Опыт работы "Развитие творческих способностей посредством художественного труда"
проект (средняя группа)
Художественный труд содержит в себе богатые возможности для развития творческих способностей ребенка и решения широкого круга воспитательных, развивающих и дидактических задач, а также может быть органично объединен с занятиями по ознакомлению детей с изобразительным искусством, математикой, развитием речи, а также с игровой, театрализованной и другими видами деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_povarnitsynoy_-_kopiya.docx | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ города Нижневартовска ДС № 34 «Дюймовочка»
Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством художественного труда в условиях семейной дошкольной группы»
Поварницына Елена Александровна,
воспитатель
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством художественного труда в условиях семейной дошкольной группы»
Слайд 2 Актуальность проекта
В условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов все более актуальным становится использование интегративных принципов организации освоения содержания образования. Художественный труд содержит в себе богатые возможности для развития творческих способностей ребенка и решения широкого круга воспитательных, развивающих и дидактических задач, также представляет возможность интеграции с занятиями по ознакомлению детей с изобразительным искусством, математикой, развитием речи, а также с игровой, театрализованной и другими видами деятельности.
Слайд 3 Идея проекта
В группах созданы уголки творчества, но воспитанники применяли материалы в основном для рисования, лепки, природный и бросовый материал особой популярностью не пользовался, либо использовался для примитивных игр. Так возникла идея проекта: развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста в художественном труде способствует организация специальных педагогических условий для развития творческих способностей, в виде создания атмосферы творческого взаимодействия между детьми и педагогом, установления рационального соотношения репродуктивной и творческой деятельности.
Слайд 4
Цель проекта: создать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством художественного труда в условиях семейной дошкольной группы.
Задачи проекта представлены на слайде.
Слайд 5
Основное содержание проекта:
- Изучение психолого-педагогической литературы, теоретическое обоснование и рассмотрение содержания понятий «креативное мышление», «художественный труд», «творческие способности», «творческое воображение» ребенка дошкольного возраста;
- Подбор диагностических методик для определения уровней развития творческих способностей дошкольников в художественном труде;
- Определение и экспериментальное апробирование педагогических условий развития творческих способностей в художественном труде дошкольников в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство».
- Разработка и внедрение в образовательный процесс интегративного цикла занятий кружка художественного труда «Умелые ручки», направленных на развитие творческих способностей детей, умений, навыков в художественном труде.
- Разработка и проведение мастер-классов, цикла консультаций, практических рекомендаций для воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, родителей.
- Анализ результатов, формулировка выводов и разработка рекомендаций.
Слайд 6
Основные понятия, на которых основывается проект:
Креативное мышление - способность внести изменения в образец или создать принципиально новый продукт труда.
Творческие способности - способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки.
Художественный труд – это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты, исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного продукта. И этот продукт имеет два уникальных признака – польза и красота в их гармоничной согласованности.
Слайд 7
Объектом проекта являются творческие способности детей дошкольного возраста. Педагогические условия развития творческих способностей дошкольников в художественном труде рассматриваются как предмет проекта.
Слайд 8
Этапы реализации проекта
Продолжительность реализации проекта 2012-2014 годы; учтены возрастные и индивидуальные особенности детей; учтен принцип гуманизма, целостности, научности, системности. Проект инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный рассчитан на детей дошкольного возраста, включает в себя следующие этапы:
I этап (организационный) – сентябрь 2012 – подборка и изучение методологической и психолого-педагогической литературы, планирование основных этапов проекта, подбор диагностического инструментария для выявления уровня творческих способностей.
II этап (продуктивный) – октябрь 2012 – апрель 2014 года – поэтапная реализация намеченных планов.
III этап (презентативный) ––апрель-май 2014 года - подготовка и представление результатов деятельности, выставка детского творчества, презентация результатов проекта на итоговом педсовете.
IV этап (итоговый) – апрель-сентябрь 2014 года – формулировка выводов по итогам реализации проекта, разработка рекомендаций.
Слайд 9
Работа с детьми в кружке « Умелые ручки» организуется в мини-группе 5 человек, что способствует приобщению дошкольников к художественному труду, предоставлению детям свободы выбора, возможности развития комбинаторных умений и выработки индивидуального стиля и темпа деятельности. Дни для проведения занятий и их продолжительность подбираются в соответствии с требованиями САНПиН.
Слайд 10
Использование нетрадиционных техник художественного труда позволяет активизировать интерес дошкольников и мотивацию к занятиям. Занятия проводятся в игровой, непринужденной форме. Используются такие виды художественного труда как: аппликация из бумаги, листьев, семян, косточек растений, из ниток, обрывная, объемная, с элементами конструирования, изготовление поделок из бросового и природного материала, из креповой бумаги способом торцевания, оригами, лепка из соленого теста, из бумажной массы (папье-маше), пластилинография, вышивка тесьмой по картону и т.д.
Слайд 11
Творческие работы детей представлены на слайде.
Можно выделить основные условия успешного развития творческих способностей детей:
- предоставление ребенку большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д.
- предоставление ненавязчивой, доброжелательной помощи взрослых. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку.
- тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, необходимо исключить из обихода замечания и осуждения.
Слайд 12
Достижения воспитанников
Воспитанники, участвующие в проекте являются активными участниками и призерами муниципальных конкурсов: в городском конкурсе на лучшую новогоднюю игрушку - приз зрительских симпатий, 3 место, в конкурсе «Самотлорские роднички»- диплом 2степени, в конкурсе чтецов «Планета детства» - диплом 1 степени, в соревнованиях «Лыжные гонки» - дипломы 2 и 3 степени, а также в различных конкурсах и викторинах всероссийского уровня.
Слайд 13
Работа с педагогами и родителями
В рамках методических совещаний для воспитателей и специалистов дошкольного учреждения проводятся мастер-классы: «Организация работы по художественному труду с детьми дошкольного возраста», «Техника торцевания», «Соленое тесто», «Пластилинография», семинары-практикумы «Игрушки-скульптуры», «Театр игрушек», консультации «Организация предметно-развивающей среды в уголках художественного труда», «Материалы для работы с детьми по изготовлению поделок», «Использование бросового материала в изготовлении поделок», «Аппликация с применением манной крупы», «Картины из косточек и семян растений», что способствует повышению квалификации воспитателей, обогащению их профессиональных знаний, умений и навыков.
Для повышения педагогической компетентности вниманию родителей предложен разработанный цикл консультаций, практических рекомендаций по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста: «Подарки своими руками», «Оригами-это интересно», «Домашняя мастерская», «Особенности продуктивной деятельности детей», «Практическое применение продуктов детского творчества». В результате проведенных мероприятий родители активно принимают участие в различных выставках, конкурсах, ярмарках. В 2013 году вовлеченность родителей в творческие мероприятия увеличилась на 31%.
Слайд 14
Эффективность проекта
Применение интегративного подхода в развитии творческих способностей у дошкольников посредством художественного труда позволяет достичь высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах, что свидетельствует о его оптимальности.
Высокая результативность педагогического опыта проявляется:
- в значительном повышении уровня развития творческих способностей дошкольников на протяжении 2 лет по итогам реализации проекта,
- в создании специальных педагогических условий для развития творческих способностей дошкольников посредством художественного труда в ДОУ,
- в повышении профессиональной компетентности педагогов, повышении педагогической компетентности родителей, увеличение участия родителей в творческих мероприятиях
Возможность творческого применения инновации в массовом опыте подтверждается участием педагогов ДОУ в реализации проекта «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством художественного труда»
Слайд 15 Слайд 16
С целью распространения педагогического опыта по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством художественного труда в рамках методических совещаний в дошкольном учреждении провела ряд мастер-классов. Подготовила консультации по развитию творческого потенциала дошкольников посредством художественного труда для воспитателей и специалистов дошкольного учреждения.
Приняла участие в 2012 году в научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного и начального общего образования» по направлению «Научно-методическое обеспечение современного дошкольного образования в контексте реализации ФГТ», тема выступления «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством художественного труда».
На сайте «Социальная сеть работников образования nsportal.ru» опубликовала методические разработки «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством ручного труда» (http://nsportal.ru/node/362870). Опубликовала статью на сайте Maaam.ru «Организация кружка художественного труда «Умелые ручки».
Программа кружка «Умелые ручки» заняла 2 место во всероссийском конкурсе на лучшую авторскую публикацию. Программа имеет рецензию, рецензент - Виневская Анна Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального обучения факультета педагогики и методики начального, дошкольного и дополнительного образования Таганрогского института имени А.П.Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)», профессор Российской Академии Естествознания (РАЕ).
Слайд 17
Качественный анализ изменения уровня творческих способностей дошкольников представлен на слайде.
Высокая результативность на контрольном этапе работы свидетельствует о повышении уровня развития творческих способностей в художественном труде дошкольников, имеющих на начальном этапе низкий и средний уровень творческих способностей и подражательно-исполнительские качества деятельности. Общими показателями улучшения образовательной ситуации являются: высокая самостоятельность в деятельности детей творческого характера, высокое качество результата деятельности с элементами новизны, высокие комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла, использование пооперационных карт. Что позволяет сделать вывод об эффективности внедрения в педагогический процесс проекта «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством художественного труда».
Слайд 18
В 2015-2017 годах планируется продолжение работы по реализации проекта «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством художественного труда» в условиях семейной дошкольной группы.
Планируется участие в конкурсах различного уровня, распространение положительного опыта посредством проведения открытых мероприятий на базе учреждения, публикация описания опыта работы в различных методических журналах.
Планируется участие воспитанников в выставках и конкурсах муниципального, регионального, международного уровня.
Слайд 19
Спасибо за внимание, уважаемые коллеги, я готова ответить на Ваши вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей посредством художественного ручного труда (автор А.В. Матвеева)
В данном материале показано влияние художественного ручного труда на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста, повышению обучаемости детей, активизации их готовност...
Педагогический опыт: "Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда"
В работе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способн...
«Развитие творческих способностей посредством изобразительной деятельности и художественного труда»
Самый высший уровень развития воображения проявляется в творчестве, особенно интенсивно развивается в дошкольном возрасте...
Развитие творческих способностей посредством художественного труда
Доклад из опыта работы...
«Развитие творческих способностей посредством ручного труда».
Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характе...
Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста
Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...
Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»
Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»...