Программа художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста «Лебёдушка»
рабочая программа на тему
Программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста русским декоративно-прикладным искусством
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_hudozhestvenno.doc | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа художественно-эстетического развития детей
старшего дошкольного возраста «Лебёдушка»
(Ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством )
Пояснительная записка.
Программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста русским декоративно-прикладным искусством разработана на основе типовой программы, но включает в себя более углублённое изучение разных видов народных промыслов. Приобщение детей к истории и культуре своей Родины, богатой своими традициями. А также знакомство с мастерством народных умельцев, русским фольклором, помогает ощутить гордость за свою страну и людей, умеющих творить красоту своими руками. Попробовать себя в роли народного умельца.
Цели и задачи реализуемые программой
Развитие у детей устойчивого интереса к народному декоративно-прикладному искусству
Ознакомление с различными видами народных промыслов.
Знакомство с древнерусской архитектурой, формирование образов городов Древней Руси.
Формирование умений видеть особенности и отличительные особенности разных видов искусств.
Формирование эстетического вкуса.
Совершенствование навыков изобразительного декоративно-прикладного творчества.
Обучение составлению узоров на бумаге различной формы, копирование и трафарирование, рисование на силуэтах.
Освоение детьми техникой росписи. А также рисованием характерных элементов композиции её цветовым строем, и созданием декоративных цветов и оттенков.
Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных формах (включая деревянные заготовки), воспитание при этом чувства ритма, композиции, симметрии.
Для реализации этих задач особое внимание уделяется ознакомлению детей с Дымковской, Каргопольской. Филимоновской игрушкой; Хохломской, Городецкой, Жостовской росписью; а также Гжелью. Знакомству детей с Каргопольским букетным письмом, искусством Палеха, историей возникновения русского национального костюма.
Обучение детей начинается с формирования интереса к русскому народному декоративно-прикладному искусству, поэтому в организацию образовательной деятельности вносятся игровые персонажи, и знакомство с промыслами ведется от их лица.
Приёмы работы:
Внесение предметов декоративно-прикладного искусства и их рассматривание, с неоднократным повторением, установление связей между особенностями предмета и его назначением, народным бытом. Культурой, традициями и обычаями;
- знакомство с музыкальным и литературным фольклором;
- знакомство с историей возникновения промысла;
- рассматривание иллюстраций, создание сюрпризных моментов;
- обогащение словаря эпитетами, сравнениями, изобразительными терминами, названиями народных изделий;
- дидактические игры.
В связи с тем, что у детей слабо развита мелкая моторика рук и существует естественная боязнь совершения ошибок и экспериментирования с различными видами красок, то работа начинается с небольших упражнений на освоение различных приемов рисования традиционных и нетрадиционных: таких, как рисование с помощью пальцев рук, ладоней и др., рисования кистями различной толщины.
После того, как у детей появляется устойчивый интерес и желание заниматься этим видом искусства, переходим к формированию у детей обобщенных знаний и умений в декоративно-прикладной росписи.
Алгоритм обучения и развития детей:
- Проведения блока диагностических обследований для выявления у детей уровня умений и навыков.
- Развитие умения различать стили наиболее известных видов декоративно-прикладной росписи, а также освоение детьми характерными элементами колорита, композиции.
- Обучение детей наиболее простым элементам росписи, геометрического характера (дымковская, каргопольская, филимоновская игрушка), с постепенным переходом к более сложным видам росписи растительного характера: Хохлома, Гжель, Городец, Жостово.
- Обучение выполнению приёмов мазковой техники, приёмам размывания красок, составлению модели мужского и женского национального костюма с элементами каргопольского букетного письма.
Первоначально работа с детьми ведется на плоской форме – на листе бумаги. Трафарированной форме. Разделочной доске. Затем после освоения детьми основ выписки элементов различных росписей, переключается на более сложный вид работы – роспись на объемной форме (деревянные заготовки: ложки, грибочки, матрёшки, пасхальные яйца, браслеты и т.д.). Такая работа проводится для того, чтобы ребёнок мог почувствовать форму предметов. Попробовать себя в роли декоративно-прикладного мастера.
Формы работы.
Ведущее место в организации обучения принадлежит занятиям, которые проводятся по принципу свободного обучения, без какого либо принуждения; в виде путешествий детей в страну Фантазию. Во время путешествий по этой стране дети знакомятся с маленькими Лебёдушкой и Матрёшкой, которые и сопровождают их во время всего обучения.
Во время занятий широко используется русский национальный фольклор (стихи, загадки, потешки, былины, сказки), а также музыкальное сопровождение.
В начале работы с детьми используется как полный, так и частичный показ приёмов работы, с неоднократным повторением и называнием последовательности работы, т.к. дети только начинали заниматься росписью. На втором году обучения используется частичный показ приёмов или словесное описание, также с многократным повторением, обусловленным неустойчивой памятью детей.
Для развития навыков в декоративно-прикладном рисовании используются:
- упражнения для укрепления мелкой моторики кистей рук, пальчиковые
гимнастики;
- упражнения « Закончи узор», «Измени узор», «Исправь ошибку».
- копирование элементов различных видов росписи;
- разработка эскизов к последующим работам по дереву;
- Трафарирование;
- упражнения на выполнение «от руки и на глаз» точек, линий
(прямых, волнистых, тонких, толстых, капелек, мазков);
- составление простейшего растительного орнамента
(расположение элементов по схеме).
Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме - это позволяет уделить максимум внимания каждому ребёнку, особенно при работе на объёмных формах. Затем полученные навыки закрепляются в самостоятельной художественной деятельности детей.
Предполагаемый результат:
Такая целенаправленная системная работа позволяет развивать у детей хороший эстетический вкус, наблюдательность, воспитывает бережное отношение к окружающей среде, т.к. декоративно-прикладное искусство по своим мотивам очень близко к природе.
Реализация данной программы позволяет достичь определённых успехов и в других видах деятельности детей:
- -в математике: лучше соблюдают определенный ритм, симметрию, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента.
- -в развитии речи: наметились успехи при описании видов декоративно-прикладной росписи, с использованием при этом эпитетов, сравнительных оборотов, синонимов, антонимов; дети стали свободно манипулировать художественными терминами и доказывать, обосновывая свою точку зрения.
- - благодаря постоянной работе с различными видами кистей у детей стала хорошо развита мелкая моторика рук.
Кроме того, все без исключения ребята стали с большим уважением относиться к русской национальной культуре.
Организация работы: Занятия проводятся в виде подгрупповых занятий:
Возраст детей:
Количество детей в группе: Количество групп:
Время занятий: Продолжительность занятий:
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
- Основные исторические данные о возникновении декоративной росписи и различных народных промыслах.
Все вводные занятия по ознакомлению детей с историческими данными проводятся в виде игровых путешествий в страну Фантазию, в которую детям помогут попасть игровые персонажи: Матрёшка и Журавушка. Эти путешествия проходят с помощью карты страны Фантазии, с использованием иллюстраций, фольклора, литературных произведений, музыкального сопровождения.
- Диагностические обследования, (см. приложение)
Для выяснения уровня знаний детей мной был разработан комплекс диагностических заданий, помогающий в виде несложных упражнений и заданий, выяснить на какой степени находятся знания и умения детей.
Все упражнения построены по принципу «от простого - к сложному», и не вызывают затруднений в их выполнении у детей.
- Правильная постановка руки для работы по бумаге и дереву.
В связи с тем, что у детей данного возраста (особенно у детей логопедических групп) слабо развита мелкая моторика рук, очень важно сразу научить ребёнка правильно держать кисть руки и кисточку.
Для занятий такого типа нужно стремиться к тому, чтобы рука ребёнка была подвижна как циркуль, поэтому необходимо держать кисть руки не наклонно, как при работе с карандашом, а строго вертикально к поверхности. Для выполнения этой задачи, в начале каждого занятия с детьми проводятся комплексы пальчиковой гимнастики, и физкультминутки.
В конце упражнений детям предлагается выполнение простейших мазков с постепенным переходом к более сложным.
- Знакомство с различными видами росписи.
Все занятия по ознакомлению детей с различными видами росписи (народным изобразительным искусством) будут проводиться по одной схеме:
- Вводное занятие, где дети рассматривают изображения, относящиеся к данному виду росписи, отвечают на вопросы о цвете, разнообразии элементов орнамента (геометрического или растительного); делятся своими впечатлениями, пробуют самостоятельно прорисовать те или иные узоры.
- Рассматривание конкретных элементов узора (букета) орнамента. Выполнение копирования несложных узоров с последующим усложнением. Узоры выполняются сразу кистью, без предварительного прорисовывания карандашом.
Обучение составлению композиции знакомство со схемами расположения узоров (если такая имеется).
Знакомство с русским национальным костюмом и ажурностью орнамента при выполнении кокошников (русского национального головного убора).
В начале этой работы дети знакомятся с произведениями художников- иллюстраторов по русским народным сказкам, обращая внимание на особенности костюма: «Алёнушка», «Спящая красавица», «Царевна- Несмеяна» В.Васнецова; «Царевна-лебедь» М.Врубеля.
На занятиях такого вида предполагается использовать произведения П.И.Чайковского, Римского-Корсакова. Дети выполняют задания по созданиям эскизов ткани, подбору орнамента каймы, выполняют ажурный узор из мелких бусин с помощью техники «тычка».
Обучение каргопольскому букетному письму.
- знакомство с историей возникновения промысла;
- обучение основным элементам письма: букетной симметричной веточке, включающей в себя только реально существующие цветы и ягоды;
- сравнение каргопольской и хохломской росписи;
- выполнение простейших композиций в стиле каргопольского букетного письма.
Выписка отдельных элементов узора. Обучение тонированию.
Роспись трафаретов изделий - Трафарирование.
Знакомство с методом «тычка», дающее детям представление о специальных приспособлениях, используемых русскими мастерами. Рисование пальцем, ладошкой - используется для того, чтобы избавить ребёнка от страха перед работой с красками, для экспериментирования в данной области искусства.
Обучение тонированию и подбелке.
Тонирование.
Этот вид деятельности необходим для того, чтобы работы детей соответствовали различным видам росписи. Следует знать, что тонирование можно производить:
- тушью,
- гуашью,
- акварелью;
Фоновая краска должна быть густой, ложиться ровно, без проплешин и наноситься 2 раза в разных направлениях, между нанесением которых фон должен обязательно просохнуть.
Подбелка.
Такой вид работы используется перед началом работы лёгкими прозрачными красками, такими как акварель, жёлтая или оранжевая гуашь. Делается это для того, чтобы краски на готовом изделии не выглядели тусклыми или «грязными» и через них не просвечивал основной фон изделия. На заранее подготовленный рисунок, выполненный в карандаше, сделанный на каком-либо цветном фоне (только не белом), наносится рисунок белой гуашью. После высыхания этот рисунок раскрашивается в соответствии с замыслом работы. Следует помнить, что после использования подбелки, при работе цветными красками нужно использовать минимальное количество воды.
История возникновения Русской Матрёшки.
( Семёновская, Полхов - Майдан)
Занятия по ознакомлению детей с работами русских мастеров - матрёшечников также проводятся в виде путешествий по стране Фантазии. На занятиях в виде сказок, в доступной форме детям даются знания о промысле; ребята находят сходство и различия между матрёшками разных мастеров. Дети учатся образно и выразительно высказывать своё мнение об этом виде народного творчества.
В конце обучения проводится итоговое занятие в виде викторины.
Знакомство с элементами мазковой техники и методом «размывания цвета».
Занятия такого вида являются одними из самых сложных из всего курса обучения и требуют от ребёнка определённых навыков и достаточно хорошо развитых мышц руки.
В процессе обучения дети рассматривают работы и изделия гжельских и жостовских мастеров, где используется мазковая техника. На занятиях учатся правильно распределять краску по кисти (по краю её должно быть больше, а к середине - меньше), выполняют упражнения пальчиковой гимнастики — для укрепления мышц рук. Перед выполнением основных элементов узора дети выполняют упражнения по правильному воспроизведению линий, обращая особое внимание на переход тона внутри мазка. Затем выполняют простейшие мазки различных типов, тонов и оттенков, учатоя оформлять трафарированные изображения различных предметов. Знакомятся с техникой «размывания цвета».
Роспись деревянных заготовок.
( яйца пасхальные, разделочные доски, сувениры для родителей)
Эти занятия предполагается приурочить к весенним, пасхальным и другим праздникам, чтобы поддерживать у детей чувства приверженности к народным истокам и традициям. Такие занятия
помогают детям прочувствовать значимость работы сделанной своими руками, проявить творчество, терпение, труд.
Занятия по непосредственной росписи по дереву проводятся индивидуально, чтобы было возможно оказать каждому ребёнку конкретную помощь в выборе стиля, сюжета, составлению эскиза на бумаге, а затем на объёмной деревянной поверхности. Это связано с тем, что дерево - совершенно несхожий с бумагой, объёмный , сложный материал, не допускающий ошибок. И работа на нём должна проводиться с большой аккуратностью и терпением.
Знакомство с орнаментом.
1. Введение в словарь общих понятий: орнамент, ритм, симметрия, цвет;
2.3накомство с видами орнамента: геометрический, растительный;
3.Ознакомление с принципами построения орнамента: схемы; 4.3накомство с элементами, составляющими орнамент:
- линии (прямые, волнистые, сплошные, прерывистые, зигзаги);
- геометрические фигуры: квадраты, ромбы, круги, овалы, треугольники; звёзды и снежинки, штрихи, дуги, спирали;
- растительные: капельки, листья, усики, завитки, криули, бегущая волна.
5. Практическая зарисовка элементов различных видов росписей.
Во время оценивания детских работ используются развёрнутые, обоснованные ответы детей, участвуют игровые персонажи, выдаются поощрительные призы.
Этапы работы:
- составление конкретного замысла работы;
- выполнение эскиза работы сначала в карандаше, затем в цвете со всеми дополнительными элементами на бумаге;
- нанесение тона на деревянной заготовке;
- нанесение подбелки (если это необходимо);
- роскрышь деревянной заготовки в соответствии с эскизом.
ВСЕ РАБОТЫ ПО ЛАКИРОВАНИЮ ДЕТСКИХ ИЗДЕЛИЙ ПРОИЗВОДЯТСЯ РУКОВОДИТЕЛЕМ СТУДИИ, ТОЛЬКО ВО ВРЕМЯ ОТСУТСТВИЯ ДЕТЕЙ И В ПРОВЕТРИВАЕМОМ ПОМЕЩЕНИИ.
№ п/п | ЭТАПЫ РАБОТЫ (старший возраст) | ЧАСЫ |
I КВАРТАЛ | ||
1 | Что такое декоративно-прикладная роспись. Основные исторические | 1 час |
сведения о её возникновении. | ||
2 | Диагностика детей. | 4 часа |
3. | Правильная постановка руки для работы по бумаге и дереву с | постоянно |
использованием пальчиковой гимнастики | ||
4 | Знакомство с дымковской, филимоновской росписью. | |
- обучение составлению орнаментов; | 3 часа | |
- обучение работе по трафарету и копирование различных узоров в полосе; | 3 часа | |
- составление предварительных эскизов; | 2 часа | |
- выполнение работы на нестандартных формах; | 4 часа | |
II КВАРТАЛ | ||
1 | Знакомство с творчеством мастеров Гжели. | |
- основные исторические сведения; знакомство с фольклором; | 1 час | |
- изучение основных элементов росписи и их прописывание; | 3 часа | |
- обучение технике «размывания» мазка; | 3 часа | |
- составление композиции, копирование и роспись гжельских силуэтов; | 3 часа | |
- составление эскизов работы; | 1 час | |
- роспись объёмных форм гжельскими узорами. | 4 часа | |
2 | Знакомство с творчеством Городецких мастеров. | |
-основные исторические сведения; знакомство с фольклором; | 1 час | |
- обучение составлению промежуточных и дополнительных цветов, путём | 2 часа | |
смешивания различных красок; | ||
- изучение и прописывание цветочных элементов и орнаментов; | 3 часа | |
- обучение составлению композиции и технике нанесения «оживок»; | 3 часа | |
- работа по трафаретным формам Городецких изделий; | 2 часа | |
3 | Знакомство с русским национальным костюмом. | |
- рассматривание работ художников-иллюстраторов по русским народным | ||
сказкам; | 1 час | |
- рассматривание картин «Алёнушка», «Царевна-Несмеяна»; | 1 час | |
- обучение детей созданию эскизов ткани костюма, подбирая орнамент | 2 часа | |
каймы. | ||
III КВАРТАЛ | ||
1 | Знакомство с историей возникновения русской Матрёшки. | 1 час |
- обучение детей рисованию лица Матрёшек; | 2 час | |
- роспись силуэтов матрёшек на бумаге ( выбор цвета и построение | 2 часа | |
орнамента произвольное) | ||
2 | Знакомство с изделиями Хохломских мастеров. | |
- основные исторические сведения; знакомство с фольклором; | 1 час | |
- изучение и прорисовывание мелких элементов, составляющих узоры; | 2 часа | |
- обучение накладыванию цвета на цвет; | 2 часа | |
- знакомство с составлением простейших узоров из мелких элементов; | 3 часа | |
- работа по трафаретным формам (хохломские ложки, мисочки, ковши) | 3 часа |
№ | ЭТАПЫ РАБОТЫ (подготовительная группа) | ЧАСЫ |
п/п | ||
I КВАРТАЛ | ||
1 | Диагностика детей. | 4 часа |
2 | Закрепление знаний детей о Дымковской и филимоновской росписи. | 1 час |
Знакомство с каргопольской росписью в сравнении с дымковской. | 1 час | |
- обучение рисованию основных элементов росписи, с выделением их | 2 часа | |
особенностей, расположении линий и элементов узора; - обучение рисованию тонких линий с регулированием силы нажима; | 2 часа | |
- рисование узора «сеточка», сплошных и волнообразных линий различной | 2 часа | |
длины и толщины; - знакомство с техникой работы «тычком»; | 2 часа | |
- составление орнамента в полосе, круге и на нестандартных формах, используя ранее изученные элементы с постепенным усложнением. | 4 часа | |
2. | Правильная постановка руки для работы по бумаге и дереву с | постоянно |
использованием пальчиковой гимнастики | ||
II КВАРТАЛ | ||
1 | Закрепление знаний о творчестве Гжельских мастеров. Рассматривание | 1 час |
изделий Гжели. - знакомство с цветом и его оттенками, используемыми мастерами Гжели; | 2 часа | |
- закрепление знаний о растительном орнаменте, обучение рисованию бутонов и цветков розы, используя базовые знания об элементах мазковой | 3 часа | |
техники; технике «размывания цвета»; - обучение рисованию орнаментов, включающих завиток с использованием кистей различной толщины; | 2 часа | |
- составление композиции, роспись силуэтов посуды, включая ранее | 1 час | |
изученные элементы; - составление эскизов работы; | 1 час | |
- роспись объёмных форм гжельскими узорами. | 3 часа | |
2 | Знакомство с русским национальным костюмом. - национальный головной убор - кокошник; | 1 час |
- выполнение эскизов национальных костюмов с использованием | 3 часа | |
каргопольского букетного письма; обучение распределению элементов по | ||
схеме. | ||
3 | Знакомство с творчеством Городецких мастеров. - закрепление знаний об основных особенностях Городецкой росписи, | 2 часа |
построении элементов и орнаментов; - обучение рисованию Городецкого петушка; | 2 часа | |
- составление композиции, прорисовка эскиза; | 1 час | |
- роспись разделочной доски Городецким орнаментом. | 3 часа | |
III КЙАРТАЛ | ||
1 | Знакомство с творчеством мастеров Жостова в сравнении с Гжелью. | 1 час |
- обучение выполненйк) работы на тонированной бумаге с использованием | 2 часа | |
приёма «подбелки»; - составление композиции, включающей в себя все известные элементы, а | 2 часа | |
также овощи и фрукты, и расположение их по схеме; - составление букета дополненного ягодами и фруктами; дополнение | 2 часа | |
работы бликами, оживками, наложением цвета на цвет. - выполнение работы на нестандартной форме. | 2 часа | |
2 | Закрепление знаний о творчестве Хохломских мастеров. | 2 часа |
- закрепление навыков рисования мелких элементов, составляющих | 1 час | |
хохломские узоры; | 3 часа |
| ||
3 | Знакомство с матрёшками Семёнова и Полхов-Майдана. | |
-основные исторические сведения; знакомство с фольклором; | 1 час | |
- обучение рисованию основных элементов, правильному использованию | 2 часа | |
цвета, построению композиции; | ||
- закрепление умений рисования лица Матрёшки; | 1 час | |
- рисование Матрёшек на трафарированных формах. | 1 час |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- «Основы народного декоративно-прикладного искусства»
Ю.Г.Дрожжин. - «Народное искусство в воспитании детей» Т.С.Комарова
- Энциклопедия «Техники и приёмы народной росписи» Н.Величко
- «Знакомство с русской народной росписью» Скоролупова
- «Методика преподавания росписи Матрёшки» Н.Н.Алексахин
- Программа воспитания и обучения в ДОУ
- «Основы изобразительного искусства
и методика руководства изо-деятельностью» В.Б.Косминская
- «Мотивы народных орнаментов» З.А.Богатеева
- «Практические рекомендации в работе по росписи» М.А.Русина
- «Играем пальчиками» М.Цвынтарный
- «Дидактические игры по ознакомлению детей с изобразительным
искусством» И.Л.Саво
1. Выполнение от руки кистью различных видов линий: прямые,
волнистые, прерывистые, зигзаг.
Упражнение «Море»,
Детям предлагается представить, что они отправляются на прогулку к морю:
- Мы идем по длинной, ровной дорожке ( выполняется прямая линия от
одного края листа до другого; желательно, не отрывая кисти от листа). - Мы выходим к морю и видим, то море спокойно и на воде появляется рябь
(выполняется прерывистая линия «пунктир» от одного края листа до другого) - Подул лёгкий ветерок, и на море появились небольшие волны (выполняется
мелкая волнистая линия). - Ветер подул сильнее, и волны стали большими (выполнение волнистой
линии с крупными элементами). - Чтобы удержаться от ветра и вернуться домой, нам необходимо забраться
по крутому склону ( выполняется линия-«зигзаг», желательно не отрывая
кисти от листа). - По ровной дорожке мы возвращаемся домой (упражнение с прямой линией)
Высокий уровень - ребёнок хорошо видит горизонтальную линию и выполняет задания
аккуратно и тщательно, выдерживая ритмичность узора.
Средний уровень - ребёнок не совсем придерживается горизонтальной линии, не чётко
прослеживает ритмичность рисунка, не доводит линию до конца
листа.
Низкий уровень - ребёнок не держит горизонтальную линию, не может контролировать
ритм движений своей руки - все изображения «съезжают» вниз к
краю листа.
2. Выполнение простейшего геометрического орнамента (кольца, круги, точки, сеточка).
Упражнение «Ателье».
Дети идут на экскурсию в ателье, и им предлагается подобрать различную
ткань для одежды.
- К детям приходит повар и просит принести ему ткань для колпака с
узором из колечек и «бубликов» (дети рисуют кольца по всему листу
бумаги, произвольно выбирая цвет и расположение). - К детям приходит кукла и просит дать ей ткань на платье в крупный и
мелкий горошек (дети выполняют круги и точки между ним выполняя
работу способом чередования; модно использовать два цвета по
желанию ребёнка). - К детям приходит строитель и просит подобрать ему клетчатую ткань
на рубашку (дети выполняют сначала горизонтальные, а затем и
вертикальные линии, стараясь выдерживать расстояние между ними
(расстояние выбирается детьми произвольно), можно использовать линии
наискосок, чтобы получились ромбы).
Высокий уровень - Ребёнок выполняет круги, кольца и точки близкие по размеру, яркие
по цвету, выдерживая расстояние между ними. При узоре «сеточка»
линии ровные, прямые, ярко насыщенные, выполненные в одном
ритме.
Средний уровень - Ребёнок выполняет круги, кольца и точки различные по размеру;
затрудняется в создании насыщенных цветов, плохо выдерживает
расстояние между элементами узора. При узоре «сеточка» линии
неяркие, расплывчатые.
Низкий уровень - Ребёнок испытывает затруднения при выполнении узоров, не
выдерживает форму круга, плохо разводит краски для выполнения
насыщенного рисунка (много воды). Узор «сеточка» сливается или
«уходит» в угол листа.
3. Выполнение простейшего растительного орнамента (листики, цветы,
травка, капельки, ягодки).
Упражнение «Продолжи узор».
Детям выдаются листы бумаги с незаконченными элементами узора, и
предлагается продолжить узор до конца строки. Выбор цветового решения
для рисования ягод, цветов выбирается детьми произвольно.
Высокий уровень - Ребёнок хорошо выдерживает горизонтальную линию; тщательно
старается вырисовывать форму листика, цветка, и.т.д. выполняет
работу ярким насыщенным цветом.
Средний уровень - Ребёнок выдерживает горизонтальную линию, но выполняет
элементы узора различные по величине и цветовой насыщенности,
не сохраняя форму элементов.
Низкий уровень - Ребёнок не выдерживает горизонтальную линию; плохо может
продолжить узор, не может повторить элементов, изображение
очень крупное, неравномерное, «уходит» в разные стороны.
Упражнение «Украсим скатерть» , «Украсим праздничное блюдо».
Детям предлагается украсить две формы: круглую и квадратную.
Перед началом работы необходимо выяснить, как могут располагаться узоры
(в центре, в углах, по краям от центра, использование окантовки по краю,
чередование узоров).
Детям показывается демонстрационный материал, который затем убирается.
В последствии детям предлагается продумать свою работу, выбрать вид
орнамента, который они собираются использовать (геометрический,
растительный) подобрать цвет, размер элементов, их симметричность.
Высокий уровень - ребёнок умеет представить свою работу в целом, распланировать
расположение элементов, продумать чередование, способен, хорошо
подобрать цветовую гамму и аккуратно выполнить задуманное,
тщательно прописывая элементы узора.
Средний уровень - ребёнок видит центр, углы, края, но затрудняется распланировать
расположение элементов, выполняет их не аккуратно. Элементы
различаются по размеру, не продумывает цветовое решение.
Низкий уровень - ребёнок затрудняется в нахождении центра, углов и.т.д., не может
симметрично расположить элементы, изображает их различными по
размеру, ненасыщенными по цвету, не в состоянии распланировать
последовательность своей работы.
- Ориентировка (различение и сравнение) различных видов росписи: дымковская и каргопольская; гжель и жостово; хохлома и Городец.
Упражнение - сравнение.
Дети сравнивают два вида росписи и выполняют работы по их мотивам:
- называют вид народного искусства;
- описывают каждую работу (игрушку);
- сравнивают обе работы (игрушки), выделяя их сходства и различия.
- выражают своё отношение;
- выполняют узор по мотивам каждой росписи на вырезанном из бумаги силуэте.
Высокий уровень - правильно называет вид росписи, описывает его. Может ярко
выразить и обосновать своё отношение к данному виду искусства. Выполненный ребёнком узор соответствует правилам росписи на двух рисунках. Роспись завершена на обеих работах.
Средний уровень - называет вид росписи не точно, только с помощью воспитателя
называет лишь некоторые признаки; указывает сходство и различие только по одному признаку; высказывает своё мнение положительно но не обоснованно; выполненный узор частично не соответствует, есть погрешности в использовании цвета, формы, построении композиции.
Низкий уровень - при ответе на вопрос молчит (сомневается); совсем не называет признаков, не проводит сравнение, не даёт оценки; отношение часто безразличное; в работе присутствуют большие несоответствия не может дать характеристику виду росписи; завершённость работы составляет 1/3.
- Знание русских народных сказок .потешек, загадок и их выразительное рассказывание.
В начале года проводится игра «Коробейники».
«КОРОБЕЙНИКИ»
Цель: В роли коробейников дети выступают по очереди. Одни надевают через плечо короб, в котором лежат большие карты с изображением вниз. Коробейник берет картинку, описывает ее: из какого материала сделан предмет, какого цвета. Перечисляет элементы этого промысла, для чего предназначен, не показывая детям. Тот, кто правильно угадал и правильно назвал, получает покупку.
Высокий уровень - Ребёнок описывает предмет, знает к какому виду
декоративно-прикладного искусства он относится, из чего сделан, какого цвета, какие особенности узора и где используется.
Средний уровень - Ребёнок может всё рассказать только с помощью воспитателя. Низкий уровень - Мочит, затрудняется с ответом на вопросы воспитателя.
В конце года проводится упражнение «Узнай и расскажи по картинке».
Детям предлагается рассмотреть картинки из сказок, рассказать о чём могут говорить герои, вспомнить с помощью иллюстраций потешки, рассказать стихи о различных видах росписи (разученные в течении года).
Высокий уровень - Ребёнок легко передаёт содержание речи героев и сюжет сказки;
рассказывает выразительно, эмоционально. Знает стихи о видах росписи, потешки, загадки.
Средний уровень - Ребёнок передаёт содержание сказок, диалоги героев с помощью воспитателя, затрудняется вспомнить (самостоятельно) загадки и потешки; путает и неуверенно знает стихи о видах росписи.
Низкий уровень - ребёнок не передаёт содержание сказок, больше молчит, не знает стихов и потешек, а если и отвечает, то с помощью воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...
Программа художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста «Лебёдушка»
Ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста "Музыкальная студия "Звонкие голоса"
Особенность программы в том, что она разработана для детей дошкольного возраста, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети имеют разные стартовые способности. В данн...
Рабочая программа на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках театральной студии "Мыльная феерия"
В рабочей программе отражены принципы и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста на развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков....
Дополнительная общеобразовательная - общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Бумажные фантазии»
Цель программы – ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как...
Комплексная адаптированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Территория творчества» (с изменениями и дополнениями)
Комплексная адаптированная дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Территория творчества» (далее &ndash...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения....