Задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности».
методическая разработка на тему
Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок целостно –
смыслового восприятия и понимания произведений искусства ( словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
худ.литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам худ. произведений,
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей ( музыкальной, изобразит., конструктивно – модельной и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_esteticheskogo_vospitaniya_v_muzykalnoy_deyatelnosti.docx | 15.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
« Задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности».
Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок целостно –
смыслового восприятия и понимания произведений искусства ( словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
худ.литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам худ. произведений,
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей ( музыкальной, изобразит., конструктивно – модельной и др.
Основными задачами эстетического воспитания являются: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; развитие эстетических чувств детей, эмоциональной восприимчивости, отклика на лит., муз . произведения, воспитание интереса к худ – творческой деятельности, а через искусство воспитание и преображение личности
во всех аспектах человеческой природы.: многогранность, широту интересов, желание
заниматься самим искусством и преобразовывать жизнь по законам красоты.
Всем известное крылатое выражение А. Чехова, как нельзя лучше, отражает смысл и значение искусства: В человеке всё должно быть прекрасно : и душа, и тело, мысли!
Всё, что гармонично и есть эстетика, и есть красота. « Гармония – суть мироздания». ( А. С. Пушкин). Каждый из видов искусства вносит свою лепту в это понятие.
Человек, занимающийся спортом, всегда гармоничен. Так же и в любом другом виде деятельности: всё, что в меру – эстетично, всё, что чрезмерно – уродливо.
Человек рождается , и жизнь начинает откладывать на нём свои отпечатки.
Обучение различным видам искусств, и в том числе музыки, начинается с детства.
Самым сложным из всех видов искусств является музыка. Её нельзя ощутить,
потрогать, увидеть зрительно. Она, суть, явление внутреннего зрения , воображения.
С музыкой ребёнок может сталкиваться уже в утробе матери, когда она, напевая или наигрывая, поёт песню, ребёнок уже прислушивается к звукам, по исследованиям психолога Теплова и др.
И мы можем сказать, что первым человеком, приобщающим ребёнка к миру искусства и музыки, а также, музыки, является мать.
В дошкольном возрасте ребёнок начинает уже систематически приобщаться к музыке на музыкальных занятиях по определённой программе, но музыка не перестаёт звучать вокруг ребёнка и вне занятий. Он слышит её дома, в гостях, в театре, на улице, по телевизору и т. д,
Поэтому очень важно дать ребёнку правильные эстетические установки, образцы лучшей музыки, которые действительно приобщат его к миру искусства и разовьют в нём гармоничного, широко образованного человека, способного преобразить этот мир.
Музыка развивает чувства, интуицию, способствует углублённому отношению к себе и к окружающей действительности.
Существуют различные методы и проёмы вовлечения детей в мир музыки. Это и
дидактические пособия, альбомы, картинки, использование художественного слова
в стихах замечательных русских поэтов : А С. Пушкина, А. Фета, С. Есенина, А. Плещеева,
М. Лермонтова. Например, перевод стих. Гёте Лермонтова:
« Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны свежей мглой,
Не пылит дорога, не дрожат листы,
Подожди немного …
Отдохнёшь и ты».
Какая музыка в этом коротеньком гениальном стихотворении!
Много стихов написано и специально для детей:, например, у Л. Мея:
« Лето красное, росы студёные ,
Изумрудом все листья свечёные.
По кустам, по ветвям потянулися
Паутинки серебряной проволокой….
Но какие бы мы методы и приёмы не использовали, главное условие
действенного воздействия на ребёнка – это само качество музыки.
Она должна представлять собой высокохудожественное произведение,
только тогда она сможет выполнить своё предназначение: формирование эстетического отношения к окружающему миру. На музыкальных занятиях ребёнок поёт, слушает музыку,
танцует, играет. Каждый из видов музыкальной деятельности даёт ему возможность более углублённо вникнуть в суть музыки. Это необходимое условие для того, чтобы музыка потом могла воздействовать на ребёнка и преобразовать его внутренний мир. Музыку нужно учиться понимать. Ещё одним необходимым условием прообщения детей к миру музыки , является
эмоциональность самого музыкального руководителя, умеющего донести до детей
смысл и содержание музык в ненавязчивой форме интересно и ярко.
Слова И. Олениной изстих « Жаворонок» прекрасно раскрывают значение музыки в эстетическом развитии ребёнка.
« Как щедро льются эти звуки из необъятной вышины .
Я к ним протягиваю руки, ладони музыкой полны.
Замрёт на миг и снова льётся живая, звонкая струя,
И солнце ласково смеётся, и дышит радостно земля.
И дышит радостно земля.
Завидую самозабвенью неутомимого певца
И у него учусь уменью и петь, и радовать сердца.