Кружок по фольклору "Ладушки" с детьми раннего возраста (от 1,5 до 3 лет)
рабочая программа (младшая группа) по теме
Материал может быть использован воспитателями в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_kruzhka_po_folkloru_na_2015-2016_god.docx | 696.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Ладушки» направлена на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста.
Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Значение фольклора в жизни ребёнка
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.
Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Ребенок приходит в мир... Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.
Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор.
Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Что же относится к детскому фольклору?
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям)
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.
Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни
Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает...
«Программа воспитания и обучения в детском саду» нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а так же на воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Я считаю, что кружковый метод – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе.
Цели программы кружка: развитие речи, познавательных процессов, чувства родного языка у детей младшего дошкольного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.
Учить понимать речь воспитателя, слушать и понимать потешки, песенки. Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь новыми словами и действиями. Развивать интерес к народному творчеству.
Задачи кружка:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.
- Развивать интерес и любовь к фольклору.
-Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.
Педагогическая целесообразность кружка «Ладушки» состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах, развитии связной речи, памяти, эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.
Данная рабочая программа кружка предполагает, что младшие дошкольники более глубоко и осознанно будут знакомиться с устным народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками, загадками, сказками, играми, хороводами; учиться различать фольклорные жанры.
Формы работы: занятия (тематические, сюжетные, сюжетно-тематические, комплексные)
Методы: игровые, наглядные, словесные, практические.
Возраст детей: 1,5 -3 года
Режим занятий: раз в неделю по 15 мин.
Ожидаемые результаты:
- Умение различать фольклорные жанры;
- Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения,
-Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных сюжетно-ролевых играх.
План кружковой работы на 2015-2016 год
в младшей группе «Ладушки, ладушки»
Сентябрь
1.Игровая ситуация «В гостях у солнышка». Наглядность картинка солнышка
2.Путешествие в сказку «Колобок». Настольные фигурки
3.Игра-потешка «Огуречик, огуречик» Маски огурчик и мышки
4. Прослушивание и разучивание колыбельных песен.
Октябрь
1.Игровая ситуация по мотивам потешки – «Из-за леса из-за гор».
2.Инсценировка песенки «Дождик, дождик» Зонтик, костюм дождика
3.Игра-потешка «Зайке холодно стоять»
4. Игровая ситуация по мотивам потешки « Как у нашего кота».
Ноябрь
1. Игровая ситуация « В гости к бабушке» - знакомство с потешкой «Расти коса до пояса».
2. Игра-забава «Где наши ручки?»
3. Путешествие в сказку «Репка» Настольные фигурки
4. Дидактическая игра «Узнай потешку».
Декабрь
1.Игровая ситуация «Кукла Маша и зайчик в гости к нам пришли».
2. Инсценировка песенки «Кто у нас хороший»
3. Игра с пальчиками «Мальчик-пальчик, где ты был?»
4. Знакомство с потешкой «Ой, ты заюшка – пострел»
Январь
1. Сказка в гости к нам пришла « Кот, петух и лиса» .
2. Игра - инсценировка «Чики-чики-чикалочки»
3.Хоровод игра «Пузырь»
4.Инсценировка-песенки «Скачет зайка маленький».
Февраль
1. Разучивание песенки «Большие ноги шли по дороге».
2. Хороводная игра «Каравай»
3.Знакомство с потешкой «Ты мороз, мороз».
4.Сказка в гости к нам пришла «Заюшкина избушка».
Март
1. Знакомство с русской народной закличкой «Дождик, дождик веселей» - рисование дождя.
2. «Чудесный сундучок » (загадки об овощах).
3. Дидактическая игра «Расскажи сказку»
4.Знакомство со сказкой « Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал».
Апрель
1. Разучивание потешки «Наша уточка с утра: кря, кря, кря»
2. Игровая ситуация «Кто в тереме живёт».
3. Знакомство со считалками. (иллюстрации)
4. Настольная игра « Волшебные сказки»
Май
1. Игра «Угадай сказку».
2.Разучивание и прослушивание русских народных песен.
3. Хороводная игра «У окошка дремлет кошка» Маски кошки и цыплят
4. В гости к сказке «Гуси лебеди».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обмен опытом по работе с детьми раннего возраста с ЗПР. Комплексное занятие по сенсорике с детьми раннего возраста (2-3 года). Тема: «Цыплята на лугу».
Комплексное занятие по сенсорике с детьми раннего возраста (2-3 года). Тема: "Цыплята на лугу"...
Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"
С чего начинается детский сад? Как это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...
Кружок по тестопластике "Умелые ручки" в группе "Курочка ряба" с детьми раннего возраста
Лепка из соленого теста - увлекательное занятие для детей.Соленое тесто имеет преимущество перед глиной и пластилином. Мука, соль и вода - самые доступные и экологичные материалы. Соленое тесто пласти...
Дидактические игры (Кружок «Развивалочка») с детьми раннего возраста
Цель: Развивать у детей раннего возраста моторику рук, продолжать знакомить детей с основными цветами (красный, зелёный, жёлтый, синий)....
Из опыт работ с детьми раннего возраста "Использование элементов театрализованной деятельности с детьми раннего возраста".
В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организ...