Музыкальные занятия в адаптационный период в группе раннего развития
консультация (младшая группа) на тему

Абаренова Марфа Геннадьевна

 Ребенок, входя с первых шагов в детский сад, испытывает колоссальную психическую нагрузку.Поэтому перед педагогами ДОУ самой первой и важной задачей является применение знаний и методов для более мягкого прохождения адаптационного периода. Музыка является самым чудодейственным средством для облегчения адаптации детьми этот сложный период.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный руководитель

Абаренова Марфа Геннадьевна.

г.Москва ГБОУ СОШ № 2048

дошкольное отделение СП №1

Музыкальные занятия в адаптационный период

в группе раннего развития

Ребенок, входя с первых шагов в детский сад, испытывает колоссальную психическую нагрузку. Знакомство с новыми для него незнакомыми людьми, с новой обстановкой  происходит, только держась крепко за руку мамы. И даже незначительное по времени расставание с близкими ему людьми может вызвать у малыша страх перед всем, что его окружает в группе и в дальнейшем создать трудности адаптационного периода. Поэтому перед педагогами ДОУ самой первой и важной задачей является применение знаний и методов для более мягкого прохождения адаптационного периода.

Подготовку ребенка в детский сад важно проводить и с родителями (для которых так же адаптационный период ребенка беспокоит и вызывает массу вопросов) в форме консультаций, при помощи которых родители знакомятся со спецификой условий пребывания ребенка в группе, возможными проявлениями нового в действиях ребенка, связанных с адаптационным периодом пребывания в детском саду  (капризность, замкнутость, перевозбуждение и др.). Советы родителям так же помогают им самим быть более спокойными к поведению  ребенка в период адаптации.

Музыка, пожалуй, является самым чудодейственным средством для облегчения адаптации детьми этот сложный период. Включая в свою работу коллективные игры с речевым сопровождением создаю положительный эмоциональный настрой. Это песенки, марши, хороводы, колыбельные.  Русские народные песни и мелодии создают спокойное понимание действий различных персонажей  в песнях «Петушок», «Сорока – сорока», «Зайка» и др. Так как ребенок дошкольного возраста живет больше чувствами, чем разумом – все воспринимаемое им окрашивается эмоционально ярко и это создает готовность к глубокому усвоению фольклора сказочного мира. Это - колыбельные песни, потешки , прибаутки, сказки. На музыкальных занятиях это помогает ребенку справиться со стрессовой ситуацией, в которой он находится в самые первые дни посещения детского сада, когда мамы и папы нет рядом. Мелодии очень просты по содержанию и понятны ребенку этого возраста и отражают окружающий его мир. Они исполняются медленно, повторяется, как правило, одна музыкальная фраза и звукоподражание в этих мелодиях создают для ребенка яркий образ и глубокий эмоциональный отклик. Вот некоторые мелодии : «Ладушки-ладушки»,   «Идет коза рогатая», «Скок-поскок, молодой дроздок» « По ровненькой дорожке шагают наши ножки», «Сорока» и др.А при работе над музыкально-ритмическими движениями в плясках  применение народных мелодий позволяет очень естественно  и  легко запомнить детьми движения.  Очень много потешек, сочетающие слова и движение. Например  «Ладушки», Повторяя за взрослым потешку, запоминая интонацию потешки, сопровождая ее определенными движениями и жестами, дети тем самым развивают мышление, речь, память. Это « Прилетели птички», «Сорока-белобока», «Поехали, поехали за шишками, орехами» и др. Простой ритмический рисунок поднимает эмоциональный настрой у детей и позволяет им самим с удовольствием приплясывать под такие народные мелодии как «Из-под дуба», «Ах ты, берёза», «Как у наших у ворот»,  «Ах вы, сени».

Плачущие дети, вовлеченные в коллективное действие, переключаются на положительный эмоциональный настрой. Внимательно слушая слова потешек, дети с удовольствием играют в ладушки, двигаются в такт песенке. А дети, находящиеся в стороне от общего коллектива, не настроенные общаться, преодолевают  барьер замкнутости и, вовлекаясь в  коллективные песенки, игры, идут на контакт с детьми и взрослыми.

Особое внимание уделяется пальчиковым играм. Чем раньше дети начинают владеть движением пальчиков, тем раньше и быстрее они начинают говорить. Игры концентрируют внимание, развивают умственно, дают хорошее начало творческим представлениям о мире. С первых занятий, когда с малышами находятся мамы или близкие им люди, пальчиковая гимнастика выполняется только индивидуально. Начиная с поглаживаний ладошек («Дружные ладошки»), постепенно переходя к изучению малышами своих пальчиков («В прятки пальчики играли», «Колыбельная для пальчиков») На музыкальных занятиях родители то же учатся практическим приемам общения с ребенком в играх и совместной деятельности.

Первые занятия проходят в групповой комнате. Они очень короткие. Это - занятия знакомство. Переход общения в доверительные отношения. Обязательно применяю для этого мягкую игрушку (мишка, заяц, птичка) и создаю сразу игровую ситуацию для привлечения внимания и концентрации на определенной теме.  Так как дети относятся очень настороженно к незнакомому человеку, игрушка позволяет создать доверие. Дети обязательно хотят рассмотреть новую игрушку и,  рассматривая ее, они подходят уже без боязни. Голос взрослого мягкий и доверительный, настраивает малышей к контакту. Родители, которые обязательно присутствуют на первых занятиях, очень помогают своим доброжелательным отношением к происходящему, настраивают положительно детей к знакомству. Следующие несколько занятий дети с удовольствием рассматривают уже знакомую им игрушку у меня в руках и действия с игрушкой все больше усложняются: они гладят игрушку, играют с ней, кормят ее, включаются в игру.  А когда в следующий раз на занятии они, увидев меня и вопросительно смотрят, не найдя игрушки в руках, я предлагаю игрушку поискать. Здесь уместно подключить тихий звук фонограммы, немного послушать ее и тихо, «что бы игрушка не услышала»  пройти по комнате, ища игрушку. Дети находят игрушку, и радости им нет конца.

Первые занятия проходят без музыкального инструмента. Я пропеваю песенки, напеваю потешки. Это эмоционально положительно действует на детей. Потом подключаю маленький аккордеон, т.к. звучание у него тихое и он не пугает ребятишек. Таким образом, дети безболезненно привыкают ко мне, к звучанию музыкального инструмента. 

Так как малыши быстро утомляются от быстрой смены разных сюжетов и ролей, я ввожу, главный персонаж на протяжении одного занятия, объединяю темой сказки и подключаю все разделы занятия к этой одной теме. Практика показала, что внимание детей становится более устойчивым, они более усидчивы и материал усваивается ими более качественно.

В начале этого года наиболее трудно проходили адаптационный период Иван Я., Стасик С., Марина Ш. Очень долго они не хотели отпускать родителей от себя. Работа педагогов всего нашего коллектива с родителями этих детей велась более активно. Так как в  основном от поведения родителей при расставании с ребенком зависит настрой малыша при дальнейшем пребывании в группе, были проведены беседы направленные на хороший, благожелательный настрой.  Были даны так же всем родителям в начале года рекомендации

по подготовке ребенка к детскому саду, проведены беседы о поведении родителей с детьми на музыкальных занятиях. Проводились индивидуальные музыкальные занятия совместные с родителями и детьми. Совместными усилиями удалось поднять эмоциональный настрой малышей и в дальнейшем они с удовольствием посещали группу.

Музыкальное занятие в адаптационный период

«Петрушка озорник»

Задачи:

1. Развивать у детей интерес и любовь к детскому саду, свободное общение с взрослыми и детьми.

2. Развивать слуховое, эмоциональное восприятие и умение слушать.

3.Развивать музыкально – ритмическую деятельность: умение слушать музыку, эмоционально на нее откликаться, ритмично двигаться.

Музыкальный руководитель, с куклой в руках, входит в раздевалку, где родителя с детьми ждут начала музыкального занятия.

 Музыкальный руководитель с куклой:

Здравствуйте ребятки. Я кукла. Меня зовут Маша. Я пришла познакомиться с вами.  

(здоровается с детьми, знакомится с ними и находит шапочку Петрушки)

 Музыкальный руководитель с куклой:  

 Смотрите шапочка. Чья это шапочка? Какая красивая (любуется цветами и рисунком, показывает детям) Ребятки, чья это шапочка вы не знаете? Наверно, это Петрушка потерял. Пойдемте, поищем Петрушку, отнесем ему шапочку. А что бы он нас услышал, позвоним в колокольчик. Смотрите, какой у меня колокольчик.

(показывает детям колокольчик, звонит в него, приглашает всех в группу)

Дети с родителями идут за куклой с колокольчиком и входят в группу.

В группе звучит спокойная музыка. Музыкальный руководитель с куклой приглашает всех сесть.

 Музыкальный руководитель с куклой:

 А где же Петрушка? Давайте его поищем.

(Звучит музыка. Воспитатель с куклой ищет Петрушку, заглядывает за стульчики детей, ходит по группе)

 Музыкальный руководитель с куклой:

Здесь нет и здесь нет.

(звучит голос Петрушки)

Петрушка: 

Ку-ку. Найдите меня.

(Петрушка (переодетый воспитатель) выглядывает из-за ширмы у стены)

Музыкальный руководитель с куклой:

А вот ты где Петрушка. Выходи. Иди с нами играть.

Петрушка:

Здравствуйте ребята

Это я – Петрушка

Озорная игрушка!

 Музыкальный руководитель с куклой:

Здравствуй, озорник Петрушка!

Очень яркая игрушка!

Петрушка:

Здравствуйте дети!

Все-все на свете!

Я - веселая игрушка

А зовут меня – Петрушка.

Я - Петрушка молодец

На макушке бубенец.

Посмотрите, какая шапочка у меня с бубенцом

(ищет на голове шапочку)

А где моя шапочка. Вы не видели, ребятки?

 Музыкальный руководитель с куклой:

Вот твоя шапочка Петрушка. Ты ее потерял, а мы нашли. Возьми шапочку.

 

Петрушка (одевая шапочку)

Спасибо ребятки. Видите, какая у меня шапочка с бубенцом.

( Петрушка, поигрывая бубенцом на шапочке, показывает ее  детям )

Музыкальный руководитель с куклой:

Какой ты сегодня озорной,

Веселый да смешной!

Петрушка:  

Давай, куколка поиграем с тобой и с ребятками.

Музыкальный руководитель с куклой:

А в какую игру мы будем играть?

Петрушка:

Игра называется

Солнышко и дождик.

Как дождик капает? Кап, кап, кап, кап.

Кап-кап на дорожки

Как-как на ладошки

Дождик землю поливай

С нами поиграй.

Не бойтесь, ребятки дождика. Я принес волшебный зонтик.

( раскрывает зонтик) Вот он. Прячетесь скорее.

 

Исполняется «Дождик накрапывает» Ан. Александров. Дети с родителями прячутся под зонтик.

Музыка заканчивается.

Петрушка:  

Нет дождика. Пойдем гулять

 Проводится игра «Солнышко и дождик» М. Раухвергер  

 Петрушка:  

Молодцы ребятки.  Хорошо играли.  Никого дождик не замочил

Очень весело мне было.

Музыкальный руководитель с куклой:

Петрушка, а у тебя есть ладошки?

Петрушка:  

Вот мои ладошки, смотрите какие дружные. А у ребяток есть ладошки? Покажите всем свои веселые ладошки. Давайте похлопаем в них.

( Родители помогают детям похлопать в ладошки)

Петрушка:  

А в ладошки можно поиграть. Давайте поиграем с ладошками.

Дружат у Митрошки

Две ладошки-крошки. -  Показывают ладошки.

Друг к другу прижимаются,

Вот как получается! – Прижимают ладошки одна к другой.

Музыкальный руководитель с куклой:

Петрушка посмотри. Кто это спит на пенечке? Давай подойдем, посмотрим.

(подходит к мишке (игрушка) вместе с Петрушкой и детьми)

Это мишка. Давайте его разбудим

Мишка, мишка, что ты долго спишь?

Мишка, мишка что ты так храпишь?

Мишка, мишенька вставай!

Мишка, с нами поиграй!

 

Звучит веселая музыка. Мишка «просыпается» и рычит, Петрушка, кукла и дети убегают.

 Мишка ходит, ищет детей, приговаривает:

Кто тут песни распевал

Мишке спать не давал?

Мишка возвращается на пенечек и вновь «засыпает»

Игра проходит три раза.

Музыкальный руководитель с куклой:

Никого не поймал мишка. Какие ребятки молодцы.

Иди мишка к нам. Мы будем танцевать все вместе дружно.

Проходит пляска в произвольной форме под русскую народную музыку.

 

Музыкальный руководитель с куклой:

Как хорошо мы сегодня играли с куколкой, с Петрушкой и мишкой.

Все ребятки молодцы,

Все ребятки удальцы.

Давайте скажем Петрушке до свидания Петрушка. Приходи к нам еще поиграть. А мишку с куколкой пригласим за стол и напоим чаем.

(Дети с родителями ставят игрушечные чашки с блюдцами перед игрушками. Окончание музыкального занятия переходит в игру «Мишка с куклой пришли в гости»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл музыкальных занятий для адаптационного периода в ДОУ

Упражнения представляют интерес для родителей и педагогов ДОУ для работы с детьми 2-3 лет....

Лекторий для родителей: " Музыкальные занятия в адаптационный период в ДОУ".

Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка.Музыка в этот  период используется как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка.Тот, кто бли...

Консультация для родителей: «Музыкальные занятия в адаптационный период в ДОУ».

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотно...

Музыкальные занятия в адаптационный период в ДОУ.

Музыка в адаптационный период используется как фактор,улучшающий эмоциональное состояние и самочуствие ребёнка....

«Музыкальные занятия в адаптационный период в ДОУ"

Статья музыкального руководителя Вакуленко Н.М. о налаживании контакта с детьми в адаптационный период с помощью музыки...

Конспект игрового занятия в адаптационный период в группе раннего возраста «Чтение потешки «Вот и люди спят…»

Конспект игрового занятия в адаптационный периодв группе раннего возраста «Чтение потешки «Вот и люди спят…»...