Сказка как средство формирования нравственности дошкольников
материал на тему
Сказка как средство формирования нравственности детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_kak_sredstvo_formirovaniya_nravstvennosti_doshkolnikov.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказка как средство формирования нравственности дошкольников
Сказка - один из основных жанров устного поэтического творчества. Сказка - преимущественно прозаический художественный устный рассказ фантастического, авантюристического или бытового характера с установкой на вымысел [18, с.356].
Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил [20, с.941].
Сказки - это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности [15, с.17].
Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Н.А. Добролюбов стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания».
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки» (1894) признает, что «если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою, но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ею». Далее в статье комментируется рассказ А.П. Чехова. Маленький мальчик вздумал курить. Его усовещивают, но он остается глух к убеждениям старших. Отец рассказывает ему трогательную историю, как вредно повлияло курение на здоровье одного мальчика, и сын со слезами бросается на шею отца и обещает никогда не курить. «Таких фактов из жизни детей много, - заключает автор статьи, - и каждому воспитателю, наверное, приходилось иногда употреблять с детьми этот прием убеждения» [34, с.47].
Вся самоотверженная деятельность Я.А. Коменского определялась желанием помочь своему народу в его стремлении к светлому будущему. Ему очень дороги народные традиции и обычаи, он печется о том, чтобы народ имел хороших и мудрых правителей, «связанных со своими подданными узами крови» [8, с.13].
Я.А. Коменский добивался того, чтобы учителя детей народа были подлинно народными. Первое и главное требование к ним - изучать, любить устное творчество народа.
«В детстве фантазия, - писал В.Г. Белинский, - есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности» [2, с.31].
Духовное богатство личности, как полагает В.А. Сухомлинский, - это, прежде всего часть духовного богатства нации. Сухомлинский решительным образом требует самого бережного отношения к духовным сокровищам народа, решающими из которых он считает традиции воспитания подрастающих поколений [8, с.21].
Основоположник российской этнопедагогики Г.Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу» [34, с.47].
В науке о фольклоре был распространен взгляд на сказку как совокупность всех видов и форм устной прозы: такое понимание сказки некогда входило в учебную литературу. Ю.М. Соколов считал возможным называть сказкой любой устный рассказ: «Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера». Что «сказывалось», то и именовалось «сказкой». Скоро заметили изъян определения. Оно не раскрывало специфических свойств жанра и преимущественно называло его тематические разновидности. Под определение подходили и бывальщина, и легенда, и быличка, и предание, даже простой рассказ бытового характера [1, с.446].
Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:
1.Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
2.Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
3.Потребность в активности. Герой всегда находится в действии[45, с.57].
Образность - важная особенностьсказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычновесьма выпукло и ярко показываютсяглавные черты характера, которыесближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п.[8, с.25].
Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог – народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них,как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор. У всех народовесть сказки, специальное назначение которых - позабавить слушателей.Например, сказки перевертыши. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с цельюусиления их дидактизма. Добрым молодцам урок дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя [3, с.125].
Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка для разграничения добра и зла для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма: «это происходит не потому что ребенок хороший по своей природе а потому что положение этого героя среди других - более привлекательно». Таким образом, сказка прививает добро формирует навыки эмпатии а не только поддерживает его в ребенке. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами[33, c. 56]
Теплов Б.М. в статье «Психологические вопросы художественного воспитания» отмечал: «Сказки заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»[38,c. 34]
Сказкаактивизирует воображение ребенка, заставляет егосопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоционально-нравственное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.
Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии. В сказке всегда есть четкая граница: это - Добро, а это - Зло, этот персонаж - плохой, а этот - хороший. И малыш узнает, что Кощей обязательно будет побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а благополучный конец позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает что-то хорошее. Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску. Воображение, как активная действующая сила, дает простор творческим способностям ребенка. Это - источник веселья. Ребенку важен не практический результат фантазирования, а сам процесс творчества, от которого ребенок испытывает удовольствие, как от самостоятельной душевной деятельности.
В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо. Читая сказки, мы оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах: добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом[38, c 43].
Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ,обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач,театрализованное исполнение сказок,проведение конкурса знатоков сказок,выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое[3, c.39].
По мнениюГ.Н. Волкова, хорошо, если при подготовке к инсценировке сказки детисами подберут ее музыкальное сопровождение, распределят роли. При таком подходе даже небольшие по объему сказки дают огромный воспитательный резонанс. Примеривание на себя ролей сказочных героев, сопереживание им делают еще более близкими и понятными проблемы персонажей даже давно и хорошо известных сказок [8, с. 125].
Как подчеркивает Б. Бетельхейм «значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Именно здесь начинается специальное обучение способности к эмпатическому вниманию (слушанию)» [32,c. 33].
Литература:
Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения. – Омск, 1998. – 236с.
Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Академия, 1999. – 168с
Пропп. В. Я. Морфология сказки.– Ленинград 1928. – 152с.
Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. — Изв. АПН РСФСР, 1946, вып. II, с. 7—26...."
Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - №4 – С.24-29.
Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 2001. – 316 с.
Арзамасцева И.Н. Детская литература. - М.: Академия, 2000. – 367с.
Дановский А.В. Детская литература // Хрестоматия с основами литературоведения. - М.: Академия, 1997. – 640с.
Дошкольная педагогика под ред. В.И. Ядэшко. – М.: Просвещение, 1978. – 384с.
Рапацевич Е.В. Современный словарь по педагогике. - Минск: Современное слово, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников
Педагогический опыт работы на тему: «Сказка как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста». Ст...
"Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников".Консультация для педагогов
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида № 400городского округа Самара Сказка как средство формирования н...
Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников.
Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников....
Обобщение педагогического опыта педагога. Тема: "Авторская и народная сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников"
Сказка - древнейший жанр народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальн...
Сказка - как средство формирования нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по самообразованию по теме «Сказка - как средство формирования нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста»...
Сказка как средство формирования нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Мастер – класс среди воспитателей...