Программа "Веселая семейка"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Розитис Екатерина Анатольевна

В традиционной русской культуре с давних времен воспитанием ребенка занималась семья. Существовала тесная взаимосвязь поколений. Секреты материнства и отцовства передавались от матери к дочери и от отца к сыну.

В советские времена произошла подмена семейного воспитания социальными институтами: яслями, детскими садами. Тесная связь поколений прервалась…

Результаты такого события мы часто наблюдаем сегодня, когда мамы приходят  в детские образовательные учреждения, на занятия и произносят: «Я его родила, а что с ним делать дальше -  не знаю». А родители являются первыми педагогами для своего ребенка! Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Но у малыша нет никого  ценнее, важнее и дороже, чем его собственные родители. Получается абсурд: первый педагог, не знающий, что делать с ребенком.

Мышление ребенка М.Монтессори сравнивает с «впитывающей губкой». Как губка впитывает любую жидкость – чистую, грязную, мутную, прозрачную, застоявшуюся, так и детский разум абсорбирует образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и бесполезные». То есть очень важно «напитать» малыша в первые годы жизни всем необходимым, что потребуется ему на протяжении всей жизни, заложить «прочный фундамент» его будущего.

Можно долго размышлять на затронутую нами тему, но пора сказать о самом главном, что ни один дипломированный и прекрасный педагог не заменит малышу МАМУ.

Собственно эти размышления явились отправной точкой  для создания группы временного пребывания, по опыту работы шведских специалистов, в рамках реализации международного проекта «Комплексный подход в социальной работе с ребенком и его семьей» по направлению «Активная поддержка родителей»  воспитателем разработана и успешно реализуется программа раннего развития «Веселая семейка».

Благодаря совместным с родителями  занятиям, у ребят интенсивно развиваются речь, внимание, память, мышление, мелкая и общая моторика, фантазия и воображение.  На занятиях дети играют, танцуют, рисуют, лепят, общаются со сверстниками, открывают для себя  новые горизонты. Через игру ребенок социализируются и адаптируются к новым условиям. Но, главное, что все делают вместе с мамой. Малыши чувствуют себя очень естественно, комфортно и защищено, так как рядом с ними находится самый важный и незаменимый человек.

А чему же учатся мамы? Прежде всего, они раскрывают секреты гармоничного взаимодействия с малышом, как правильно построить развивающую среду дома, какие предпочесть игрушки и игры, как с пользой для ребенка занять его на улице, на кухне, в ванной комнате.

Посещая занятия по программе «Веселая семейка», мама и малыш готовятся к поступлению в детское дошкольное учреждение, где адаптационный период проходит у них значительно легче.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_veselaya_semeyka.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Веселая семейка»

 Содержание проблемы

В традиционной русской культуре с давних времен воспитанием ребенка занималась семья. Существовала тесная взаимосвязь поколений. Секреты материнства и отцовства передавались от матери к дочери и от отца к сыну.

В советские времена произошла подмена семейного воспитания социальными институтами: яслями, детскими садами. Тесная связь поколений прервалась…

Результаты такого события мы часто наблюдаем сегодня, когда мамы приходят  в детские образовательные учреждения, на занятия и произносят: «Я его родила, а что с ним делать дальше -  не знаю». А родители являются первыми педагогами для своего ребенка! Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Но у малыша нет никого  ценнее, важнее и дороже, чем его собственные родители. Получается абсурд: первый педагог, не знающий, что делать с ребенком.

Мышление ребенка М.Монтессори сравнивает с «впитывающей губкой». Как губка впитывает любую жидкость – чистую, грязную, мутную, прозрачную, застоявшуюся, так и детский разум абсорбирует образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и бесполезные». То есть очень важно «напитать» малыша в первые годы жизни всем необходимым, что потребуется ему на протяжении всей жизни, заложить «прочный фундамент» его будущего.

Можно долго размышлять на затронутую нами тему, но пора сказать о самом главном, что ни один дипломированный и прекрасный педагог не заменит малышу МАМУ.

Собственно эти размышления явились отправной точкой  для создания группы временного пребывания, по опыту работы шведских специалистов, в рамках реализации международного проекта «Комплексный подход в социальной работе с ребенком и его семьей» по направлению «Активная поддержка родителей»  воспитателем разработана и успешно реализуется программа раннего развития «Веселая семейка».

Благодаря совместным с родителями  занятиям, у ребят интенсивно развиваются речь, внимание, память, мышление, мелкая и общая моторика, фантазия и воображение.  На занятиях дети играют, танцуют, рисуют, лепят, общаются со сверстниками, открывают для себя  новые горизонты. Через игру ребенок социализируются и адаптируются к новым условиям. Но, главное, что все делают вместе с мамой. Малыши чувствуют себя очень естественно, комфортно и защищено, так как рядом с ними находится самый важный и незаменимый человек.

А чему же учатся мамы? Прежде всего, они раскрывают секреты гармоничного взаимодействия с малышом, как правильно построить развивающую среду дома, какие предпочесть игрушки и игры, как с пользой для ребенка занять его на улице, на кухне, в ванной комнате.

Посещая занятия по программе «Веселая семейка», мама и малыш готовятся к поступлению в детское дошкольное учреждение, где адаптационный период проходит у них значительно легче.

Цель программы: 

- Обучение способам эффективного взаимодействия родителей с детьми в процессе совместной деятельности.

- Всестороннее развитие ребенка с помощью сюжетно - ролевых игр и художественно-творческих технологий.

Задачи программы:

- расширение представлений детей об окружающем мире и его законах;

- формирование положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми;

- налаживание эмоционального контакта;

- развитие игровой деятельности;

- развитие личностных потенциалов;

                 - развитие фантазии, воображения, креативности;

- физическое развитие;

                -развитие мелкой, общей моторики, координации движений, пространственных ориентировок;

- развитие речи;

- развитие высших психических функций: внимание, память, мышление;

- развитие любознательности, познавательной деятельности.

Целевая группа:

Родители (законные представители) и их дети 1,5-3 года.

Механизм реализации программы

Этапы и сроки реализации программы:

Реализация программы планируется с сентября 2014. С группой проводится цикл занятий, который состоит из: 15 совместных занятий родителей с детьми.

1-й этап – подготовительный:  

* разработка и распространение информационно – рекламных материалов по программе;

* подготовка материально – технической базы для реализации программы;

* отбор участников, формирование группы  в соответствии с возрастом детей;

* проведение диагностик с родителями и детьми:

опросник «анализ семейных взаимоотношений» (Эйдемиллер Э.Г.).

цель: опросник позволяет определить различные нарушения процесса воспитания, выявить тип негармоничного воспитания и установить некоторые психологические причины этого воспитания.

анкета для родителей

цель: выявить уровень педагогической и психологической осведомленности родителей в вопросах воспитания детей.

педагогическая диагностика ребенка

цель: выявление уровня общего развития.

2-й этап – основной:

*организация цикла занятий с одной группой по программе предполагает проведение совместных занятий родителей с детьми.

*совместные занятия родителей с детьми проводятся 2 раза в неделю, по понедельникам и четвергам, в первой половине дня. Продолжительность одного занятия:

родители с детьми 1,5 года до 3-х лет; проведение занятия - 20 минут, игровая деятельность – 40 минут.

*организация и проведение культурно – досуговых мероприятий.

Формы и методы проведения занятий с родителями и детьми

п/п

Задачи программы

Формы проведения

Технология проведения занятий

1.

Познакомить родителей с возрастными особенностями развития от 1,5 – 3 года

Индивидуальное консультирование

1.беседа,

2.моделирование ситуаций,

3.раздаточный материал

2.

Познакомить родителей с преимуществами и особенностями игры во взаимодействии с ребенком

Индивидуальное консультирование

1.беседа,

2.выслушивание,

3.раздаточный материал

3.

Познакомить родителей с приемами и методами эффективного общения с детьми

Индивидуальное консультирование

1.беседа,

2.выслушивание,

3.анкетирование,

4.раздаточный материал

4.

Развивать у детей навыки общения со сверстниками, родителями и педагогами в процессе игровой и творческой деятельности

Совместные занятия родителей с детьми. Проведение культурно – досуговых мероприятий (зоопарк, кукольный театр, семейные праздники).

1.подвижные игры,

2.гимнастика:

пальчиковая гимнастика,

физкультминутки,

3.игры – забавы,

4.творческие виды деятельности:

изобразительная деятельность,

аппликация,

бумагопластика,

лепкa.

Рабочий план реализации программы

Тема занятий

Кол-во

занятий

Обеспечение программа

Ответственный

за исполнение

1

Овощи и фрукты

1

- фланелеграф ,

- муляжи фруктов, овощей,

- картинки с изображением фруктов, овощей,

- цветная бумага,

- пластилин.

Воспитатель  

Розитис Е.А.

2

 Листопад

1

- бумажные листья,

- фланелеграф ,

- цветная бумага,

- клей.

Воспитатель  

Розитис Е.А.

3

4

 Дикие животные

1

- фланелеграф ,

- сюжетные картинки «дикие животные»,

- игрушки диких животных,

- пластилин.

Воспитатель  

Розитис Е.А.

 Домашние                            животные

1

- фланелеграф ,

- картинки «домашних животных»,

- вата,

- бумага.

Воспитатель  

Розитис Е.А.

5

 Новый год

1

- новогодние игрушки,

- мягкие игрушки,

- подарки новогодние.

Воспитатель  

Розитис Е.А.

6

 Игрушки

1

- игрушки из разных материалах,

- фланелеграф,

- гуашь,

- бумага.

Воспитатель  

Розитис Е.А.

7

 Масленица

1

- фланелеграф,

- соломенная кукла,

- картинки,

- цв.бумага.

Воспитатель  

Розитис Е.А.

8

 Профессии

1

- игровое оборудование,

- цв.бумага,

- клей,

- фланелеграф.

Воспитатель  

Розитис Е.А.

9

 Деревья

1

- фланелеграф,

- картинки,

- карандаши,

- ватман.

Воспитатель  

Розитис Е.А.

10

Посуда

1

- игровое оборудование « Кухня»

- бумага,

- пластилин.

Воспитатель  

Розитис Е.А.

11

12

Одежда

1

- картинки,

- фланелеграф.

- гуашь.

- бумага.

Воспитатель  

Розитис Е.А.

 Инструменты

1

- игровое оборудование «Мастерская»

- пластилин,

- бумага.

Воспитатель  

Розитис Е.А.

13

 Цветы,

Насекомые

1

- фланелеграф,

- цв.бумага,

- муляжи.

Воспитатель  

Розитис Е.А.

14

 Транспорт

1

- муляжи,

- карандаши,

- бумага.

Воспитатель  

Розитис Е.А.

15

 Подводное царство, рыбы

1

- цв.бумага,

- муляжи,

- фланелеграф,

- клей

Воспитатель  

Розитис Е.А.

16

 Птицы

1

- фланелеграф,

- бумага,

- клей,

- вата.

Воспитатель  

Розитис Е.А.

3-й этап:

* Проведение диагностики  с  родителями:

цель: выявить  динамику педагогической осведомленности родителей в вопросах воспитания детей, детско-родительских отношений по окончании проведенного цикла занятий по программе.

* Проведение диагностик с детьми:

цель: выявить динамику развития навыков общения и взаимодействия детей со сверстниками, родителями, взрослыми по окончании курса занятий по программе.

*Подведение итогов и анализ реализации программы.

*Издание методического сборника и информационных материалов по программе.

Ресурсное обеспечение программы

Кадровые ресурсы:

Руководитель программы – воспитатель  Розитис Екатерина Анатольевна

Исполнитель программы – воспитатель   Розитис Екатерина Анатольевна

Опыт работы в занимаемой должности – 2 года.

Материально – техническая база 

Для подготовки отчетов по реализации программы и необходимых для занятия с родителями видеоматериалов будет использоваться видеокамера, фотоаппарат.

Для проведения занятий с детьми и родителями будут использованы игровые наборы: «Кухня», «Магазин», «Парикмахерская», «Доктор», «Мастерская», демонстрационный материал, игровое и спортивное оборудование, видеопроектор, СD – проигрыватель.

Схема управления программы и контроль ее реализации:

Ответственный за проведение и разработку занятий,  распространение необходимого информационно - рекламного материала, издание методического буклета – воспитатель  Розитис Екатерина Анатольевна.

Схема управления программы и контроль за ходом ее реализации:

Ответственный за проведение и разработку «теоретического блока» занятий с родителями и необходимых диагностик по данному блоку, составление планов и аналитических отчетов по программе -  педагог-психолог.

Ответственный за проведение и разработку  «практического блока» занятий детей с родителями и необходимых диагностик по данному блоку – воспитатель  Розитис Екатерина Анатольевна

Ожидаемые результаты программы:

         Родители получат информацию:

* о возрастных особенностях развития  детей 1,5-3 лет;

* о преимуществах и особенностях игры во взаимодействии с ребенком.

Родители познакомятся с:

* приемами и методами эффективного общения с детьми;

* методами саморегуляции эмоциональных состояний.

В процессе взаимодействия и совместной деятельности родителей с детьми:

* будут сформированы коммуникативные умения и навыки у детей (общение со сверстниками, взрослыми).

* будут сформированы основные представления детей о себе, социальном окружении и окружающем мире.

На занятиях родители не только научаться эффективно  взаимодействовать и организовывать совместную игровую и творческую деятельность с детьми, но и будут использовать полученные знания и практические умения в повседневной жизни. Они расширят свой круг общения и приобретут единомышленников в вопросах воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг для родителей и детей средней группы "Весёлая семейка"

Для обеспечения преемственности в вопросах воспитания детей между детским садом и семьёй необходимо проводить совместные мероприятия. Они направлены на информирование родителей о содержании работ...

"Дружная семейка" газета для родителей

Здесь представлена газета для родителей, выпускается 1 раз в месяц. Необычно и интересно....

ПРОЕКТ "Витаминная семейка"

   Проблема: Выяснить  роль натуральных витаминов в сохранении и укреплении        здоровья.     Участники проекта: вос...

Сценарий развлечения для детей младшего дошкольного возраста "Петушиная семейка"

Развлечение для детей 3-5 лет, посвященное празднику 8 марта....

Физкультурный досуг во второй младшей группе "Весёлая семейка"

Повышает интерес к физическим упражнением. развивает ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве....

"Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам воспитания детей младшего дошкольного возраста . Проект " Дружная семейка" (из опыта работы)

«От того , как прошло детство , кто вёл ребёнка за руку в детские годы , что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит , каким человеком станет сегодняшни...