Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
консультация на тему
Консультация для родителей и педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalnoy_sfery_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей (зарядка, закаливание, профилактика заболеваемости и т.д.) педагоги дошкольных учреждений до конца ещё не осознали значение психического здоровья детей. А ведь проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьёзные психические нагрузки.
В последние годы педагоги всё чаще сталкиваются с такими проблемами, как нарушение коммуникативных навыков и недостаточное развитие эмоциональной сферы детей.
Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Дети чаще общаются с компьютером, чем с человеком.
Большинство исследований в области эмоций традиционно начинаются ссылкой на не разработанность этой проблемы. Однако в последнее время наблюдается интерес к этой теме. Хотя, многие популярные теории эмоций почти не рассматривают их роль в развитии личности и их влиянии на поведение человека.
Важно научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно принимать неудачи или ошибки.
Эмоционально-комфортное состояние каждого ребёнка в детском саду составляет условие реализации программы социально-эмоционального развития.
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции выражаются более бурно и непосредственно, придавая его жизни особую выразительность. Дошкольники трёх, пяти лет уже могут распознавать своё эмоциональное внутреннее состояние и эмоциональное состояние сверстника.
При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний, определённого уровня развития.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с младшей группы: дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции. И, конечно же, они с огромным удовольствием выполняют практические задания и играют.
Положительные эмоции надёжно защищают детей от умственных перегрузок и приносят только пользу, как для физического, так и для психического развития.
Воспитатель и родители должны “делать одно дело” - создавать для ребенка благоприятную эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом семьи, уважать, прислушиваться к его мнению. Конечно, это не означает, что он “пуп земли”, неженка, заваленный сладостями и игрушками.
С детских лет ребенок должен осознавать себя человеком, личностью. Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если же этого нет в семье, то воспитатель должен быть “ходячим университетом” и, конечно же, доброй и заботливой мамой. Помнить, что эмоциональное благополучие ребенка – главное условие его физического и душевного здоровья.
Улыбка на лице как много это значит,
Когда смеются все, когда никто не плачет.
ТЕМА: “НАСТРОЕНИЕ” /средняя группа/
Задачи:
- Закрепить знания детей об эмоциях радости, грусти, страха, умение распознавать эмоциональные проявления.
- Развивать способности, делиться своими впечатлениями.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг другу.
Оборудование:
- Царевна Несмеяна (кукла),
- 3 домика,
- гном,
- баба яга (кукла),
- атрибуты к игре “Ребята с нашего двора”,
- стульчики для поезда,
- кассета с записью музыки,
- незаконченный портрет бабы Яги.
Ход занятия
I. Приветствие: Дети стоят в кругу взявшись за руки, и говорят о том, что они рады видеть друг друга.
Цель: Достижение взаимопонимания и сплоченности. Установление положительного эмоционального фона.
II. Основная часть.
Воспитатель предлагает отправиться с детьми в сказочную страну на поезде. Дети садятся на стульчики и под музыку отправляются в путешествие.
Вот мы и приехали. Три домика стоят. Кто же в них живёт? Давайте подойдем и постучимся в первый дом. Воспитатель читает стихотворение “Гном дома” Ю.Мориц.
Стоит в лесу тесовый дом,
Дом гнома!
А в нём живёт весёлый гном,
Гном – дома!
Он кормит белок шишками,
За стол садится с мишками,
С пушистыми зайчишками,
Да с мышками норушками!
Он делится игрушками.
С кукушками – болтушками,
С енотами и дятлами,
С совой обросшей патлами!
Он делится орешками
С косулями с олешками
С кротами кропотливыми,
С бобрятами смешливыми.
Последним зимним яблоком
Он поделился с маленьким,
Совсем озябшим зябликом!
Но сказками – побасками
Книжками – раскрасками,
Длинными былинами,
Шутками – малютками,
Сладкими загадками
Он делится с детишками,
С девчонками, с мальчишками.
Стоит в лесу тесовый дом,
Дом гнома!
А в нём живет весёлый гном,
Гном – дома!
Откройся дом тесовый,
Пусть выйдет гном весёлый!
Из домика появляется игрушка гном. Он здоровается с детьми. Интересуется, какое у них настроение.
- А у меня настроение всегда весёлое, я люблю смеяться.
- А вы любите смеяться?
- Когда вам смешно бывает?
- Давайте, поиграем в игру “Смешные человечки” (Пальчиковая игра).
Цель игры: Эмоциональная разминка. Развитие коммуникативных способностей.
Ход игры
“Смешные человечки”
Дети делятся на пары – мальчик и девочка.
- Бежали мимо речки смешные человечки (“человечки – пальчики бегут по “дорожкам – рукам детей, стоящих напротив друг друга).
- Прыгали – скакали (пальчиками “попрыгать” по плечам друг друга).
- Солнышко встречали (ласково положить руки на щёки друга).
- Забрались на мостик (сложить мостик из рук).
- И забили гвоздик (постучать кулачками).
- Потом бултых в речку (наклониться и свободно покачать руками).
- Где же человечки? (спрятать пальчики под мышки друг друга).
Дети стучатся во второй дом, оттуда появляется Царевна Несмеяна со словами:
Ой, беда, ой беда:
В огороде лебеда.
Я Царевна Несмеяна,
Я реветь не перестану.
Ни за что не рассмеюсь,
только пуще разревусь.
Воспитатель и дети здороваются с царевной.
-Дети, как вы думаете, почему её зовут Несмеяна?
- Как же нам её развеселить?
- Давайте поиграем в игру “Скучно, скучно так сидеть”
Цель: Развитие раскованности.
Ход игры
Вдоль противоположных стен комнаты расставлены стулья, Возле одной по количеству игроков, возле другой стены на один стул меньше. Игроки садятся на стулья. Ведущий читает стихотворение:
Скучно, скучно так сидеть;
Друг на друга глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться.
Как только ведущий заканчивает читать, все игроки бегут к противоположной стене, и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула.
Во время игры Несмеяна начинает смеяться. Воспитатель обращает на это внимание.
- Как вы думаете, почему ей было грустно?
- А вам бывает грустно?
Дети подходят к третьему домику. В нём живет Баба Яга. Она пугает детей. Воспитатель спрашивает у детей, боятся ли они её?
- Давайте её подразним.
Дети дразнят:
Бабка-ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ногу сломала
Пошла бабка на улицу,
Испугала курицу,
Пошла бабка на базар,
Раздавила самовар.
Бабка-ёжка злится и пугает детей.
- Дети, какая Баба Яга.
- А вам бывает страшно?
- Кого вы боитесь?
- Я вас хочу научить, как перестать бояться.
- Это портрет бабы Яги. Мы ей нарисуем улыбку. Причёску украсим бантиками.
- Какая теперь баба Яга?
- А можно нарисовать свой страх, разорвать и сделать “салют”.
- Вот так, (воспитатель подкидывает клочки бумаги вверх).
- Посмотрите, у меня здесь лежат картинки. Из них нужно выбрать картинки с эмоцией грусти, радости, страха.
III. Рефлексия занятия.
- Вам понравилось в сказочной стране?
- Что больше всего запомнилось?
- Какое у вас сейчас настроение?
IV. Ритуал прощания.
Дети дарят друг другу улыбку и говорят пожелания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Эмоциональный комфорт детям могут обеспечить занятия музыкальным искусством – пение, слушание музыки и творческая импровизация. Педагогические исследования подтверждают, что дошкольники ча...
Статья Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста на занятиях по слушанию музыки.
Решение задач развития эмоциональной сферы детей дошкольников я решила во взаимодействии с психологом. За основу мы взяли психологический тренинг по развитию эмоциональной сферы С.В. Крюковой «У...
Учебно-методическое пособие "Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"
Одна из важнейших задач воспитателя, способствовать созданию дружного коллектива, раскрепощённой атмосферы в группе, обеспечить психологический комфорт каждого ребёнка. Как научить ребёнка прощать, уг...
Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
В презентации освещен пример развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством песочной терапии...
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР как средство создания комфортной и доброжелательной среды
Сегодня не составляет большого труда найти готовые игры на развитие эмоциональной сферы детей. Содержание данных игр на может в полной мере отразить всего разнообразия чувств и эмоций, свойственных де...
Перспективное планирование работы по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через чтение художественных произведений с использованием игр и игровых упражнений
Развитие эмоций у детей дошкольного возраста...
Перечень художественных произведений по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
развитие эмоциональной сферы детей...