Детско-родительский проект "Народная игрушка"
проект (младшая группа) на тему
Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narodnaya_igrushka.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность темы.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой. Первые годы жизни ребёнка - важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к Родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью. Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества, а народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё как продукт народного творчества. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии. Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.
Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта:
Воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у
дошкольников в процессе знакомства с народной игрушкой.
Задачи:
- Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам народного декоративно-прикладного искусства.
- Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.
- Развивать творческие навыки в процессе изготовления игрушек.
- Воспитывать духовную культуру (поведение, знание о художественных ценностях экспонатов, уважение к труду взрослых).
- Вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по ознакомлению с народной игрушкой.
Вид проекта: практико-ориентированный проект.
Продолжительность проекта: краткосрочный (месяц)
Участники проекта: воспитатель Егорова С.А., воспитанники 1-ой младшей группы, родители.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы «Художественное творчество», «Музыка».
Описание проекта.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. В данном проекте представлена система приобщения к культурному наследию своего народа через знакомство с народной игрушкой. Ознакомление детей с данным видом народного творчества проходит через исследовательскую и продуктивную деятельность. Одним из основных условий является активное вовлечение родителей в проектную деятельность. В основу проекта положены следующие принципы воспитания:
- принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;
- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;
- принцип приоритетности культурного регионального наследия;
- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т. е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Содержание воспитания включает в себя знакомство: с историческим прошлым России; устным народным творчеством; народными праздниками, традициями; народными промыслами; национальными костюмами; народными играми.
Предполагаемый результат.
Дети 1-ой младшей группы:
- проявляют интерес к образцам народного творчества, народному костюму, народным традициям;
- знают названия материалов, из которых изготавливают народные игрушки;
- умеют с помощью взрослого изготовить народную игрушку;
- играют в народные игры.
План реализации проекта
№ п/п | Этапы проекта | Период проведения |
1. | Знакомство с глиняной игрушкой | 18 - 22. 02.15г |
2. | Знакомство с тряпичной игрушкой | 25 – 01. 02.15г. |
3. | Знакомство с деревянной игрушкой | 04 – 07. 03.15г. |
4. | Знакомство с игрушкой из соломы | 11 – 15. 03.15г. |
5. | Итоговое мероприятие | 15.03. 15г. |
Список используемой литературы:
1.Знакомим дошкольников с народной культурой
А.Я. Чебан, Л.Л. Бурлакова, Москва, 2011г.
2. Русская игрушка
Г.Л. Дайн, Москва, 2001 г.
3. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
О. Л. Князева, М. Д. Маханева, СПб, «Детство-Пресс», 2006г.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством.
Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, СПб, «Детство-Пресс», 2004г.
5. Красна изба…
М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова, СПб, «Детство-Пресс», 2004г.
6. Календарно-обрядовые праздники для детей дошкольного возраста.
Н. В. Пугачева, Н. А. Есаулова, Н. Н. Потапова, Москва, 2005г.
7. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных
традициях русского народа.
Л. В. Кукуева, Москва, 2005г.
Содержание проекта
Тип народной игрушки | Непосредственно образовательная деятельность | Продуктивная деятельность | Исследовательская деятельность | Работа с родителями |
Глиняная игрушка | Тема «Птичий двор» | Лепка (глина): «Уточка» Подарок для папы: медальон, изготовленный методом печати на глине. | Эксперимент с глиной | Консультация « Народная кукла как средство приобщения ребёнка к народной культуре» Поздравление пап и дедушек с Днем защитника Отечества |
Тряпичная игрушка | Тема «Игрушки» Тема «Наряд для куклы» | Рисование орнамента растительными красками. Изготовление игрушки из ткани | Эксперимент с тканью | Мастер-класс для родителей «Тряпичная народная игрушка» |
Деревянная игрушка | Тема «Матрёшки» | Подарок для бабушки. Рисование кистью: украшение матрёшки растительным орнаментом. | Эксперимент по изготовлению красок из овощей и фруктов Эксперимент с деревом | Поздравление бабушек с Днём 8 марта |
Игрушка из соломы | Тема «Пока масленица не пройдёт…» | Изготовление куклы-Масленицы из соломы. Рисование блинов методом печати, пальчиковой росписи и присыпания | Эксперимент с соломой | Мастер-класс для родителей «Народная игрушка из соломы» |
Итоговое мероприятие: развлечение «Широкая Масленица», выставка детско-родительских работ «Народная игрушка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско-родительский проект «Народная игрушка»
Воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций удошкольников в процессе знакомства с народной игрушкой....
Детско-родительский проект «Народная игрушка»
Воспитание высоких духовных ценностей и культурных традиций у дошкольников в процессе знакомства с народной игрушкой....
Детско-родительский проект "Любимые игрушки"
краткосрочный проект...
Детско-родительские творческие мастерские "Игрушки своими руками"
Мастер-класс для родителей...
Детско-родительский проект "Кукла-игрушка, лучшая подружка"
Данный проект- это история возникновения кукол, который помогает выяснить, чем полезны куклы для ребенка. Способствует активному вовлечению родителей в совместную деятельность с...
Детско-родительский проект «Народная игрушка» (1 младшая группа)
Детско-родительский проект «Народная игрушка»(1 младшая группа)...
Выставка детско-родительских подделок "Ёлочка-игрушка" по профилактике БДД.
19 ноября в нашем детском саду прошла детско-родительская выставка на тему: "Ёлочка-игрушка" по профилактике БДД, где дети с родителями проявили свою фантазию....