статья
статья (средняя группа) на тему
В данном материале глубоко и подробно описана работа и система работы с дошкольниками по экологическому воспитанию. Экологическое воспитание является наиболее важнейшим и актуальным, так как экологическое состояние окружающей среды резко меняется и во многом виновен антропогенный фактор. дети с раннего возраста должны ощущать красоту природы, чувствовать ее, радоваться пениям птиц, первому снегу. поэтому прививая им эти чувства мы, воспитатели. ведем огромную работу по формированию экологической культуры у наших воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Закирова Адиля Фирдинантовна воспитатель МАДОУ №381
комбинированного вида “Ласточка”
Хасанова Эльвира Газизяновна
воспитатель МАДОУ №381 комбинированного вида “Ласточка”
Консультация для воспитателей
На тему: «Система работы по экологическому воспитанию с детьми среднего дошкольного возраста с требованиями ФГОС»
Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке.
Экологическое образование и воспитание дошкольников – приоритетное направление в моей работе. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем в дальнейшем выше её уровень.
Цель разработанной мною системы инновационной работы по экологическому воспитанию дошкольников – создание условий для формирования у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают, воспитание начал экологической культуры.
Задачи:
- Формирование практических навыков и умений по уходу за животными и растениями.
- Формирование знаний о живой и неживой природе.
- Воспитание бережного отношения к окружающему миру, грамотного поведения в природе.
Природа оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребёнка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием. Убеждения человека формируются с детства, поэтому одна из главных задач, стоящая перед педагогами и родителями – воспитание любви к родному краю, посёлку, а значит, и бережное отношение к природе.
В систему инновационной работы по экологическому воспитанию дошкольников я включила: наблюдения за живой и неживой природой, экскурсии в природу и по экологической тропе, экологические игры, всевозможные акции, экологические проекты, беседы, праздники и развлечения, экологические викторины, опыты, ознакомление с приметами времени года. Всё это способствует более глубокому усвоению экологических знаний дошкольников, привитию бережного отношения к природе, способствует развитию мышления, анализу полученных результатов. Проводя такую работу, я создаю условия для свободной творческой деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования поделок из природного материала.
Создание экологической развивающей среды – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию экологических пространств, их совершенство и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания, она способствует тому, чтобы ребёнок систематически думал и заботился о растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ним. Чёткое соблюдение экологического подхода к оборудованию зон природы в детском саду позволяет детям увидеть:
-неразрывную связь живого организма с внешней средой;
-приспособленность организмов к определённым элементам среды обитания;
-появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
-специфику живого организма, его отличие от предмета.
Экологически правильное оборудование и организация зон природы – это первое и важное условие для успешной работы по экологическому воспитанию детей в детском саду, оно позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры детей и взрослых.
На территории нашего детского сада имеются уголки сада, леса, луга, огород, фитоогород, цветники, альпийская горка, создана экологическая тропа, метеоплощадка, в здании детского сада экологическая комната, в групповых уголки природы, зоны экспериментирования, что позволяет проводить экологическую работу в течение всего года, и наблюдать природу в естественных условиях зимой, весной, летом и осенью.
Проводя с детьми наблюдения в течение года, беседую о красоте природы нашего края, наблюдая за объектами живой и неживой природы на экологической тропе, обращаю внимание детей на постоянные изменения, связанные с сезоном, погодными условиями. Собираем с детьми разнообразный природный материал (листья, веточки, камни, шишки, желуди, каштаны, ракушки, кору и др.), который в дальнейшем используем для изготовления поделок. Это не только сближает детей с природой, но и даёт радость созидания, творчества.
Постоянно в группе организую выставки детских работ, поделок из природного материала: «Осенняя фантазия», «Щедрые дары осени», «Символ Нового года», «Весенний букет» и др. Проведение таких выставок заметно усиливает интерес родителей к воспитанию ребёнка в детском саду.
Каждый сезон организую и провожу всевозможные природоохранные акции: «Встречаем птиц», «Покормим птиц», «Давайте беречь воду», «Поможем растениям в жару». Основная цель проведения таких акций – это пропаганда экологических знаний, формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в быту, в местах отдыха, повышение экологической культуры родителей и важность воспитания их детей.
Два раза в год планирую и организую проектную деятельность. Так, в ноябре стартовал проект «Ёлочка – зелёная иголочка», цель которого: познакомить детей и родителей с историей новогодней ёлки, расширить знания родителей о традиции новогодней ёлки и важности знакомства с ней детей. Воспитывать бережное отношение к природе.
Каждый месяц с детьми проводим опыты: «Как работает термометр?», «Изучаем свойства воды», «Притягиваются – не притягиваются» и др., которые способствуют развитию у детей любознательности, мышления, умению анализировать полученный результат.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют экологические праздники и развлечения, особенно если в них принимают участие родители. Весной мы проводим «День птиц», летом - «День семьи», развлечение «Давайте беречь природу!», осенью – «Что нам осень подарила?», в течение всего года экологические викторины.
Я знакомлю детей с народными приметами, загадками, пословицами о природе, бережном отношении к ней, читаем природоведческую литературу. Поэтические образы природы надолго сохраняются в детской памяти. Научившись с детства понимать природу, ценить её красоту и разнообразие, ребёнок и в дальнейшем будет испытывать на себе её благотворное влияние.
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и детского сада. Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателя, необходимо вовлечь родителей, приобщить и заинтересовать жизнью детского сада, постоянно держать их в курсе событий, помочь завоевать авторитет у своего ребёнка. Для этого я регулярно провожу анкетирование с родителями, определяя их отношение к экологическому воспитанию детей, консультирую их по этой проблеме, выявляя их общий уровень знаний, позиций и взглядов. Узнаю, какие темы для них актуальны, какую практическую помощь они хотели бы получить от педагога.
Таким образом, привлекаю детей и их родителей к тесному общению с природой. Только мы, взрослые, можем способствовать развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, милосердие. Тогда эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека и станут его основой, тогда мы можем быть спокойными за будущее окружающего мира, природы и общества.
По ФГОС очень актуальна проектная деятельность. Возьмем к примеру зимний период работы с дошкольниками. В декабре месяце стартовали проекты «Зима», «Зимующие птицы». Проект «Зима» представляет собой знакомство детей с зимними месяцами, их особенностями. Мы наблюдали за сезонными изменениями в природе, присущие зиме (лед, гололед, снег, метель). В проекте «Зимующие птицы» красной нитью пронеслась тема охраны и бережного отношения к зимующим птицам, были проведены беседы о том, что надо вешать кормушки, не забывать положить туда несоленое сало, хлеб, семечки, зерна подсыпать.
В январе месяце проект «Зимняя мозаика». В этом проекте мы с детьми делали опыты , делали выводы. Н-р: со снегом, сделали вывод, что он сыпучий, липкий, холодный; наблюдали за снежинками и узорами на окне, сделали вывод, что они разны, не похожи на других.
В феврале стартуют проекты «Дикие животные и их детеныши», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы». Были проведены множество дидактических игр с детьми на эти темы, беседы, рассказ-беседы, подвижные игры.
В каждом проекте затронуты пять областей ФГОС: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие.
Результативность работы по формированию элементарных экологических представлений.
По результатам диагностического исследования по формированию элементарных экологических представлений у детей за 3 года обучения отмечена положительная динамика развития знаний, умений и навыков.
Дети научились правильно ухаживать за животными и растениями уголка природы и экологической комнаты, знают лекарственные растения нашего края. Проводя опыты, научились определять циклы развития растения. Узнали особенность работы термометра, образа жизни птиц, круговорота воды в природе, возможность дыхания рыб в воде. Мои воспитанники теперь знают сезонные признаки и перемены, происходящие в неживой природе, что все части природы тесно связаны друг с другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-69470-1364989472.jpg)
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-328533-1449412705.jpg)
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499115-1413368325.jpg)
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549911-1418465336.jpg)
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-118614-1585721635.jpg)
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/26/picture-453377-1653552078.jpg)
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...