Фоновая музыка в детском саду
методическая разработка
Материал предназначен для воспитателей и родителей дошкольников. Как правильно выбранный музыкальный фон влияет на детскую психику, физическое здоровье и пворческий потенциал детей.
В какое время и какую музыку можно использовать в различных видах деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonovaya_muzyka.docx | 21.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск пути её решения не теряют своей актуальности.
Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивают детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом.
Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей.
Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельностью. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, используя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеют не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
Музыкальный репертуар для звучания фоном подбирают музыкальный руководитель совместно с воспитателем, методистом, педагогом – психологом. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого – педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно – воспитательного процесса:
- Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
- Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
- Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
- Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждения усталости и утомления;
- Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку в занятия, /развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др./ может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно – эмоциональное содержание, средства выразительности/мелодия, темп, ритм и др./ При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.
Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем (см. таб. 1) Так на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащению и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.
Таблица 1
Занятие | Степень активности восприятия музыки |
Развитие речи | Активное и пассивное |
Математика | Пассивное |
Ознакомление с окружающим миром | Активное и пассивное |
Ручной труд | Пассивное |
Конструирование | Пассивное |
Рисование | Активное и пассивное |
Физкультура | Активное и пассивное |
ОБЖ | Пассивное |
Звучание музыки фоном в режимные моменты/ приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др. /создаёт эмоционально комфортный климат в группе.
Взаимодействие музыкального руководителя, психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течении дня.
Примерное расписание звучания фоновой музыки
/время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей/
Время звучания | Преобладающий эмоциональный фон |
7.30 – 8.00 | Радостно – спокойный |
8.40 – 9.00 | Уверенный, активный |
12.20 – 12.40 | Умиротворённый, нежный |
15.00 – 15.15 | Оптимистично-просветлённый,спокойный |
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку и взрослому.
Примерный репертуар фоновой музыки
/для детей старшего возраста/
Функция фоновой музыки | Примерный репертуар |
Релаксирующая/расслабляющая/ | К.Дебюсси «Облака», А.Бородин «Ноктюрн», К.Глюк «Мелодия» |
Тонизирующая/повышающая жизненный тонус, настроение/ | Э.Григ «Утро», И.Бах «шутка», И.Штраус вальс «Весенние голоса», П. Чайковский «Подснежник»-цикл «Времена года», «вальс цветов» из балета «Щелкунчик». |
Активизирующая /возбуждающая/ | В. Моцарт «Маленькая ночная серенада» М. Глинка «Камаринская», В. Моцарт «Турецкое рондо», |
Успокаивающая/умиротворяющая/ | М. Глинка «Жаворонок», А. Лядов «Музыкальная табакерка», К.Сен-Санс « Лебедь», Ф. Шуберт «Серенада» |
Организующая/способствующая концентрации внимания при организованной деятельности/ | И. Бах «Ария», А.Вивальди «Времена года»(«Весна», «Лето») С. Прокофьев «Марш», Ф. Шуберт «Музыкальный момент». |
Неоценимую помощь в подборе музыкального репертуара может оказать программа музыкального развития детей «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой
Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.Чайковского, А.Вивальди «Времена года», балет «Щелкунчик», произведения В-А. Моцарта.
Вывод: музыка, развивает способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывает влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фоновая музыка в детском саду
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов "Фоновая музыка в детском саду"
Познакомить педагогов со значением прослушиваемой музыки детьми в детском саду....
«Фоновая музыка в детском саду»
Формирование музыкальной культуры человека предполагает последовательное накопление опыта восприятия музыкальных произведений высокого искусства, начиная с раннего детства. Б.В.Асафьев, подчёркивая св...
Консультация Фоновая музыка в детском саду
Консультация для воспитателей "Фоновая музыка в детском саду"...
Фоновая музыка в детском саду
Консультация для воспитателей....
Фоновая музыка в детском саду
Консультация подготовлена для воспитателей ДОО. В консультации содержаться рекомендации по использованию фоновой музыки в разных режимных моментах, психолого-педагогическое обоснование использование ф...
Презентация. Фоновая музыка в детском саду.
Фоновая музыка в детском саду....