов

Гофрированная разноцветная бумага

Картон

Клей ПВА

Ножницы

Карандаш

Тряпочки (чтобы убрать излишки клея).

Делать нужно так:

1. Оторвать от салфетки /гофрированной бумаги/ небольшой кусочек и сжать в плотный комочек. Для удобства и быстроты можно заранее нарезать бумагу /салфетки/ на маленькие квадратики и разложить по цветам.

2. На заготовленный контур изображения приклеивать комочки соответствующих цветов. Стараться приклеивать комочки близко друг к другу, чтобы изображение получилось «плотным». Для контура можно использовать обычные раскраски.

В своей работе сталкиваешься с тем, что заранее нужно обвести контур планируемой работы, нарезать салфетки на квадратики, приготовить клей.

Дети берут кусочки салфетки, скатывают в ладошках и пальчиках бумажные шарики, макают шарики в клей и приклеивают.

Осталось только просушить работы и можно любоваться результатом.

Я уверена, что у вас получатся самые красивые, самые необычные, самые любимые игрушки. Я хочу попросить взрослых: поддержите своих маленьких художников-мастеров в их начинаниях, они уже многое умеют, но все-таки им нужна ваша помощь и поддержка. А кода замечательные поделки будут готовы, не спешите забирать их у детей и водружать на видное место. Ребенок долго находится под впечатлением от творения рук своих – так пусть он наиграется ими, налюбуется, нарадуется. Желаю вам работать дружно, весело, не огорчаться, если вдруг что-то не получится. Любую ошибку легко исправить, а есть такие ошибки, которые приводят к открытиям! Но я желаю вам не ошибок, а открытий.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ручной умелости детей дошкольного возраста

Развитие ручной умелости в процессе формирования речевой и познавательной сферы детей дошкольного возраста...

"Развитие ручной умелости у дошкольников в игре на всех возрастных этапах"

Предлагаю краткую информацию по изучению развития ручной умелости в игре....

Консультация для родителей на тему: "Рекомендации по развитию ручной умелости у дошкольников"

Как можно чаще, даже в очереди, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты. Пусть "пройдет" по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто ...

Консультация для родителей "Ручная умелость - одна из составляющих готовности к школе"

В процессе ручного труда развивается  ручная умелость - одна из составляющих готовности к школе....

Совместная деятельность по формированию ручной умелости детей с элементами НОД в области ФЭМП

Цель: Создать условия для формирования умения чувствовать и понимать эмоциональное состояния герояЗадачи:-Способствовать формированию желанию помочь, совершенствовать навык счета в пределах 6, развити...

Презентация для родительского собрания в детском саду на тему "Развитие ручной умелости у дошкольников"

Презентация для родительского собрания во второй младшей группе детского сада на тему "Развитие ручной умелости у дошкольников". Рассказывает и показывает родителям, как правильно держать ло...