Консультация для воспитателей "Воспитание детей на традициях русской культуры"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
«Русский народ не должен терять
своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством,
литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, языке, живописи».
Д. С. Лихачев
Цель: Выявить, определить и обосновать педагогические условия, способствующие лучшему усвоению дошкольниками знаний о национальной культуре и быту русского народа.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы в педагогической теории и практике.
2. Выявить уровень знаний детей о культуре, традициях и быте русского народа.
3. Определить педагогические условия, способствующие лучшему усвоению дошкольниками знаний о национальной культуре и быте русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Воспитание детей на традициях русской культуры" | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические условия формирования у дошкольников
представлений о традициях русской культуры.
Основываясь на положениях поликультурного воспитания детей Э. К. Сусловой проблема знакомства детей дошкольного возраста с культурой и творчеством разных народов, осуществляется в трех направлениях:
Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры);
Эмоциональное воздействие ( в процессе реализации первого направления – информационное насыщение – важно вызвать отклик в душе ребенка);
Поведенческие нормы ( знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Мною выявлены следующие педагогические условия:
1. Специально организованная работа по ознакомлению детей с традициями русской культуры;
2. Организация предметно - развивающей среды в группе;
3. Активная художественно – речевая деятельность детей.
Специально – организованная работа представляет собой:
1) систематически проводимые занятия по патриотическому воспитанию, включающие элементы познавательной деятельности, изобразительной деятельности, игровой деятельности, рассказывание сказки;
2) рассказывание сказок в совместной деятельности взрослого и детей, беседы по сказкам;
3) рассматривание иллюстраций, альбомов;
4) беседы о русских народах в совместной деятельности, на занятиях;
5) проведение дидактических и подвижных игр на занятиях, совместной деятельности и на прогулке.
Предметный мир детства – это среда развития всех видов деятельности. Деятельность осуществима только при условии, что у ребенка есть соответствующие объекты и средства, сформированы необходимые способы действия. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Создание национальной среды предусматривает оформление в группе народного уголка, включающего элементы национальных костюмов русского народа, макеты русских изб; пополнение книжного уголка русскими народными сказками, пословицами, поговорками, потешками; оформление альбома с иллюстрациями, изображающих быт, труд и культуру русского народа, а также альбом русских узоров. В уголок внесена также кукла в национальном костюме.
Национальная среда в группе также предусматривает выставку детских поделок, рисунков, изготавливаемых на занятиях по изобразительной деятельности и ручному труду.
Активная художественно – речевая деятельность включает проведение с детьми театрализованных представлений. Они проводятся с целью закрепления и расширения знаний детей, полученных на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Организация сюжетно - ролевых игр также способствует закреплению знаний детей и вызывают интерес к традициям русской культуры.
При отборе сказок, поговорок, пословиц учитываются такие дидактические принципы как идейность и доступность пониманию, соответствие возрасту детей.
Содержание сказок (по нашему мнению) воспитывает нравственные качества.
Мы стремимся отобрать такие сказки, в которых отражаются национальные особенности в жизни русского народа, в его культуре. Например, детям рассказывалась сказка « Крошечка – Хаврошечка». В сказке прекрасно рассказывается о доброте девочки, как она трудится целый день. Сказка воспитывает у детей желание помогать, трудиться.
Благодаря сочетанию сказки с разными видами искусства осуществляется комплексное воздействие на чувства и сознание ребенка. Этому также способствует использование игровых ситуаций, вопросы детям по содержанию прослушанной сказки.
В качестве игровых ситуаций проигрываются:
- поездка в "русскую деревню";
- встреча с русской семьей в национальном русском костюме;
- импровизация движения русского народного танца.
Игровые ситуации представляют собой импровизацию, проводимую во второй половине дня. Дети имитируют соответствующие движения, сами распределяют между собой роли, используют национальную куклу, элементы костюмов и предметов из народного уголка, оформленного в группе, используют предметы - заместители и строительный материал. Диалоги между детьми не продуманны заранее, а возникают в ходе импровизации.
Вопросы по сказкам направлены на осознание национально - специфического в жизни русского народа, которое проявляется в труде, в культуре, в обычаях, нормах поведения.
Беседы проводятся по следующим темам:
1. «Мой родной край». Цель: уточнить и расширить знания детей о родном крае.
2. «Мой родной город». Цель: уточнить знания детей о родном городе
3. «Национальные традиции русского народа». Цель: приобщить детей к русской культуре.
4. «Материальная культура. Как назывались раньше дома? Чем занимался русский народ»? Цель: обобщить полученные ранее знания детей
5. Особенности русских сказок: Нравится ли вам слушать русские сказки? Почему? Какие сказки вы можете пересказать? Почему именно они вам понравились больше всего? Цель: повысить интерес детей к сказке русских народов, ее идее, активизировать память, речь.
Темы бесед систематически повторяются, но в каждой беседе сообщаются детям новые знания, а также закрепляются уже полученные ранее.
Сказки как читаются, так и рассказываются детям, сидящим полукругом около рассказчика, так как непринужденная обстановка располагает к активному восприятию сказки и лучшему ее запоминанию.
Для создания образа рассказчика используется кукла в национальном костюме.
Обязательным условием также является проведение работы с родителями по данному направлению.
Для родителей разрабатываются консультации, рекомендации по приобщению детей к традициям русской культуры.
Родители участвуют в оформлении национального уголка в группе.
Заключение
На основе знакомства с народным искусством дети научились понимать прекрасное, усвоили эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку получили представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытали чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, прониклись уважением к народному мастеру.
Слушая произведения устного народного творчества, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобрели новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чём мечтает.
Именно такой подход к использованию народного искусства в воспитании детей обеспечил его освоение детьми и обогатил их знания и представления о народной культуре, её духовном богатстве, наших исторических корнях
В результате проделанной мною работы расширился спектр эмоциональных переживаний детей, пополнился детский опыт эстетической оценки произведений народного искусства с точки зрения законов красоты.
Исходя из этого, мы можем утверждать, что системная работа с использованием детского фольклора, подвижных и дидактических народных игр способствовало воспитанию детей на традициях русской культуры.
Библиография:
Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2004.
Богачева И. В. И др. Мое отечество – Россия! М., 2005
Бойченко Н.А., Григоренко Г.И. и др. Сюжетно-ролевые игры дошкольников. Киев, 1982.
Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России., М., 2004.
Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.,1989.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред.пед.учеб.заведений. – М.: Академия, 2000.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: Просвещение, 1986
Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. М., 2004.
Мельникова М. Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение. 1987.
Михайленко Н.Я. Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду., 1997.
Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
Пигилова Т. А. Народная культура. Избранное из книг и лекций. – М., 1997.
Пушкина С.И. Мы играем и поем: Инсценировки русских и народных игр, песен, праздников. М.: Школьная Пресса, 2001.
Пословицы русского народа: Сб. В.Даля: В 3т. – М.: Русская книга, 1993.
Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным. М., 1980.
Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005 №1
Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. А.Д.Кошевой. – М.: Просвещение, 1985
Богачева И. В. И др. Мое отечество – Россия! М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей на традициях русской культуры (из опыта работы)
В статье рассказывается о духовно-нравственном воспитании детей на традициях русской культуры....
Нравственно-патриотическое воспитание детей на традициях русской культуры.
Методы работы, успешно применяемых не только мной, но и воспитателями нашего детского сада в работе с семьей по патриотическому воспитанию...
Воспитание детей на традициях русской культуры
В этой статье раскрыта актуальность темы о приобщении детей к русской культуре....
Воспитание детей на традициях русской культуры. Игра-занятие для детей младшего дошкольного возраста «Петушок и его семья»
Цель: развить у своих воспитанников жизнерадостность, каждый момент общения с ними, будь это утренний прием, завтрак, прогулка и т. п., строить так, чтобы ребенку было интересно и радостно, чтобы...
Отчет из опыта работы на тему "Воспитание детей на традициях русской культуры
laquo;Народ без народности – тело без души»К. Д. Ушинский С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностью знакомы с русской культурой: Как...
Консультация для родителей на тему "Воспитание детей на традициях русской народной культуры"
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через изучение традиций, малых фольклорных жанров, декоративно-прикладного творчества.Задачи: раскрыть яркость и образность фольклорных жанро...
Консультация для родителей "Воспитание детей на традициях русской народной культуры"
В современной практике дошкольного образования и семейного воспитания идет активное возрождение принципа народности воспитания, который предполагает приобщение детей к основам родной культуры, к тради...