Воспитание толерантности у дошкольников
статья на тему

Салун Мария Николаевна

Воспитание  подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности. Безусловно, ступень дошкольного образования является в данном случае основой, которая закладывает базу формирования норм толерантного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_tolerantnosti_u_doshkolnikov.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание толерантности у дошкольников

    В последние годы проблема воспитания толерантности, приоритетная для мирового сообщества, работниками общеобразовательных учреждений всех уровней осознается как жизненно необходимая.  Осознание данной проблемы как наиважнейшей в развитии человеческого общества. Закреплено в декларации  принципов толерантности, утвержденной Резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1995 году, в президентской программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактики  в Российском обществе на 2001—2005 годы», что основным направлением работы в русле задач программы является разработка и внедрение в систему образования всех ступеней учебных программ и материалов. Воспитание  подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности. Безусловно, ступень дошкольного образования является в данном случае основой, которая закладывает базу формирования норм толерантного поведения.

  Наиболее адекватно задачам толерантного воспитания в образовательном процессе дошкольного учреждения,  соответствуют занятия по развитию речи, на которых осуществляется ознакомление подрастающего человека с книжной культурой  и с народной фольклорной культурой в частности. Через художественную литературу и произведения устного народного творчества ребенок постигает ценности толерантности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека: уважение и признание несомненной значимости уникальности каждого человека, свобода мысли и совести, культура мира и ненасилия.

.  Причем все это делается в яркой, эмоциональной, доступной форме.

   Понятие «воспитание толерантности» рассматривалось нами  понятий «толерантность», «толерантная личность», «критерии толерантного поведения», «черты толерантной личности» и других. Под толерантностью мы понимаем уважение прав другой личности, способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущ иной менталитет, образ жизни. При этом среди основных критериев толерантности как общественного явления мы называем: равноправие, взаимоуважение членов общества, доброжелательность или терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и т.п.), сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств, сотрудничество и солидарность в решении общих проблем.

    По данным исследований педагогов, психологов,  возраст 6—7 лет,  является,  периодом морально-нравственного становления личности ребенка Т.Н. Дронова, В.В. Гербова, Е.О. Смирнова, Ж. Пиаже. Л. Кельберг, В.М. Холмогорова.  Это  период, когда закладываются основы морального поведения и отношения, а поскольку ценности толерантности являются ядром общечеловеческой морали, воспитание толерантности стоит рассматривать как неотъемлемую часть нравственного воспитания дошкольников.

   В этом возрасте толерантное поведение и отношение выражается в уважении выбора или поступков других людей (взрослых или ровесников), в непосредственном и бескорыстном желании помочь, подарить или уступить что-то, в без оценочной эмоциональной вовлеченности, в сопереживании и эмпатии.

  Учитывая специфику и сложность изучаемого процесса, мы пришли к выводу о том, что воспитание толерантности в детском саду будет осуществляться успешно при создании благоприятных условий, среди которых выделяются следующие: свободная атмосфера в группе детского сада, без авторитарности; доброжелательность, доверие, уважение к воспитанникам со стороны воспитателя; внимание к интересам каждого воспитанника; обогащение содержания занятий знаниями, ситуациями и стимулами с целью развития толерантности ребенка; поощрение детей к высказыванию собственного мнения с учетом интересов окружающих; использование личного примера толерантного подхода к решению проблемы.

 

 Рассматривая педагогический потенциал использования фольклора в качестве средства воспитания толерантности, мы определили, что при знакомстве с устным народным творчеством ребенок получает возможность, сопереживая любимым героям, получить знания о толерантности и увидеть в поэтической, сказочной форме образцы такого поведения. Кроме того, фольклор является прекрасным материалом для развития речи дошкольника, таким образом,  мы можем решать одновременно задачи развития речи и воспитания толерантности старших дошкольников.

   Проведенный  анализ существующих программ развития речи у старших дошкольников показал, что,  в  типовой программе  предназначенной для подготовительной к школе группе, фольклорные произведения используются очень мало,  как правило с развлекательными или занимательными целями. Решение проблемы воспитания толерантности   предполагает активное введение в традиционный учебно-воспитательный комплекса заданий, формирующих толерантное сознание, навыки толерантного поведения и развивающих толерантное отношение. Задачи  воспитания толерантности и возможности их решения представлены в инновационной программе «Радуга».

В соответствии с логикой воспитания толерантности: сначала формирование толерантного сознания, затем выработка привычек толерантного поведения и в заключение воспитание толерантного отношения, — разработан комплекс заданий по воспитанию толерантности у старших дошкольников. На каждом из названных этапов воспитания толерантности предполагается решение конкретных воспитательных задач. Содержание разработанного комплекса заданий по воспитанию толерантности у дошкольников:

  1. Логика воспитания толерантности:

Формирование толерантного сознания

Задачи воспитания толерантности : Формирование представлений о толерантности, нормах толерантного поведения;  «солидарность», «уважение», «понимание», «равенство», «справедливость» и др.; рассмотрение не насильственных способов разрешения конфликтных ситуаций

Виды заданий: «Лукошко», «Сундучок».  

«На какого сказочного героя я похож?»

  1. Логика воспитания толерантности:

Формирование привычек толерантного поведения

Задачи воспитания толерантности:  Формировать умение принимать чувства и эмоции другого человека; развивать умение видеть общее между собой и другим человеком; учить справедливо, делить блага между собой и другими людьми,   умение избегать конфликтных ситуаций.

Виды заданий: «Характер человека», «Шкатулка со сказками»

3.  Логика воспитания толерантности:

Формирование толерантного отношения

Задачи воспитания толерантности : Учить формулировать суждения о толерантном или интолерантном поведении себя самого или окружающих и высказывать его; развивать чувства сопереживания, приятия, способность к эмпатии, формировать чувства самоуважения,  воспитывать культуру проявления эмоций.

Виды заданий: «Аплодисменты», «Ступеньки доброты».

Разработанный комплекс заданий и произведений, которые могут использоваться в ходе занятий развития речи, поскольку решают в комплексе воспитательные, развивающие и обучающие цели, доказал свою эффективность, подтвержденную результатами психолого-педагогической диагностики.

        Воспитание толерантности у дошкольников

    В последние годы проблема воспитания толерантности, приоритетная для мирового сообщества, работниками общеобразовательных учреждений всех уровней осознается как жизненно необходимая.  Осознание данной проблемы как наиважнейшей в развитии человеческого общества. Воспитание  подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности. Безусловно, ступень дошкольного образования является в данном случае основой, которая закладывает базу формирования норм толерантного поведения.

  Наиболее адекватно задачам толерантного воспитания в образовательном процессе дошкольного учреждения,  соответствуют занятия по развитию речи, на которых осуществляется ознакомление подрастающего человека с книжной культурой  и с народной фольклорной культурой в частности. Через художественную литературу и произведения устного народного творчества ребенок постигает ценности толерантности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека: уважение и признание несомненной значимости уникальности каждого человека, свобода мысли и совести, культура мира и ненасилия.

 Причем все это делается в яркой, эмоциональной, доступной форме.

   Понятие «воспитание толерантности» рассматривалось нами  понятий «толерантность», «толерантная личность», «критерии толерантного поведения».

Под толерантностью мы понимаем уважение прав другой личности, способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущ иной менталитет, образ жизни. При этом среди основных критериев толерантности как общественного явления мы называем: равноправие, взаимоуважение членов общества, доброжелательность или терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и т.п.), сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств, сотрудничество и солидарность в решении общих проблем.

    По данным исследований педагогов, психологов,  возраст 5-7 лет,  является,  периодом морально-нравственного становления личности ребенка Т.Н. Дронова, В.В. Гербова, Е.О. Смирнова, Ж. Пиаже. Л. Кельберг, В.М. Холмогорова.  Это  период, когда закладываются основы морального поведения и отношения, а поскольку ценности толерантности являются ядром общечеловеческой морали, воспитание толерантности стоит рассматривать как неотъемлемую часть нравственного воспитания дошкольников.

   В этом возрасте толерантное поведение и отношение выражается в уважении выбора или поступков других людей (взрослых или ровесников), в непосредственном и бескорыстном желании помочь, подарить или уступить что-то, в без оценочной эмоциональной вовлеченности, в сопереживании и эмпатии (сочуствия, переживания).

  Учитывая специфику и сложность изучаемого процесса, мы пришли к выводу о том, что воспитание толерантности в детском саду будет осуществляться успешно при создании благоприятных условий, среди которых выделяются следующие: свободная атмосфера в группе детского сада, без авторитарности; доброжелательность, доверие, уважение к воспитанникам со стороны воспитателя; внимание к интересам каждого воспитанника; обогащение содержания занятий знаниями, ситуациями и стимулами с целью развития толерантности ребенка; поощрение детей к высказыванию собственного мнения с учетом интересов окружающих; использование личного примера толерантного подхода к решению проблемы.

   Рассматривая педагогический потенциал использования фольклора в качестве средства воспитания толерантности, мы определили, что при знакомстве с устным народным творчеством ребенок получает возможность, сопереживая любимым героям, получить знания о толерантности и увидеть в поэтической, сказочной форме образцы такого поведения. Кроме того, фольклор является прекрасным материалом для развития речи дошкольника, таким образом,  мы можем решать одновременно задачи развития речи и воспитания толерантности старших дошкольников.

   Решение проблемы воспитания толерантности   предполагает активное введение в традиционный учебно-воспитательный комплекс заданий, формирующих толерантное сознание, навыки толерантного поведения и развивающих толерантное отношение.

В соответствии с логикой воспитания толерантности: сначала - формирование толерантного сознания, затем - выработка привычек толерантного поведения и в заключение - воспитание толерантного отношения, — разработан комплекс заданий по воспитанию толерантности у старших дошкольников. На каждом из названных этапов воспитания толерантности предполагается решение конкретных воспитательных задач. Содержание разработанного комплекса заданий по воспитанию толерантности у дошкольников можно представить в виде следующей таблицы:

Логика воспитания толерантности

Задачи воспитания толерантности

Виды заданий

Формирование толерантного сознания

Формирование представлений о толерантности, нормах толерантного поведения;  «солидарность», «уважение», «понимание», «равенство», «справедливость» и др.; рассмотрение не насильственных способов разрешения конфликтных ситуаций.

«Лукошко», «Сундучок».  

«На какого сказочного героя я похож?»

Формирование привычек толерантного поведения

Формировать умение принимать чувства и эмоции другого человека; развивать умение видеть общее между собой и другим человеком; учить справедливо, делить блага между собой и другими людьми,   умение избегать конфликтных ситуаций.

«Характер человека», «Шкатулка

со сказками»,

Формирование толерантного отношения

Учить формулировать суждения о толерантном или интолерантном поведении себя самого или окружающих и высказывать его; развивать чувства сопереживания, приятия, способность к эмпатии, формировать чувства самоуважения,  воспитывать культуру проявления эмоций.

«Аплодисменты», «Ступеньки доброты».

Разработанный комплекс заданий и произведений, которые могут использоваться в ходе занятий развития речи, поскольку решают в комплексе воспитательные, развивающие и обучающие цели, доказал свою эффективность, подтвержденную результатами психолого-педагогической диагностики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантности у дошкольников

Сценарий праздника "Калейдоскоп игр народов мира"...

Фольклор как средство воспитания толерантности у дошкольников

Присутствие в обществе людей разных национальностей требует особого внимания к вопросу формирования национального самосознания, толерантных отношений.. Толерантность, как образ жизни в обществе зависи...

Педагогический проект "Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения"

Целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных кул...

Воспитание толерантности у дошкольников с помощью интеграции образовательных областей

Материал предназначен для педагогов, которые интересуются воспитанием толерантности у детей....

Методическая разработка . Коммуникативные игры по воспитанию толерантной личности дошкольника.

В дошкольном возрасте дети начинают понимать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной под...

Воспитание толерантности у дошкольников в условиях многонационального окружения. Воспитатели Семеновых Е.В., Клевцова М.Н., Новикова Ю.В.

      Сегодня основным связывающим звеном социализации ребёнка является его семья. Именно в семье ребёнок получает представление о мире и способах взаимодействия с ни...

Статья "Содержание воспитания толерантности у дошкольников."

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности ( ЮНЕСКО 1995 г. )...