Воспитание толерантности у дошкольников
статья на тему
Воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности. Безусловно, ступень дошкольного образования является в данном случае основой, которая закладывает базу формирования норм толерантного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_tolerantnosti_u_doshkolnikov.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание толерантности у дошкольников
В последние годы проблема воспитания толерантности, приоритетная для мирового сообщества, работниками общеобразовательных учреждений всех уровней осознается как жизненно необходимая. Осознание данной проблемы как наиважнейшей в развитии человеческого общества. Закреплено в декларации принципов толерантности, утвержденной Резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1995 году, в президентской программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактики в Российском обществе на 2001—2005 годы», что основным направлением работы в русле задач программы является разработка и внедрение в систему образования всех ступеней учебных программ и материалов. Воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности. Безусловно, ступень дошкольного образования является в данном случае основой, которая закладывает базу формирования норм толерантного поведения.
Наиболее адекватно задачам толерантного воспитания в образовательном процессе дошкольного учреждения, соответствуют занятия по развитию речи, на которых осуществляется ознакомление подрастающего человека с книжной культурой и с народной фольклорной культурой в частности. Через художественную литературу и произведения устного народного творчества ребенок постигает ценности толерантности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека: уважение и признание несомненной значимости уникальности каждого человека, свобода мысли и совести, культура мира и ненасилия.
. Причем все это делается в яркой, эмоциональной, доступной форме.
Понятие «воспитание толерантности» рассматривалось нами понятий «толерантность», «толерантная личность», «критерии толерантного поведения», «черты толерантной личности» и других. Под толерантностью мы понимаем уважение прав другой личности, способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущ иной менталитет, образ жизни. При этом среди основных критериев толерантности как общественного явления мы называем: равноправие, взаимоуважение членов общества, доброжелательность или терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и т.п.), сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств, сотрудничество и солидарность в решении общих проблем.
По данным исследований педагогов, психологов, возраст 6—7 лет, является, периодом морально-нравственного становления личности ребенка Т.Н. Дронова, В.В. Гербова, Е.О. Смирнова, Ж. Пиаже. Л. Кельберг, В.М. Холмогорова. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения, а поскольку ценности толерантности являются ядром общечеловеческой морали, воспитание толерантности стоит рассматривать как неотъемлемую часть нравственного воспитания дошкольников.
В этом возрасте толерантное поведение и отношение выражается в уважении выбора или поступков других людей (взрослых или ровесников), в непосредственном и бескорыстном желании помочь, подарить или уступить что-то, в без оценочной эмоциональной вовлеченности, в сопереживании и эмпатии.
Учитывая специфику и сложность изучаемого процесса, мы пришли к выводу о том, что воспитание толерантности в детском саду будет осуществляться успешно при создании благоприятных условий, среди которых выделяются следующие: свободная атмосфера в группе детского сада, без авторитарности; доброжелательность, доверие, уважение к воспитанникам со стороны воспитателя; внимание к интересам каждого воспитанника; обогащение содержания занятий знаниями, ситуациями и стимулами с целью развития толерантности ребенка; поощрение детей к высказыванию собственного мнения с учетом интересов окружающих; использование личного примера толерантного подхода к решению проблемы.
Рассматривая педагогический потенциал использования фольклора в качестве средства воспитания толерантности, мы определили, что при знакомстве с устным народным творчеством ребенок получает возможность, сопереживая любимым героям, получить знания о толерантности и увидеть в поэтической, сказочной форме образцы такого поведения. Кроме того, фольклор является прекрасным материалом для развития речи дошкольника, таким образом, мы можем решать одновременно задачи развития речи и воспитания толерантности старших дошкольников.
Проведенный анализ существующих программ развития речи у старших дошкольников показал, что, в типовой программе предназначенной для подготовительной к школе группе, фольклорные произведения используются очень мало, как правило с развлекательными или занимательными целями. Решение проблемы воспитания толерантности предполагает активное введение в традиционный учебно-воспитательный комплекса заданий, формирующих толерантное сознание, навыки толерантного поведения и развивающих толерантное отношение. Задачи воспитания толерантности и возможности их решения представлены в инновационной программе «Радуга».
В соответствии с логикой воспитания толерантности: сначала формирование толерантного сознания, затем выработка привычек толерантного поведения и в заключение воспитание толерантного отношения, — разработан комплекс заданий по воспитанию толерантности у старших дошкольников. На каждом из названных этапов воспитания толерантности предполагается решение конкретных воспитательных задач. Содержание разработанного комплекса заданий по воспитанию толерантности у дошкольников:
- Логика воспитания толерантности:
Формирование толерантного сознания
Задачи воспитания толерантности : Формирование представлений о толерантности, нормах толерантного поведения; «солидарность», «уважение», «понимание», «равенство», «справедливость» и др.; рассмотрение не насильственных способов разрешения конфликтных ситуаций
Виды заданий: «Лукошко», «Сундучок».
«На какого сказочного героя я похож?»
- Логика воспитания толерантности:
Формирование привычек толерантного поведения
Задачи воспитания толерантности: Формировать умение принимать чувства и эмоции другого человека; развивать умение видеть общее между собой и другим человеком; учить справедливо, делить блага между собой и другими людьми, умение избегать конфликтных ситуаций.
Виды заданий: «Характер человека», «Шкатулка со сказками»
3. Логика воспитания толерантности:
Формирование толерантного отношения
Задачи воспитания толерантности : Учить формулировать суждения о толерантном или интолерантном поведении себя самого или окружающих и высказывать его; развивать чувства сопереживания, приятия, способность к эмпатии, формировать чувства самоуважения, воспитывать культуру проявления эмоций.
Виды заданий: «Аплодисменты», «Ступеньки доброты».
Разработанный комплекс заданий и произведений, которые могут использоваться в ходе занятий развития речи, поскольку решают в комплексе воспитательные, развивающие и обучающие цели, доказал свою эффективность, подтвержденную результатами психолого-педагогической диагностики.
Воспитание толерантности у дошкольников
В последние годы проблема воспитания толерантности, приоритетная для мирового сообщества, работниками общеобразовательных учреждений всех уровней осознается как жизненно необходимая. Осознание данной проблемы как наиважнейшей в развитии человеческого общества. Воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности. Безусловно, ступень дошкольного образования является в данном случае основой, которая закладывает базу формирования норм толерантного поведения.
Наиболее адекватно задачам толерантного воспитания в образовательном процессе дошкольного учреждения, соответствуют занятия по развитию речи, на которых осуществляется ознакомление подрастающего человека с книжной культурой и с народной фольклорной культурой в частности. Через художественную литературу и произведения устного народного творчества ребенок постигает ценности толерантности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека: уважение и признание несомненной значимости уникальности каждого человека, свобода мысли и совести, культура мира и ненасилия.
Причем все это делается в яркой, эмоциональной, доступной форме.
Понятие «воспитание толерантности» рассматривалось нами понятий «толерантность», «толерантная личность», «критерии толерантного поведения».
Под толерантностью мы понимаем уважение прав другой личности, способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущ иной менталитет, образ жизни. При этом среди основных критериев толерантности как общественного явления мы называем: равноправие, взаимоуважение членов общества, доброжелательность или терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и т.п.), сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств, сотрудничество и солидарность в решении общих проблем.
По данным исследований педагогов, психологов, возраст 5-7 лет, является, периодом морально-нравственного становления личности ребенка Т.Н. Дронова, В.В. Гербова, Е.О. Смирнова, Ж. Пиаже. Л. Кельберг, В.М. Холмогорова. Это период, когда закладываются основы морального поведения и отношения, а поскольку ценности толерантности являются ядром общечеловеческой морали, воспитание толерантности стоит рассматривать как неотъемлемую часть нравственного воспитания дошкольников.
В этом возрасте толерантное поведение и отношение выражается в уважении выбора или поступков других людей (взрослых или ровесников), в непосредственном и бескорыстном желании помочь, подарить или уступить что-то, в без оценочной эмоциональной вовлеченности, в сопереживании и эмпатии (сочуствия, переживания).
Учитывая специфику и сложность изучаемого процесса, мы пришли к выводу о том, что воспитание толерантности в детском саду будет осуществляться успешно при создании благоприятных условий, среди которых выделяются следующие: свободная атмосфера в группе детского сада, без авторитарности; доброжелательность, доверие, уважение к воспитанникам со стороны воспитателя; внимание к интересам каждого воспитанника; обогащение содержания занятий знаниями, ситуациями и стимулами с целью развития толерантности ребенка; поощрение детей к высказыванию собственного мнения с учетом интересов окружающих; использование личного примера толерантного подхода к решению проблемы.
Рассматривая педагогический потенциал использования фольклора в качестве средства воспитания толерантности, мы определили, что при знакомстве с устным народным творчеством ребенок получает возможность, сопереживая любимым героям, получить знания о толерантности и увидеть в поэтической, сказочной форме образцы такого поведения. Кроме того, фольклор является прекрасным материалом для развития речи дошкольника, таким образом, мы можем решать одновременно задачи развития речи и воспитания толерантности старших дошкольников.
Решение проблемы воспитания толерантности предполагает активное введение в традиционный учебно-воспитательный комплекс заданий, формирующих толерантное сознание, навыки толерантного поведения и развивающих толерантное отношение.
В соответствии с логикой воспитания толерантности: сначала - формирование толерантного сознания, затем - выработка привычек толерантного поведения и в заключение - воспитание толерантного отношения, — разработан комплекс заданий по воспитанию толерантности у старших дошкольников. На каждом из названных этапов воспитания толерантности предполагается решение конкретных воспитательных задач. Содержание разработанного комплекса заданий по воспитанию толерантности у дошкольников можно представить в виде следующей таблицы:
Логика воспитания толерантности | Задачи воспитания толерантности | Виды заданий |
Формирование толерантного сознания | Формирование представлений о толерантности, нормах толерантного поведения; «солидарность», «уважение», «понимание», «равенство», «справедливость» и др.; рассмотрение не насильственных способов разрешения конфликтных ситуаций. | «Лукошко», «Сундучок». «На какого сказочного героя я похож?» |
Формирование привычек толерантного поведения | Формировать умение принимать чувства и эмоции другого человека; развивать умение видеть общее между собой и другим человеком; учить справедливо, делить блага между собой и другими людьми, умение избегать конфликтных ситуаций. | «Характер человека», «Шкатулка со сказками», |
Формирование толерантного отношения | Учить формулировать суждения о толерантном или интолерантном поведении себя самого или окружающих и высказывать его; развивать чувства сопереживания, приятия, способность к эмпатии, формировать чувства самоуважения, воспитывать культуру проявления эмоций. | «Аплодисменты», «Ступеньки доброты». |
Разработанный комплекс заданий и произведений, которые могут использоваться в ходе занятий развития речи, поскольку решают в комплексе воспитательные, развивающие и обучающие цели, доказал свою эффективность, подтвержденную результатами психолого-педагогической диагностики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание толерантности у дошкольников
Сценарий праздника "Калейдоскоп игр народов мира"...
Фольклор как средство воспитания толерантности у дошкольников
Присутствие в обществе людей разных национальностей требует особого внимания к вопросу формирования национального самосознания, толерантных отношений.. Толерантность, как образ жизни в обществе зависи...
Педагогический проект "Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения"
Целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных кул...
Воспитание толерантности у дошкольников с помощью интеграции образовательных областей
Материал предназначен для педагогов, которые интересуются воспитанием толерантности у детей....
Методическая разработка . Коммуникативные игры по воспитанию толерантной личности дошкольника.
В дошкольном возрасте дети начинают понимать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной под...
Воспитание толерантности у дошкольников в условиях многонационального окружения. Воспитатели Семеновых Е.В., Клевцова М.Н., Новикова Ю.В.
Сегодня основным связывающим звеном социализации ребёнка является его семья. Именно в семье ребёнок получает представление о мире и способах взаимодействия с ни...
Статья "Содержание воспитания толерантности у дошкольников."
Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности ( ЮНЕСКО 1995 г. )...