статья
статья (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
« Значение и применение татарского фольклора при изучении татарского языка по УМК и в экологическом воспитании дошкольников»
Фольклор- это устное народное творчество. Ставя перед собой задачу познакомить детей с татарским фольклором, я на своих занятиях стремлюсь дать детям представление о татарских народных песнях, плясках, хороводах, закличках, запевках: стараюсь познакомить детей среднего дошкольного возраста с элементами некоторых доступных пониманию современных детей народных обрядов и праздников, через них воспитать любовь и бережное отношение к природе, к окружающей нас фауне и флоре. Мне хочется, чтобы дети узнали истоки отечественной культуры, обычаи татарского народа, которые возникли в далеком прошлом, ведь недаром говорят: «у народа, который не знает своего прошлого, не может быть будущего. Фольклор-слово английского происхождения. Его буквальный перевод – народная мудрость. Это очень широкое и глубокое понятие. Широкое, потому что включает в себя очень многое, в том числе и народное искусство- сложное и многогранное явление культуры. Глубокое, потому что живет вместе с народом, уходя корнями в глубокую древность.
Жизнь народа в далеком прошлом тесно связана с природой, природными явлениями, от умения приспосабливаться к которым часто просто зависело существование самого человека. Поэтому естественно, что в фольклоре огромное место отводилось природе, временам года.
В татарских народных обрядах и праздниках есть такие моменты, которые можно использовать с целевой экологической направленностью. Например, на весеннем фольклорном празднике «Науруз» мы просим дождя, чтобы быстрее растаял снег, позеленела трава, деревья. Приветсвуем солнышко, небо весеннее, утро весенее, теплый ветерок!
Яңгыр, яу,яу,у!
Игеннәр дә күп булсын,
Сыерлар да тук булсын-
Безгә катык, сөт булсын!
Яңгыр яу,яу,яу!
Приветствуем солнце!
Саумы, кояш!
Саумы, һава!
Саумы, йомшак җил!
Саумы, туган ил!
Просим солнышко, чтобы оно быстрее выглянуло и засветило яркими-яркими весенними лучами! Говорим о том, что природу надо охранять, беречь! Нельзя мусорить,топтать траву, ломать ветки деревьев. Надо помогать птицам и зверям! Зимой вешать кормушки, не забывать сыпать туда зерно, семечки, положить кусочек хлеба.
Кояш чык,чык,чык
Синең җылың бик тансык!
Чыксаң без сөенербез
Майлы ботка Казанда
Тәти кашык базарда.
Тәти кашык саф алтын,
Кирәкми безгә салкын!
А на празднике “Карга боткасы” дети должны собирать крупу и сварить кашу. Когда готовимся к этому празднику нужно обязательно объяснить детям откуда берется зерно.
Праздник можно начинать с веселой заклички. Просим солнышко, чтобы оно быстрее выглянуло и засветило яркими-яркими теплыми лучами!
Кояш чык,чык,чык
Синең җылың бик тансык!
Чыксаң без сөенербез
Майлы ботка Казанда
Тәти кашык базарда.
Тәти кашык саф алтын,
Кирәкми безгә салкын!
Играем в развлекательные, подвижные веселые игры:
1-й ребенок:
- Өйдәме түтәй
Тизрәк бир күкәй.
Бирсәң безгә өч күкәй,
Тавыгын салыр йөз күкәй,
2-й ребенок:
Май кирәк, ярма кирәк.
Карга туена бар да кирәк.
3-й ребенок
- Тагын булса он чыгар.
Пешерәбез без чумар.
Ведущая: А вот ещё один обряд посмотрите в исполнение мальчиков грачей.
Динар: -Карга әйтә: кар, карр
Сандугачлар, былбыллар,
Тургайлар парлы була.
Кем уенда парсыз кала,
Шундук җәзасын ала.
Такие моменты фольклорных обрядов можно очень широко использовать с целью воспитания у детей чувства ощущения красоты и многообразия природы, стремления вот эту красоту охранять!
В нашем детском саду давно существует “Экологическая комната”, где есть растения, рыбы, за которым дети с удовольствием наблюдают, начиная с ясельных групп. Тут можно использовать такие элементы татарского фольклора как заклички, скороговорки по теме “Рыбы”. А такңе подсыпать туда еду. Накормить их.
Әй балык, балык!
Алтын балык,
Качма син, курыкма!
Мин тимәмен,
Ашарга бирермен!
Проблема взаимосвязи экологии, детского воспитания и приобщения детей к татарскому фольклору –тема для меня очень интересная. В дальнейшем мы планируем организовать, чисто экологические по содержанию праздники, такие как “День леса” (Урман кэне), “День Земли” (Жир кэне), “Праздник животных” (Хайваннар бэйрэме).
Детский сад должен увлеченно заниматься ознакомлением детей с татарским фольклором, который как мы убедились, тесно связан с природой и природными явлениями, поэтому стараемся построить наши фольклорные праздники так, чтобы в них красной нитью проходила тема любви и бережного отношения к природе. В детском саду проводятся следующие фольклорные праздники: “Науруз”, “Сабантуй”, “Аулак эй”, “Карга боткасы”, “Жыен”. Дети с большим удовольствием принимают участие в праздниках, узнают много нового и интересного о природе родных краев, об обычаях и праздниках татарского народа, жизнь которого была тесно связана с природой, с ее фауной и флорой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...