статья
статья (средняя группа) на тему
В данном материале глубоко и подробно описана работа и система работы с дошкольниками по экологическому воспитанию. Экологическое воспитание является наиболее важнейшим и актуальным, так как экологическое состояние окружающей среды резко меняется и во многом виновен антропогенный фактор. дети с раннего возраста должны ощущать красоту природы, чувствовать ее, радоваться пениям птиц, первому снегу. поэтому прививая им эти чувства мы, воспитатели. ведем огромную работу по формированию экологической культуры у наших воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
система экологического воспитания дошкольников | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Закирова Адиля Фирдинантовна воспитатель МАДОУ №381
комбинированного вида “Ласточка”
Хасанова Эльвира Газизяновна
воспитатель МАДОУ №381 комбинированного вида “Ласточка”
Консультация для воспитателей
На тему: «Система работы по экологическому воспитанию с детьми среднего дошкольного возраста с требованиями ФГОС»
Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке.
Экологическое образование и воспитание дошкольников – приоритетное направление в моей работе. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем в дальнейшем выше её уровень.
Цель разработанной мною системы инновационной работы по экологическому воспитанию дошкольников – создание условий для формирования у ребёнка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают, воспитание начал экологической культуры.
Задачи:
- Формирование практических навыков и умений по уходу за животными и растениями.
- Формирование знаний о живой и неживой природе.
- Воспитание бережного отношения к окружающему миру, грамотного поведения в природе.
Природа оставляет неизгладимое впечатление в памяти ребёнка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием. Убеждения человека формируются с детства, поэтому одна из главных задач, стоящая перед педагогами и родителями – воспитание любви к родному краю, посёлку, а значит, и бережное отношение к природе.
В систему инновационной работы по экологическому воспитанию дошкольников я включила: наблюдения за живой и неживой природой, экскурсии в природу и по экологической тропе, экологические игры, всевозможные акции, экологические проекты, беседы, праздники и развлечения, экологические викторины, опыты, ознакомление с приметами времени года. Всё это способствует более глубокому усвоению экологических знаний дошкольников, привитию бережного отношения к природе, способствует развитию мышления, анализу полученных результатов. Проводя такую работу, я создаю условия для свободной творческой деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования поделок из природного материала.
Создание экологической развивающей среды – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию экологических пространств, их совершенство и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания, она способствует тому, чтобы ребёнок систематически думал и заботился о растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ним. Чёткое соблюдение экологического подхода к оборудованию зон природы в детском саду позволяет детям увидеть:
-неразрывную связь живого организма с внешней средой;
-приспособленность организмов к определённым элементам среды обитания;
-появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
-специфику живого организма, его отличие от предмета.
Экологически правильное оборудование и организация зон природы – это первое и важное условие для успешной работы по экологическому воспитанию детей в детском саду, оно позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры детей и взрослых.
На территории нашего детского сада имеются уголки сада, леса, луга, огород, фитоогород, цветники, альпийская горка, создана экологическая тропа, метеоплощадка, в здании детского сада экологическая комната, в групповых уголки природы, зоны экспериментирования, что позволяет проводить экологическую работу в течение всего года, и наблюдать природу в естественных условиях зимой, весной, летом и осенью.
Проводя с детьми наблюдения в течение года, беседую о красоте природы нашего края, наблюдая за объектами живой и неживой природы на экологической тропе, обращаю внимание детей на постоянные изменения, связанные с сезоном, погодными условиями. Собираем с детьми разнообразный природный материал (листья, веточки, камни, шишки, желуди, каштаны, ракушки, кору и др.), который в дальнейшем используем для изготовления поделок. Это не только сближает детей с природой, но и даёт радость созидания, творчества.
Постоянно в группе организую выставки детских работ, поделок из природного материала: «Осенняя фантазия», «Щедрые дары осени», «Символ Нового года», «Весенний букет» и др. Проведение таких выставок заметно усиливает интерес родителей к воспитанию ребёнка в детском саду.
Каждый сезон организую и провожу всевозможные природоохранные акции: «Встречаем птиц», «Покормим птиц», «Давайте беречь воду», «Поможем растениям в жару». Основная цель проведения таких акций – это пропаганда экологических знаний, формирование экологически грамотного поведения в повседневной жизни, в быту, в местах отдыха, повышение экологической культуры родителей и важность воспитания их детей.
Два раза в год планирую и организую проектную деятельность. Так, в ноябре стартовал проект «Ёлочка – зелёная иголочка», цель которого: познакомить детей и родителей с историей новогодней ёлки, расширить знания родителей о традиции новогодней ёлки и важности знакомства с ней детей. Воспитывать бережное отношение к природе.
Каждый месяц с детьми проводим опыты: «Как работает термометр?», «Изучаем свойства воды», «Притягиваются – не притягиваются» и др., которые способствуют развитию у детей любознательности, мышления, умению анализировать полученный результат.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют экологические праздники и развлечения, особенно если в них принимают участие родители. Весной мы проводим «День птиц», летом - «День семьи», развлечение «Давайте беречь природу!», осенью – «Что нам осень подарила?», в течение всего года экологические викторины.
Я знакомлю детей с народными приметами, загадками, пословицами о природе, бережном отношении к ней, читаем природоведческую литературу. Поэтические образы природы надолго сохраняются в детской памяти. Научившись с детства понимать природу, ценить её красоту и разнообразие, ребёнок и в дальнейшем будет испытывать на себе её благотворное влияние.
Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и детского сада. Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками воспитателя, необходимо вовлечь родителей, приобщить и заинтересовать жизнью детского сада, постоянно держать их в курсе событий, помочь завоевать авторитет у своего ребёнка. Для этого я регулярно провожу анкетирование с родителями, определяя их отношение к экологическому воспитанию детей, консультирую их по этой проблеме, выявляя их общий уровень знаний, позиций и взглядов. Узнаю, какие темы для них актуальны, какую практическую помощь они хотели бы получить от педагога.
Таким образом, привлекаю детей и их родителей к тесному общению с природой. Только мы, взрослые, можем способствовать развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, милосердие. Тогда эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека и станут его основой, тогда мы можем быть спокойными за будущее окружающего мира, природы и общества.
По ФГОС очень актуальна проектная деятельность. Возьмем к примеру зимний период работы с дошкольниками. В декабре месяце стартовали проекты «Зима», «Зимующие птицы». Проект «Зима» представляет собой знакомство детей с зимними месяцами, их особенностями. Мы наблюдали за сезонными изменениями в природе, присущие зиме (лед, гололед, снег, метель). В проекте «Зимующие птицы» красной нитью пронеслась тема охраны и бережного отношения к зимующим птицам, были проведены беседы о том, что надо вешать кормушки, не забывать положить туда несоленое сало, хлеб, семечки, зерна подсыпать.
В январе месяце проект «Зимняя мозаика». В этом проекте мы с детьми делали опыты , делали выводы. Н-р: со снегом, сделали вывод, что он сыпучий, липкий, холодный; наблюдали за снежинками и узорами на окне, сделали вывод, что они разны, не похожи на других.
В феврале стартуют проекты «Дикие животные и их детеныши», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы». Были проведены множество дидактических игр с детьми на эти темы, беседы, рассказ-беседы, подвижные игры.
В каждом проекте затронуты пять областей ФГОС: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие.
Результативность работы по формированию элементарных экологических представлений.
По результатам диагностического исследования по формированию элементарных экологических представлений у детей за 3 года обучения отмечена положительная динамика развития знаний, умений и навыков.
Дети научились правильно ухаживать за животными и растениями уголка природы и экологической комнаты, знают лекарственные растения нашего края. Проводя опыты, научились определять циклы развития растения. Узнали особенность работы термометра, образа жизни птиц, круговорота воды в природе, возможность дыхания рыб в воде. Мои воспитанники теперь знают сезонные признаки и перемены, происходящие в неживой природе, что все части природы тесно связаны друг с другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...