Программа "Веселая семейка"
методическая разработка (младшая группа) на тему
В традиционной русской культуре с давних времен воспитанием ребенка занималась семья. Существовала тесная взаимосвязь поколений. Секреты материнства и отцовства передавались от матери к дочери и от отца к сыну.
В советские времена произошла подмена семейного воспитания социальными институтами: яслями, детскими садами. Тесная связь поколений прервалась…
Результаты такого события мы часто наблюдаем сегодня, когда мамы приходят в детские образовательные учреждения, на занятия и произносят: «Я его родила, а что с ним делать дальше - не знаю». А родители являются первыми педагогами для своего ребенка! Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Но у малыша нет никого ценнее, важнее и дороже, чем его собственные родители. Получается абсурд: первый педагог, не знающий, что делать с ребенком.
Мышление ребенка М.Монтессори сравнивает с «впитывающей губкой». Как губка впитывает любую жидкость – чистую, грязную, мутную, прозрачную, застоявшуюся, так и детский разум абсорбирует образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и бесполезные». То есть очень важно «напитать» малыша в первые годы жизни всем необходимым, что потребуется ему на протяжении всей жизни, заложить «прочный фундамент» его будущего.
Можно долго размышлять на затронутую нами тему, но пора сказать о самом главном, что ни один дипломированный и прекрасный педагог не заменит малышу МАМУ.
Собственно эти размышления явились отправной точкой для создания группы временного пребывания, по опыту работы шведских специалистов, в рамках реализации международного проекта «Комплексный подход в социальной работе с ребенком и его семьей» по направлению «Активная поддержка родителей» воспитателем разработана и успешно реализуется программа раннего развития «Веселая семейка».
Благодаря совместным с родителями занятиям, у ребят интенсивно развиваются речь, внимание, память, мышление, мелкая и общая моторика, фантазия и воображение. На занятиях дети играют, танцуют, рисуют, лепят, общаются со сверстниками, открывают для себя новые горизонты. Через игру ребенок социализируются и адаптируются к новым условиям. Но, главное, что все делают вместе с мамой. Малыши чувствуют себя очень естественно, комфортно и защищено, так как рядом с ними находится самый важный и незаменимый человек.
А чему же учатся мамы? Прежде всего, они раскрывают секреты гармоничного взаимодействия с малышом, как правильно построить развивающую среду дома, какие предпочесть игрушки и игры, как с пользой для ребенка занять его на улице, на кухне, в ванной комнате.
Посещая занятия по программе «Веселая семейка», мама и малыш готовятся к поступлению в детское дошкольное учреждение, где адаптационный период проходит у них значительно легче.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_veselaya_semeyka.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Веселая семейка»
Содержание проблемы
В традиционной русской культуре с давних времен воспитанием ребенка занималась семья. Существовала тесная взаимосвязь поколений. Секреты материнства и отцовства передавались от матери к дочери и от отца к сыну.
В советские времена произошла подмена семейного воспитания социальными институтами: яслями, детскими садами. Тесная связь поколений прервалась…
Результаты такого события мы часто наблюдаем сегодня, когда мамы приходят в детские образовательные учреждения, на занятия и произносят: «Я его родила, а что с ним делать дальше - не знаю». А родители являются первыми педагогами для своего ребенка! Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Но у малыша нет никого ценнее, важнее и дороже, чем его собственные родители. Получается абсурд: первый педагог, не знающий, что делать с ребенком.
Мышление ребенка М.Монтессори сравнивает с «впитывающей губкой». Как губка впитывает любую жидкость – чистую, грязную, мутную, прозрачную, застоявшуюся, так и детский разум абсорбирует образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и бесполезные». То есть очень важно «напитать» малыша в первые годы жизни всем необходимым, что потребуется ему на протяжении всей жизни, заложить «прочный фундамент» его будущего.
Можно долго размышлять на затронутую нами тему, но пора сказать о самом главном, что ни один дипломированный и прекрасный педагог не заменит малышу МАМУ.
Собственно эти размышления явились отправной точкой для создания группы временного пребывания, по опыту работы шведских специалистов, в рамках реализации международного проекта «Комплексный подход в социальной работе с ребенком и его семьей» по направлению «Активная поддержка родителей» воспитателем разработана и успешно реализуется программа раннего развития «Веселая семейка».
Благодаря совместным с родителями занятиям, у ребят интенсивно развиваются речь, внимание, память, мышление, мелкая и общая моторика, фантазия и воображение. На занятиях дети играют, танцуют, рисуют, лепят, общаются со сверстниками, открывают для себя новые горизонты. Через игру ребенок социализируются и адаптируются к новым условиям. Но, главное, что все делают вместе с мамой. Малыши чувствуют себя очень естественно, комфортно и защищено, так как рядом с ними находится самый важный и незаменимый человек.
А чему же учатся мамы? Прежде всего, они раскрывают секреты гармоничного взаимодействия с малышом, как правильно построить развивающую среду дома, какие предпочесть игрушки и игры, как с пользой для ребенка занять его на улице, на кухне, в ванной комнате.
Посещая занятия по программе «Веселая семейка», мама и малыш готовятся к поступлению в детское дошкольное учреждение, где адаптационный период проходит у них значительно легче.
Цель программы:
- Обучение способам эффективного взаимодействия родителей с детьми в процессе совместной деятельности.
- Всестороннее развитие ребенка с помощью сюжетно - ролевых игр и художественно-творческих технологий.
Задачи программы:
- расширение представлений детей об окружающем мире и его законах;
- формирование положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми;
- налаживание эмоционального контакта;
- развитие игровой деятельности;
- развитие личностных потенциалов;
- развитие фантазии, воображения, креативности;
- физическое развитие;
-развитие мелкой, общей моторики, координации движений, пространственных ориентировок;
- развитие речи;
- развитие высших психических функций: внимание, память, мышление;
- развитие любознательности, познавательной деятельности.
Целевая группа:
Родители (законные представители) и их дети 1,5-3 года.
Механизм реализации программы
Этапы и сроки реализации программы:
Реализация программы планируется с сентября 2014. С группой проводится цикл занятий, который состоит из: 15 совместных занятий родителей с детьми.
1-й этап – подготовительный:
* разработка и распространение информационно – рекламных материалов по программе;
* подготовка материально – технической базы для реализации программы;
* отбор участников, формирование группы в соответствии с возрастом детей;
* проведение диагностик с родителями и детьми:
опросник «анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер Э.Г.).
цель: опросник позволяет определить различные нарушения процесса воспитания, выявить тип негармоничного воспитания и установить некоторые психологические причины этого воспитания.
анкета для родителей
цель: выявить уровень педагогической и психологической осведомленности родителей в вопросах воспитания детей.
педагогическая диагностика ребенка
цель: выявление уровня общего развития.
2-й этап – основной:
*организация цикла занятий с одной группой по программе предполагает проведение совместных занятий родителей с детьми.
*совместные занятия родителей с детьми проводятся 2 раза в неделю, по понедельникам и четвергам, в первой половине дня. Продолжительность одного занятия:
родители с детьми 1,5 года до 3-х лет; проведение занятия - 20 минут, игровая деятельность – 40 минут.
*организация и проведение культурно – досуговых мероприятий.
Формы и методы проведения занятий с родителями и детьми
№ п/п | Задачи программы | Формы проведения | Технология проведения занятий |
1. | Познакомить родителей с возрастными особенностями развития от 1,5 – 3 года | Индивидуальное консультирование | 1.беседа, 2.моделирование ситуаций, 3.раздаточный материал |
2. | Познакомить родителей с преимуществами и особенностями игры во взаимодействии с ребенком | Индивидуальное консультирование | 1.беседа, 2.выслушивание, 3.раздаточный материал |
3. | Познакомить родителей с приемами и методами эффективного общения с детьми | Индивидуальное консультирование | 1.беседа, 2.выслушивание, 3.анкетирование, 4.раздаточный материал |
4. | Развивать у детей навыки общения со сверстниками, родителями и педагогами в процессе игровой и творческой деятельности | Совместные занятия родителей с детьми. Проведение культурно – досуговых мероприятий (зоопарк, кукольный театр, семейные праздники). | 1.подвижные игры, 2.гимнастика: пальчиковая гимнастика, физкультминутки, 3.игры – забавы, 4.творческие виды деятельности: изобразительная деятельность, аппликация, бумагопластика, лепкa. |
Рабочий план реализации программы
№ | Тема занятий | Кол-во занятий | Обеспечение программа | Ответственный за исполнение |
1 | Овощи и фрукты | 1 | - фланелеграф , - муляжи фруктов, овощей, - картинки с изображением фруктов, овощей, - цветная бумага, - пластилин. | Воспитатель Розитис Е.А. |
2 | Листопад | 1 | - бумажные листья, - фланелеграф , - цветная бумага, - клей. | Воспитатель Розитис Е.А. |
3 4 | Дикие животные | 1 | - фланелеграф , - сюжетные картинки «дикие животные», - игрушки диких животных, - пластилин. | Воспитатель Розитис Е.А. |
Домашние животные | 1 | - фланелеграф , - картинки «домашних животных», - вата, - бумага. | Воспитатель Розитис Е.А. | |
5 | Новый год | 1 | - новогодние игрушки, - мягкие игрушки, - подарки новогодние. | Воспитатель Розитис Е.А. |
6 | Игрушки | 1 | - игрушки из разных материалах, - фланелеграф, - гуашь, - бумага. | Воспитатель Розитис Е.А. |
7 | Масленица | 1 | - фланелеграф, - соломенная кукла, - картинки, - цв.бумага. | Воспитатель Розитис Е.А. |
8 | Профессии | 1 | - игровое оборудование, - цв.бумага, - клей, - фланелеграф. | Воспитатель Розитис Е.А. |
9 | Деревья | 1 | - фланелеграф, - картинки, - карандаши, - ватман. | Воспитатель Розитис Е.А. |
10 | Посуда | 1 | - игровое оборудование « Кухня» - бумага, - пластилин. | Воспитатель Розитис Е.А. |
11 12 | Одежда | 1 | - картинки, - фланелеграф. - гуашь. - бумага. | Воспитатель Розитис Е.А. |
Инструменты | 1 | - игровое оборудование «Мастерская» - пластилин, - бумага. | Воспитатель Розитис Е.А. | |
13 | Цветы, Насекомые | 1 | - фланелеграф, - цв.бумага, - муляжи. | Воспитатель Розитис Е.А. |
14 | Транспорт | 1 | - муляжи, - карандаши, - бумага. | Воспитатель Розитис Е.А. |
15 | Подводное царство, рыбы | 1 | - цв.бумага, - муляжи, - фланелеграф, - клей | Воспитатель Розитис Е.А. |
16 | Птицы | 1 | - фланелеграф, - бумага, - клей, - вата. | Воспитатель Розитис Е.А. |
3-й этап:
* Проведение диагностики с родителями:
цель: выявить динамику педагогической осведомленности родителей в вопросах воспитания детей, детско-родительских отношений по окончании проведенного цикла занятий по программе.
* Проведение диагностик с детьми:
цель: выявить динамику развития навыков общения и взаимодействия детей со сверстниками, родителями, взрослыми по окончании курса занятий по программе.
*Подведение итогов и анализ реализации программы.
*Издание методического сборника и информационных материалов по программе.
Ресурсное обеспечение программы
Кадровые ресурсы:
Руководитель программы – воспитатель Розитис Екатерина Анатольевна
Исполнитель программы – воспитатель Розитис Екатерина Анатольевна
Опыт работы в занимаемой должности – 2 года.
Материально – техническая база
Для подготовки отчетов по реализации программы и необходимых для занятия с родителями видеоматериалов будет использоваться видеокамера, фотоаппарат.
Для проведения занятий с детьми и родителями будут использованы игровые наборы: «Кухня», «Магазин», «Парикмахерская», «Доктор», «Мастерская», демонстрационный материал, игровое и спортивное оборудование, видеопроектор, СD – проигрыватель.
Схема управления программы и контроль ее реализации:
Ответственный за проведение и разработку занятий, распространение необходимого информационно - рекламного материала, издание методического буклета – воспитатель Розитис Екатерина Анатольевна.
Схема управления программы и контроль за ходом ее реализации:
Ответственный за проведение и разработку «теоретического блока» занятий с родителями и необходимых диагностик по данному блоку, составление планов и аналитических отчетов по программе - педагог-психолог.
Ответственный за проведение и разработку «практического блока» занятий детей с родителями и необходимых диагностик по данному блоку – воспитатель Розитис Екатерина Анатольевна
Ожидаемые результаты программы:
Родители получат информацию:
* о возрастных особенностях развития детей 1,5-3 лет;
* о преимуществах и особенностях игры во взаимодействии с ребенком.
Родители познакомятся с:
* приемами и методами эффективного общения с детьми;
* методами саморегуляции эмоциональных состояний.
В процессе взаимодействия и совместной деятельности родителей с детьми:
* будут сформированы коммуникативные умения и навыки у детей (общение со сверстниками, взрослыми).
* будут сформированы основные представления детей о себе, социальном окружении и окружающем мире.
На занятиях родители не только научаться эффективно взаимодействовать и организовывать совместную игровую и творческую деятельность с детьми, но и будут использовать полученные знания и практические умения в повседневной жизни. Они расширят свой круг общения и приобретут единомышленников в вопросах воспитания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физкультурный досуг для родителей и детей средней группы "Весёлая семейка"
Для обеспечения преемственности в вопросах воспитания детей между детским садом и семьёй необходимо проводить совместные мероприятия. Они направлены на информирование родителей о содержании работ...
"Дружная семейка" газета для родителей
Здесь представлена газета для родителей, выпускается 1 раз в месяц. Необычно и интересно....
ПРОЕКТ "Витаминная семейка"
Проблема: Выяснить роль натуральных витаминов в сохранении и укреплении здоровья. Участники проекта: вос...
Сценарий развлечения для детей младшего дошкольного возраста "Петушиная семейка"
Развлечение для детей 3-5 лет, посвященное празднику 8 марта....
Физкультурный досуг во второй младшей группе "Весёлая семейка"
Повышает интерес к физическим упражнением. развивает ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве....
"Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам воспитания детей младшего дошкольного возраста . Проект " Дружная семейка" (из опыта работы)
«От того , как прошло детство , кто вёл ребёнка за руку в детские годы , что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит , каким человеком станет сегодняшни...