Отчет по работе изостудии "Волшебная кисточка"
материал на тему

Цель программы: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_volshebnaya_kist.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по  развитию художественных способностей у детей дошкольного возраста, посещающих изостудию «Волшебная кисточка»

Руководитель: Мухамадеева Л.Р.

Цель программы: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

Работа кружка рассчитана на детей от 4-5 лет, от 5-6 лет, от 6-7 лет и проводится 2 раза в неделю (Понедельник, среда) по 25-30 минут. В состав каждой группы входит 9-10 детей. Группы сформированы по желанию детей, родителей. При планировании работы используются методические пособия автора Лыкова И.А.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Дети показывают хорошие результаты по критериям:

  • Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
  • Умение наносить мазки краски кистью;
  • Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
  • Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
  • Умение использовать трафареты и печати при работе;

 Проявились и низкие способности детей:

  • Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
  • Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
  • Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
  • Проявление фантазии, художественного творчества;
  • Умение передавать личное отношение к объекту изображения;
  • Завершение работы декором.

Подводя итоги, я поняла, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности.  Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Изучая и осваивая более 35 различных техник рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования в совместной деятельности с детьми и пронаблюдала всплеск положительных эмоций от процесса рисования. Появилось желание разнообразить запланированные программой практические занятия детей.

Подготовительная работа.

А) Проведение необходимых бесед, рассматривание картин, иллюстраций или фотографий по теме, чтение или заучивание необходимого художественного материала, наблюдение за живыми объектами, проведение дидактических или подвижных игр и т.д.

Б) Подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, а так же нетрадиционного бросового и природного материала, который очень привлекает детей. Это - крышки различного размера, крупы, соль, цветы, семена, ветки, пищевые красители, бисер, бусины, пайетки, нити разной структуры, бумага различного формата и структуры, краски разных техник - витражные, контурные, краски для мармарирования, краски из овощей и т.д. Чем многообразней и необычней подбор материалов, тем трудней и одновременно интересней работать с ними. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинает экспериментировать и творить.

Проведение кружка в разной игровой форме (в виде путешествия, шоу- игры, лабиринтов, игры со сказочным героем, перевоплощений детей в героев или во взрослых, поиски кладов, игры в волшебников и т.п.) Каждое занятие проводится эмоционально, дети заворожено следят за всеми процессами и с интересом, а иногда с нетерпением выполняют практические задания руководителя. Попадая в проблемную ситуацию на занятиях по задуманному сценарию, иногда дети предлагают неожиданные способы её выполнения, которые по возможности используются в практической части. Так же используется нестандартное расположение детей в процессе рисования. (Стоя или сидя около мольберта или стола, сидя на полу, лёжа на ковре и т.д.)

Использование нестандартных техник рисования с элементами аппликации и лепки. Многие техники интересны и сложны, поэтому подготавливается необходимый материал к работе с учётом возможностей каждого ребёнка, проводятся некоторые занятия, учитывая их сложность по подгруппам или всем коллективом детей, но обязательно с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. В начале года техники рисования на занятиях даются почти изолированные друг от друга, к середине года было замечено, что некоторые дети предлагают свои дополнительные способы рисования к уже усложнённому сочетанию техник, запланированных руководителем.

Остальные используемые техники такие, как: ниткопись, рисование по мокрому слою бумаги, рисование витражными красками, воскография, ладошковая и пальчиковая живописи, рисование поваренной солью по слою краски, оттиски бросовым материалом, монотипия, процарапывание по густому слою краски, трафареты, штампы, наложение целлофана на мокрый слой краски, обводка контуром из тюбика, рисование восковым пластилином, штриховка восковыми мелками или фломастерами, рисование ватными палочками или концом кисти, аппликация с использованием природного и бросового материалов для декоративного оформления работы, лепка из солёного теста, оригами воспринимаются с таким же интересом и восторгом.

Музыкальное сопровождение на занятиях. Оно формирует настроение детей, их заинтересованность к процессу занятия, развивает музыкальные слух и возможности. Оно используется во всех частях занятия в зависимости от построенного сюжета.

Не исключается оформление рамкой каждой работы, созданной по задумке детей или с помощью руководителя кружка, с использованием нестандартных видов рисования или аппликации. Тем самым развиваются художественно-декоративные способности детей. Для полного завершения оформления работы по всем нормативам прилагается сопроводительная записка с указанием темы занятия и данных о ребёнке и руководителя кружка.

Неотьемлимым стимулом были организации  общесадовских выставок детских работ. Устраивая различные выставки работ, родители знакомятся с достижениями и умениями каждого ребенка за прошедшее время обучения.Дети принимали участие в различных конкусах: Всероссийский творческий конкурс - «Страна Детсадия» победитель Шошина Анна 1 место, «Страна Мультляндия!» Савчук Наталья 1 место, Турпитко Даниил 1 место, Сардина Вероника 1 место.

В средней группе были поставлены такие критерии выявления уровней усвоения умений и навыков кружковых занятий по изобразительной деятельности:

  • Умение смешивать краски;
  • Наличие элементарных композиционных умений;
  • Изображение предметов и объектов разных форм;
  • Владение способами нестандартного раскрашивания;
  • Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
  • Умение использовать трафареты и печати при работе;
  • Умение декоративно оформлять готовую работу;
  • Использование навыков в самостоятельной деятельности;
  • Интерес к изобразительной деятельности.

В старших группах были поставлены такие критерии выявления уровней усвоения умений и навыков кружковых занятий по изобразительной деятельности:

  • Смешивание красок одновременно из 2-3 основных цветов в палитре или по сырому слою;
  • Владение способами нестандартного раскрашивания;
  • Умения самостоятельно экспериментировать с изобразительными материалами;
  • Композиционные умения;
  • Проявление фантазии, художественного творчества;
  • Умение передавать личное отношение к объекту изображения;
  • Использование навыков в самостоятельной деятельности;
  • Умение декоративно оформлять готовую работу;
  • Интерес к изобразительной деятельности.

Из диагностики кружка “Волшебная кисть”, проведенной в начале учебного года видно, что увлеченность темой у детей развита на высоком уровне. Способность создавать художественный образ почти у всех отсутствует, так же как и композиционные умения. Владение способами нестандартного раскрашивания у воспитанников развита на среднем уровне, за исключением некоторых детей, у которых наиболее высокий уровень развития всех выше перечисленных способностей.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

Подводя итоги, проделанной работе, нельзя не отметить эмоциональный подъем у детей, почти полное исключение скованности и страха в общении или в выражении собственного мнения, проявлении самостоятельности в выборе материала и техники для рисования в свободное время. Ощутимо проявляется стремление детей экспериментировать в сочетании техник нестандартного раскрашивания с аппликацией из доступного материала или лепкой из солёного теста. Дети с нетерпением ожидают эти занятия и неоднократно при встречах интересуются: “Когда вы к нам придёте? А занятия кружка сегодня будет?” И после таких слов понимаешь, труды даром не прошли. Появляются новые идеи и желания пополнить мир детей чем- то интересным и увлекательным.

В планах на следующее полугодие:

1. На занятиях с детьми:

  • Разнообразить и усложнить техники нестандартного раскрашивания на занятиях;
  • Показать способы их сочетания между собой, учитывая возможности детей;
  • Ввести ранее не используемый материал для рисования;
  • Разработать больше занятий работ по подгруппам или коллективных;
  • Использовать занятие на улице;
  • Принимать участие в различных конкурсах и выставках общесадовских и городских;

2. Заниматься самообразованием. Продолжать углублённое изучение методической литературы, развивая свои способности рисовать, используя незнакомые виды нестандартного раскрашивания и накапливать интересные методы и приёмы в работе с детьми и родителями

6. Продолжить публикацию материалов по данной теме на областном и всероссийском уровне.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация работы кружка «Вместе к успеху!» (рисование песком) – отчет о работе кружка.

Рисование песком - это погружение в скузку, мир  фантазии, причудливых форм.Задачи кружка - познакомить с нетрадиционным способом рисования - песком на световом столе, пескографией.Учить рисовать...

Работа с родителями. Отчет о работе образовательного коворкинг-центра МДОУ №56 в младшей группе за 2018-2019 учебный год. Воспитатель Шишова Ю.А.

Отчет о работе  образовательного коворкинг-центра МДОУ №56 в младшей группе за 2018-2019 учебный год. Воспитатель Шишова Ю.А.Отчето работе образовательного  коворкинг-центра МДОУ №56за 2018-...

Отчет о работе онлайн обучения и работы дежурной группы в период пандемии с детьми детского сада №1 «Улыбка» р.п. Озинки.

Отчет о работе онлайн обучения и работы дежурной группы в  период пандемии с детьми   детского сада №1 «Улыбка» р.п. Озинки. В связи с распространением короновирусной и...

Отчет о работе по самообразованию в группе « Светлячки» тема работы: «Самоизоляция нам не помеха: вместе познаем, играем и творим, вот залог успеха!»

В условиях самоизоляции у родителей появилось больше  возможностей побыть с детьми дома, чего не хватало в потоке повседневных забот нашей жизни до вынужденного пребывания дома. Но, что характерн...

Отчет о работе с родителями по построению партнерских отношений по вопросам: «Формирование традиционных семейных ценностей, развитие нравственной культуры, гражданственности у дошкольников. Работа с родителями»

laquo;Семья – поистине высокое творенье.Она заслон надёжный и причал.Она даёт призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал».Е. А. МухачёваПонятие о семье у человека формируется...

Отчет о работе МБДОУ " Тюкалинский д/с№4" за период работы с 21-25 марта 2022 года

Отчет о работе детского сада с 21 по 25 марта 2022года.На этой недели продолжалась акция «Защитникам Отечества» мы педали в 42 кабинет администрации 51 рисунок и одно письмо. Родители прод...

Отчет о работе над темой самообразования Тема работы: «Речевое развитие детей через совместную деятельность с взрослым».

Отчет о работе над темой самообразованияТема работы: «Речевое развитие детей через совместную деятельность с взрослым»....