Проект " Сюжетно-ролевые игры в средней группе ДОУ"
проект (средняя группа) на тему
Проект " Сюжетно-ролевые игры в средней группе ДОУ"
Цель проекта: формирование и развитие речевых навыков через сюжетно – ролевую игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект " Сюжетно-ролевые игры в средней группе ДОУ" | 303.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
Сюжетно-ролевые игры в средней группе
Воспитатель средней группы «Капелька»:
Брежнева А.Г.
МБДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида»
Гатчина
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕВведение 2
I Теоретическое обоснование проекта 3
II Календарно-тематический план реализации проекта 5
III Заключение 11
IV Список использованных источников 12
V Приложение 13
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – это возраст игры. Одной из основных в детской игровой деятельности является сюжетно- ролевая игра. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая либо воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.
Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно- ролевой игре является подбор разнообразных игрушек. Однако на ряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, дети используют в игре предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т.д.). По мере овладения сюжетно- ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать в игре предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
Проблема: Одной из основных задач воспитания и образования является развитие связной речи и формирование речевой культуры дошкольников. Однако, развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра, так как именно в ней интенсивно развивается речевая активность детей.
Цель: Формирование и развитие речевых навыков через сюжетно – ролевую игру
Задачи:
- Расширение активного и пассивного словаря дошкольников.
- Развитие диалогической речи дошкольников
- Развитие монологической речи дошкольников.
- Уточнение, систематизация и углубление знаний по теме сюжетно-ролевой игры.
- Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к сверстникам.
- Помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта при участии в сюжетно-ролевой игре.
Работа с детьми:
Методы:
- Наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий, видеороликов с изображением людей разных профессий, героев сказок; наблюдения, показ способов их изображения.
- Словесные: беседы с детьми, рассказы о профессиях, семье, чтение художественной литературы, статей энциклопедий, журналов, воспроизведение речевого образца, диалогов.
- Игровые: дидактические, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, создание игровых ситуаций путем моделирования из ткани.
Работа по обогащению предметно-развивающей среды:
Подбор наглядного материала, подбор аудио материала, внесение изобразительных материалов для самостоятельной творческой деятельности детей, пополнение игровых уголков костюмами и атрибутами.
Работа с родителями:
Совместная творческая деятельность детей и родителей, изготовление костюмов и атрибутов к сюжетно-ролевым играм, помощь в оформлении игровых уголков, участие в создании выставок, рекомендации родителям о посещении совместно с ребенком парикмахерской, аптеки, библиотеки и пр.
Срок реализации проекта: Проект является долгосрочным, реализуется в течение одного года.
Участники проекта:
- Дошкольники средней группы
- Родители
- Педагогический персонал
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ
| Виды игр | Предварительная работа | Игровой материал | Задачи совместной игры | Задачи самостоятельных игр детей | |
Совместные | Самостоя- тельные | |||||
С Е Н Т Я Б Р Ь
| «Семья» «Магазин» | «Шофер» «Больница» | Рассказы родителей о своей семье детям. Разговор с детьми. Беседы о маме. Чтение произведений о работе шофера. Родителям сводить детей в «Книжный магазин». Рассматривание картин по теме игр. Экскурсия в мед. кабинет. | Ввести отдел «Подарков». В «Магазин» внести «весы», «витрину». В «Семье» – «пылесос», «телевизор», мелкую кукольную мебель. | Расширить представление детей о продаже товаров в магазине. Закрепить ролевое взаимодействие продавец – покупатель, взаимовежливость. Товар продается за деньги. В игре «Семья» ввести роль «бабушки». Взаимодействие членов семьи. | Учить детей отражать собственное представление о профессии шофера, врача, медсестры, развивать ролевые диалоги. Создавать ситуации для использования игрушек - заместителей. |
О К Т Я Б Р Ь
| «Парикмахерская» «Аптека» | «Семья» «Магазин» «Больница» | Рекомендовать родителям побывать с детьми в парикмахерской. Беседа с детьми о работе парикмахерской. Рассматривать иллюстрации «причесок». Изготовление совместно с родителями детьми игрового материала для игры «Аптека», изготовление одежды для игр «Аптека», «Парикмахерская» | Вывеска «Аптека», «парикмахерская». Одежда для игр, «лекарства», «рецепты», витрины, выставка причесок. | Продолжать расширять представление детей о профессиях. Как называются люди работающие в парикмахерской, «Аптеке», развивать ролевое поведение. Речевые диалоги. Индивидуальная работа с малоактивными детьми. «Обмен ролями» развивать коммуникативные способности детей. | Создавать условия для самостоятельного развития сюжета, поощрять совместные игры детей, умение использовать игровой материал по назначению, беречь игрушки, убирать после игры на место. |
Н О Я Б Р Ь
| «Строители», «Детский сад», «Драматизация сказки», «Теремок» | «Магазин», «Больница», «Семья» | Экскурсия по детскому саду. Чтение произведений «Кем быть». Рассматривание картин и иллюстраций о строителях. Беседа с детьми о труде строителей. Пополнение магазина игрушками – самоделками. Беседа с детьми по теме «Семья». Труд. Поможем «няне», «стирка» белья для кукол. Д/игра «Лечение куклы», «Накормим куклу» | Костюмы к сказке «Теремок», бутафория «сцены», «домик – теремок», обустройство детского сада для кукол. | Передавать образ персонажа в драматизации через речевое подражание. Показать варианты использования строительного материала, развивать устойчивый интерес к использованию «конструктора» в сюжетно – ролевой игре «Автобус», «Пароход», «Самолет». «Зоопарк» и т.д. В игре «Детский сад для кукол». Отразить действия «повара», «муз. рук-ля», «воспитателя», «шофера», «врача». Развивать обыгрывание нового персонажного сюжета в игре «Детский сад», «Строители». Развивать положительные взаимоотношения в игре. | Закреплять и поощрять «ролевое поведение» ролевому взаимодействию в совместных играх. Находить правильное решение в использовании игрового материала. Играть в определенном отведенном для этого месте. Называть сенсорные признаки в качестве предметов «продаваемых» в «магазине». Закрепление положительных эмоций от общения с «врачом» |
Д Е К А Б Р Ь
| «Путешествие на корабле». «Детский сад», Драматизация сказки «Репка» | «Парикмахерская», «Строители» | Экскурсия по детскому саду в прачечную, к швее. Просмотр спектакля старших детей. Рисование любимых сказок. Чтение сказок «Репка», «Колобок». Изготовление костюмов, шапочек, бинокля. Атрибуты, снаряжения «Корабля». Пересказ сказок в ролях. | Оборудование игры и театра: ширмы, костюмы. «Снаряжение» для путешествия. Пополнить прачечную стиральной машиной. Белье для кукол. Мыло. Внести «швейную машинку», магазин №одежда для кукол» | Пополнить знания детей о других городах. Путешествие на «автобусе», «пароходе». О реке Волге. приобщать детей к театрализованной деятельности. Отражать социологические отношения в игре «Детский сад» и «Путешествие». Преодолевать застенчивость. Развивать речевое и пластическое подражание героям сказок. | Создать условия для самостоятельного использования игрового материала. Обозначить себя в роли. Ролевые взаимодействия в современных играх. Поощрять конструктивное творчество детей. Содействовать продолжительности игр через «Телефонный разговор» |
Я Н В А Р Ь
| Поездка в театр на автобусе. Театр «Светофор», «День рождения» посещение кафе. | «Семья», «Детский сад», «Парикмахерская» | Экскурсия в театр «Кузя». Изготовление «подарков» к Дню рождения, изготовление атрибутов для кафе – мороженное из теста, «денег». Рекомендации родителям посещение с детьми «Кафе», «Театра». Чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций. Совместные игры со старшими детьми. | Оборудование кафе – мороженного. Пополнить уголок «Ряжения», шляпками, бусами, бантами. Элементы: украшения одежды. | Закрепить представление детей о театре «артисты», «зрители», «сцена». Правила поведения в театре. Расширить представления детей о социальных взаимоотношениях, забота о друзьях, родственниках. Подготовка к «Дню рождения». Закреплять представления детей о «правилах хорошего тона», вежливые слова, положительные эмоции от общения. | Создать условия для самостоятельной игры детей, умение обыгрывать сюжет взаимодействия в семье, обозначать свою роль. Развивать ролевые речевые диалоги. Творчески использовать игровой материал. Закреплять представления о профессиях. |
Ф Е В Р А Л Ь
| «Скорая помощь», «Аптека» | «Магазин», «Семья» «Больница» | Комплектование сумки «Скорой помощи». Пополнить атрибуты игры «Аптека», «Горчичники», «Витамины», «Рецепты», разговор с детьми. Рекомендации родителям посетить с детьми аптеку, обратить внимание на чистоту, порядок. | Сумка «Скорой помощи», телефон. Магазины «Продукты», «Подарки». Пополнить «Семью» мебелью, посудой, телевизор, мойка, плита и т.д. Комнаты «Кухня», «Спальня», «лекарства» детям, взрослым. | Закреплять представления детей о профессии врача, аптекаря. Передавать ролевое поведение через совместные игры в качестве равного партнера, обмен ролями. Передача способа «социальных отношений», «индивидуальные игры вдвоем с застенчивыми детьми».
| Развивать ролевое взаимоотношение. Использование игрового материала. Оценивать собственное поведение детей в игре в последующих беседах. Поощрять творчество. Развивать коммуникативные взаимоотношения детей. |
М А Р т
| Путешествие на автобусе, «Семья», драматизация сказки «Волк и семеро козлят» | «Строители», «Семья», «Скорая помощь» | Пересказ сказок с детьми в диалогах, монологах. Рассматривание иллюстраций, изготовление костюмов, бутафории. Рекомендации родителей, рассказать о дедушках, бабушках, как о них нужно заботиться. Праздник мам и бабушек.
| Подарки мамам, бабушкам. Внесение костюмов в театр артисты готовят костюмы. Атрибуты к игре в Путешествие. | Обыгрывание игры «Путешествие» во взаимосвязи с другими играми «Семья», «Театр», «Магазин» в совместной игре передавать игровой способ взаимосвязей разных игровых сюжетов. | Формировать заботливое отношение к близким. Переносить полученные знания о строителях в самостоятельной игре, самостоятельно разрешать конфликты, договариваться. Изображать воображаемую ситуацию в игре. |
А П Р Е Л Ь
| «Детский сад», «Зоопарк», «Строители» | «Парикмахерская», «Больница» | Пополнение игрушек – животных: домашних, диких. Чтение произведений Барто, Маршака, Чуковского. Экскурсия в библиотеку. Наблюдения за трудом дворника. Оформление альбома «Домашние и дикие животные» | Пополнить строительный уголок атрибутами: веревки, дощечки, средства связи, игрушки – животные, детский сад, игрушки – заменители из природного материала. | Закреплять представления детей о работниках детского сада, воспитывать заботливое отношение к животным, пополнить знания детей о местах обитания. Ввести роль «начальника стройки», «строителя», рабочий день, перерыв, поощрения за труд – деньги, благодарность. | Отражать социальные отношения в совместных играх, устойчивый интерес к ролевым взаимодействиям. Коммуникативные возможности, ролевые диалоги. |
М А Й
| «Светофор», «Театр», «Библиотека» | «Детский сад», «Семья». Бытовые игры | Изготовление атрибутов для игры «Светофор». Устройство библиотеки. Театр «Кузя» рассказы детей о посещении театра, рисунки детей о театре и «улице города» | Макет улица, перекресток, светофор, транспорт. Ввести настольный театр по знакомым сказкам. | Обогащение представлений детей о ПДД. Пешеход – водитель. Правила поведения на дороге. Интерес детей к театру, народному творчеству. Формы общения, поведения. Сохранять ролевое поведение в разных игровых ситуациях, через совместные игры в роли партнера. | Закреплять и расширять представления детей об окружающем мире, отражать его в плане собственных представлений. Развивать в игре положительные взаимоотношения детей в игре. Применять знания полученные в игре в реальной жизни. |
III ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, разговаривает с другими участниками игры, согласовывает совместные действия, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин, или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т. п. Поэтому ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.
Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющая игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается. Д. Б. Эльконин, сделавший большой вклад в изучение игры дошкольников, писал, что в игре у детей возникает чрезвычайно богатая речевая связь, которая освобождает речь детей от ситуационной связности. Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью речи от вещей и предметных действий к свободе слова от реальной, воспринимаемой ситуации. Именно в этом «освобождении слова» и состоит значение игры со сверстниками для речевого развития детей.
IV СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 2009.
- Н.А. Атарщикова, И.А. Осина, Е.В. Горюнова, М.Н. Павлова. Развернутое перспективное планирование по программе под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (средняя группа). – Волгоград, 2010.
- Н.А.Стародубова. Теория и методика развития речи дошкольников.- М, 2006.
- С.А.Козлова, Т.А.Куликова. Дошкольная педагогика.- М, 2006.
V ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»
Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе.
Задачи:
- Учить воспроизводить образы и диалоги данных персонажей из сказки, эмоционально передавая характер персонажей.
- Развитие у детей на конечном этапе навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения.
- Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей.
- Формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки.
- Постепенно переводить к более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового , играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
Предварительная работа:
- Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определенные роли, приготовить шапочки и атрибуты.
- Беседы о героях «Волк и семеро козлят» с использованием иллюстраций, рассматриванием картин.
- Чтение художественной литературы, сказки «Волк и семеро козлят».
- Прослушивание музыкальной сказки.
Работа с родителями:
Со стороны родителей была оказана помощь в оформлении игровых уголков «Магазин», изготовлении шапочек героям сказки, атрибутов.
Ход игры:
- Организация и цель игры.
-Давайте поиграем в сказку. Для этого представим, что вы козлятки…
(Распределение ролей, шапочек, атрибутов, сооружение домика, леса)
- Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» (музыкальной)
Исполнение ролей, диалогов, танцев, передавая характерные особенности героев сказки.
Сценки:
- коза с козлятами
- козлята одни дома
- волк возле дома козы
- волк и петушок
- волк обманул козлят
- волк уводит козлят в лес
- коза возвращается и ищет козлят
- дружба волка с козлятами
3. Придумывание нового сюжета сказки.
- Волк стал добрым, козлята решили угостить его чаем, пригласить в гости. (Организация чаепития: самовар, чашки, сушки)
4. Итог сказки.
Фотовыставка по сюжетно-ролевой игреПо теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей средней группы
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей средней группы...
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей средней группы
Картотека оформлена в виде презентации, с целями, с осписанием предварительной работы и возможных сюжетов....
Проект сюжетно-ролевой музыкальной игры "Музыкальный магазин "
Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества....
Карточки сюжетно-ролевых игр для детей средней группы
Карточки сюжетно-ролевых игр для детей группы 4 до 5 лет...
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей средней группы «Сказка»
Очень интересные сюжетно-ролевые игры для детей средней группы...
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей средней группы.
Современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию....
Комплекс сюжетно-ролевых игр на год. Средняя группа детского сада.
Сюжетно-ролевые игры это - игры, в которых ребенок, входе игры, примеряет на себя поведение, отношения и действия окружающих взрослых людей. Таких игр невероятно много, потому что сюжеты для них ...