Совершенствование форм и методов работы с родителями
методическая разработка на тему
Представлен опыт работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_08.06.15.docx | 44.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи
«Центр психолого-медико-социального сопровождения»
Г. Чехов Московской области
__________________________________________________________________
Выступление на педагогическом совете
«Психологический комфорт на уроке
как важнейшее условие развитие
личности детей с ОВЗ»
Учитель-дефектолог
педагог-психолог Грачева С.Н.
8 июня 2015 года
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей всегда признавалась важнейшей и находила свое отражение в нормативных документах системы образования. Сегодняшнее время не исключение. Вопросы здоровьесбержения, в качестве ведущих приоритетов, включены в новый Закон об образовании, Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и другие нормативные акты. По-прежнему остаются значимыми принципы гуманизации и индивидуализации образования, внимания к личности, потребностям ребенка. В этой связи, актуальной задачей образовательных учреждений является создание особой атмосферы психологической безопасности и комфорта.
Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, в которой исчезают барьеры, снимаются психологические защиты и энергия ребенка тратится не на тревогу и опасения, а на учебную деятельность и творчество. Никакие успехи не принесут пользы, если они основаны на страхе перед взрослыми, на подавлении личности.
Наше образовательное учреждение ориентировано на работу с «особым детством». Среди наших клиентов есть дети с ограниченными возможностями здоровья; дети, оказавшиеся в трудных жизненных ситуациях; дети, нуждающиеся в психологической и педагогической помощи. Все они в особой мере нуждаются в психолого-педагогической поддержке и защите. Создание комфортного психологического климата в образовательной среде играет особую роль для наших воспитанников, приобретает особую значимость для их дальнейшей социализации и адаптации в современном мире.
Я попыталась выделить факторы, способствующие созданию психологического комфорта на уроке.
Во-первых, для создания психологического климата необходимо использовать методы, которые отражают безусловное принятие, уважение человеческого достоинства ребенка, чтобы ученик чувствовал себя спокойно и уверенно. Учитель должен создавать положительный эмоциональный тонус урока, атмосферу доброжелательности, которая позволяет снимать невзгоды, стресс, разрушающий здоровье детей. Это одобрение, ласковый тон, похвала, так называемое «эмоциональное поглаживание». В работе с детьми необходимо присутствие ситуации успеха, которая формирует уверенность в себе. При работе с группой для этого можно использовать дифференцированные задания, доступные для выполнения каждого с учетом возможностей конкретного ребенка. Поддержанию познавательной активности, интереса к обучению могут способствовать задания, связанные с жизненными ситуациями и виды работ, которые заинтересовали бы детей, оживили процесс обучения – это работа в парах, в микро группах, различные игровые задания. В процессе игры часто дети и не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию и творческое мышление. В ученической группе не должно быть деления на «плохих» и «хороших», «умных» и «глупых». В оценке учебных достижений учитель педагог должен быть максимально корректным и деликатным. Исследования показали, что позиция педагога на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на психологический климат урока. Как учитель относится к работе, как он разговаривает с детьми, с родителями, другими участниками образовательного процесса, радуется ли он успехам детей, как он выражает свои чувства, эмоции – все это, безусловно, сказывается на атмосфере в классе, группе или индивидуальной работе.
Во-вторых, это средовые условия: создание уютной обстановки в учебном кабинете, зонирование классного пространства, выделение учебной, игровой зоны, зоны релаксации и отдыха. Все должно быть максимально адаптировано под нужды и потребности учащихся. Предметная среда, окружающая ребенка, должна быть разнообразной и непременно обучающей. Ребенку нужно предоставить свободу для исследования окружающего пространства.
Когда мы говорим о создании коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ, мы не должны забывать о том, что данная среда должна быть гибкой и вариативной. Мы должны ее адаптировать под особые образовательные потребности детей с особенностями психофизического развития. Так, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата такая среда должна быть, прежде всего, реабилитационной, учитывать физические возможности ребенка. Мы всегда должны помнить о том, что неудобные позы, могут спровоцировать дополнительные стигмы, гиперкинезы, ухудшить физическое состояние ребенка с ДЦП.
Для детей с расстройствами аутистического спектра коррекционно-развивающая среда должна быть четко структурированной, щадящей в сенсорном плане. Мы должны учитывать особенности таких детей: их колоссальную сенсорную истощаемость, любой отвлекающий фактор может мгновенно вывести такого ребенка из равновесия, привести к неконтролируемой аффективной реакции.
Для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью такая среда должна быть, прежде всего, предметно-развивающей, игровой. Мы уже говорили о разнообразии и вариативности предметного пространства. Мы должны помнить, что для детей дошкольного возраста , в том числе и с задержкой психического развития, ведущим видом деятельности является игра. Через игру ребенок познает новое, включается в социальные роли и отношения. Таким образом, мы можем утверждать, что среда в образовательном учреждении должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей на возникновение познавательного интереса и, одновременно, такая среда должна стать адаптивной, учитывающей индивидуальные возможности и потребности каждого ребенка.
И в заключении, я хотела бы отметить еще одно важное условие – это эмоциональное благополучие учителя. Сложно говорить о психологической атмосфере, благоприятном климате на уроке, когда учитель переживает утомление, усталость, тот самый «синдром эмоционального выгорания». От нашего с вами настроения, самочувствия зависит самочувствие ребенка, с которым мы работаем, наше настроение передается всем окружающим нас людям. Поэтому, в канун периода летних отпусков, хочу пожелать вам ярких впечатлений, положительных эмоций, пополнить свои личностные ресурсы для того, чтобы в новом учебном году психологический климат на ваших занятий способствовал эффективности коррекционной работы, личностному, творческому развитию наших учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы и методы работы с родителями.
Из опыта работы...
Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию.
Работа с родителями является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — вос...
Интерактивные формы и методы работы с родителями в ДОУ.
Из опыта работы воспитателя МБДОУ ЦРР – детский сад №6 ст. Старощербиновская - Дембендер Наталья Геннадьевна...
Совершенствование использования нетрадиционных форм и методов работы с родителями. Построение партнёрского взаимодействия семьи и детского сада
Сообщение из опыта работы: «Совершенствование использования нетрадиционных форм и методов работы с родителями. Построение партнёрского взаимодействия семьи и детского сад...
Опыт работы по теме: «Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников»
В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимод...