Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
статья на тему

Лисавцова Татьяна Николаевна

Человек является частью природы, окружающего мира и подчиняется общим закономерностям развития. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого жителя планеты Земля. На экскурсиях в природу , в наблюдениях за растениями и животными перед детьми  раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное и пагубное влияние человека  в природной среде. Поэтому главное – помочь ребенку увидеть мир, показать красоту живой  и неживой природы, вселить уверенность в своих силах. Это и определило мой выбор приоритетного направления педагогической деятельности с детьми.

                Модель формирования начал экологической культуры у дошкольников включает в себя:

-циклы наблюдений за живой и неживой природой;

- совместную деятельность воспитателя и детей по экологической культуре;

-систематическое моделирование в специальных календарях длительно протекающих изменений  в природе, связанных с сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных;

-проведение доступных по содержанию и социально значимых экологических акций;

-проведение эколого-образовательной деятельности;

-воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.

             Особой является диагностика, с помощью которой выявляются начальные и конечные уровни экологической воспитанности детей. Они реализуются два раза в год : в начале (сентябрь) и конце (май). Сопоставление результатов диагностики демонстрирует картину достижений – развитие представлений о природе, правильное взаимодействие с растениями и животными, правила поведения в лесу, парке, на водоемах, развитие чувственной сферы.

             Мероприятия и экологически-ориентированные виды деятельности, равномерно распределенные во времени и увязанные с важнейшими событиями и явлениями социально-природного характера, обеспечивают успех в каждой возрастной группе. Стержнем этого является закономерные события в природе и обществе: смена и развитие сезонных явлений, наступление Нового года, прилет и отлет птиц, подготовка животных к зимнему периоду.

           Работа по экологической культуре включает в себя использование большого количества наглядного и предметного материала. Особое значение имеет широкое применение разнообразных игр(дидактических, сюжетно-ролевых, сюжетно-подвижных).

-«Береги природу».((человек, животные, птицы, насекомые, солнце, вода –рассказать, что произойдет, если не станет одного из объектов).

«Цветочный магазин» (из цветов дети составляют три букета – весенний, летний, осенний).

«Узнай и назови» (показать лекарственные растения, рассказать о нем).

«Где снежинки» ( 4обруча с изображением времен года, разнести карточки с изображением различного состояния воды- водопад, река, лужа, снег, пар, снежинка, сосулька ит.д. по обручам, объяснив свой выбор).

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».(Воспитатель- тучка, дети – капельки, тучка показывает, что капелькам делать: полетели капельки на землю, потекли маленькими ручейками, встретились ручейки, стали большой рекой, попала она в океан, солнышко пригрело, испарились капельки под лучами солнца и вернулись к тучке).

Специально разработанные игровые обучающие ситуации создают у детей положительный эмоциональный настрой и обеспечивают нужный уровень усвоения ими экологических знаний, выработку правильного заинтересованного отношения к природе.

             Задачи по экологической культуре решаются в рамках образовательной деятельности.  Ведущим фактором младшего дошкольного возраста является конкретный образ предмета, действия с ним, т.е. неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Детям даю в руки натуральные овощи, фрукты, они их гладят, осматривают, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, - обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение обозначаю словом и прошу повторить детей за мной.  Как метод экологического воспитания и экологической культуры является игра. Для этого использую образы первых сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок». Дед или Баба появляются на образовательной деятельности. Дед, вырастивший на своем огороде большую репку приходит на занятия по фруктово-овощной тематике, знакомит детей с разными плодами, участвует в их обследовании, дает попробовать. Тему домашних животных легко представляю с помощью Деда и Бабы из «Курочки Рябы»; кроме кур, у них живут корова, коза, лошадь и другие животные. Баба с Дедом рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козленком, показывают как они кормят их травой, сеном, поят водой. Дают детям возможность на правах помощников участвовать в этих операциях. Такая игра позволяет малышам начать познавать сельскохозяйственную деятельность, развивает игровые умения, закрепляет знания сказок.

                       В средней группе знакомлю детей с творчеством Евгения Чарушина. В старшей группе эта линия продолжается. Особое значение имеет «Синичкин календарь». Многократное обращение к писателю, который описывал и рисовал симпатичных детенышей, позволяет начать формировать у ребят устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что полученные впечатления можно творчески представить другим – в виде рассказов и рисунков.

                 Литературным стержнем воспитания экологической культуры старших дошкольников являются произведения Виталия Бианки, познавательные сказки, которые занимательны по форме и сюжету.

                   В подготовительной  группе  в сентябре начинаем с ребятами изготовление самодельного глобуса. На образовательной деятельности дети получают самые элементарные представления о Земле, материках, морях и океанах, полюсах и экваторе, о местоположении России и своего города. Они узнают о некоторых экологических проблемах планеты и своей страны.   В течение всего года мы работаем с глобусом- наклеиваем материки, флажками обозначаем полюса, наносим печатными буквами самые популярные названия (страны, столицы, своего города) прикрепляем изображения животных в местах их проживания, значком                  обозначаем экологически неблагополучные территории на Земле. Работа с глобусом целиком сопряжена с чтением познавательной литературы. Отношение к природе, благоприятной окружающей среде, здоровью формируется также во время праздников и досугов экологического характера. Праздник Нового года на участке вокруг живой елки. Это самый настоящий гимн жизни- прекрасному дереву, которое не срубили, которому удалось выжить в пору новогоднего ажиотажа. Праздник посвященный воде, организую в начале июня(совпадает с днем окружающей среды). Вода это жизнь, без нее не может обойтись ни одно живое существо, вода доставляет много радости людям, особенно детям- праздник дает возможность это почувствовать. И самый главный праздник – это «День Земли» 22 апреля, на котором подводим итоги первым в жизни хорошим делам детей, их отношению к природе- посвящаю их в «Юные экологи», вручаю медаль «Юный эколог».Об их хороших делах, любви к природе свидетельствует выставка работ детей и взрослых, «Панорама добрых дел», плакаты в защиту ели, птиц, животных. Все это выставляю для всеобщего обозрения, дети убеждаются- они действительно любят природу и не зря получают статус юного эколога.

                    Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не только знания, но и воспитание положительного опыта(примера) общения с природой. Поэтому вся работа по экологическому воспитанию детей строится в тесном взаимодействии с семьей. Деятельность родителей с детьми в помощь природе – это участие в акциях, экологических праздниках, выставках, конкурсах.

«Чистое утро», «Добрая зима»,»Не рубите елки», «Чтобы дольше жили книжки», «День Земли». Кроме того для родителей выпускаются экологические газеты «Береги природу», «Прикоснись к природе сердцем», «Мы идем гулять». Природоохранные акции «Зеленая елочка – живая иголочка»( с начало декабря до середины января),»Украсим Землю цветами»( приурочена ко дню Земли – 22 апреля) и другие, где дети вместе с родителями приобщаются к общезначимым событиям, практически участвуют в них: рисуют плакаты в защиту ели, развешивают их, выращивают цветочную  рассаду и высаживают ее на территории детского сада . В декабре берет старт «Панорама добрых дел» - обще групповое панно , в котором индивидуально(на основе фотографии ребенка) представлены все хорошие поступки каждого. Дети видят на панно себя и других, начинают осознавать значение хорошего поступка, им становится не безразличным оценка их поведения в природе – это начало становления экологической культуры. «Панораму» ведем до конца учебного года, поэтому у дошкольников есть время, понять, осмыслить, сознательно менять свое поведение.

               Суть экологического воспитания подрастающего поколения в том, что личность присваивает элементы экологической культуры, приобретает новое качество – экологическая воспитанность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc1.docx179.97 КБ

Предварительный просмотр:

http://matumaini.064vrspb.caduk.ru/images/image-m3id13765.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...

Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»

Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического  воспитания дошкольников....