Консультация для педагогов "Демонстративные дети"
консультация на тему
Демонстративность является часто встречающейся личностной особенностью у детей. В ее основе лежит повышенная потребность во внимании к себе. Как правило в каждой группе детского сада имеются демонстративные дети. Данная консультация рассматривает возможные причины демонстративного поведения, рекомендации педагогам по воспитанию таких детей, взаимодействию с ними. Также в материал включены игры, в которые полезно играть демонстративным детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
demonstrativnyy_rebenok.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Демонстративный ребенок
Демонстративность – это очень часто встречающаяся личностная особенность. Как явствует из самого названия, она проявляется в том, что ребенок все время старается себя показать, продемонстрировать окружающим. В основе этого лежит повышенная потребность во внимании к себе. Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства: кривлянье, сознательное нарушение правил поведения, подчеркнуто «идеальное» поведение и даже нарочитая застенчивость, когда ребенок как бы говорит: «Посмотрите, как я стесняюсь!». Нередко для привлечения к себе дополнительного внимания демонстративные дети «эксплуатируют» имеющиеся у них заболевания (ведут себя так, как будто их болезнь значительно более тяжела, чем она есть в действительности) или даже «создают» себе болезни.
Что служит причиной демонстративного поведения? Причин у такого поведения несколько.
Вариант первый. Чаще всего это единственные дети в семье, привыкшие к постоянному вниманию и восхищению со стороны взрослых. Они похожи на наследных принцев и принцесс, которые до попадания в детский сад были абсолютно уверенны, что они самые главные люди на свете. А также уверенны в том, что все окружающие взрослые хотят только одного: постоянно слушать, что они говорят, играть с ними и т.д. И вдруг они попадают в такое место, где таких «принцев» и «принцесс» целая куча, и взрослые вместо того, чтобы смотреть только на них, смотрят на всех. Тогда, чтобы вернуть свое уникальное положение, они начинают привлекать внимание к своей особе и делают это постоянно: перебивают других и говорят сами, расталкивая всех, спешат показать свои работы в первую очередь, пытаются руководить игрой других детей. Если добиться внимания не получается, они обижаются, впадают в ярость и начинают драться, перестают слушать взрослых, обзываются. Многие педагоги ошибочно принимают такое поведение за хамство, или же им кажется, что ребенок нарочно срывает занятия. Возникает желание поставить на место, заставить замолчать, вести себя правильно. Но все это часто приводит к усилению конфликта. Если вначале ребенок пытался привлечь внимание своими достижениями, то при постоянных замечаниях совершает только не самые приятные поступки.
Что делать? Если человек хочет внимания, то почему бы ему его не дать? Конечно, не в таком количестве, как дома, но часто бывает достаточно просто обозначить, что его заметили. Например: «Сейчас отвечает Саша, а Максим готовится», либо, наблюдая, как дети рисуют, бросить взгляд на его рисунок и прокомментировать: «Очень интересно». Важно давать таким детям задания и поручения, при выполнении которых они «законно» оказываются в центре внимания. Например, подготовить рассказ на интересующую его тему; сделать ответственным по приносу из дома сказок, которые читаются перед тихим часом, взять под свою опеку младшего члена группы (чаще у таких детей лучше выстраиваются отношения с младшими, т.к. в этом случае руководить проще); попросить ребенка положить салфетки возле тарелок – и при всей группе поблагодарить за помощь. Когда он занимает нишу, в которой может реализовываться его потребность быть «звездой», он довольно быстро успокаивается.
Вариант второй. Негативное самопредъявление. При этом варианте развития ребенок для привлечения к себе внимание окружающих использует нарушение правил поведения. Он изображает «ужасного ребенка», поскольку уверен в том, что никаким другим способом ему не удалось бы выделиться, стать заметным. Взрослые своим поведением поддерживают это представление: они ругают шалуна и читают ему нотации, пока он безобразничает, и с облегчением забывают о нем, когда он не надолго прекращает свои бесчинства. Иногда демонстративный ребенок – это сестра или брат очень одаренного или успешного сиблинга. Родителям просто не до него, так как вся энергия уходит на многочисленные кружки, конкурсы другие важные мероприятия более одаренного старшего брата или сестры. Или наоборот, родился младший, явно соответствующий ожиданиям родителей в отличие от «неудавшегося» старшего. И внимание последнему перепадает, только когда он делает что-то не очень хорошее.
Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинным наказанием является только лишение внимания. Любые же эмоциональные проявления взрослого воспринимаются ребенком как безусловная ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань). Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной – и ребенок избирает простейший путь.
И вот ребенок с такой сформировавшейся привычкой – получать внимание только негативным способом – попадает в детский сад. И он начинает действовать, как привык. Также у таких детей есть одна особенность – их ругают, наказывают, а они улыбаются. Часто эта улыбка становится последней каплей для взрослого. Хочется наказать посильнее, чтобы запомнил. Собственно именно так большинство взрослых и поступает, искренне веря, что 125 наказание или 345 проповедь о том, как надо себя вести, что-нибудь изменят. Очевидно, что все это не работает.
Рекомендации при негативном самопредъявлении просты, хотя им не всегда бывает легко следовать. Основной принцип – это четкое распределение, регуляция внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он плохой, а когда он хороший. Здесь главное – замечать ребенка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не скандалит и не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками. Если же начинаются такие выходки, то любые замечания надо свести к минимуму.
Особенно важно, чтобы взрослые отказались от ярких эмоциональных реакций, ибо их-то ребенок и добивается. Активно эмоциональное отношение к проделкам демонстративного «негативиста» – это фактически не наказание, а поощрение. Если на него накричат и натопают ногами, то он расценит это как свое большое достижение.
Если проступок настолько серьезен, что оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно безэмоциональным.
В отличие от детей, описанных в первом варианте, эти дети странно реагируют на похвалу. Они недоверчиво смотрят на взрослого, и тут же норовят сделать что-нибудь привычно гадкое. У них мало опыта позитивного внимания, поэтому взрослым необходимо его формировать. Алгоритм следующий:
- Давать четкие и выполнимые задания. Например: «Я хочу, чтобы сегодня ты построил башню и помог отнести чашки». Нужно быть морально готовым к тому, чтобы заметить малейший позитив, даже если он продлится одну минуту, и к тому, что негативное поведение сразу не «рассосется».
- Искренне хвалить за позитивное поведение и игнорировать негативное. Например: «Очень интересная у тебя башня получилась, и с Васей вы целых пять минут вместе играли. Ты очень аккуратно сложил чашки в раковину. Спасибо!». Но про то, что большая часть башенки упала на того же Васю, а две чашки разбились – не слова.
- Давать ребенку понять, что хочет взрослый, углубляя полученные достижения. «Знаешь, я бы очень хотела, чтобы сегодня ты поиграл с мальчиками больше, чем пять минут, в машинки, например. И, пожалуйста, отнеси свою и Машину тарелки и поставь их так же аккуратно, как и вчера».
Действуя таким образом, взрослый постепенно приучает ребенка к другому виду внимания.
Удовлетворить ненасытную потребность ребенка с негативным самопредъявлением во внимании к себе бывает очень непросто. Необходимо найти сферу, в которой он может реализовать свою демонстративность.
Третий вариант. Уход от деятельности. В некоторых случаях повышенная потребность во внимании к себе не находит непосредственных проявлений в поведении, поскольку они сдерживаются повышенной тревожностью. При таком сочетании психологических особенностей у ребенка возникает внутренний конфликт: с одной стороны, ему хочется вести себя ярко, быть замеченным другими людьми; с другой стороны, из-за высокой тревожности он опасается, что такое поведение вызовет отрицательную реакцию окружающих. Этот конфликт разрешается благодаря развитию защитного фантазирования. Внешне ребенок сохраняет пассивность, а его подлинная жизнь проходит в мечтах. Такой способ поведения называют «уходом от деятельности».
При уходе от деятельности надо развернуть активное воображение ребенка во внешней форме, направить его на решение реальных творческих задач. Кроме того, ребенку нужна такая сфера, которая насытит его неудовлетворенную потребность во внимании к себе. Обе эти цели одновременно могут быть достигнуты благодаря деятельности, связанной с искусством.
В психологии хорошо известно, что загнанная внутрь, нереализуемая демонстративность может породить одно из серьезных психических расстройств – истерию. Обычно не следует рассказывать об этом родителям, чтобы не вызывать у них ненужных опасений, которые могут повредить нормальному воспитанию ребенка. Однако иным родителям – тем, кто слишком упорно настаивает на том, что "девочка должна быть скромной" или что "захваливать детей вредно", – можно описать и такой неблагоприятный сценарий.
Игры, в которые полезно играть демонстративным детям.
Приведем несколько игр, которые помогут лучше увидеть своих сверстников, оценить их и пережить чувство общности с ними. В этих играх могут участвовать от 2 до 6 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
"Зеркало"
Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются на пары и каждая пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например, хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и "починить" испорченное зеркало.
Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. Зеркало должно одновременно повторять все действия человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!
"Эхо"
Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении; увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все, даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая — Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) "путешествует по комнате" и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: "Ау-у-у-у", или: "Тр-р-р-р", и т.п. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает несинхронно, т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.
"Волшебные очки"
Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. "Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). "А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал". Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять круг хороших качеств.
"Конкурс хвастунов"
Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. "Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно — иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше достоинств".
После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом совершенно не важна объективность оценки — реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и "масштаб" этих достоинств — это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками. Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль "Лучшего хвастуна" или значок). Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше достоинств.
"Связующая нить"
Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
"Царевна Несмеяна"
Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить. Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети меняются ролями.
Такие игры способствуют формированию общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Когда ребенок почувствует радость от общей игры, от того, что мы делаем вместе, когда он разделит эту радость с другими, его самолюбивое "Я", скорее всего, перестанет требовать похвал и восхищений. Чувство общности и интерес к другому являются тем фундаментом, на котором только и может строиться полноценное общение людей и нормальные человеческие отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей средней группы «Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему».
Консультация для родителей детей средней группы«Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему»....
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице"
Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей.Ст...
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста поможет софрмировать пре...
Консультация для родителей детей 6-7 летнего возраста "Подготовка детей к школе"
Родители озабочены главным вопросом: как будет учиться их ребёнок в 1 классе, будет ли успевать, хорошо бы стать гордостью класса, первым учеником... По крайней мере, без троек. И изучение иностранных...
Логопедическая консультация для родителей детей дошкольного возраста "Развитие речи детей в ваших руках!"
Уважаемые родители! Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи....
консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»
консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие связной речи в процессе обучения детей родному языку"
Одно из условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подраж...