Детско-родительский проект "Народная игрушка"
проект (младшая группа) на тему

Светлана Александровна Егорова

Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_narodnaya_igrushka.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 

         


Актуальность темы.

     Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой.  Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.   В   народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью.  Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества, а  народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё как продукт народного творчества. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии. Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта:  

Воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у

дошкольников в процессе знакомства с народной игрушкой.

Задачи:

  1. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам народного декоративно-прикладного искусства.                                      
  2. Способствовать развитию познавательных способностей,   любознательности детей.                                                                                                
  3. Развивать творческие навыки в процессе изготовления игрушек.              
  4. Воспитывать  духовную культуру (поведение, знание о художественных ценностях экспонатов, уважение к труду взрослых).
  5. Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по   ознакомлению с народной игрушкой.

Вид проекта:  практико-ориентированный проект.

Продолжительность проекта: краткосрочный  (месяц)

Участники проекта:   воспитатель  Егорова С.А.,  воспитанники 1-ой младшей группы,  родители.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы «Художественное творчество»,  «Музыка».

Описание проекта.

    Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.  Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. В данном проекте представлена система приобщения к культурному наследию своего народа  через знакомство с народной игрушкой.  Ознакомление детей с  данным видом народного творчества  проходит через исследовательскую и продуктивную деятельность. Одним из основных  условий  является активное вовлечение родителей  в проектную деятельность.   В основу проекта положены следующие принципы воспитания:

- принцип  культуросообразности  в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;

- принцип приоритетности культурного регионального наследия;

- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т. е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

    Содержание воспитания включает в себя знакомство: с  историческим прошлым России;  устным народным творчеством; народными  праздниками,  традициями;  народными промыслами; национальными костюмами; народными играми.

Предполагаемый результат.

Дети 1-ой младшей группы:

- проявляют интерес к образцам народного творчества, народному костюму, народным традициям;

- знают названия материалов,  из которых изготавливают народные игрушки;

- умеют с помощью взрослого изготовить  народную игрушку;

- играют в  народные игры.


 

 План реализации проекта

№  п/п

      Этапы  проекта

   Период  проведения

1.

Знакомство  с  глиняной игрушкой

18 - 22. 02.15г

2.

Знакомство с  тряпичной игрушкой

25 – 01. 02.15г.

3.

Знакомство с деревянной игрушкой

04 – 07. 03.15г.

4.

Знакомство с игрушкой из соломы

11 – 15. 03.15г.

5.

Итоговое мероприятие

15.03. 15г.

 

 Список используемой литературы:

  1.Знакомим дошкольников с народной культурой

       А.Я. Чебан, Л.Л. Бурлакова, Москва,  2011г.

  2. Русская игрушка

        Г.Л. Дайн,  Москва, 2001 г.

  3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

           О. Л. Князева, М. Д. Маханева, СПб, «Детство-Пресс», 2006г.

  4. Знакомство детей с русским народным творчеством.

           Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, СПб, «Детство-Пресс», 2004г.

  5. Красна изба…

           М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова, СПб, «Детство-Пресс», 2004г.

   6. Календарно-обрядовые праздники для детей дошкольного возраста.

           Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова, Н. Н. Потапова, Москва, 2005г.

  7. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных  

           традициях  русского народа.

           Л. В. Кукуева, Москва, 2005г.


Содержание проекта

             

 Тип народной игрушки

Непосредственно образовательная  деятельность

 Продуктивная деятельность

Исследовательская деятельность

 Работа с родителями

Глиняная

игрушка

Тема «Птичий двор»

Лепка (глина):   «Уточка»

Подарок для папы: медальон, изготовленный  методом печати  на глине.

Эксперимент  с  глиной

 Консультация  « Народная кукла как средство приобщения ребёнка к народной культуре»

Поздравление пап и дедушек  с  Днем защитника Отечества

Тряпичная

игрушка

Тема  «Игрушки»

Тема «Наряд  для куклы»

Рисование орнамента растительными красками.

Изготовление игрушки из ткани

Эксперимент с тканью

Мастер-класс  для родителей                        «Тряпичная народная игрушка»

Деревянная игрушка

Тема «Матрёшки»

Подарок для бабушки.

 Рисование кистью:  украшение матрёшки   растительным орнаментом.

Эксперимент по изготовлению красок из овощей и фруктов

Эксперимент  с деревом

Поздравление бабушек с  Днём 8 марта

Игрушка из соломы

Тема «Пока масленица не   пройдёт…»  

Изготовление куклы-Масленицы из соломы.

Рисование блинов методом печати, пальчиковой росписи и присыпания

Эксперимент  с  соломой

Мастер-класс для родителей

«Народная игрушка из соломы»

Итоговое  мероприятие:   развлечение  «Широкая Масленица»,   выставка детско-родительских работ   «Народная игрушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект «Народная игрушка»

Воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций удошкольников в процессе знакомства с народной игрушкой....

Детско-родительский проект «Народная игрушка»

Воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников в процессе знакомства с народной игрушкой....

Детско-родительский проект "Кукла-игрушка, лучшая подружка"

Данный проект- это  история возникновения кукол, который помогает выяснить, чем полезны куклы для ребенка.  Способствует  активному вовлечению родителей в совместную деятельность с...

Детско-родительский проект «Народная игрушка» (1 младшая группа)

Детско-родительский проект  «Народная игрушка»(1 младшая группа)...

Выставка детско-родительских подделок "Ёлочка-игрушка" по профилактике БДД.

19 ноября в нашем детском саду прошла детско-родительская выставка на тему: "Ёлочка-игрушка" по профилактике БДД, где дети с родителями проявили свою фантазию....