Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников
статья на тему
РУДЕЕВА Д.А., старший воспитатель ГБДОУ д/с №10 В.О. р-на С-Пб
ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
«Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь»
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.
Введение
В современном мире тема нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Дети растут в условиях перенасыщенной информационной среды: с экранов телевидения, со страниц газет, интернет-сайтов на них обрушивается огромный поток информации, к сожалению, в большинстве случаев абсолютно бездуховной, негативной, в ней сложно ориентироваться и давать правильные оценки. И наша задача с вами – задача педагогов, общественных объединений и каждого человека отдельности – помочь детям найти свой путь, объединиться в деле воспитания нравственности.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания. В раннем детстве, когда еще только начинает формироваться в человеке все человеческое, воспитание добрых чувств приобретает особое значение. Ведь и духовная щедрость, и бездуховность берут свои истоки из детства. Особое значение формирование доброты и милосердия приобретает в наше перестроечное время. Дети добры по своей природе, но бесценное зерно доброго требует постоянного ухода, иначе оно может не прорости. Наша обязанность – учить ребенка и мыслить, и чувствовать, и действовать по законам добрых человеческих отношений. Наш опыт показывает, что некоторые дети не проявляют сочувствия, обижают слабых, смеются над несчастными. Что это? Детское недомыслие или уже испорченность?
Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим я», «хочу» ради «мы», «обязан». Проявить готовность, разделить невзгоды и радости других людей. Нельзя не учитывать, что детям присуще непосредственное восприятие окружающего, отсутствие нравственных критериев, неумение оценивать собственные поступки с этической точки зрения. И то, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости. – не может не сказаться на дальнейшем становлении личности.
Цель данной работы – исследовать возможность нравственного воспитания в старшей и подготовительной к школе группах детского сада (5-7 лет).
Задачи – провести анализ научно-методической литературы по теме проекта; проанализировать методы, используемые в работе; показать важность применения теоретических познаний в практической деятельности педагога. Показать важность нравственного воспитания именно с дошкольных лет жизни человека, как это может повлиять на современное российское общество в дальнейшем.
Привести примеры реализации цели проекта по средствам совместных занятий, бесед, игр с детьми с отклонениями в развитии.
Глава 1. Анализ проблемы нравственного развития и воспитания
1.1. Психоэмоциональные особенности детей 5-7 лет
В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до школы. Отечественные и зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному, физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям развития личности. Этот возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач [3].
Возрастной период от 5 до 7 лет в психологии рассматривается как кульминация всего детского развития, оказывающая решающее воздействие на формирование характера.
Этот период важно пройти наиболее эффективно, для того, чтобы ребёнок был социально успешен, интеллектуально развит; чтобы не возникало сложностей в межличностном общении, в поведенческой, психоэмоциональной и познавательной сферах.
В дошкольном возрасте набирают свою силу важнейшие социальные потребности:
потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт;
потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей,
потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.
Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.
В дошкольном возрасте наблюдается несколько важных возрастных задач:
Умение считаться с другими – формировать суждения и планировать действия с учетом интересов других:
- задать вопрос, договориться со сверстником о встрече, обратиться за помощью, не мешать другим (5-6 лет), возраст «Почемучек»;
- планировать свои действия с учетом интересов других, умение советоваться (6-7 лет).
2) Рост независимости по отношению к родителям (воспитателям):
- умение занять себя, развитие самостоятельности (5-6 лет)
Занятия, направленные на развитие познавательных функций, приобретение умений и знаний, необходимых для функционирования в обществе:
- работать на занятии совместно с другими детьми и проявлять активность (5-6 лет);
- приобретать знания, умения и навыки в учебной деятельности (6-7 лет)
Дружба – установление и поддержание дружеских контактов со сверстниками:
- находить друг (друзей) среди детей своего и противоположного пола (5-6 лет);
- поддерживать дружеские отношения, уметь дружить, считаться с мнением другого, уметь делиться с другим, сочувствовать другому (6-7 лет)
Домашние обязанности – способность принять на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства и заботы о братьях и сестрах:
- убирать свои вещи и игрушки (5-6 лет);
- участвовать в домашних работах, заботиться о домашних животных, помогать младшим и другим членам семьи (6-7 лет)
Пользование элементарными инфраструктурами – общественный транспорт, денежная система, средства коммуникации, средства для проведения свободного времени
- включить и выключить телевизор, магнитофон, проигрыватель (5-6 лет);
- пользоваться деньгами, общественным транспортом, телефоном, знать ценность денег (6-7 лет)
Безопасность и здоровье – умение делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность для здоровья:
- быть осторожным на улице и при обращении с бытовыми приборами, соблюдать осторожность в контактах со взрослыми (5-7 лет)
I. Особенности эмоциональной сферы
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств.
На протяжении дошкольного детства эмоции ребенка приобретают глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, направленные на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.
Одно из главных направлений развития эмоций в дошкольном возрасте – увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребенка. Ребенок начинает познавать окружающий мир, знакомиться с последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления эмоций. Ребенок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. Пяти-шестилетний дошкольник может сдерживать слезы, скрыть страх и т.п. Он усваивает «язык эмоций» - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса.
К 5 годам сформировываются некоторые сознательно контролируемые выражения, например, демонстративно «честное» выражение лица с открытым взглядом, устремленным в глаза взрослому, когда в действительности ребенок что-либо утаивает.
Однако в целом мимические реакции ребенка до 6 лет весьма непосредственны и лицо его читается, как открытая книга.
II. Особенности структуры самосознания
Под самосознанием понимается совокупность психических процессов, посредством которых ребёнок осознает себя в качестве субъекта деятельности, а его представления о самом себе складывается в определенный «образ Я».
При этом выделяют следующие структурные компоненты самосознания:
осознание имени,
половая идентификация,
притязание на признание,
временное осознавание,
осознание прав и обязанностей.
III. Особенности общения
Общение со взрослыми:
При обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставит задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;
Взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;
Ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.
Общение со сверстниками – это особая сфера социальной жизни ребенка, которая складывается позже, чем общение со взрослыми, и во многом определяется тем, как ребенок взаимодействует со старшими. Общение ребенка со сверстниками приводит к возникновению образа другого человека и параллельно - образа самого себя.
IV. Психосоциальное развитие
Психосоциальное развитие – процесс постоянного физического, психологического и социального роста ребенка, накопления новообразований, освоения социального пространства, определение в нем собственного места и положения, постоянно расширяющаяся сфера деятельности и социальных контактов со сверстниками, детьми других возрастов, взрослыми.
Игра
Основное противоречие дошкольного возраста и как следствие одна из задач развития – это то, что ребенок - дошкольник есть член общества, вне общества он жить не может. Основная его потребность - жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.
Как же осуществляется эта связь? Связь с окружающим миром осуществляется через единственную деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения, включиться в них и действовать внутри этой модели, это сюжетно-ролевая игра.
Таким образом, ведущий тип деятельности игра. Игра – это освоение окружающего мира, это ознакомление с отношениями между людьми. Для гармоничного психологического развития ребенок должен играть.
Один из компонентов в структуре игры - правила.
Сказка
Помимо игры и изобразительной деятельности, в дошкольном возрасте деятельностью становится также восприятие сказки. Дошкольный возраст – это возраст сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.
Зачем сказка? У детей существует потребность понять мир. Сказка удовлетворяет эту потребность. Всякая сказка - это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни может не замечать.
Основная деятельность дошкольного возраста – это игра. Поэтому Ребенок должен ИГРАТЬ и ребенку необходимо читать СКАЗКИ, т.к. и игра, и сказка позволяет ребенку знакомиться с окружающим миром, с героями и их взаимоотношениями.
Таким образом, наблюдая за окружающим и самостоятельно действуя, получая при этом правильные словесные пояснения взрослых, ребенок все больше познает окружающее, ориентируется в нем, осмысливает доступные его пониманию явления и события. Под влиянием развития в процессе познавательной деятельности у детей происходит дальнейшее совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, памяти. Ребенок на протяжении дошкольного возраста проходит огромный путь развития — от отделения себя от взрослого (Я сам) до открытия своей внутренней жизни, самосознания.
1.2. Нравственное воспитание дошкольников
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности [2].
Выделены несколько направлений нравственного развития и воспитания:
1. этическое воспитание
(воспитание нравственных чувств и этического сознания).
Представление о правилах поведения в детском саду, дома, на улице. Стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым. Уважительное отношение к родителям, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим, бережное и гуманное отношение ко всему живому. Знание правил этики, культуры речи.
2. трудовое воспитание
(воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни).
Представление о ведущей роли труда в жизни человека, об основных профессиях. Представление о роли знаний, науки, современного производства. Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, личным и чужим вещам. Умение соблюдать порядок.
3. экологическое воспитание
(воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде).
Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание роли человека в природе. Ценностное отношение к природе. Бережное отношение к растениям и животным. Элементарный опыт природоохранительной деятельности.
4. эстетическое воспитание
(воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях).
Представление о душевной и физической красоте человека, интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, интерес к занятиям художественным творчеством, стремление к опрятному внешнему виду. Уметь видеть красоту природы, труда и творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание чувства доброты и милосердия у дошкольников.
В воспитании милосердия очень помогает чтение художественной литературы. Часто герои сказок, рассказов, повестей переживают от того, что причиняли другим боль и вред, а потому мучаются, пока не ...
Консультация для родителей "Воспитание у детей чувства доброты и милосердия"
Приёмы и методы, которые помогут родителям воспитать в своём ребенке чувство доброты и милосердия....
Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников
Будет ли ребенок добрым и заботливым, ответственным и умеющим чувствовать чужую боль - зависит только от нашего воспитания, от умения ненавязчиво и ежедневно прививать маленькому человеку большие чело...
"Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников и молодежи"
Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков, активное противостояние всему дурному, готовность помочь кому-нибудь или прости...
"Формирование чувства доброты и милосердия у дошкольников и молодежи"
Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков, активное противостояние всему дурному, готовность помочь кому-нибудь или прости...
Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»
Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...