Психологическое здоровье детей
консультация на тему

Ирина Георгиевна Поскотинова

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития и функционирования человека. Психологически здоровый человек живет в гармонии с собой и окружающим миром. Педагогам дошкольных учреждений крайне важно уметь поддерживать и укреплять психологическое здоровье своих  воспитанников. В данной консультации рассматривается понятие "психологическое здоровье",  его специфика у детей, задачи педагогов по его поддержке и некторое игры, помогающие педагогам в психологической поддержке детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_zdorove_detey.docx6.29 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое  здоровье детей

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной действительности мы живем в условиях недостатка  духовных ресурсов, необходимых для полноценного развития и социализации детей.

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный мир не так давно отечественным психологом Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека.

Были проведены исследования,  изучающие психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, им всем характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Можно перечислить много качеств психологически здорового человека, но ключевым для описания является слово «гармония». Психологически здоровый человек живет в гармонии с самим собой и с окружающим миром.

Психологическое здоровье детей имеет свою специфику. Условно его можно разделит на три уровня:

- К высокому уровню можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.

- К среднему уровню относятся дети в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.

- К низкому уровню – дезадаптивному – относятся дети, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.

Основные факторы риска психологического здоровья делятся на две группы: средовые и субъективные. К средовым можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением.  К субъективным относятся индивидуальные особенности ребенка: характер, темперамент, самооценка.

В детском дошкольном учреждении задачами педагогов по психологической поддержке ребенка являются:

  • Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
  • Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).
  • Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

Эти задачи могут реализовываться на групповых занятиях с детьми.

Игры

Игра «Интервью».  Цель: развитие самосознания, уверенности в себе.

Дети по очереди залезают на стульчик, входя в роль взрослого человека. Ведущий берет у них интервью, просит рассказать, где и кем работают, есть ли дети и т.п.

Игра «Волшебный стул». Цель: повышение самооценки.

Ход игры: дети стоят в кругу, в центре круга – стул. По очереди один из детей садится на этот стул, и каждый из играющих говорит о нем что-то хорошее.

Игра «Воздушный шарик». Цель: регуляция вегетативной нервной системы, сосредоточение и осознание своих ощущений.

Время выполнения 3-4 минуты. Сидя на стульчике или лежа на ковре:

  • Спина прямая и расслабленная, руки на груди – так, чтобы пальцы сходились.
  • Вдохни носом воздух глубоко, представь, что твой живот  - это воздушный шарик. Поток воздух заполняет этот шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик. А теперь выдыхай ртом, чтобы воздух улетел из шарика.
  • Не торопясь, повтори. Дыши и представляй себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
  • Медленно выдохни ртом, как будто воздух выходит из шарика.
  • Сделай паузу, сосчитай до пяти.
  • Снова вдохни и наполни шарик воздухом.
  • Выдохни, почувствуй, как воздух выходит через горло, рот

Повторить 3 раза.

Игра «Гусеничка». Цель: развивать понимание необходимости взаимопомощи, положительного отношения к людям.

Дети становятся друг за другом очень близко. Это гусеничка, у нее очень много лапок. Она идет в гости. На ее пути встречаются препятствия и она их преодолевает.

Релаксация «Игра с песком».

Дети сидят на стульчиках, закрыв глаза. Воспитатель  говорит: «Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Наберите в руки воображаемый песок (сделайте глубокий вдох). Сильно сожмите пальцы в кулак, удерживая песок в руках (задержать дыхание). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Опустите обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. (Упражнение повторит два-три раза).

Упражнение «Апельсин». Цель: направлено на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности.

Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая ..., мягкая ..., отдыхает...»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями – достаточного одного раза (с левой и правой рукой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА, КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СПОСОБОВ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Цель: ¨Содействие формированию у родителей представлений о психологической поддержке как об одном из важнейших способов сохранения и укрепления психологического здоровья детей, выработка навыков эффек...

Консультация для родителей "Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности психологической поддержки детей"

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельости.Фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня - это нестабильность экономическая...

Профессиональная студия «Психологическое здоровье педагога, как необходимое условие психологического здоровья детей».

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое...

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психоло...