Метод моделирования и ТРИЗ как средство развития познавательной активности и экологических представлений у дошкольников
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Ванина Елена Александровна

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематичными изображениями, знаками, символами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.odt30.93 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд №2

      Природа- первооснова красоты и величия. Мы не её владыки, а природа- не наша раба. Мы её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. По словам В.А.Сухомлинского: «Чтобы ребёнок научился понимать красоту, читать её язык, беречь её богатство, нужно прививать эти чувства с раннего детства».

       Эти слова стали моим девизом всей педагогической деятельности. Главным направлением в работе стало формирование экологических представлений дошкольников через моделирование и ТРИЗ.

       Экологическое образование- это огромный потенциал развития ключевых компетенций и познавательных процессов у детей. Мы учим детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии- всё это позволяет нам готовить их к дальнейшему успешному обучению в школе. И в этом нам помогает метод моделирования.

Слайд №3

        Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и дошкольника. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематичными изображениями, знаками, символами.  Цель моделирования в экологическом воспитании  – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

 Слайд№4,5,6

        Для достижения цели мы решаем следующие задачи:

1. Формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными путем моделирования;

 2.Формирование экологически грамотного поведения в быту и природе;

3. Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе с помощью моделей и учета этого в их практической деятельности;

4. Развитие творчества, воображения, мышления, внимания;

5. Обучение азам элементарной экологической безопасности;

6.Воспитание у детей заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.

Слайд№7 

         В своей работе мы используем три вида моделей:

         Предметные модели – они помогают воспроизводить структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это разные предметы и конструкции( аквариум, домашние животные, лес, пустыня, круговорот воды в природе, космос и другие)  

Слайд№8

         Предметно-схематические модели – в них существенные связи и отношения представлены в виде предметов –макетов. Например, полоски зелёного цвета мы использовали при абстрагировании цвета листьев; геометрические фигуры – форма листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая) – при замещении характера поверхности части растений листьев, стебля ( автор модели Н.И. Ветрова). А модель – макет, предложенная С.Н.Николаевой, для усвоения понятия «мимикрия», помогла детям понять значение покровительственной окраски животных.В работе использовала модели потребностей растений в свете, тепле ( автор Н.А.Хайдурова); модель для ознакомления с комнатными растениями (автор Н.И.Ветрова).

Слайд№9

         Графические модели – были использованы мной, для того, чтобы обобщённо (условно) передать признаки, связи и отношения природных явлений. Это всевозможные календари погоды, таблицы фиксации продолжительности дня, модели года, модели, отражающие существенные наглядно- воспринимаемые признаки данной системы, группы ( модели «Рыбы», «Птицы», Насекомые», «Звери», «Живое» и др.)

Слайд№10

      Чтобы вызвать желание, заинтересованность у детей, используем различные виды игр: - ролевые экологические игры, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности;- имитационные экологические игры, основанные на моделировании экологической деятельности;- игры - путешествия, с помощью которых дети попадают в те климатические зоны, которые находятся  за приделами их поля зрения;- дидактические игры, которые  дают детям дополнительную информацию об окружающем мире, помогают закрепить имеющиеся знания и представления.    Перечисленные игры способствуют  развитию интереса  к экологической деятельности, познанию её, развитию личностных качеств  ребенка: самостоятельности, целенаправленности, поисков действий, стремления к достижению  положительного результата, находчивости.

Слайд№11

   Таким образом, результаты  показывают, что применение метода моделирования при систематизации знаний дошкольников об окружающем дает ощутимые положительные результаты, а именно:

- позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;

- положительно влияет на развитие речи, обогащает словарный запас;

- улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;

- повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;

  • формирует цельное представление об экосистемах и временах года.

  Все вышеперечисленное становится возможным, прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития старшего дошкольника, и прежде всего, наглядно-образному характеру его мышления. Установлено, что применение метода моделирования является возможным в связи с уровнем умственного развития дошкольников старшего возраста.

Слайд№12   

          Кроме этого в своей работе мы активно применяем метод ТРИЗ. ТРИЗ- это творческое решение изобретательных задач. В дошкольном возрасте, находясь на первом этапе развития воображения, мы используем на занятиях такие методы активизации мышления: морфологический анализ, метод синектики, метод фокальных объектов, метод проб и ошибок, разрешение противоречий использования ресурсов, а также различные приёмы фантазирования. Элементом занятия, направленного на развитие творческого воображения (РТВ), являются нетрадиционные формы рисования, аппликации: ладошками, пальчиками, ватными палочками и т. д. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз- творчество во всём: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.

Слайд№13

    Сегодня мне бы хотелось остановиться на следующих методах развития творческого воображения: метод синектики (личная аналогия- эмпатия). Умение перевоплощаться в другой образ и посмотреть на мир его глазами. (В образе птицы).

Слайд№14

   Метод фокальных объектов: признаки нескольких случайно выбранных объектов переносятся на рассматриваемый (фокальный, т. е. находящийся в фокусе внимания ) объект.(фантастическое животное).

       Приемы фантазирования: «Если бы я был волшебником?», «Чего на свете не бывает?», «Кто кем был?».

Слайд№15

      Метод разрешения противоречий: ответ на вопрос: «Как сделать так, чтобы противоречие ушло?», игра «Хорошо – плохо», «Пересади кактусы». Ребенок учится находить нужные решения поставленной задачи через выявление и формирование противоречий.

Слайд№16

   Особый интерес вызывает у детей ММЧ( метод маленьких человечков). Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.

Слайд№17

Таким образом, модели и моделирование, ТРИЗ позволяют демонстрировать существенные экологические  связи в природе, поэтому процесс моделирования и использование готовых моделей является методом экологического воспитания.Так, в свободной обстановке игры дети усваивают элементарную символику окружающей действительности, что позволяет им систематизировать знания об окружающем мире и понять, что человек не может существовать отдельно от природы. Если человек исчезнет с Земли, то природа не погибнет, но если одна из других частей живой природы исчезнет, может погибнуть остальной мир, в том числе и человек. Все взаимосвязано в природе, и человек должен бережно относиться к окружающему миру.Таким образом, моделирование является важным средством формирования у дошкольников разнообразных представлений о природе, в частности о взаимосвязи животных и среды обитания, о роли человека в их жизни. Оно успешно дополняет наблюдения за природой, существенно расширяет круг явлений, которые доступны познанию дошкольников. Моделирование   является одним  из эффективных  методов ознакомления детей с природой.

   Литература

1. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада/ А.А.Каменева и др.- М.,1983

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.,2000
  2. Кондратьева Н.Н. «Мы» Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2001

4. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.,1995

 5. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.-  М.,2006

  1. Умственное воспитание детей дошкольного возраста./ Под ред. Н.Н.Поддьякова.-М.,1984
  2. Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста/ сост.Н.М. Шкляева, М.Ф.Мангушева.-Г.-2009.-107с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектирования - средство развития познавательной активности дошкольников

Изпользование метода проектирования в дошкольном образовании....

«Экспериментально-исследовательский метод, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Огромное значение в развитии ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск, приобретение  зна...

Тико-моделирование как средство развития познавательной активности дошкольников

laquo;Конструируя, ребёнок действует как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта»Жан Жак Пиаже (Швейцарский психолог и философ) Большинство детей просто обожают констру...

Проект «Детская универсальная Steam-лаборатория, как средство развития познавательной активности и научно-технического творчества дошкольников»

Образовательная модель STEAM – это один из трендов в мировом образовании, который подразумевает смешанную среду обучения, и показывает ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседне...

Метод маленьких человечков средство развития познавательной активности ребенка дошкольника.

Метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ, который помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стим...