Огород на окне.
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Цель: показать значимость лука для здоровья человека, особенности его внедрения в сельское хозяйство в России.
Предварительная работа:
- Подбор и изучение необходимого материала по данной теме.
- Оформление стихов, загадок, пословиц и поговорок.
- Систематизация подбора полезных советов
- Конкурс детского рисунка “Наш выдумщик - Чипполино”
- Подготовить плакат “Лук от семи недуг”
- Заплести лук в косы, украсить ими “Уголок хозяюшки”
- Корзина со знакомыми овощами – горохом, капустой, картошкой.
- Подобрать элементы костюма Чипполино
- Составить конспект занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.docx | 248.14 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД
«Огород на окне»
Конспект занятия по экологии "Экосистема огород" в старшей группе
Программное содержание: познакомить детей с экосистемой огород; закрепить у детей знания об огороде, какие овощи они знают; развивать память, мышление, воображение и речь который оказывает огород; воспитывать любовь к огороду; уметь ухаживать за огородом, создавать условия для посадки.
Предварительная работа: иллюстрации с овощами, пополнить знания об овощах, приготовить необходимо оборудование для посадки (фартук, земля, ведро с водой, семена).
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический и их приемы беседы, ответы детей, опыты.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Сегодня мы с вами поговорим об огороде и что на нем растет. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.
- Между гор, между ям
Сидит птица холуян, несет яйца божий дар (картофель).
- Красный пан в яму впал (свекла).
- Семьдесят одежек, и все без застежек (лук).
- Красна, да не девица, с хвостом да не мышь(морковь).
Молодцы!
2. Основная часть
А теперь поговорим по подробнее об огороде. Ребята, а вы знаете когда сажают огород? (ответы детей)
С какого месяца? Почему именно в это время года надо сажать? Ребята чтобы посадить огород, что сначала мы делаем? (ответы детей).
Молодцы! А сейчас мы поиграем с вами игру она называется «Отгадай-ка», я буду показывать картинки, а вы отгадывать названия овощей.
Молодцы!
3. Практическая часть.
А сейчас подойдите ко мне, сейчас я расскажу, как правильно надо сажать семечко, в каком порядке. Для начала насыпаем землю в горшок, делаем углубление, гладим семечко и засыпаем землей, после этого поливаем водой немножко. А теперь подойдем к своим столам и попробуйте посадить семечко в правильном порядке. Молодцы, ребятки! Теперь можете помогать своим родителям высаживать овощи.
4. Заключительная часть.
Вот мы с вами посадили семечко, и теперь будем наблюдать как оно будет у нас расти. Каждый год мы садим лук,
Помидор и огурец.
Чтобы в жизни было бы что-нибудь поесть.
Вот наше занятие закончилось, всем спасибо за внимание.
|
Цель: показать значимость лука для здоровья человека, особенности его внедрения в сельское хозяйство в России. Предварительная работа:
Ход занятия: Участники свободно расположились по комнате. В уголке сидит Хозяюшка и собирает луковицы в косы. Входит Чучело: Ох, что это сегодня за запах стоит здесь у тебя, Хозяюшка? Да же глаза защипало. (осматривается по сторонам) Хозяюшка: Что ты так разволновался, Чучело Огородное, аль забыл, что я собрала большой урожай лука, вот сижу, косы плету из лука, чтобы легче его было сохранить за зиму. А лука-то запасти много надо, зима-то в Сибири длинная, холодная. Ребятишки–то часто простывают, вот и приходится лекарство с осени заготавливать. Чучело: Лекарство? При чем же здесь лук? Хозяюшка: Ах, ты, Чучело Огородное! Огород–то стоишь, все лето охраняешь, и не знаешь ничего о луке. Ребята, прочитайте для Чучела, что здесь написано (показывает на плакат) – “Лук – от семи недуг” Вот послушайте мой рассказ, как в старину выращивали лук (см. Приложение - материал выбирается по усмотрению педагога) Чучело: Да, я хоть и стою на огороде, отпугивают ворон, но наблюдаю за тобой Хозяюшка, когда ты готовишь грудки под лук, садишь луковицы, да и как жарким летом ухаживаешь за луком. Ребята, а кто помогал своей маме высаживать лук на грядки, или видели, как сажали лук мамы, бабушки. Расскажите, пожалуйста. (рассказы детей) Посадили мы на грядке лука целых три десятка. Хозяюшка: Ребята, помогите мне разложить лук по корзинам – большие луковицы – в большие корзины, поменьше луковицы – в средние, а мелкий лучок – севок – в маленькую корзинку Дети делятся на 3 команды, каждому капитану команды дается корзина и ребята собирают лук с “грядок” (количество луковиц у всех команд должно быть равным) Чучело проверяет, как ребята справились с выполнением задания. Хвалит ребят. Хозяюшка: Ребята, послушайте загадку: Многим долго неизвестный, стал он каждому дружком. Появляется мальчик Чипполино: Ребята, кто из вас читал о моей семье сказку? Как она называется? Кто ее написал? Достает книгу_______________ Хозяюшка: Чипполино, у тебя есть много полезных советов, которыми можно пользоваться во время приготовления пищи, расскажи о них, пожалуйста. И ребята послушают, да своим мамам перескажут. (Чипполино рассказывает – см. раздел “Хозяйке на заметку”) Чучело: Хозяюшка, Чипполино, а давайте посмотрим, как ребята знают секреты кулинарии: пусть напишут у доски (на листочках) название тех блюд, в которые нужно добавлять лук во время приготовления пищи, а в которые лук не кладут. После того как ребята справились с заданием, заполняя, например таблицу, можно провести физминутку. Л У К
Названия блюд: борщ, тушеная капуста, зимний салат, компот, сироп, жаренная картошка, кисель, щи, котлеты, каша манная, вареники, блины, оладьи, макароны по флотски и т.д. Физминутка: В огороде поутру погляди на грядку: - наклоны вперед - назад Лук зеленый на ветру делает зарядку. - потягивание вверх; На зарядку встали вряд репа и редиска, - ходьба на месте; Там листочки вверх глядят, - поднять руки вверх, помахать Здесь – пригнулись низко. - присесть Хозяюшка: Не зря говорят, что “лук от семи недуг”, давайте на плакате, где написана эта пословица, проведем линии, на которых напишем, при каких обстоятельствам лук помогает нашему здоровью Чучело: Чипполино, а ты знаешь, что мы с ребятами путешествуем от грядки к грядке по Огородной стране, раскрывая секреты роста овощей, их лекарственные свойства и применение в хозяйстве. И сегодня как раз говорили о твоей большой луковой семье. У тебя весь помимо луковиц есть еще родственники. Чипполино Конечно, есть. Я даже могу загадать вам загадку. “Маленький, горький, луку брат” что это? Ребята: Чеснок. Хозяйка: Ребята, что вы знаете о чесноке? (В ходе беседы поясняет, добавляет данные об этом огородном растении) Чипполино: Прежде чем уйти от вас, я хотел бы вместе с вами пройти к выставке рисунков о моих родственниках и добрых соседях – овощах и послушать ваши рассказы о том, что вы уже узнали, шагая по Огородной стране После посещения выставки Чипполино прощается с ребятами Хозяюшка: Ребята, мои внучата – шаловливые ребята, набросали в мой сундук свои игрушки, не посмотрев, что я туда уже высыпала лук. Помогите мне вытащить лук из сундука, но только не подглядывайте, постарайтесь на ощупь отыскать луковицы. (Проводится игра по принципу “Чудесного мешочка”) Из сундучка ребята вытаскивают луковицы. Чучело: Ну, что ребята, пора прощаться. Мы сегодня с вами раскрыли еще секреты одного овоща – лука. Что вам больше всего запомнилось во время сегодняшней встречи? (Рассказы детей) Но секреты раскрыты еще не все, поэтому наше путешествие будет продолжаться. До новой встречи! Грядки Сделали мы грядки в нашем огороде, Шаг в историю. В старину на Руси были села, где в каждой избе жили огородники. На продажу заезжим купцам всем селом растили один и тот же овощ. Были села огуречные, были села гороховые. Были села луковые. Семьдесят пять сортов лука – репки оставили нам в наследство русские огородницы. В Горьковской области от матери - дочке, от бабушки – внучке передавали лучшие луковицы, отобранные на семена и секрет ухода за луком. Из Вологодской области вышел белозерский, самый сладкий лук, из Подмосковья самый урожайный, из Ярославской – ростовский, многими любимый острый сорт, из Пензенского региона – знаменитый бессоновский лук, который возили на продажу за границу. Растили лук женские руки – мужчины уходили в город на промысел. Мы зовем его луком, потому, что петелька роста, вылезая из земли, изгибается, как тетива лука. Есть у него и научное название: по-латыни “алиум – “остропахнущий”. Что такое луковица? Дом без окон и дверей, хитро запрятанная спаленка, где между сочными, белыми чешуйками до поры до времени спят луковичные почки-детки, зачатки будущих ростков. Снаружи стенки луковой детской спаленки тоже покрыты чешуйками, только сухими, золотистыми. Чем толще эта золотистая покрышка, тем дольше будет храниться лук, тем крепче сон деток. Из разрезанной луковицы вылетают невидимые стрелы, которые на своем пути уничтожают разносчиков болезней, вредных микробов. Если человек 2-3 минуты пожует лук, во рту у него не останется ни одного вредного микроба – все они будут убиты. Еще в глубокой древности люди догадались, что лук – не только вкусная приправа к кушаньям: он еще и целебен. Ученые доказали, что летучие вещества, которыми лук защищается, могут защищать и здоровье человека. Были луковицы плоские, были продолговатые – в каждом “гнезде” – области – свой сорт. Но на всю Россию была одна поговорка: “Лук – от семи недуг”. Народ верил, что лук защищает людей от “прилипчивых болезней”, и верил не зря. (Н. Надеждина “Где щи, там и нас ищи!”. – М.: Малыш, - 1989. – С.4 – 6) Пожалуй, нигде в старой России не увлекались луком так, как в селе Кичанзино под Арзамасом. Крестьяне ухаживали за луком, как ни за каким другим овощем. Зато и вырастал продукт глыбами, по полкило весом одна луковица. Самое главное было сохранить выращенное богатство зимой. Сушили на полатях. А чтобы хорошо просох, топили березовыми дровами. В избах постоянно стояла банная духота. Но сами хозяева сохраняли здоровье, видимо. Их выручали фитонциды. Слава арзамасского лука гремела далеко за пределами уезда – в Пензенской, Тамбовской губерниях, где лук считался первейшим деликатесом. Его подавали на десерт на всех праздниках и приемах, а особенно на свадьбах. Вскоре в Пензенской губернии появились последователи арзамасцев – луковой столицей стало село Бессоновка, которое каждый год давало миллион пудов лука! Крестьяне использовали каждый свободный час дня, да еще и ночь прихватывали. “Когда они спят? – удивлялись командированные. – Бессонные какие-то!” так и закрепилось за селом название Бессоновка. Под Коломной в селе Мячкове огородники вывели гигантский сорт лука, который оказался так хорош, что им снабжали не только Москву, но и Париж. Сто лет парижане питались подмосковным луком. И другие российские сорта лука шли на экспорт – в Англию, в Германию и Скандинавские страны Не удавался лук и на Южном Сахалине и только через некоторое время им помог бессоновский сорт, но не на всем острове. Так на грязевом вулкане Монгутан нашли то, что искали. Монгутанский лук для еды весьма неплох. Тяжело выращивать “репку” в тропиках. В Гане уверены, что лук – лучшее средство для отпугивания змей. Поэтому его разводят вблизи жилищ, а нередко окружают хижины сплошным луковым частоколом. Ну, а если тебя укусила змея, то в качестве противоядия используют тот же лук. Немалая проблема – луковый запах. Когда его есть? Утром нельзя, иначе на людях не покажешься. Днем, конечно, тоже. Разве что вечером? Но у некоторых людей луковый аромат держится 72 часа. Трое суток! До сих пор проблема луковых запахов не решена. Начали ее изучать еще перед войной. Но, несмотря на запах, человечество не может отказаться от лука. Еще в старые годы запахом свежего лука старались освежить комнаты тяжелобольных. Для этого разрезали луковицу пополам и ставили в разных местах комнаты. Через некоторое время заменяли свежеразрезанными. По нормам, рассчитанным учеными – медиками, на каждого человека должно приходиться в год по 8 килограмм лука. Грядки с луком должны быть на всех участках. Корневая система у лука развита слабо: проникает на небольшую глубину, не ветвится, охватывает небольшой объем почвы. Поэтому нуждается в хорошей плодородной и увлажненной почве. Листья требуют хорошего солнечного освещения в течении дня и плохо реагируют на тень Они играют важную роль. Если у растения сильные листья, образуется крупная, вызревшая, долго хранящаяся луковица. Лук – растение длинного дня. Он хорошо переносит холод, может расти при положительной температуре, близкой к нулю градусов, даже всходы не погибают. Однако лучшей температурой для формирования листьев и особенно луковиц является 20 – 25 градусов. Семена черные, мелкие, имеют плотную роговидную оболочку, которую плохо пропускает воду. Семена лука в обычных условиях в почве прорастают медленно. Нужно их предварительно замочить. Нельзя выращивать лук из года в год на одном и том же месте. Возвращают лук на прежнее место не раньше как через 3 года. Нежелательно лук размещать после картофеля и капусты. Хорошо он себя чувствует, если на грядке раньше росли - огурец, кабачок, овощной горох, помидоры. Это интересно: В 1909 году журнал “Хуторянин” горячо рекомендовал для защиты вишневых садов от птиц использовать половинки лука. Пернатые, особенно воробьи, по мнению журнала, питают столь сильное отвращение к запаху лука, что немедленно покидают вишневый сад, чуть только половинки лука хозяин разместит между ветками и сучьями охраняемых деревьев. По нормам, рассчитанным учеными – медиками, на каждого человека должно приходиться в год до 8 килограмм лука Хозяйке на заметку:
Грядки Сделали мы грядки в нашем огороде, Лук. Слезы градом – режу лук, круг за кругом, в круге круг, Зарядка. В огороде поутру погляди на грядку: Луковка Луковичка, луковка, крепкая головка, Словно мячик Уродился нынче лук – кругл на редкость и упруг. Вестник лета Еще земля черна вокруг и солнцем не прогрета, Луковые слезы. Мама чистит, режет лук, слезы льет ручьями. Загадки:
Кто ни взглянет, всяк заплачет.
Кто ни взглянет, всяк заплачет.
Начали раздевать, стали плакать и рыдать.
Что даже герой отважный от этого слезы льет.
Как на параде, построились грядки. Словно живая ограда вокруг, пики зеленые выставил …
Часто приходит он к нам на обед. Но лишь за стол его позовешь, сам не заметишь, Как слезы прольешь.
Кто взглянет, всяк заплачет.
Кто поцелует – тот и сморщится.
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
Пословицы и поговорки: Лук от семи недуг. Чеснок: Загадки:
|
НОД. «Посадка помидоров»
Цель: воспитывать интерес к посадке семян, желание помочь в совместной работе сверстникам, положительные отношения друг с другом.
Предварительная работа:1.Проведение дидактических игр:«Придумай загадку», «Где, что растет?», «Дары природы», «Вершки и корешки», «Каждому овощу свою листву».2.чтение художественной литературы :«Хозяйка с базара пришла» — Ю. Тувим«Огурцы» — Н. Носов«Запасы овощей» — В. Бианки;
Оборудование:Иллюстрации овощей, стаканчики с землей, палочки, семена (помидоров, огурцов),лейка с водой, ватман, маркер.
Методы и приемы:Рассказ воспитателя, беседа, рассматривание предметных картинок, составление схемы и морфотаблицы, опыт, художественное слово, вопросы, показ.
Словарная работа: грунт, выращивать, рассада.
Ход занятия:
1.Дети какие вы знаете, овощи? (огурец, редис, морковь…) — А где они растут? (в огороде) — Что можно приготовить из овощей? (Салаты, рагу, борщ, сок…) — Вы любите салаты кушать?- Салат из овощей как называется? (овощной)- Салат из огурцов ? (огуречный)- Из моркови ? (морковный)- Из свеклы? (свекольный)- Из капусты? (капустный)- Из картофеля? (картофельный)- Из помидоров? (помидорный).
2.Беседа.Отгадайте загадку и узнайте кто я.
В огороде вырастаю. А когда я созреваю, Варят из меня томат,В щи кладутИ так едят. (помидор) | Растут нгрядкиЗеленые ветки, А на них,Красные детки.(помидор) |
Родина помидор — Южная Америка, т.к. в Америке всегда тепло и не бывает зимы. Выращивали их как декоративные растения из-за красивых плодов. Помидоры применяли как лекарственные растение для заживления ран. Одной из первых стран, начавших выращивать помидоры для еды, стала Россия. Цвет и размер плодов помидора зависит от сорта. Люди вывели несколько сотен сортов помидор. Помидоры едят свежими,добавляют в различные блюда, солят и квасят.
3.Составление морфологической таблицы: «Что необходимо растению для роста»
4.Проведение физкульминутки ( тихо, громко, медленно, быстро).Овощи и фрукты часто спорили, кто из них важнее. Стали первыми хвастаться овощи.
Ох-ох-ох – лучше всех горох.Ха-ха-ха – это чепуха! Ор-ор-ор – всех вкуснее помидор. Овь-овь-овь – сладкая морковь. Ла-ла-ла – вкусная свекла. Оп-оп-оп – душистый укроп. Ук-ук-ук – мы режем лук. Ли ли-ли ли – помидоры мы нашли. | Дети соединяют ритмично Хлопают в ладоши.Ударяют кулачками по коленям.Хлопают ладонями по коленям.Ритмично сжимают пальцы Ритмично сжимают и Имитируют движения нарезки лука Хлопают в ладоши.. |
5.Работа воспитанников в мини-исследовательской лаборатории.Овощи можно разделить четыре группы листовые(салат, ), корнеплоды(картофель, морковь, редис…), бобовые(бобы, фасоль…), плодовые(огурцы, перец, баклажан, помидор). Все эти овощи растут в огороде. Корнеплоды, листовые, бобовые — выращивают посевом прямо в грунт. Плодовые с помощью рассады потому что, если их семена посадить прямо в грунт они не успеют дать урожай. А сейчас давайте пройдем в нашу мини-лабораторию и посадим семена помидор для выращивании рассады. (дети садятся за столы).- Посмотрите, на салфетки лежат семена.- Какие они?(круглые, овальные, белые, без запаха, сухие)- Кто знает семена каких культур у вас на салфетке ?(огурцов — овальные, помидоров – круглые, мелкие)- Сегодня мы с вами будем садить семена помидоров.- Ребята, кто знает где берут семена помидор? (ответы детей)-Для посадки рассады семена берут из плода помидор (воспитатель показывает разрезанный помидор на две части). Для получения семян надо осенью из переспелого плода, выбрать семена, затем их промыть от мякоти и просушить. А весной их можно сажать. — Ребята, давайте проверим какие семена пригодны к посадки, а какие непригодные . -Для этого я беру семена и отпускаю их воду ( воспитатель показывает детым как опускает семена в воду).-Посмотрите что произошло? (семена всплыли, опустились на дно).-Почему одни семена всплыли, а другие опустились на дно (одни семена тяжелые, другие легкие, те семена, которые опустились на дно пригодны к посадке, те которые всплыли, непригодны для посадки).- Дети, в стаканчике с землей необходимо сделать углубления, в каждое углубление положить семечку, присыпать землей, полить водичкой.- Приступайте к работе.
6.Составление схемы: «Что сначала, а что потом?» .Цель: закрепить представлений детей о последовательности посадки семян помидоров.
7.Подведение итога занятия.
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольникам старшей группы «Приключения семян гороха»
План – конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы.
Тема: «Приключения семян гороха».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд», «Физическая культура».
Задачи: 1. Развивать мыслительные операции, навыки исследовательской деятельности: умение выдвигать гипотезы, делать выводы на основе ранее полученных знаний. Развивать познавательную активность детей в процессе наблюдения за прорастанием семян гороха в разных условиях («Познание») .
2. Обогащать словарь детей новыми словами: лаборант, набухание, прорастание, семядоли, зародыш «Коммуникация».
3. Способствовать развитию умения работать в группе, воспитывать чувство взаимопомощи. («Социализация»)
4. Развивать умение схематично изображать условия для прорастания семян гороха. («Художественное творчество»)
5. Посредством физминутки способствовать снятию мышечного напряжения. («Физическая культура»)
6. Воспитывать потребность в приобретении трудовых умений. («Труд»)
Предварительная работа: рассматривание семян гороха, сравнивание с семенами тыквы, арбуза, огурцов. Замачивание семян. Наблюдали, как семя набухло, у набухшего семени рассматривали зародыш, семядоли с запасом питательных веществ. Провели опыт: поместили набухшие семена в различные среды. Отметили всё в листах наблюдений.
Методы и приёмы: (соотнести с методикой А. И. Ивановой «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»)
- практические: опыт по проращиванию семян гороха в разных условиях, зарисовка карточек с изображением своего опыта, зарисовка условного обозначения «воздух», д\и «Что за чем? »;
- наглядные: рассматривание семян гороха, помещённые в разные условия, наблюдение в процессе НОД;
- словесные: вопросы к детям, беседа, создание проблемных ситуаций, рассказы детей об условиях прорастания семян гороха, выдвижение гипотез, формулирование выводов.
Материалы и оборудование: (соотнести с методикой А. И. Ивановой «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду») :
- халаты для воспитателя и детей, пластиковые стаканы и тарелочки для семян по количеству детей, ложки, карточки с изображением различных условий (демонстрационные, листы наблюдений, фломастеры, простые карандаши, д/и «Что за чем? ».
Формы организации совместной деятельности.
(Соотнести с методикой А. И. Ивановой «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»)
1. Детская деятельность: познавательно-исследовательская.
Формы и методы организации совместной деятельности: опыт «Помещение семян гороха в разные условия»; наблюдение за прорастанием семян гороха; решение проблемных ситуаций: «Что произошло с семенами? Какие условия нужны семенам для прорастания? » Цель: развитие познавательной активности.
2. Детская деятельность: продуктивная.
Формы и методы организации совместной деятельности: зарисовка карточек с результатами эксперимента (разные условия пребывания семян) ; зарисовка воздуха с помощью условного обозначения; зарисовка вывода эксперимента (необходимые условия для прорастания семян: тепло и влага). Цель: развивать умение схематично изображать условия для прорастания семян гороха.
3. Детская деятельность: игровая.
Формы и методы организации совместной деятельности: д\и «Что за чем? » Цель: закрепление знаний детей об этапах развития растения; развитие мыслительных операций.
4. Детская деятельность: коммуникативная.
Формы и методы организации совместной деятельности: рассказы детей об условиях прорастания семян гороха в разных условиях. Цель: развитие связной речи, обогащение словаря.
5. Детская деятельность: двигательная.
Формы и методы организации совместной деятельности: физминутка «Уж ты семечко – зерно». Цель: снять мышечное напряжение, выполнять движения в соответствии с текстом.
6. Детская деятельность : трудовая.
Формы и методы организации совместной деятельности: дети выполняют поручения, убирают рабочее место. Цель: воспитывать потребность в приобретении трудовых умений, развитие аккуратности.
Логика образовательной деятельности.
1. Деятельность воспитателя: воспитатель в белом халате, шапочке, очках берёт на себя роль профессора, приглашая детей пройти в лабораторию. Установка – я научный руководитель, а вы мои помощники – лаборанты.
Деятельность воспитанников: дети в белых халатах проходят в лабораторию, делятся на группы в соответствии с предыдущей проделанной работой.
Ожидаемые результаты: эмоционально настроились на познавательно-исследовательскую деятельность.
2. Деятельность воспитателя: задаёт вопросы к детям:
- Чем занимаются лаборанты?
- Коллеги, в начале недели мы с вами приступили к постановке эксперимента. В чём он состоял?
Деятельность воспитанников: ответы детей (проводят опыты, записывают результаты; мы поместили семена гороха в разные условия) .
Ожидаемые результаты: развито умение поддерживать беседу, сформирован интерес к опытно-исследовательской деятельности.
3. Деятельность воспитателя: предлагает посмотреть, что произошло с семенами?
Деятельность воспитанников: дети берут свои стаканчики с семенами и карточки, которые соответствуют условиям прорастания семян, отмеченные в листах наблюдения каждой группы.
Ожидаемые результаты: созданы условия для развития познавательной активности.
4. Деятельность воспитателя: даёт задание:
- Выложите аккуратно свои семена на тарелочки для рассматривания.
- Расскажите о том, в какие условия были помещены ваши семена и что вы наблюдаете?
Деятельность воспитанников: дети выкладывают семена на тарелочки. Рассказывают об условиях. 1 гр. (тепло, влага, свет) – семена проросли; 2 гр. (сухие семена, тепло, свет) – семена не проросли; 3 гр. (холод, влага, свет) – семена не проросли; 4 гр. (тепло влага, темнота) – семена проросли.
Ожидаемые результаты: созданы условия для развития мыслительных операций; научились выявлять отличия; сформировано умение делать выводы.
5. Деятельность воспитателя: предлагает зарисовать результаты эксперимента с помощью условных обозначений.
Деятельность воспитанников: дети каждой группы зарисовывают результаты своего эксперимента.
Ожидаемые результаты: сформировано умение схематично изображать условия для проращивания семян.
6. Физминутка «Уж ты семечко – зерно».
Деятельность воспитанников: дети выполняют движения в соответствии с ранее разученным текстом.
Ожидаемые результаты: сформировано умение выполнять четко движения в соответствии с текстом.
7. Деятельность воспитателя: предлагает «коллегам» ответить на проблемный вопрос: - какие условия необходимы для прорастания семян?
Деятельность воспитанников: ответы детей (тепло, влага) .
Ожидаемые результаты: обучены самостоятельно делать выводы.
8. Деятельность воспитателя: предлагает зарисовать результаты эксперимента.
Деятельность воспитанников: дети схематично рисуют необходимые условия для проращивания семян.
Ожидаемые результаты: сформировано умение схематично изображать необходимые условия для проращивания семян.
9. Деятельность воспитателя: демонстрирует свой опыт проращивания семян гороха (горох, залитый водой в стакане, находился в тёплом месте). Результат – семена не проросли. Почему?
Деятельность воспитанников: дети слушают, высказывают предположения, делают вывод: семенам не хватило воздуха.
Ожидаемые результаты: созданы условия для мыслительных операций, обучены самостоятельно делать выводы.
10. Деятельность воспитателя: предлагает придумать условное обозначение воздуха.
Деятельность воспитанников: дети предлагают – О.
Ожидаемые результаты: развито воображение.
11. Деятельность воспитателя: предлагает перечислить все необходимые условия для прорастания семян.
Деятельность воспитанников: дети делают выводы: тепло, влага, воздух.
Ожидаемые результата: обучены самостоятельно делать выводы.
12. Деятельность воспитателя: предлагает поиграть в д/и «Что за чем? » по командам.
Деятельность воспитанников: команды детей собирают из пазлов последовательность развития разных растений.
Ожидаемые результаты: закреплены знания о последовательности развития растений.
13. Деятельность воспитателя: благодарит «коллег» за сотрудничество. Предлагает сегодня закончить работу в лаборатории и продолжить далее эксперименты с другими семенами растений, поместив их в такие же условия.
Деятельность воспитанников: дети убирают свои рабочие места, помогая друг другу.
Ожидаемые результаты: сформированы навыки самообслуживания, развито чувство взаимопомощи.
Итоговое мероприятие: коллективный коллаж «Овощи, посаженные в огороде».
Конспект занятия для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста. Тема: "Огурец у нас не плох".
Цель: показать значимость трудовой деятельности людей, занимающихся выращиванием овощных культур
Предварительная работа:
1. Подбор, систематизация материала к темам методического блока
2. Подбор детских худ. произведений для дополнительного чтения:
- По Г. Скребицкому и А. Брему “В поле и на огороде”
- О. Никифорова “Огород на окне”
- Н. Носов “Огурцы”
- М. Лященко “Изумрудные города”
3. Экскурсии в овощные магазины и ларьки
4. Сбор рецептов по заготовке овощей на зиму.
5. Конкурс детского рисунка “Огуречик, огуречник..”
6. Написание конспекта
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ребята сидят по кругу на стульях. В комнату входит Чучело.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Наступило время нашей очередной встречи. Сегодня мы с вами поговорим еще об одном овоще, раскроем еще один секрет в Овощной стране. Но сначала давайте вспомним, у каких овощей мы уже открыли некоторые секреты. (Горох, капуста, картошка, лук, морковь) Что вам больше всего запомнилось из удивительных историй этих овощей?
- Молодцы, много вы запомнили информации. Сегодня мы с вами находимся как раз на середине пути. Пройдено половина пути в Овощной стране. Говорить мы с вами сегодня будем о… Отгадайте загадку, о каком овоще идет речь:
Летом свеженький, зеленый, прямо с грядки прыг на стол,
А зимою я – соленый, и вокруг меня – рассол.
- Правильно, ребята, это огурец. Но в очередное путешествие мы сегодня с вами отправимся со старичком, а кто он такой, он сам расскажет.
В комнату входит старичок:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Как вы думаете, почему на сегодняшнюю встречу Чучело Огородное пригласило меня, да, и кто сможет отгадать, того угощу огурчиком хрустящим. (Ответы – предположения детей).
Если ребята затруднятся узнать очередного героя, старик напоминает несколько фраз из рассказа “Огурцы” Н. Носова. (см. Приложение)
Старичок: Да, вот такая скверная история произошла однажды в мое дежурство на поле, где я сторожил общественные огурцы. Как вы, ребята, думаете легко или нет выращивать эту овощную культуру?
Чучело: Ребята, послушайте, как в давние времена выращивали огурцы. (см. Приложение)
Ребенок: (Читает стихотворение) “Огурец”
Ой, дедушка! Сколько вокруг огурцов,
Я их собирать хоть до ночи готов!
Веселое дело – срываешь один,
И сразу же просится новый за ним!
Г. Горбовский
Старичок: Да, собирать эти огурчики одно удовольствие, я расскажу вам, как выращивали на Руси эти овощи (подходит к географической карте России). В селе Большое Акулово возле города Мурома (Продолжение см. Приложение)
Рассказывая о выращивании огурцов на Руси, называя населенные пункты, показывать их на карте.
Чучело: Давайте с вами поиграем. Игра называется “Овощеводы” На нашем импровизированном поле растут “огурцы” (муляжи, кирпичики, бруски и др. предметы, напоминающие по форме огурцы) Разделимся на две команды, и по сигналу первые игроки будут искать огурчики, которые спрятались под “листьями” – лоскутками ткани. Тот, кто найдет один огурчик, бежит с ним к корзине, которая находится рядом с командой. После этого выполнять задание торопится следующий игрок. Победит та команда, в которой все игроки смогут найти на поле по одному огурчику.
УГАДАЛ
Я забрался в огород, зонт зелёный там растет.
Кто-то хитрый под зонтом отыскал тенистый дом.
Эй, ты кто? Ищу, зову, разгребаю я ботву.
Вот он! Вот он! Мой хитрец – вкусный, спелый огурец!
Д. Чуяко
“Перенеси огурчик” На чайную ложку положить огурчик и перенести в ложке одной рукой на противоположную сторону, не уронив, овощ. Кто быстрее выполнит задание, тот и победит.
ОГУРЕЦ
Огурец растет на грядке, прикрывается листом,
Это значит, всё в порядке, потому что он с зонтом.
Зонт от дождика годится, по листу сбежит водица.
Ну, а если жаркий день – под листом прохлада, тень.
А. Шлыгин
“Собираем урожай” Команда ребят встает в шеренгу. С одной стороны в корзине лежат “огурцы” (кирпичики) их по одному необходимо переложить в противоположную сторону в пустую корзину. Победит та команда, которая не разу не уронит при передаче “огурчики” и быстрее переложит их в другую корзину.
Старичок: Какие, ребята, вы все ловкие да быстрые, и стихов много знаете про огурцы. Да и рисунки ваши я рассмотрел, которые находятся на выставке. В память о нашей встрече я хочу подарить вам “Огуречные памятки”
Примечание: аналогичные памятки можно составить с различным текстовым материалом.
Старичок: ( в руках у него свежий огурец)
Погляди на огурец! Огурец такой хитрец:
Ловко одевается, под листьями скрывается.
Разгребу рукой листву, свежий огурец сорву!
Пополам разломлю, густо – густо посолю.
Сам я огурцы ращу, приходите, угощу!
Чучело вместе со Стариком приглашают всех участников отведать свежие огурчики.
Старичок: Ну, что друзья, пора мне возвращаться снова на пост, сторожить новый урожай. Если вам захочется полакомиться свеженькими огурчиками, приходите ко мне, и мы что-нибудь придумаем. А пока, расскажите в своей семье все то, что вы запомнили об огурце сегодня во время встречи. Если вас что-то заинтересует, обратитесь к Огородному Чучелу, он постарается найти ответ на ваши вопросы ил обратиться ко мне и я буду рад вам помочь. А пока, до свидания!
ОГУРЦЫ
Разнесли во все концы босоногие гонцы,
Что поспели, что созрели молодые огурцы.
Свежий огуречик, нежный огуречик,
Чуточку колючий, но зато пахучий!
Если ты, сорванец, хочешь съесть огурец,
Вымыть руки спеши и вихор причеши.
И с умытым лицом приходи за огурцом.
И уж тут не спеши, поклонись от души огороднику сам.
Н. Баказода
ПРИЛОЖЕНИЕ
И не сытен огурец, и витаминами беден, но когда нарезанный дольками он лежит на тарелке, свежий, прохладный, сочный, от одного его запаха повышается аппетит.
Римский император Тиберий требовал, чтобы ему всегда подавали к обеду свежие огурцы, а ведь полторы тысячи лет назад теплиц не было. Но и в ту пору нашлись в Риме изобретательные огуречных дел мастера. Они придумали укрепить ящики с огуречной рассадой на колеса. Колеса поворачивали за солнцем, чтобы на рассаду весь лень лился солнечный свет.
Замечательные мастера были и у нас в России, где огурец, который можно запасать впрок, стал народным овощем. Долгие годы он занимал второе место после капусты, лишь последнее время с ним соперничает томат.
В селе Большое Акулово возле города Мурома и дальше по берегу реки Оки жили сплошь огуречники. Каждое лето они собирали по 70 тонн семян скороспелого муромского огурца. Знатоки хвалили муромский огурец, как могли. И упруг-то он, и ароматен. И кожица тонкая, как у помидора. И воды в меру. И для посолки лучше не сыщешь. Да еще и плодовит необычайно. Ивановские огородники растили свой огурец – вязниковский, подмосковные - боровский и неросимый, тоже хорошие сорта. Но слишком короток был в России сезон свежих огурцов.
Есть границы, которых не увидишь на карте: их установил мороз. Он словно провел невидимую черту и пригрозил огурцу, уроженцу Индии, страны вечного лета: застану тебя в мае в поле – убью! Застану в сентябре – убью. На север тебе дороги нет!
История огурца в России – это история войны человека с морозом, которая продолжается уже сотни лет.
Для огурца придумали парник. Сквозь стеклянную крышу - раму проходят лучи солнца, но стекло не пропускает обратно тепло от нагретой земли. В поле еще ни одной травинки, а в парнике весело зеленеют всходы. И не может мороз убить эту зелень под стеклом.
В полях огурцы покрывают огромными рулонами полиэтиленовой пленкой, тем самым спасая огуречные кусты от майских заморозков.
Сто лет назад в России не было лучше теплиц, чем в Клину, подмосковном городе, родине русских тепличных огурцов. Метет по улице февральская метель, а у клинских умельцев начинается посев огурцов.
Но огурец добрался до Арктики. Зимовщикам острова Диксон теперь уже не в диковинку свои тепличные огурцы. Солнце огурцам заменяют мощные лампы в полторы тысячи свечей.
(Н. Надеждина Во саду ли, в огороде… М.: Детская лит-ра, 1972. – С 38 – 39.)
До сих пор многие люди считают огурец овощем хотя и вкусным, но с точки зрения питания, в общем бесполезным. Что в нем толку? Калорий почти никаких. Витаминов на копейку. Одна вода... На что профессор В. Эдельштейн всегда с возмущением возражал: "Вода! Но не водопроводная!" Эдельштейн заведовал кафедрой овощеводства в Тимирязевской сельскохозяйственной академии и в огурцах разбирался. Первыми убедились в правоте его слов – медики. Огуречная вода признана медициной и в косметике как не последняя вещь. Она освежает кожу, удаляет веснушки, делает более здоровым цвет лица…Правда, причины всех омолаживающих превращений еще не вполне ясны, но сам факт налицо.
Позднее выяснилось, что огурец освежает не только кожу, но и очищает весь организм. Во-первых, в нем нашли фермент, близкий к инсулину. Он повышает усвояемость животных продуктов. Не зря же кусочек огурца так просится к мясу и рыбе. Во-вторых, огурец богат щелочными элементами. Они служат противовесом кислым продуктам распада в кишечнике. А ведь мы так любим и хлеб, и мясо, и яйца. Без огурца кислые продукты их распада трудно нейтрализовать… К тому же огурец отлично выводит из организма мочевую кислоту и воду. Таким образом, он регулирует работу почек и сердца. В древности греческие врачи прописывали огуречный сок при всевозможных болезнях с высокой температурой. Современные греческие врачи тоже прописывают.
Интересная информация:
Клинские огородники умудрялись получить с одного квадратного метра по 200 штук зеленцов. И это при пасмурном зимнем небе. Клинский умелец приехал в Тимирязевку и потребовал лишь одно: бочку с навозной жижей. Он поставил бочку в теплицу, и огурцов стало заметно больше. Другой способ – копчение. Чуть только появятся в плетях первые листья, в теплице закрывают печную трубу и напускают угар. Два дня и две ночи вход воспрещен. После угарной обработки число женских цветков возрастает. Урожай прибывает вдвое и втрое.
(Смирнов А.В. Вершки и корешки: Научно-художественная лит-ра. –М.: Дет.лит., 1986. – С 144 - 150.)
Хозяйке на заметку:
- Огурцы – рекордсмены по количеству содержащейся в них воды (96,8%), вопреки мнению многих, они не являются существенными источниками витаминов, хотя сравнительно богаты минеральными солями. Огурец оказывает способность регулировать работу сердца, печени и почек;
- Как свежие, так и консервированные огурцы способствуют усвоению пищи, т.к. являются достаточно сильным возбудителем секреции желудочного сока;
- Уже в глубокой древности огуречный сок зарекомендовал себя как незаменимое косметическое средство, очищающее и предохраняющее кожу. Толченные огуречные семена примешивали к пудре, растертый огурец применяли для разглаживания морщин;
- Широко вошли в быт огуречные лосьоны;
- Если в суп положить вначале соленые огурцы (содержащие кислоту), а затем картофель, то он останется жестким;
- Для соления наиболее пригодны огурцы с бугристой поверхностью;
- Чтобы огурцы, засоленные в открытой посуде, не плесневели, поверх них кладут нарезанный стружками хрен;
- Перезрелые, пожелтевшие огурцы непригодны для соления, так как они быстро портятся;
- Огурцы, предназначенные для салата, можно не очищать от кожуры, но необходимо тщательно вымыть (желательно щеткой). Делать это следует непосредственно перед подачей к столу, чтобы огурцы сохранили свежесть;
- Используя огурцы в неочищенном виде, надо предварительно попробовать кусочек кожуры и убедиться, что она не горчит. Если горчит, огурец следует почистить (в отдельных случаях горечь распространяется на весь огурец и остается после чистки);
- Для овощных рагу и тушения лучше всего брать недлинные толстые огурцы;
- Огурцы плохо переносят хранение, совместное с яблоками;
- Чтобы подольше сохранить огурцы, можно уложить их в полиэтиленовый мешок или эмалированную ванночку и держать, не закрывая крышкой, на нижней полке холодильника;
- Зеленые огурцы можно сохранить свежими несколько дней, если держать их погруженными в воду на три четверти хвостиками вниз. Воду следует менять ежедневно.
ОГОРОДНИЦА
Лида вынесла лопатку, у крыльца вскопала грядку,
И зарыла у крыльца семена от огурца.
Урожая Лида ждет, поливает огород.
А. Береснев.
Только всходят огурцы на обычной грядке,
А на этой зеленцы наигрались в прятки.
Потому что тонкой их накрыли пленкой.
И не дует, и тепло, и прозрачно, как стекло.
Вл. Мусатов
ЗЕЛЕНЫЙ ТЕЛЕФОН
Ты видел грядки с молодыми огурцами,
Соединенными проводами?
Как будто кто провел им телефон,
А знаешь ли, зачем он?
Затем, чтобы делиться по секрету,
Как всем побольше вырасти за лето!
В. Вита
ОГУРЕЦ
Огурцу ужасно зябко в предрассветные часы,
Легким зонтиком зеленым не укрыться от росы.
Он от холода дрожит, весь в пупырышках лежит.
Б. Салимов
ЧТО ЗА ДОМ?
Как-то летом под кустом в огороде вырос дом.
Дом без окон, без дверей, полна горница людей.
Взяли мы его с земли, и домой к нам принесли.
Дом без окон, без дверей, полна горница людей.
Не шалаш и не дворец, а зеленый … огурец!
И. Мазнин
НАРОДНЫЕ ПЕСЕНКИ
Иван, Иван, вырывай бурьян.
Чтоб росла репка сладкая да крепкая,
Чтобы вырос огурец – длинноухий молодец.
Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик –
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет!
У нашей Аленки капустка в бочонке,
Огурчик в кадке, морковка на грядке.
У нашей Акульки картошка в кастрюльке,
Бобы на окошке, петрушка в лукошке,
У нашей Аринки черника в корзинке,
Рябина на нитке, Барбос у калитки!
Вот так чудо! Вот так раз! Диво дивное у нас!
Вся деревня, весь народ мчится к Тане в огород!
Бежит через дорожку смотреть не на картошку,
Не на брюкву крепкую, не на свеклу с репкою,
А на маковы цветы небывалой красоты!
На цветы прекрасный, золотисто-красные!
ЗАГАДКИ
1. На грядке зеленый, а в кадке – соленый.
2. Без окон, без дверей полна горница людей.
3. Летом в огороде – свежие зеленые,
А зимою в бочке – желтые соленые.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас? …
4. Летом свеженький, зеленый, прямо с грядки прыг на стол,
А зимою я – соленый, и вокруг меня – рассол.
5. Телятки гладки приходят с грядки.
6. Наши поросятки выросли на грядке
К солнышку бочком, хвостики крючком,
Эти поросятки играют с нами в прятки.
7. Побежали в огород посмотреть. Что там растет.
Отыскали, наконец, и зеленый …
8. Покуда зелен – всем хорош, состарится – не ставят в грош.
9. Лежат у матки телятки гладки.
Лежат рядками, зелены сами.
10. Телятки гладки привязаны к грядке.
11. Рослые ребятки улеглись на грядке.
Все ребята молодцы и зовут их …
12. Полно корыто яиц намыто.
13. Промеж гор, промеж дол ленится Егор – в зеленом халате.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Огород «Змея Сёмы». (огород на окне)
Экологическое воспитание детей. Проект "Огород на окне"....
Итоговое мероприятие по проекту «Огород на окне» Физкультурный досуг Тема «Веселый огород»
Данный материал - это сценарий физкультурного досуга. Задачи :создать радостное настроение, развивать у детей мышечную силу, выносливость, быстроту реакции, ловкость, внимание, быстроту мышления...
Презентация огород на окне : «Во саду ли, в огороде...»
Задачи проекта:1. Формировать положительное отношение к труду.2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения.3. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях необходимых для рос...
Проект «Катюшин огород» (огород на окне)
Однажды дети, когда ели апельсины на завтрак, заинтересовались, почему у нас не растут апельсины, мандарины, лимоны. «Давайте попробуем посадить косточк...
Проект «Солнечный огород» (огород на окне) в средней группе «Солнышко»
Проект: краткосрочный.Тип проекта: познавательный, творческо-исследовательскийПродолжительность проекта: 1 месяц (апрель)Участники проекта: дети средней группы «Солнышко...
Презентация Огород на окне «Веселый огород»
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей крас...
Огород на окне "Мышкин огород" 2 младшая группа
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20412426","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20412437","attributes":{"alt":"","class"...