Построение РППС по ФГОС ДО
методическая разработка по теме

Климова Марина Валентиновна

В современных условиях. с принятием ФГОС ДО одним их главных показателей качества дошкольного образования учреждения является развивающая предметно-пространственная среда. организация современного педагогического процесса в каждой конкретной образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования. требует от педагогических коллективов создания своеобразной материальной среды.

В Федеральном государственном образовательном стандарте красной линией проходит задача: совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации, развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наибрлее полную реализацию себя.

Неоспоримым фактом является то, что предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Научные исследования педагогов и психологов подтверждают, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.

Процесс индивидуализации предполагает, что каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения поставил перед собой первостепенную задачу: создать условия для воспитания, обучения и рназвития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставить возможность проявить свою индивидуальность и творчество. Таким образом, организовывать развивающую предметно-пространственную среду в ДОУ с учетом ФГОС  мы намерены так, чтобы дать возможность наиболее активно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Приступая к реконструкции РППС необходимо соблюдать важное условие: среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Построение РППС по ФГОС ДО

В современных условиях, с принятием ФГОС ДО одним из главных показателей качества дошкольного образования учреждения является развивающая предметно–пространственная среда. Организация современного педагогического процесса в каждой конкретной образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования, требует от педагогических коллективов создания своеобразной материальной среды.

В Федеральном государственном образовательном стандарте красной линией проходит задача: совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации, развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полную реализацию себя.

Неоспоримым фактов является то, что предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Научные исследования педагогов и психологов подтверждают, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

Процесс индивидуализации предполагает, что каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения поставил перед собой первостепенную задачу: создать условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставить возможность проявить свою индивидуальность и творчество. Таким образом, организовывать развивающую предметно - пространственную среду в ДОУ с учетом ФГОС мы намерены так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Приступая к реконструкции РППС необходимо соблюдать важное условие: среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Изучив теоретический материал по организации РППС, педагогический коллектив детского сада пришел к выводу, что в соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда групп должна обеспечивать:

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы;
  • наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития 9 видов детской деятельности;
  • охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей развития каждого ребенка любого возраста;
  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых: во всей группе, в микро группах, а также детей разного возраста;
  • двигательную активность детей с учетом личностных потребностей;
  • возможность для уединения;
  • реализацию индивидуальных запросов, потребностей и интересов.      

Рекомендации, составленные творческой группой

по созданию развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

1. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду.  Обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей. Отражать приоритеты в соответствии с Образовательной программой: логопедические группы, ДОД в образовательном процессе и платные кружки.

 2. При создании предметной среды необходимо руководствоваться принципами, указанными в ФГОС ДО (их 6).

3. При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

4. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе (о закономерностях возрастного развития консультация у психолога).

5. Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства с учетом возраста: игровой, двигательной, коммуникативной, речевой, познавательно-исследовательской, трудовой, конструктивно-модельной, чтение художественной литературы, музыкально-художественной.

6. Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

7. Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:

-  Поли функциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.

 -  Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;

-  Дидактическими свойствами. Игрушки должны нести в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например, некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;

-  Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

8. При подборе материалов и определении их количества педагоги должны учитывать условия каждой группы, кабинета: количество детей, площадь помещений, вид и цель деятельности.

9. Подбор материалов и оборудования должен осуществляется исходя из того, что при реализации образовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым в разных видах и для разных возрастов детей.

10. Материал для сюжетной игры должен включать предметы оперирования, игрушки – персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства.

11. Материал для игры с правилами должен включать материал для игр на физическое развитие, для игр на удачу и игр на умственное развитие.

12. Материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами: материалами для изобразительной деятельности и конструирования, а также включать оборудование общего назначения. Наличие оборудования общего назначения (доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, магнитные планшеты, доска для размещения работ по лепке и др.) являются обязательными и используются при реализации образовательной программы.

13. Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации. Материалы для продуктивной (конструктивной) деятельности включают строительный материал, детали конструкторов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.

14. Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности должны включать материалы трех типов: 1- объекты для исследования в реальном действии, 2 - образно-символический материал и 3 - нормативно-знаковый материал. Это оборудование поможет создать мотивационно-развивающее пространство для познавательно-исследовательской деятельности (например, телескоп, бинокль-корректор, детские мини-лаборатории, головоломки-конструкторы и т.д.):

-  Материалы, относящиеся к объектам для исследования в реальном времени должны включать различные искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши – формы, объекты для сериации и т.п.). Данная группа материалов должна включать и природные объекты, в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их свойства и научиться различным способом упорядочивания их (коллекции минералов, плодов и семян растений и т.п.).

-  Группа образно-символического материала должна быть представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий.

- Группа нормативно-знакового материала должна включать разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы, математические мульти-разделители, магнитные демонстрационные плакаты для счета и т.д.

- Материалы и оборудование для двигательной активности должны включать следующие типы оборудования для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.

15. Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:

- провоцируют ребенка на агрессивные действия;

- вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);

- вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);

- провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

- вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

В то же время, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Размещать оборудование лучше по 3-м по секторам (центрам развития) - это позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам.

Активный сектор (занимает 50% площади группы), включает в себя: 
-центр игры;

-центр двигательной деятельности;

-центр конструирования;

-центр музыкально театрализованной деятельности.

Спокойный сектор:

-центр книги;

-центр отдыха;

-центр природы;

-центр социализации.


Рабочий сектор:

-центр познавательной и исследовательской деятельности;

- центр продуктивной и творческой деятельности;

-центр правильной речи и моторики.

Рабочий сектор предполагает размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы. В зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих в данный участок территории группы, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним для деятельности.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принцип содержательности и насыщенности в построении РППС в соответствии с ФГОС ДО

В публикации кратко описано, в чём заключается принцип содержательности и насыщенности....

Буклет-памятка "Принципы построения РППС"

Принципы построения предметно-развивающей среды (по А.Г. Асмолову, В.А. Петровскому) + Принципы создания предметно-пространственной развивающей среды интегрированных видов деятельности (Дыбина О.В., П...

Основные принципы построения РППС в соответствии с ФГОС ДО

Основные принципы построения РППС в соответствии с ФГОС ДО...


 

Комментарии

Осипова Наталья Александровна

Интересные материалы. Представленный опыт соответствует требованиям времени. Уверена, что Ваш опыт будет интересен педагогам и родителям. Спасибо!