Статья "Духовно - нравственное воспитание в ДОО"
статья на тему
Статья для педагогов ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Духовно - нравственное воспитание в ДОО" | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно – нравственное воспитание в ДОО
Составитель: Мальцева Александра Васильевна,
воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 23» г. Сыктывкара
«Воспитание – это обучение нравственной жизни.
Будет нравственность, будет и духовность;
не будет нравственности – не будет ничего,
никакого воспитания».
С. Л. Соловейчик
Духовно-нравственное воспитание в ДОО является неотъемлемой частью всестороннего воспитания и развития ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры, традиций и ценностей.
В. В. Зеньковский называл дошкольный период «золотой порой для духовно – нравственного становления личности ребенка». По его мнению, в духовно – нравственной сфере дошкольников выделяются такие личностные качества, как доверие, милосердие, послушание, правдивость, трудолюбие. В мотивационно - потребностной сфере появляется необходимость в нравственных ориентирах в отношениях с людьми и миром, в познании мира и принципов мировосприятия.
Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Целью духовно – нравственного воспитания в ДОО является формирование «совестной доминанты» личности ребенка, постепенное раскрытие и выявление духовных ресурсов личности на основе принятия детьми дошкольного возраста духовно – нравственных ценностей, характерных для традиционной культуры.
Методологической основой духовно-нравственного воспитания детей в России являются: закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и традиции православной культуры и педагогики, представленные в различных аспектах:
- культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры),
- нравственно-этическом (в контексте нравственного православно-христианского учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром),
- этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа).
Задачи духовно – нравственного воспитания могут решаться через следующие направления работы:
- приобщение детей к традиционным для России духовно – нравственным ценностям;
- раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных качеств;
- формирование гражданского самосознания, любви к Родине и своему народу;
- знакомство с русской православной культурой;
- создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
Главное средство духовно – нравственного развития личности ребенка – введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек), через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями на евангельские сюжеты.
Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция разных форм организованной образовательной деятельности и видов детской деятельности: коммуникативной, познавательно – речевой, продуктивной, игровой и др.
Формы духовно – нравственного воспитания в ДОО могут быть следующими:
- организация семейных праздников, совместных досугов;
- участие воспитанников во всех видах деятельности;
- совместное проведение проектов, благотворительных акций, выставок, ярмарок, фестивалей;
- использование активных методов общения на занятиях, во время игровой деятельности;
- организация активных видов деятельности (экскурсии, паломнические поездки и др.);
- проведение тематических бесед;
- участие детей в общественно полезном труде и др.
На основе закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России в нашем ДОО разрабатывается собственная концепция духовно – нравственного воспитания детей через социально - педагогический проект «Возрождение», который предусматривает три направления: «Я и мой мир», «Народные традиции и праздники на Руси», «Растим детей патриотами».
Концепция духовно – нравственного воспитания
МБДОУ «Детский сад № 23»
Результатом духовно – нравственного воспитания должно стать целостное формирование духовно – нравственной личности ребенка.
Таким образом, в каждом образовательном учреждении возможна разработка собственных программ, методик, проектов духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста и перед педагогами стоит особая миссия по передаче воспитанникам детского сада накопленного предыдущими поколениями опыта, культуры, традиций, веры для его личностного становления и развития. Именно в этом заключается единство цели, мотивов, действий и результата духовно – нравственного развития личности в процессе духовно – нравственного воспитания детей.
Литература:
- Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. По ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
- Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013.
- Савченко В. И. Авторизованная «Программа нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольников». Методические рекомендации. – СПб.: «ООО Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".
"В гостях у сказки" - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...
Роль матери в нравственном воспитании ребенка. (выступление на родительском собрании) Роль матери в нравственном воспитании ребенка.
Роль матери в нравственном воспитании ребенка. ...
Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...
Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию
В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»
Статья по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему:«Средства и методы нравственного воспитания дошкольников»...