№ П.п. | Тема занятия | Целевые ориентиры |
Сентябрь |
1 | Поэзия Заучивание стихотворения А.Майков. «Пролетело лето» | Развивать связную речь, её выразительность, произвольную словесную память; обогащать словарь. |
2 | Сказка «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы. | Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно; объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая). |
3 | Поэзия Заучивание наизусть А.Плещеев. «Осень наступила…» | Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения. |
4 | Сказка «Кукушка», ненец, обр. К. Шавровой | Прививать детям любовь к чтению, к произведениям устного народного творчества, учить видеть жанровые особенности сказки. |
5 | Поэзия А.С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин») | Прививать детям любовь к поэзии, помочь увидеть красоту осенней природы, понимать образность поэтического языка, расширять представление о пейзажной лирике Пушкина. |
6 | Литературная сказка. В.Бианки. «Сова» | Познакомить детей с новым произведением, расширять кругозор, учить отвечать на вопросы о жизни обитателей леса. Воспитывать любовь к природе. |
7 | Литературная сказка Т. Александрова. «Домовёнок Кузька» глава «Под веником кто – то был» | Развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать желание слушать произведение. |
8 | Литературная сказка Т. Александрова. «Домовёнок Кузька» глава «Банька» | Продолжать развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать желание слушать произведение. |
9 | Литературная сказка Т. Александрова. «Домовёнок Кузька» глава «Олелюшечки» | Продолжать развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать желание слушать произведение. Предложить ребятам придумать новые приключения домовёнка, развивать фантазию, вербальное воображение, активизировать словарь. |
10 | Литературная сказка Т. Александрова. «Домовёнок Кузька» глава «То тепло, то холодно». | Пробуждать у детей интерес к художественной литературе, учить оценивать поступки героев, вызвать эмоциональный отклик на сказку. |
11 | Песенка «Гречку мыли», литов, обр. Ю. Григорьева. | Продолжать знакомить детей фольклором народов мира; закреплять знания детей о жанровых особенностях народных песен, развивать образное мышление, воображение. Предложить выполнить рисунки по мотивам песенки. |
12 | Поэзия А.Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака. | Помочь детям понять содержание произведения, учить чувствовать ритм, выделять средства выразительности |
13 | Песенка «Уж я колышки тешу…». | Прививать детям любовь к чтению, к произведениям устного народного творчества |
14 | Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» в обр. И. Карнауховой | Познакомить с русской народной сказкой, помочь понять её смысл. Учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. |
15 | Поэзия Заучивание наизусть И.Белоусова. «Осень» (в сокращении). | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение. |
16 | Сказка «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы. | Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своём впечатлении от новой сказки. |
17 | Поэзия М. Цветаева «У кроватки». | Учить детей внимательно слушать произведение, понимать его смысл, отличать стихотворение от других литературных жанров. |
18 | Проза В. Дмитриева. «Малыш и жучка» (главы) | Формировать умение концентрировать внимание, сохранять его на протяжении слушания всего рассказа. Учить детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту, формулировать вопросы, рассказывать о том, что понравилось и заинтересовало. |
19 | Песенка «Николенька – гусачок…» | Учить детей внимательно слушать, понимать содержание, отличать фольклор от других литературных жанров. |
20 | Поэзия Я. Аким. «Жадина» | Учить детей внимательно слушать, предложить рассказать о поступках героев, дать им оценку, дать возможность ребятам высказаться о том, как поступил бы каждый из них. |
21 | Литературная сказка Г.А. Скребицкий. «Всяк – по-своему» | Пробуждать у детей интерес к жизни диких зверей, любовь к природе. Учить осмысливать полученную из книг информацию, отвечать на вопросы по тексту. |
22 | Литературный калейдоскоп. | Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.
|
Октябрь |
1 | Песенка «Старушка» Пер. с англ. С. Маршака | Предложить детям внимательно прослушать песенку, сопоставить её содержание с иллюстрациями, рассказать с опорой на рисунки запомнившиеся фрагменты. Учить отслеживать своё эмоциональное состояние, его изменения, вызванные произведением, рассказать о том, понравилось ли песенка. |
2 | Поэзия Заучивание наизусть М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова. | Учить детей выразительно декламировать стихотворение, развивать поэтический слух, формировать умение понимать и чувствовать образный язык произведения. |
3 | Считалка Заучивание наизусть «Шли бараны по дороге…» | Продолжать знакомить детей произведениями устного народного творчества; пояснить значение считалок; предложить использовать новую считалку для организации игры. |
4 | Поэзия Чтение в лицах Э. Успенский.«Разгром» | Формировать у детей умение чувствовать , понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, рассказывать о поступках и переживаниях героев. |
5 | Проза Г.Снигерёв «Пингвиний пляж» | Познакомить детей с маленьким рассказом из жизни пингвинов. Учить детей выявлять и понимать идею произведения, расширять кругозор, поддерживать интерес к природе. |
6 | Проза Г.Снигерёв «К морю» | Продолжать знакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить детей выявлять и понимать идею произведения, расширять кругозор, поддерживать интерес к природе, свободно , без повторов пересказывать понравившиеся эпизоды. |
7 | Проза Г.Снигерёв «Отважный пингвинёнок» | Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих впечатлениях. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. |
8 | Сказка «Чудесные истории про зайца по имени Лек» (сказки народов Западной Африки в пер. О. Кустовой и В. Андреева). | Учить детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту, рассказывать о характерах и поступках персонажей, давать им свою оценку. |
9 | Поэзия С. Маршак «Пудель» | Познакомить детей с произведением – перевёртышем. Активизировать в речи детей существительные и прилагательные. |
10 | Литературная сказка А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Ураган») | Познакомить детей со сказкой, вызвать заинтересованность, желание слушать сказку дальше. |
11 | Литературная сказка А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Элли в удивительной стране Жевунов») | Продолжать знакомить детей со сказкой, вызывать заинтересованность. Учить детей высказывать предположения относительно её продолжения. |
12 | Литературная сказка А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Страшила») | Продолжать знакомить детей с произведением, учить понимать характеры и поступки героев, видеть связь сказочного и реального. |
13 | Литературная сказка А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Спасение Железного Дровосека») | Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения. |
14 | Литературная сказка А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Элли в плену у Людоеда») | Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения. |
15 | Литературная сказка А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Встреча с трусливым Львом») | Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения. |
16 | Литературная сказка А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Саблезубые тигры») | Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения. |
17 | Литературная сказка А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Переправа через реку») | Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения. |
18 | Литературная сказка А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «Коварное маковое поле») | Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения. |
19 | Литературная сказка А.Волков. «Волшебник Изумрудного города», (глава «На кого похож Гудвин») | Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения. |
20 | Поэзия Заучивание наизусть А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). | Учить детей понимать выразительные средства русского языка, образную речь, эмоционально декламировать стихотворение. |
21 | Поэзия А.Барто. «Вовка - добрая душа» | Познакомить детей с новым произведением, учить слушать внимательно, оценивать поступки главного героя, выделять добрые дела, сделанные мальчиком, воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес к чтению. |
22 | Литературная викторина | Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм. |
Ноябрь |
1 | Поэзия В.Смит. «Про летающую корову» в пер. Б. Заходера. | Формировать у детей желание слушать произведение, умение выделять образные выражения, поддерживать общее весёлое настроение. |
2 | Сказка «Хаврошечка», обр. Л.Н. Толстой. | Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке Л.Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных; обогащать речь детей фразеологизмами, учить понимать переносное значение. |
3 | Поэзия А.К. Толстой. «Осень, осыпается весь наш бедный сад…». | Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Учить детей понимать содержание произведения, поэтические образы. Учить находить в природе картины, «нарисованные» поэтическим словом. |
4 | Поэзия Заучивание наизусть С. Городецкий. «Пять маленьких щенят» | Работать над выразительностью речи детей, развивать память, отрабатывать произнесение звуков в словах стихотворения. |
5 | Сказка «Айога», обр. Д.Нагишкина (в сокрвщении) | Учить детей внимательно слушать, понимать нравственную идею сказки, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать понравившиеся отрывки; учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке. Воспитывать отрицательное отношение к лени. |
6 | Проза Пересказывание. В.Бианки. «Купание медвежат» | Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, старясь правильно строить предложения. |
7 | Проза Л. Толстой. Быль «Косточка» | Уточнить, какое произведение называют былью; формировать умение понимать характеры и поступки героев. Рассмотреть ситуацию, в которую попал герой произведения, предложить детям рассказать, к чему привёл обман, как нужно было поступить. |
8 | Проза Л. Толстой. Быль «Прыжок» | Продолжать знакомить детей с произведениями Л. Толстого. Учить внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию, понимать поступки героев. |
9 | Поэзия Заучивание наизусть М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» | Формировать у детей умения декламировать стихотворение: правильно расставлять смысловые акценты, использовать различные средства выразительности голоса (тембр, динамика, высота, длительность). |
10 | Песенка «Как на тоненький ледок…» | Продолжать знакомить детей с произведениями фольклора, учить вслушиваться в мелодику поэтического текста. |
11 | Поэзия Р. Сеф. «Бесконечные стихи» | Учить детей понимать и воспроизводить образность поэтического языка. |
12 | Проза Н. Носов. «Живая шляпа» | Продолжать знакомить с творчеством писателя. Учить понимать юмор ситуации; уточнить представления детей об особенностях рассказа, его компетенции, отличии от других литературных жанров; учить детей придумывать продолжение и окончание рассказа. |
13 | Литературная сказка Х. Мякеля. «Господин Ау» (глава «Господин Ау идёт на работу») | Знакомить с классикой мировой художественной литературы, учить понимать характеры и поступки сказочных героев. |
14 | Литературная сказка Х. Мякеля. «Господин Ау» (глава «Господин Ау и больное дерево») | Продолжать знакомить с классикой мировой художественной литературы, учить понимать характеры и поступки сказочных героев. Учить детей поддерживать беседу по содержанию произведения. |
15 | Литературная сказка Г. Сапгир. «Как лягушку продавали» | Продолжать прививать детям интерес к произведениям литературы, написанным в жанре сказки; учить воспринимать сказку целостно, понимать характеры героев. |
16 | Литературная сказка Г. Сапгир. «Небылицы в лицах» | Продолжать знакомить детей с произведениями Г. Сапгира. Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и мотивы поведения персонажей. |
17 | Поэзия И. Бунин. «Первый снег» | Пробуждать у детей любовь к художественному слову, помочь почувствовать напевность мелодики стихотворения. |
18 | Проза Б. Житков. «Белый домик» | Формировать у детей эмоциональное отношение к произведению, интерес к литературным произведениям. |
19 | Проза Б. Житков. «Как я ловил человечков» | Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б.Житкова «Как я ловил человечков». |
20 | Литературная викторина | Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, былины, стихотворения, произведений малых фольклорных форм.
|
Декабрь |
1 | Поэзия И.Никитин. «Встреча зимы» | Познакомить детей со стихотворениями о зиме. Учить детей понимать содержание произведения, отличать стихотворение от других литературных жанров, выделять и понимать образные выражения. Приобщать детей к высокой поэзии. |
2 | Литературная сказка Б. Заходер. «Серая звёздочка» | Учить детей понимать содержание сказки, оценивать характеры и поступки персонажей. |
3 | Песенка «Счастливого пути», голанд., обр. И. Токмакова. | Учить детей целостно воспринимать произведение, понимать его основную мысль, подбирать рифму. |
4 | Поэзия Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера. | Учить детей выделять жанровые особенности стихотворения, вслушиваться в красоту и мелодику поэтического текста, чувствовать напевность произведения; побеседовать по содержанию, отметить образные выражения. |
5 | Песенка «Как у бабушки козёл» | Учить детей целостно воспринимать произведение, понимать его основную мысль. |
6 | Сказка Рассказывание сказки «Заяц – хвастун», обр. О. Капицы. | Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новым произведением. Вызвать у детей эмоциональное восприятие сказки, учить оценивать характеры и поступки героев. |
7 | Поэзия С. Есенин. «Берёза» | Учить вслушиваться в ритм, мелодику стихотворения, видеть красоту русской природы, передаваемую автором художественным словом. |
8 | Литературная сказка Р. Киплинг. «Слонёнок» в пер. К. Чуковского. | Учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы, понимать смысл поступков героев. |
9 | Литературная сказка Рассказывание сказки Р. Киплинг. «Слонёнок» в пер. К. Чуковского. | Развивать внимание, побуждать детей принимать участие в рассказывании знакомой сказки, формировать образность речи. |
10 | Песенка «Дом, который построил Джек», Англ., пер. С. Маршака. | Обратить внимание детей на построение произведения (многочисленные повторы), учить основам закономерности в предположении развития сюжета стихотворения. Развивать чувство юмора, память. |
11 | Сказка «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина | Закреплять знания детей о жанровых особенностях сказок, формировать чуткость к образному строю языка. Учить детей подбирать рифмы. |
12 | Поэзия Б. Заходер. «Приятная встреча». | Учить детей отличать поэзию от других литературных жанров, создавать хорошее настроение. Предложить нарисовать понравившихся персонажей. |
13 | Литературная сказка П. Бажов. «Серебряное копытце» | Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. |
14 | Поэзия Заучивание наизусть С. Маршака. «Тает месяц золотой» | Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц золотой». |
15 | Сказка «Никита – Кожемяка» | Формировать у детей умение выделять в тексте средства выразительности, понимать цель их использования. Развивать внимание, воображение. |
16 | Поэзия А. Фет. «Кот поёт, глаза прищурил…» | Учить детей понимать и воспроизводить образность поэтического языка, помочь прочувствовать красоту, напевность и лиричность стихотворения. |
17 | Сказка «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова. | Продолжать знакомить детей с фольклором народов мира, учить понимать содержание сказки, оценивать характеры и поступки персонажей. |
18 | Поэзия Заучивание стихотворений о Новом годе. К. Фафонов. «Нарядили ёлку…» | Развивать у детей память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания новогодних праздников |
19 | Литературная сказка О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга», пер. с нем. Ю.Коринца. | Учить детей различать сказочные события и реальные, предполагать, как они поступили бы в той или иной ситуации на месте героев сказки. |
20 | Литературная сказка О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга», пер. с нем. Ю.Коринца. | Продолжать знакомить детей со сказкой. Воспитывать желание слушать и узнавать дальнейшее развитие событий. |
21 | Литератерная сказка О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга», пер. с нем. Ю.Коринца. | Продолжать знакомить со сказкой, учить понимать характеры и поступки сказочных героев. Учить детей поддерживать беседу по содержанию произведения. |
22 | Проза С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза» | Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. |
23 | Литературная викторина | Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм. |
Январь |
1 | Сказка «Златовласка», пер. К. Паустовского | Прививать детям интерес к произведениям литературы, написанным в жанре сказки; учить воспринимать сказку целостно, понимать характеры героев. Развивать внимание. |
2 | Проза А. Гайдар «Чук и Гек» | Формировать у детей умение внимательно слушать, высказывать своё мнение о характере и поступках героев; учить детей рассказывать об эмоции, вызванных повестью. |
3 | Поэзия А.С. Пушкин. «Зимний вечер» | Помочь детям понять содержание стихотворения, его настроение; учить подбирать средства выразительности речи в соответствии с содержанием и передаваемым в стихотворении настроением. |
4 | Песенка «Ты, мороз, мороз, мороз», обр. И. Карнауховой. | Продолжать знакомить с малыми фольклорными формами, помочь запомнить песенку, формировать умение декламировать, используя соответствующие содержанию средства выразительности. Развивать память, речь. |
5 | Литературная сказка А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» | Учить детей видеть особенности построения произведения, предугадывать повторяющиеся события. Формировать художественный вкус, развивать воображение. |
6 | Литературная сказка А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» Чтение с продолжением. | Учить детей давать оценку характера и поступков героев, предложить спрогнозировать их действия в той или иной ситуации, учить сопоставлять придуманный вариант с событиями сказки. Развивать творческое воображение, учить видеть художественные достоинства произведения. |
7 | Поэзия М. Яснов. «Мирная считалка» | Учить детей выразительно декламировать считалку, чётко выговаривать каждое слово. Рассказать о значении считалок в устном народном творчестве. |
8 | Поэзия Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал…» | Закреплять знания детей о жанровых особенностях стихотворения; учить видеть его структуру, предугадывать появление повторяющихся фрагментов, подбирать интонацию, тембр и мимику для его декламации. |
9 | Литературная сказка Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь» | Развивать эмоционально – образное восприятие сказки, побуждать пересказывать запомнившиеся отрывки. |
10 | Поэзия Заучивание наизусть И. Суриков. «Детство» | Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении). |
11 | Проза Л. Пантелеев. «Трус» | Учить детей понимать характеры героев произведения, комментировать и оценивать их поступки, воспитывать отрицательное отношение к трусости. |
12 | Пословицы Чтение пословиц о поведении. | Развивать и поддерживать у детей интерес к образным выражениям, афоризмам. Углублять представления о пословицах как жанре; учить понимать их смысл.
|
13 | Поэзия Чтение в лицах С. Городецкий. «Котёнок» | Поддерживать интерес детей к чтению; учить выражать своё отношение к содержанию произведения; рассказать отдельные эпизоды от имени персонажей, передавать их эмоции. |
14 | Сказка Татарская сказка «Три дочери» и рассказ В. Осеева «Три сына» | Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построение сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа; учить передавать своё отношение к персонажам.
|
15 | Литературная викторина | Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм.
|
Февраль |
1 | Проза Л. Пантелеев. «Буква «ты». | Учить детей понимать содержание произведения, отвечать на вопросы о действиях и характерах персонажей, выражать своё эмоциональное отношение к прочитанному. |
2 | Литературная сказка Дж. Родари. «Волшебный барабан», (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. Л. Брауде. | Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев. Развивать связную речь, учить использовать образные выражения. |
3 | Сказка «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова. | Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить видеть жанровые особенности сказки, пересказывать понравившиеся отрывки с опорой на иллюстрации. |
4 | Поэзия С. Чёрный. «Волк» | Учить детей внимательно слушать, понимать выразительные средства языка, образные выражения; обогащать словарный запас детей. |
5 | Сказка «Жёлтый аист», китайская, пер. и обр. Ф. Ярилина, Л. Позднеева | Продолжать знакомить детей со сказками народов мира: дать представление о той стране, где создавалась и бытовала сказка; учить детей вдумываться в нравственный смысл произведения. |
6 | Поэзия В. Левин. «Сундук» | Познакомить детей со стихотворением, учить слушать внимательно, осмысливать содержание, отвечать на вопросы по тексту. |
7 | Поэзия В. Левин. «Лошадь» | Продолжать знакомить детей с произведениями поэта В. Левина. Учить слушать внимательно, осмысливать содержание, отвечать на вопросы по тексту. |
8 | Проза Б.Алмазов. «Горбушка» | Учить различать жанровые особенности произведения, видеть связь между его названием и содержанием, отвечать на вопросы по тексту. |
9 | Поэзия Чтение в лицах. Ю. Владимирова. «Чудаки» | Совершенствовать умение детей выразительно читать стихотворение по ролям. |
10 | Сказка А.Н. Толстой. «Ёж» | Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. |
11 | Проза М. Москвина. «Кроха» | Повышать интерес к художественной литературе; учить детей понимать смысл, главную идею произведения; оценивать поступки героев, выражать своё отношение к содержанию произведения. |
12 | Литературная сказка А. Митяев. «Сказка про трёх пиратов» | Формировать у детей эмоциональное отношение к сказке, учить осмысливать содержание, понимать характеры персонажей. |
13 | Сказка «Докучные сказки» | Учить детей внимательно слушать произведение, пересказывать понравившиеся фрагменты. Развивать эмоциональную отзывчивость |
14 | Сказка Норвежская сказка «Пирог» | Познакомить детей с норвежской сказкой; учить находить сходство и различие в сюжетах, идее, характерах героев сказок «Пирог» и «Колобок»; учить детей замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте. |
15 | Поэзия Заучивание наизусть И. Суриков «Зима»
| Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор; упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы. |
16 | Литературная сказка Д. Родари. «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка» | Учить детей чувствовать и понимать сходство и различие в построении сюжетов, в идеях двух сказок; замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте; придумывать разные варианты окончания сказки. |
17 | Малые фольклорные формы Составление рассказов по пословицам | Уточнить представления детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, чистоговорки, пословицы); учить пониманию переносного значения образных выражений; учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений; формировать выразительность, точность речи. |
18 | Литературная сказка Т. Янссон. «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова. | Познакомить детей с новым произведением детской зарубежной классики, вызвать желание узнать о дальнейших приключениях героев и прочитать всю сказку. |
19 | Литературная сказка Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде. | Продолжать знакомить детей с творчеством писателя Т. Янссона. Познакомить детей с новым произведением, вызвать желание узнать о дальнейших приключениях героев и прочитать всю сказку. |
20 | Проза Н.Носов. «На горке». | Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно – изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений. |
21 | Литературная викторина | Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм. |
Март |
1 | Песенка «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака. | Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, отрабатывать звукопроизношение, развивать память, выразительность речи. |
2 | Поэзия С. Маршак. «Стихи о весне» | Учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать своё отношение к содержанию. |
3 | Поэзия Заучивание стихотворения Е. Благинина. «Посидим в тишине» | Помочь детям запомнить стихотворение, отрабатывать речевое дыхание, развивать поэтический слух детей; понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому4 указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. |
4 | Проза Л Толстой. «Лев и собачка» | Вызвать у детей эмоциональный отклик на содержание произведения, сопереживание героям, воспитывать понимание, бережное отношение к животным. |
5 | Поэзия Дж. Ривз. «Шумный Ба – бах», пер. с англ. М. Боровицкой | Познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба – бах», учить отвечать на вопросы по содержанию. |
6 | Проза В. Драгунский. «Друг детства» | Познакомить детей с рассказом, вызвать у детей эмоциональный отклик на произведение, воспитывать бережное отношение к игрушкам, учить детей давать оценку поступкам героев литературных произведений. |
7 | Проза В. Драгунский. «Сверху вниз, наискосок» | Уточнить, что такое рассказ познакомить детей с новым юмористическим рассказом В. Драгунского, помочь понять характеры и поведение героев, вызвать эмоциональный отклик. Активизировать словарь детей. |
8 | Поэзия Заучивание наизусть Г. Виеру. «Мамин день» | Учить детей понимать образную речь, слышать мелодику поэтического ритма, декламировать стихотворение, самостоятельно выбирая средства выразительности. |
9 | Песенка Заучивание наизусть «Ранним – рано поутру» | Продолжать знакомить детей с фольклором, развивать память, внимание. |
10 | Поэзия Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» | Учить воспринимать содержание стихотворения эмоционально. Побеседовать о том, какие чувства и переживания оно вызывает. |
11 | Сказка «Сивка – Бурка», обр. М. Булатова. | Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка – Бурка». Учить осмысливать характеры персонажей, формировать чуткость к образному строю языка. |
12 | Поэзия Д. Чиадри. «О том, у кого три глаза», Пер. с англ. Р. Сефа. | Формировать у детей умение воспринимать образность стихотворной формы, отвечать на вопросы по содержанию. |
13 | Сказка Калмыцкая сказка «Плюх пришёл!». Сопоставление с русской народной сказкой «У страха глаза велики» | Познакомить детей с калмыцкой сказкой; учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, чувствовать сходство и различие в построении сюжетов, идеях, языке двух сказок.
|
14 | Поэзия Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова. | Расширять и уточнять представления детей об оказываемых почтой услугах. Учить выражать свои мысли и чувства в письменном обращении к близким людям, чётко и ясно формулировать пожелания. |
15 | Сказка «Три золотых волоска Деда – Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой. | Формировать у детей умение эмоционально воспринимать содержание сказки, передавать последовательность событий. Учить рисовать героев сказки, передавать их характер, своё отношение к ним; выполнять сюжетные рисунки. |
16 | Поэзия Ю. Мориц. «Домик с трубой» | Учить внимательно слушать стихотворение, эмоционально воспринимать их, отвечать на вопросы по содержанию. |
17 | Сказка Нанайская сказка «Айога». Анализ пословиц. | Учить детей понимать и оценивать характер главной героини; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; учить понимать переносное значение пословиц, поговорок; воспитывать отрицательное отношение к лени. |
18 | Поэзия С. Михалкова. «Дядя Стёпа» | Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов. |
19 | Литературная сказка Д. Родари. «Дудочник и автомобили» | Учить детей понимать характеры сказочных героев, ситуации; развивать умение придумывать разные варианты окончаний сказки; формировать умение активно использовать запас образной лексики в собственных сочинениях. |
20 | Малые фольклорные формы Составление рассказов по пословицам и поговоркам | Учить детей воспринимать идею, образное содержание произведений разных жанров; закреплять знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм (загадки, скороговорки, пословицы, поговорки); учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений. |
21 | Поэзия Заучивание наизусть И. Белоусов. «Весенняя гостья» | Помочь детям запомнить стихотворение, тренировать память, добиваться интонационной выразительности. |
22 | Литературная викторина «Поэты детям» | Систематизировать знания детей о литературном творчестве А. Барто, С. Михалкова; добиваться выразительного чтения детьми стихотворений; умения придумывать началу сказки и загадки по предложенному началу, на заданную тему. |
Апрель |
1 | Поэзия С.Маршак. «Почта» | Продолжать знакомить детей с трудом работников почты, учить отвечать на вопросы по тексту, систематизировать полученную информацию. |
2 | Проза К. Паустовский. «Кот-ворюга» | Познакомить детей с рассказом. Учить детей находить в тексте ответы на поставленные воспитателем вопросы (например, «Почему рассказ называется «Кот-ворюга?»), рассказывать о характере и повадках персонажа, передавать своё эмоциональное отношение к содержанию рассказа. |
3 | Сказка «Лесная дева», пер. с чешск. В. Петровой | Учить детей целостно воспринимать произведение, понимать характеры и поведение героев, пересказывать отдельные события от имени различных персонажей. |
4 | Литературная сказка В. Катаев. «Цветик – семицветик» | Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик – семицветик». Учить детей оценивать поступки героев, сопереживать, отвечать на вопросы по содержанию произведения. |
5 | Песенка «Грачи – киричи…» | Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Помочь запомнить потешку, учить рассказывать её, используя соответствующие содержанию средства выразительности. |
6 | Сказка «Финист – ясный сокол», обр. А. Платонова. | Познакомить со сказкой «Финист – ясный сокол». Формировать умение запоминать последовательность событий. Прививать интерес и любовь к книге. Помочь детям раскрыть образы героев, понять их сущность. |
7 | Сказка «Финист – ясный сокол», обр. А. Платонова. | Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Учить детей пересказывать сказку по вопросам, с опорой на иллюстрации, вести рассказ от имени одного из персонажей. |
8 | Поэзия Чтение стихотворений о весне | Продолжать приобщать детей к поэзии; учить чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать своё отношение к содержанию; формировать навыки выразительного исполнения стихотворения. |
9 | Литературная сказка Ш. Перро «Фея» | Учить детей чувствовать и понимать характер образов сказки, соотносить идею с содержанием, сравнивать сказку с другими похожими произведениями; учить воспринимать яркие выразительные средства сказочного повествования (Фантастические превращения, афористичность языка, противопоставления); развивать умение придумывать различные варианты сказочных приключений. |
10 | Песенка «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнёва (в сокр.) | Поддерживать интерес детей к устному народному творчеству, формировать интонационную выразительность речи при декламации отдельных отрывков. |
11 | Поэзия Чтение в лицах В. Орлов. «Ты скажи мне реченька лесная…» | Помочь детям вспомнить программные стихотворения; познакомить со стихотворением В. Орлова «Ты скажи мне реченька лесная…» |
12 | Закличка «Уж ты, пташечка, ты залётная …» | Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества. |
13 | Поэзия С. Есенин «Черёмуха» | Учить детей внимательно слушать произведение, подбирать эпитеты, сравнения для образного описания весенней природы. |
14 | Литературная сказка Н. Телешов. «Крупеничка» | Учить детей воспринимать содержание произведения; выделять в тексте образные выражения, сравнения, слова, используемые в переносном смысле. |
15 | Поэзия Р. Сеф. «Совет» | Поддерживать и развивать у детей интерес к художественному слову, развивать поэтический слух, учить осмысливать содержание стихотворения. |
16 | Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | Учить замечать и использовать выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова, образные выражения); уточнить понимание значения слов и выражений: ведомо, мочи нет, хоромы; с помощью специальных упражнений способствовать усвоению образного строя языка сказки. |
17 | Малые фольклорные формы Составление рассказов по пословице | Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении пословиц, поговорок; учить детей осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним небольшие рассказы и сказки. |
18 | Поэзия Заучивание стихотворения Я. Акима. «Апрель» | Учить детей наизусть читать стихотворение, передавая интонацией задушевность, нежное отношение к ещё робкой весне; воспроизводить в своей речи образные выражения из текста. |
19 | Литературная сказка Д.Родари. «Хитрый Буратино» | Вызвать у детей радость от общения со сказкой, от возможности поиграть в неё; продолжать учить детей осмысливать содержание, характеры персонажей; развивать речетворческие способности детей: умение придумывать разные варианты концовок. |
20 | Закличка «Ласточка, ласточка…» | Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, вызвать эмоциональный отклик. Развивать выразительность речи, память. |
21 | Литературная викторина Разгадывание загадок на тему «Любимые сказки» | Учить детей использовать их значения о героях сказок, узнавать по описанию, аргументировать свой выбор. |
Май |
1 | Закличка Заучивание наизусть «Божья коровка…». | Познакомить детей с понятием «закличка», пояснить, для чего они нужны, как используются. Помочь запомнить и с выражением рассказывать закличку. |
2 | Литературная сказка А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел») пер. со швед. Л. Лунгиной. | Прививать интерес к художественной литературе, учить передавать содержание отрывков по вопросам воспитателя, с опорой на иллюстрации, давать оценку поступкам персонажей. |
3 | Литературная сказка А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Дома у Карлсона.») пер. со швед. Л. Лунгиной. | Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей. |
4 | Литературная сказка А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Карлсон шумит») пер. со швед. Л. Лунгиной. | Продолжать учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно – выразительные средства, помогающие раскрытию содержания. |
5 | Литературная сказка А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Карлсон устраивает пир») пер. со швед. Л. Лунгиной. | Воспитывать эмоционально – образное восприятие произведения; продолжать учить осмысливать идею сказки. |
6 | Литературная сказка А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Карлсон и телевизор») пер. со швед. Л. Лунгиной. | Воспитывать у детей радостное настроение от встречи с любимыми сказочными героями; развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий. |
7 | Литературная сказка А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Звонок Карлсона»), пер. со швед. Л. Лунгиной. | Вызвать у детей радость от общения со сказкой; продолжать учить детей осмысливать содержание, характеры персонажей. |
8 | Литературная сказка А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Малютка привидение из Вазастана») пер. со швед. Л. Лунгиной. | Продолжать знакомить детей с содержанием сказки; продолжать учить детей осмысливать содержание, характеры персонажей., следить за развитие событий. |
9 | Литературная сказка А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Карлсон не привидение, а просто Карлсон») пер. со швед. Л. Лунгиной. | Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения. |
10 | Литературная сказка А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Гордая юная девица улетает далеко-далеко!») пер. со швед. Л. Лунгиной. | Продолжать знакомить детей с содержанием сказки; продолжать учить детей осмысливать содержание, характеры персонажей, следить за развитие событий. |
11 | Литературная сказка А. Линдгрен. «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел», (глава «Красивый, умный и в меру упитанный») пер. с швед. Л. Лунгиной. | Продолжать знакомить детей с содержанием сказки; продолжать учить детей осмысливать содержание, характеры персонажей., следить за развитие событий. |
12 | Закличка «Дождик, дождик, веселей…» | Вспомнить с детьми о назначении закличек в устном народном творчестве, учить сравнивать заклички с другими жанрами фольклора, выявлять их отличительные особенности. Вызвать у детей радостное настроение, связанное с приходом весны. |
13 | Поэзия А. Барто. «Верёвочка» | Развивать любовь к поэзии, продолжать знакомить детей с творчеством А. Барто. |
14 | Сказка Словацкая сказка «У солнышка в гостях» | Учить детей воспринимать наиболее яркие выразительные языковые средства в тексте и соотносить их с содержанием; подбирать синонимы к глаголам, строить синомимические и антонимические ряды к заданному определению, придумывать предложения с заданными словами. |
15 | Поэзия А. Плещеев. «Мой садик» | Учить детей осмысливать содержание стихотворения, развивать поэтический слух. |
16 | Сказка Украинская сказка «Колосок» | Учить детей пересказывать сказку самостоятельно, передавать интонацией характеры героев, своё отношение к персонажам; рассказывать в лицах (меняя голос, интонацию); понимать образное содержание и значение пословиц; развивать умение придумывать различные варианты новых эпизодов сказки. |
17 | Проза Е. Чарушин. «Воробей» | Учить детей пересказывать рассказ самостоятельно, передавая интонацией своё отношение к содержанию; понимать образные выражения. |
18 | Проза Е.Пермяк. «Самое страшное» | Продолжать учить детей пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребёнок диктует текст, взрослый записывает), понимать переносное значение фразеологизмов, пословиц, подбирать определения к заданному слову). |
19 | Песенка Заучивание наизусть «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж…» | Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, отрабатывать звукопроизношение, развивать память, выразительность речи. |
20 | Литературная викторина
| Закрепить знания детей о прочитанных в учебном году литературных произведениях, представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; формировать образность речи детей: умение понимать переносное значение пословиц, применять пословицы в соответствующей речевой ситуации. |