Консультация для педагогов "Развитие связной монологической речи средствами дидактических игр у детей среднего дошкольного возраста"
консультация (средняя группа) на тему

Курлянчик Ксения Игоревна

Цель: развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной монологической речи средствами дидактических игр у детей среднего дошкольного возраста


Цель: развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр.

Ожидаемые результаты:

Сформировать навыки описательной речи детей среднего дошкольного возраста.

Актуальность вопроса:

К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания.

Диалогическая речь непроизвольна; она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.

Монологическая речь - это организованный и развернутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение).

Проблемой развития связной речи занимались многие отечественные педагоги, психологи, лингвисты (Л. С. Выгодский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эль-конин, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, А. А. Пешковский, А. Н. Гвоздев, В. В. Виноградский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, Ф. А. Сохин, Л. А. Пеньковская, А. М. Леушина, О. И. Соловьева, М. М. Конина, и др.). Однако до сих пор эта проблема стоит очень остро и до конца не изучена.

Для обучения монологической речи детей дошкольного возраста обычно используются следующие виды занятий:

-рассказывание по картине;

-пересказ литературных произведений;

-составление описательных рассказов об игрушках;

-составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание) ;

-составление рассказов из личного опыта;

-рассказывание по серии сюжетных картин.

Наш детский сад работает по “Основной общеобразовательной программе”, в соответствии с требованиями реализуемой программы, в среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и составлять рассказ описание о них.

Развитие речи тесно связано с развитием всех психических процессов и с успешностью обучения ребенка в школе. Особенно важно владение связной речью. Через дидактическую игру «До и после» проявляется:

-общая структура рассказа (наличие начала, середины, конца) ;

-грамматическая направленность;

-использование грамматических средств;

-звуковая сторона речи (темп, плавность, интонация) .

Монологическая речь возникает в недрах диалогической речи, поэтому важно начинать формирование понимания речи с раннего возраста. Развитие активной речи происходит в процессе беседы, рассматривания игрушек и картинок, причем период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи, в том числе и её связности.

В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, так как именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависемости от окружающего контекста. Важно также развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры речевого общения. Самое главное, все навыки и умения, которые развивались в процессе диалогической речи, необходимы ребенку и для развития монологической речи.

Владение связной монологической речью - одна из задач речевого развития дошкольников. Её успешное развитие зависит от многих условий:

-речевая среда;

-социальное окружение;

-семейное благополучие;

-индивидуальные особенности личности;

-познавательная активность ребенка и т. п.

1. Методы и приемы работы по овладению связной речью дошкольников.

Выбор методов и приемов на каждом конкретном занятии обуславливается его задачами. Наиболее эффективными считаю применение наглядных (наблюдение, рассматривание, показ и описание предметов, явлений) и практических (игры-драматизации, настольные инсценировки, дидактические игры, игры-занятия) методов. Словесные методы в работе с детьми среднего дошкольного возраста применяем реже, т. к. возрастные особенности детей требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах применяем либо наглядные приемы (кратковременный показ, рассматривание предмета, игрушки, либо демонстрацию наглядного объекта в целях разрядки детей (появление разгадки-предмета и т. д.).

В работе с детьми, для достижения определенных целей, на каждом конкретном занятии мы широко пременяем разнообразные приемы развития речи:

-речевой образец (используем как предшествующий речевой деятельности детей, сопровождаем такими приемами как пояснение и указание;

-повторение (практикуем повторение материала воспитателем, идивидуальное повторение ребенком, либо совместное повторение) ;

-объяснение, указание (применяем при уточнении структуры описательных рассказов) ;

-словесное упражнение (предшествующие составлению описательных расска- зов) ;

-вопрос (используем в процессе рассматривания и при последовательном изложении описания;применяю репродуктивные, поисковые, прямые, подсказывающие, наводящие) .

На одном занятии обычно применяем комплекс приемов, среди которых используем и косвенные приемы: напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

Благодаря использованию методов и приемов развития речи происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к определенному речевому действию.

2. Планирование работы с детьми.

Планирование работы с детьми по развитию связной речи основано на общедидактических принципах:

-воспитывающий характер обучения.

Любое занятие по развитию речи основано на триединстве:воспитание, раз-витие, обучение. Воспитательный аспект по развитию речи очень широк.

-доступность иатериала.

Весь материал, предложенный детям, должен быть доступен их возрасту и содержать посильную трудность.

-системность обучения.

Предполагает усложнение материала от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

-систематичность.

Любое обучение должно проходить регулярно, только тогда будет достигнут результат. Мы обучаем детей в соответствии с учебным планом, предполага-ющим в средней группе 18 занятий в год.

-целостность.

Означает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогичес-кого процесса.

  • Описание как тип монологической речи.

Описание-это специальный текст, который начинается с общего определения и называния предмета или объекта; затем идет перечисление призна-ков, свойств, качеств, действий;завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему.

Такому типу высказывания, как описание, в средней группе уделяется особое внимание, т. к. именно в этом возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки. Этому способствует правильно организованный ход рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения. Поэтому воспитатель задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности будут описывать игрушку и подводит к соблюдению четкой структуры при составлении описания:

1. Называние предмета (что это? кто это? как называется).

2. Раскрытие микротем:признаков, свойств, качеств, характеристик пред-мета, его действий (какой? какая? какое? какие? что у него есть? чем отличается от других предметов? что может делать? что с ним можно делать).

3. Отношение к предмету или его оценка (понравился? чем) .

Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:

-дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки) ;

-сюжетные (образные) :куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт;

-готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием:стадо, зоопарк, птичий двор;

-наборы, составленные воспитателем или детьми-мальчик, девочка, сани, со-бака;девочка, домик, курица, кошка;заяц и собака и т. д.

Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить с ней, поэтому для занятий нужно использо-вать новые или чем-то обновленные игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке;мишка, сидящий в машине и т. п.) .Это вызовет у ребенка новые мыс-ли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.

Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры (“Магазин игрушек (посуды, одежды) ”, Чудесный мешочек”, ”Кто это? ”, ”Почтальон принес посылку”и др.) .Дидактические игры на описание, как правило, проводят после нескольких занятий, на которых дети преобрели некоторые умения описывать игрушку.

Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.

Итак, занятия с игрушками носят творческий характер, на них развива-ются мышление, воображение, наблюдательность, они оказывают влияние на сенсорное воспитание детей. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, служит источником новых слов, вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она является одним из средств обучения описанию.

  • Использование мнемотехники в развитии связной речи.

Успех любого обучения и воспитания во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, побудить их к творческой деятельности, вызвать интерес, способствовать развитию самостоятельности, инициативы.

Речевое творчество дается детям очень трудно. Проблема заключается в следующем:

-у дошкольников небольшой опыт монологической речи;

-бедный активный словарь;

-дети не владеют алгоритмом составления связного высказывания.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в нашей работе по развитию связной речи детей. Мы их использую для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

Опираясь на опыт педагогов, мы разработали мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, времнах года, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

  • Использование современных технологий в развитии речи

Современные технологии позволяют ввести в обучение и досуг ребенка элементы, которые раньше казались просто фантастикой.  

Говорящая ручка – это умное устройство, которое не только прочитает определенные текстовые фрагменты за вас. Уникальный гаджет может распознавать любые изображения и графические символы на страницах издания от иллюстраций к тексту до номеров страниц, при наведении рабочего конца ручки на тот или иной элемент устройство дает свои комментарии, делится интересными фактами или просто веселит ребенка забавными звуковыми эффектами, давая важную для поддержания интереса эмоциональную разрядку.

Занятия по  развитию речи становятся увлекательнее и интересней для дошкольника, которого подобное волшебство не оставит равнодушным.

В своей работе мы используем ее самостоятельно или во время индивидуальных занятий.

  • Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам речевого развития детей.

Дошкольный возраст - этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Одним из условий нормального развития ребенка и его дальнейшего успешного обучения в школе является полноценное формирование речи в дошкольном возрасте. Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам полноценного речевого развития ребенка-еще одно необходимое условие.

Нами разработаны разработаны необходимые рекомендации по речевому развитию детей и размещены в “уголках для родителей”, а именно:

-игровые дыхательные упражнения, направленные на развитие речевого ды-хания;

-пальчиковые игры и упражнения;

-игры, направленные на обогащение словаря, развитие грамматического строя речи;

-листовки с рекомендациями;

-дидактические игры на развитие связного высказывания.

Также мы проводим ряд консультаций:

-Театр и игры-драматизации - как способ разностороннего развития речи. Начили с самого простого-разыгрывания сказки с заместителями. Провели игровой тренинг, где родители выступали в роли детей, а воспитатель - в роли родителей. Например, разыгрываем сказку ”Рукавичка” - изобразили всех животных разноцветными, отличающи-мися по размеру кружками, а рукавичку-самым большим кружком. Взрослый рассказывает сказку, а ребенок, действуя с кружками, рассказывает сюжет.

Задание усложняется – с помощью кружков-заместителей взрослый “загады-вает”любую сценку из сказки, а ребенок должен угадать её. Следующий этап-предложить ребенку показать сценку и одновременно рассказать о ней. После такого тренинга родителям легче организовать подобную игру с детьми дома. Поэтому мы советуем родителям организовывать ”домашний “ театр.

-Приемы развития речевого дыхания и мелкой моторики рук.

Одной из главных задач формирования речи является развитие речевого дыхания, для этого рекомендуем родителям включать игровые дыхательные упражнения: ”Попади в ворота”, ”Снежинки”, ”Листопад”, ” Чей листок улетит дальше? ”и др. Для улучшения речевого дыхания предлагаем родителям вместе с детьми произносить на одном выдохе небольшие”чистоговорки”, загадки, пословицы, короткие считалки.

Задачу по развитию силы голоса и интонации решаем на игровых тренингах, при помощи речевого образца и карточек с изображением восклицательного, вопросительного знаков и точки. Упражняем родителей на тренингах, а они, в свою очередь, тренируют потом детей в произнесении одних и тех же фраз с интонацией испуга, радости, огорчения, просьбы, удивления.

Поскольку формирование речи детей тесно связано с развитием мелкой моторики рук, я включаю родителей в систематическую работу по тре-нировке тонких движений пальцев малышей, которую провожу систематичес- ки. Для этого на игровых тренингах обучаю родителей различным пальчико-вым играм и упражнениям, для дальнейшего использования их со своими детьми дома ( “Строим дом”, Скакалка”, ”Колокольчик”, ”Птичка”, ”Я-художник”и др.) .Кроме того, проводим для родителей открытые просмотры, где они наблюдают за совместными пальчиковыми играми и дыхательными упражне-ниями воспитателя и детей.

При взаимодействии с семьей не только распределяются задачи между родителями и воспитателем, но и осуществляю “обратную связь”. Осуществляем её ненавязчиво, тактично. Например, о том, как воспользовались родители информацией о необходимости развития мелкой моторики рук, узнаю по поделкам, из которых организуется выставка ”Наши пальчики-язычку помощники”.

Практикуем также “домашние задания” (совместно для детей и роди-телей) .Так, рекомендую сделать в семье традиционной игру ”Новое словечко”, целью которой является расширение словаря. В выходной день родители “дарят” ребенку новое слово, обязательно объясняя его значение. Затем, нарисовав вместе со взрослым рисунок, объясняющий данное слово, и написав его на другой стороне листа, дети приносят в группу и знакомят с ним товарищей. Эти “картинки-слова” помещаются в “Шкатулку умных слов” и время от времени с ними проводим разнообразные игры.

Также организуем выставки ”Моя любимая книга”. Дети приносят из дома свою книгу. При этом каждый должен хорошо знать её название, автора, содержание. Устраиваем вместе с детьми посиделки ”Литературная гостиная”, где дети делятся своими впечатлениями о книге.

Таким образом, совмесно с родителями, мы стараемся найти разные формы приобщения их к речевому развитию детей, шаг за шагом преодалеваем сложный процесс формирования правильной образной речи, который начинается в дошкольные годы и совершенствуется всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему «Развитие количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Консультация для педагогов на тему «Развитие количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

Консультация для педагогов «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»

Моим воспитанникам очень нравится создавать картины из пластилина. и я надеюсь, что эта консултация будет полезна и интересна педагогам....

Доклад "Музыкально – дидактические игры как средство развития музыкального слуха детей среднего дошкольного возраста"

Музыкально – дидактические игры как средство развития музыкального слуха детей среднего дошкольного возраста...

Практико-ориентированный проект в средней группе «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»

Практико-ориентированный проект в средней группе ДОУ «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»...