Музыкальные занятия в адаптационный период в группе раннего развития
консультация (младшая группа) на тему
Ребенок, входя с первых шагов в детский сад, испытывает колоссальную психическую нагрузку.Поэтому перед педагогами ДОУ самой первой и важной задачей является применение знаний и методов для более мягкого прохождения адаптационного периода. Музыка является самым чудодейственным средством для облегчения адаптации детьми этот сложный период.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальный руководитель
Абаренова Марфа Геннадьевна.
г.Москва ГБОУ СОШ № 2048
дошкольное отделение СП №1
Музыкальные занятия в адаптационный период
в группе раннего развития
Ребенок, входя с первых шагов в детский сад, испытывает колоссальную психическую нагрузку. Знакомство с новыми для него незнакомыми людьми, с новой обстановкой происходит, только держась крепко за руку мамы. И даже незначительное по времени расставание с близкими ему людьми может вызвать у малыша страх перед всем, что его окружает в группе и в дальнейшем создать трудности адаптационного периода. Поэтому перед педагогами ДОУ самой первой и важной задачей является применение знаний и методов для более мягкого прохождения адаптационного периода.
Подготовку ребенка в детский сад важно проводить и с родителями (для которых так же адаптационный период ребенка беспокоит и вызывает массу вопросов) в форме консультаций, при помощи которых родители знакомятся со спецификой условий пребывания ребенка в группе, возможными проявлениями нового в действиях ребенка, связанных с адаптационным периодом пребывания в детском саду (капризность, замкнутость, перевозбуждение и др.). Советы родителям так же помогают им самим быть более спокойными к поведению ребенка в период адаптации.
Музыка, пожалуй, является самым чудодейственным средством для облегчения адаптации детьми этот сложный период. Включая в свою работу коллективные игры с речевым сопровождением создаю положительный эмоциональный настрой. Это песенки, марши, хороводы, колыбельные. Русские народные песни и мелодии создают спокойное понимание действий различных персонажей в песнях «Петушок», «Сорока – сорока», «Зайка» и др. Так как ребенок дошкольного возраста живет больше чувствами, чем разумом – все воспринимаемое им окрашивается эмоционально ярко и это создает готовность к глубокому усвоению фольклора сказочного мира. Это - колыбельные песни, потешки , прибаутки, сказки. На музыкальных занятиях это помогает ребенку справиться со стрессовой ситуацией, в которой он находится в самые первые дни посещения детского сада, когда мамы и папы нет рядом. Мелодии очень просты по содержанию и понятны ребенку этого возраста и отражают окружающий его мир. Они исполняются медленно, повторяется, как правило, одна музыкальная фраза и звукоподражание в этих мелодиях создают для ребенка яркий образ и глубокий эмоциональный отклик. Вот некоторые мелодии : «Ладушки-ладушки», «Идет коза рогатая», «Скок-поскок, молодой дроздок» « По ровненькой дорожке шагают наши ножки», «Сорока» и др.А при работе над музыкально-ритмическими движениями в плясках применение народных мелодий позволяет очень естественно и легко запомнить детьми движения. Очень много потешек, сочетающие слова и движение. Например «Ладушки», Повторяя за взрослым потешку, запоминая интонацию потешки, сопровождая ее определенными движениями и жестами, дети тем самым развивают мышление, речь, память. Это « Прилетели птички», «Сорока-белобока», «Поехали, поехали за шишками, орехами» и др. Простой ритмический рисунок поднимает эмоциональный настрой у детей и позволяет им самим с удовольствием приплясывать под такие народные мелодии как «Из-под дуба», «Ах ты, берёза», «Как у наших у ворот», «Ах вы, сени».
Плачущие дети, вовлеченные в коллективное действие, переключаются на положительный эмоциональный настрой. Внимательно слушая слова потешек, дети с удовольствием играют в ладушки, двигаются в такт песенке. А дети, находящиеся в стороне от общего коллектива, не настроенные общаться, преодолевают барьер замкнутости и, вовлекаясь в коллективные песенки, игры, идут на контакт с детьми и взрослыми.
Особое внимание уделяется пальчиковым играм. Чем раньше дети начинают владеть движением пальчиков, тем раньше и быстрее они начинают говорить. Игры концентрируют внимание, развивают умственно, дают хорошее начало творческим представлениям о мире. С первых занятий, когда с малышами находятся мамы или близкие им люди, пальчиковая гимнастика выполняется только индивидуально. Начиная с поглаживаний ладошек («Дружные ладошки»), постепенно переходя к изучению малышами своих пальчиков («В прятки пальчики играли», «Колыбельная для пальчиков») На музыкальных занятиях родители то же учатся практическим приемам общения с ребенком в играх и совместной деятельности.
Первые занятия проходят в групповой комнате. Они очень короткие. Это - занятия знакомство. Переход общения в доверительные отношения. Обязательно применяю для этого мягкую игрушку (мишка, заяц, птичка) и создаю сразу игровую ситуацию для привлечения внимания и концентрации на определенной теме. Так как дети относятся очень настороженно к незнакомому человеку, игрушка позволяет создать доверие. Дети обязательно хотят рассмотреть новую игрушку и, рассматривая ее, они подходят уже без боязни. Голос взрослого мягкий и доверительный, настраивает малышей к контакту. Родители, которые обязательно присутствуют на первых занятиях, очень помогают своим доброжелательным отношением к происходящему, настраивают положительно детей к знакомству. Следующие несколько занятий дети с удовольствием рассматривают уже знакомую им игрушку у меня в руках и действия с игрушкой все больше усложняются: они гладят игрушку, играют с ней, кормят ее, включаются в игру. А когда в следующий раз на занятии они, увидев меня и вопросительно смотрят, не найдя игрушки в руках, я предлагаю игрушку поискать. Здесь уместно подключить тихий звук фонограммы, немного послушать ее и тихо, «что бы игрушка не услышала» пройти по комнате, ища игрушку. Дети находят игрушку, и радости им нет конца.
Первые занятия проходят без музыкального инструмента. Я пропеваю песенки, напеваю потешки. Это эмоционально положительно действует на детей. Потом подключаю маленький аккордеон, т.к. звучание у него тихое и он не пугает ребятишек. Таким образом, дети безболезненно привыкают ко мне, к звучанию музыкального инструмента.
Так как малыши быстро утомляются от быстрой смены разных сюжетов и ролей, я ввожу, главный персонаж на протяжении одного занятия, объединяю темой сказки и подключаю все разделы занятия к этой одной теме. Практика показала, что внимание детей становится более устойчивым, они более усидчивы и материал усваивается ими более качественно.
В начале этого года наиболее трудно проходили адаптационный период Иван Я., Стасик С., Марина Ш. Очень долго они не хотели отпускать родителей от себя. Работа педагогов всего нашего коллектива с родителями этих детей велась более активно. Так как в основном от поведения родителей при расставании с ребенком зависит настрой малыша при дальнейшем пребывании в группе, были проведены беседы направленные на хороший, благожелательный настрой. Были даны так же всем родителям в начале года рекомендации
по подготовке ребенка к детскому саду, проведены беседы о поведении родителей с детьми на музыкальных занятиях. Проводились индивидуальные музыкальные занятия совместные с родителями и детьми. Совместными усилиями удалось поднять эмоциональный настрой малышей и в дальнейшем они с удовольствием посещали группу.
Музыкальное занятие в адаптационный период
«Петрушка озорник»
Задачи:
1. Развивать у детей интерес и любовь к детскому саду, свободное общение с взрослыми и детьми.
2. Развивать слуховое, эмоциональное восприятие и умение слушать.
3.Развивать музыкально – ритмическую деятельность: умение слушать музыку, эмоционально на нее откликаться, ритмично двигаться.
Музыкальный руководитель, с куклой в руках, входит в раздевалку, где родителя с детьми ждут начала музыкального занятия.
Музыкальный руководитель с куклой:
Здравствуйте ребятки. Я кукла. Меня зовут Маша. Я пришла познакомиться с вами.
(здоровается с детьми, знакомится с ними и находит шапочку Петрушки)
Музыкальный руководитель с куклой:
Смотрите шапочка. Чья это шапочка? Какая красивая (любуется цветами и рисунком, показывает детям) Ребятки, чья это шапочка вы не знаете? Наверно, это Петрушка потерял. Пойдемте, поищем Петрушку, отнесем ему шапочку. А что бы он нас услышал, позвоним в колокольчик. Смотрите, какой у меня колокольчик.
(показывает детям колокольчик, звонит в него, приглашает всех в группу)
Дети с родителями идут за куклой с колокольчиком и входят в группу.
В группе звучит спокойная музыка. Музыкальный руководитель с куклой приглашает всех сесть.
Музыкальный руководитель с куклой:
А где же Петрушка? Давайте его поищем.
(Звучит музыка. Воспитатель с куклой ищет Петрушку, заглядывает за стульчики детей, ходит по группе)
Музыкальный руководитель с куклой:
Здесь нет и здесь нет.
(звучит голос Петрушки)
Петрушка:
Ку-ку. Найдите меня.
(Петрушка (переодетый воспитатель) выглядывает из-за ширмы у стены)
Музыкальный руководитель с куклой:
А вот ты где Петрушка. Выходи. Иди с нами играть.
Петрушка:
Здравствуйте ребята
Это я – Петрушка
Озорная игрушка!
Музыкальный руководитель с куклой:
Здравствуй, озорник Петрушка!
Очень яркая игрушка!
Петрушка:
Здравствуйте дети!
Все-все на свете!
Я - веселая игрушка
А зовут меня – Петрушка.
Я - Петрушка молодец
На макушке бубенец.
Посмотрите, какая шапочка у меня с бубенцом
(ищет на голове шапочку)
А где моя шапочка. Вы не видели, ребятки?
Музыкальный руководитель с куклой:
Вот твоя шапочка Петрушка. Ты ее потерял, а мы нашли. Возьми шапочку.
Петрушка (одевая шапочку)
Спасибо ребятки. Видите, какая у меня шапочка с бубенцом.
( Петрушка, поигрывая бубенцом на шапочке, показывает ее детям )
Музыкальный руководитель с куклой:
Какой ты сегодня озорной,
Веселый да смешной!
Петрушка:
Давай, куколка поиграем с тобой и с ребятками.
Музыкальный руководитель с куклой:
А в какую игру мы будем играть?
Петрушка:
Игра называется
Солнышко и дождик.
Как дождик капает? Кап, кап, кап, кап.
Кап-кап на дорожки
Как-как на ладошки
Дождик землю поливай
С нами поиграй.
Не бойтесь, ребятки дождика. Я принес волшебный зонтик.
( раскрывает зонтик) Вот он. Прячетесь скорее.
Исполняется «Дождик накрапывает» Ан. Александров. Дети с родителями прячутся под зонтик.
Музыка заканчивается.
Петрушка:
Нет дождика. Пойдем гулять
Проводится игра «Солнышко и дождик» М. Раухвергер
Петрушка:
Молодцы ребятки. Хорошо играли. Никого дождик не замочил
Очень весело мне было.
Музыкальный руководитель с куклой:
Петрушка, а у тебя есть ладошки?
Петрушка:
Вот мои ладошки, смотрите какие дружные. А у ребяток есть ладошки? Покажите всем свои веселые ладошки. Давайте похлопаем в них.
( Родители помогают детям похлопать в ладошки)
Петрушка:
А в ладошки можно поиграть. Давайте поиграем с ладошками.
Дружат у Митрошки
Две ладошки-крошки. - Показывают ладошки.
Друг к другу прижимаются,
Вот как получается! – Прижимают ладошки одна к другой.
Музыкальный руководитель с куклой:
Петрушка посмотри. Кто это спит на пенечке? Давай подойдем, посмотрим.
(подходит к мишке (игрушка) вместе с Петрушкой и детьми)
Это мишка. Давайте его разбудим
Мишка, мишка, что ты долго спишь?
Мишка, мишка что ты так храпишь?
Мишка, мишенька вставай!
Мишка, с нами поиграй!
Звучит веселая музыка. Мишка «просыпается» и рычит, Петрушка, кукла и дети убегают.
Мишка ходит, ищет детей, приговаривает:
Кто тут песни распевал
Мишке спать не давал?
Мишка возвращается на пенечек и вновь «засыпает»
Игра проходит три раза.
Музыкальный руководитель с куклой:
Никого не поймал мишка. Какие ребятки молодцы.
Иди мишка к нам. Мы будем танцевать все вместе дружно.
Проходит пляска в произвольной форме под русскую народную музыку.
Музыкальный руководитель с куклой:
Как хорошо мы сегодня играли с куколкой, с Петрушкой и мишкой.
Все ребятки молодцы,
Все ребятки удальцы.
Давайте скажем Петрушке до свидания Петрушка. Приходи к нам еще поиграть. А мишку с куколкой пригласим за стол и напоим чаем.
(Дети с родителями ставят игрушечные чашки с блюдцами перед игрушками. Окончание музыкального занятия переходит в игру «Мишка с куклой пришли в гости»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл музыкальных занятий для адаптационного периода в ДОУ
Упражнения представляют интерес для родителей и педагогов ДОУ для работы с детьми 2-3 лет....
Лекторий для родителей: " Музыкальные занятия в адаптационный период в ДОУ".
Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка.Музыка в этот период используется как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка.Тот, кто бли...
Музыкальные занятия в адаптационный период в ДОУ
Консультации для родителей...
Консультация для родителей: «Музыкальные занятия в адаптационный период в ДОУ».
Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотно...
Музыкальные занятия в адаптационный период в ДОУ.
Музыка в адаптационный период используется как фактор,улучшающий эмоциональное состояние и самочуствие ребёнка....
«Музыкальные занятия в адаптационный период в ДОУ"
Статья музыкального руководителя Вакуленко Н.М. о налаживании контакта с детьми в адаптационный период с помощью музыки...
Конспект игрового занятия в адаптационный период в группе раннего возраста «Чтение потешки «Вот и люди спят…»
Конспект игрового занятия в адаптационный периодв группе раннего возраста «Чтение потешки «Вот и люди спят…»...