самоанализ педагогической деятельности
учебно-методический материал на тему

Минюк Галина Анатольевна

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение – детский сад №2

комбинированного вида II категории

п. Надвоицы.

 

 

 

 

 

 

Самоанализ

 

Результатов профессиональной деятельности

Воспитатель МДОУ №2

Минюк Галины Анатольевны.

 

 

 

 

 

 

2010г.

Самоанализ.

Я, Минюк Галина Анатольевна, воспитатель МДУ - детский сад№2 комбинированного вида II категории п. Надвоицы. Имею среднее - специальное образование, стаж педагогической работы 22 года. Стаж работы в детском саду №2 16 лет. На момент подачи заявления имею I квалификационную категорию.

Последние три года работаю с детьми старшего дошкольного возраста, в логопедической группе, с детьми с общим недоразвитием речи.

Активно участвую в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе  руководствуюсь обще дидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием.

Это - принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Создаю условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей.

Одной из главных задач считаю, сохранение и укрепление здоровья, подготовка детей к школе.

Для развития поставленной цели решала комплекс задач, направленных для создания условий развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, с учетом степени выраженности дефекта речи.

 

Задачи

1.Развитие словаря.

Развитие такого словарь, который нужен для нормального общения ребенка с окружающими и который стихийным путем приобретается им медленно, с трудом, с ошибками.

 Специальными приемами, я добиваюсь, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову

(Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?).

 

2. Формирование грамматической стороны речи.

Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Кроме того, она определяет конструктивные модели языка (словообразовательные, словоизменительные).

Знакомлю детей с новыми для них грамматическими формами, закрепляю правильное употребление наиболее трудных форм, в конечном итоге, ребенок,  вырабатывает привычку говорить грамматически правильно.

 

 3. Воспитание звуковой культуры речи.

Прежде всего, ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением.  Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослого) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов. Очень важно научить ребенка и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать правильную речевую манеру устойчивой привычкой (приветливый тон, поза внимания и взгляд, обращенный к собеседнику, умение держать себя в новом обществе и т. д.).

 

4. Формирование разговорной (диалогической) речи.

 Умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным.

 

5. Обучение рассказыванию (монологической речи).

Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться. Связная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. Кроме того, рассказ ребенка помогает выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. У детей формируется умение слушать устные рассказы, не всегда сопровождаемые показом, понимать их, затем подражать прослушанному — пересказывать.

Учу составлять простейшие рассказы, в содержании и форме которых должны проявляться самостоятельность и творческая активность ребенка.

Умение  рассказывать неторопливо, обдумывая свои мысли, обращаясь к слушателям, а также умение выступать перед незнакомой аудиторией (на празднике, в присутствии взрослых, в другой группе), что способствует совершенствованию речи, развивает находчивость, навыки поведения в коллективе.

 

 6. Ознакомление с художественной литературой.

В детском саду, детей знакомим  с лучшими произведениями детской литературы. Формируем у детей некоторые элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях. Дети должны научиться запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения. Все эти задачи тесно связаны с воспитанием нравственного облика и эстетических чувств детей.

Стараюсь пробудить у каждого ребенка интерес к чтению и рассматриванию иллюстраций, научить правильно, обращаться с книгой, делиться своими знаниями с товарищами. Считаю, что в детском саду художественное слово было постоянным спутником детей, звучало в повседневной разговорной речи и в праздничной обстановке, заполняло досуг, оживая в инсценировках, играх-драматизациях, кинофильмах.

 

 7. Подготовка детей к обучению грамоте. Вся педагогическая работа по развитию речи ребенка в детском саду подготавливает его к обучению в школе, где необходимы правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи, при необходимости дополнить или исправить ответ товарища. Речь становится предметом анализа детей, что представляет для них большую трудность. Для успешного учения в школе наибольшее значение имеют следующие качества: умение слышать сказанное педагогом, умение ясно, точно, грамматически правильно выражать свои мысли в распространенных предложениях, небольших связных рассказах. Эти умения целенаправленно формируются у детей в основном в старшей и подготовительной к школе группах. Наряду с этим с детьми шести лет провожу  работа по подготовке к овладению грамотой. Дети занимаются звуковым анализом речи, составляют предложения из двух — четырех слов и т. д.

Работаю в соответствии с требованиями СанПина.

 

Свою работу строю в соответствии с основной программой дошкольного образования в группах обще - развивающей и комбинированной направленности. Которая разработана в соответствии с программой:

- «Детство» (Программа развития и воспитания детей в детском саду В.И. Логинова Т.И. Бабаева.)

-Программа: «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи, в условиях специального детского сада» (Т.Б. Филичева Т.В. Чиркина.)

А также использую авторские программы и технологии:

-Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с ОНР»

-Н.Н. Кондратьева «Мы» - программа экологического образования дошкольников.

Читякова «Психогимнастика»

-М.М. Кольцова М.С. Рузина «Пальчиковый  игротренинг»

-А.Л. Сиротюк «Психомоторная коррекция»

-Шевченко С.Г - «Воспитание и обучение детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» разработанной ИКП  РАО

 «Математические ступеньки. Развитие математических представлений» 2004г.

-Лыкова И.А. - Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» М.2007г

-Авдеева Н.Н. ,.Князева О.П,. Стеркина Р.Б, - «Основы безопасности жизни детей» 1998г

-Филичева Т.Б., Е.М.Мастюкова, Т.В Волосовец - Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников

-В.В.Коноваленко - «Развитие связной речи»

-Л.Н.Арефьева  «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет

Я работаю по рабочей программе речевой группы, которую разработала сама.

 

Основной формой работы с дошкольниками являются  занятия, которые провожу в индивидуальной, фронтальной, подгрупповой форме. Так - же стараюсь проводить комплексные, интегрированные занятия. Вся работа строится с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Занятия сочетаются  с игровой деятельностью вне занятий. Знания, опыт, приобретенные в учебной деятельности, используются в самостоятельной, художественной, изобразительной и музыкальной и театрализованной деятельности и творческих играх.

 

Работу с детьми осуществляю по основным направлениям:

Познавательно - речевое, социально - личностное, художественно – эстетическое.

 

Работая в речевой группе, знаю, что у детей имеющих общее недоразвитее речи, отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы - фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи.

У таких детей внимание, память и восприятие неустойчивое. Испытывают трудности во владении мыслительными операциями. Смысловые высказывания отмечаются отсутствием четкости и последовательности.

Речь не выразительна и замедленна. С грамматическими ошибками. Сниженная работоспособность.

Поэтому в организации учебной, совместной, самостоятельной деятельности  забочусь о  создании благоприятной духовно-нравственной и эмоционально-психологической атмосферы детей.

 

Я расположила  игровое оборудование и материалы так, чтобы дети могли, не мешая друг другу, заняться любимым видом игр. Чтобы, каждый ребенок в течение дня удовлетворил бы свою потребность в двигательной активности, поощряю инициативу детей в самостоятельной двигательной деятельности, используя игрушки, оборудование, различные конструкции. Все это дает свои результаты.

Дети очень любят инсценировать знакомые сказки, сами их придумывают.

 

Различные кроссворды, лабиринты, головоломки, (изготовленные мной) предметы-заместители, развивающие дидактические и настольно-печатные игры - все это способствует активной познавательной деятельности детей.

Предлагаю детям предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это и таинственные письма-схемы, детали различных устройств, посылки от сказочных героев и т.д. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания: "Почему это происходит?", "Что будет, если…?", "Как это изменить, чтобы…?", "Можно ли найти другое решение?".

 

Для развития мелкой моторики рук, использую в своей работе пальчиковую гимнастику. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками. Пальчиковые игры со скороговорками. Пальчиковые игры со стихами. Физкультминутки, Пальчиковый алфавит. Пальчиковый театр. Театр теней.

Чтобы снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, во время занятия провожу физминутки, психогимнастику.

Составила картотеку пальчиковой гимнастики, физминутки.

Во второй половине дня работаю по индивидуальным заданиям логопеда. Оставшееся время использую для самостоятельной деятельности детей, чтение художественной литературы, театральной деятельности, экспериментированию, мастерская «умелые ручки».

 

Моими усилиями, в группе, были созданы:

 - центр сюжетно-ролевой игры, строительно-конструктивных игр, центр искусства, игротека, уголок природы, место для экспериментирования и опытов, спортивный центр, книжный уголок, центр с дидактическими играми, настольный театр.

Доверительные отношения помогают мне лучше узнать интересы и возможности своих детей, осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении. Умение вставать на позицию ребенка, владея разнообразными педагогическими методами и приемами, позволяют создать и сохранить благоприятное психологическое и эмоциональное состояние детей в течение всего дня.

 

Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях осуществляю также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.

Работаю в тесной связи со специалистами в детском саду. Это с логопедом, музыкальным, физкультурным руководителями. Выполняю индивидуальную работу с детьми,  которую дает ежедневно  логопед, и рекомендации, физкультурного и музыкального работника.

 

В своей работе использую методы:

Наглядные  - наблюдение, рассматривание, демонстрация, просмотр, исследование, демонстрация видеофильмов, диафильмов, спектаклей.

Практические  -  игровой метод; опыты, моделирование, упражнения подражательного, конструктивного, творческого, игрового характера. Развивающие, обучающие, подвижные, сюжетные игры – упражнения.

Словесные - рассказы, чтение, беседа.

 

Наблюдая за детьми, проводя обследование, беседы, опросы вижу, что у детей  укрепилось  психическое и физическое здоровье, стали более работоспособными и закаленными.

По окончании детского сада, дети освоят необходимые познавательные умения и навыки. Уже сейчас заметно, что речь стала более последовательна и логична, расширился словарный запас слов. Дети пользуются развернутой фразовой речью. В общении с взрослыми и сверстниками умеют пользоваться навыками культуры поведения. Любят участвовать в коллективных делах. Выражают интерес,  к общим результатам, осознают свои возможности и достижения, умеют оценить свои и чужие поступки.

При реализации индивидуального подхода использую диагностические методики, разработанные программой «Детство», а также разработки факультета «Воспитание детей» заочного университета профессионального обучения (Большакова) и методики из логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи разработанной Н.В. Нищевой. (см. приложение.)

 

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Культурное наследие, доставшееся нам, должно служить в качестве противоядия распространившимся сегодня псевдо - ценностям массовой культуры.  В связи с этим, тему по самообразованию я взяла:

«Русские былины как средство приобщения  детей к устному народному творчеству и истории России. У детей 6 -7 лет»

 

А ведь именно былины являются тем самым элементом устного народного творчества, по которому можно судить о значении фольклора в жизни народности и нации. С ними стоят рядом только сказки и песни, но если вспомнить, что былины одновременно и сказывались и пелись, то их своеобразие в фольклоре станет очевидным. Однако, и пелись и сказывались былины по-особому. От песен они отличаются торжественностью тона, а от сказок величавостью, грандиозностью рассказывания. Все эти качества передаются ёмким греческим словом "эпос": это и повествование, и речь, и стих.

Работая  по формированию устойчивого интереса к устному народному творчеству и истории России, я  опирались на энциклопедические источники историко-культурологического, этнографического содержания и достижения педагогической науки последних лет:

 «Детство» - программа развития и воспитания в детей в детском саду, В.И. Логинова,Т.И. Бабаева, Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2000.

«Былины», Москва «Художественная литература», 1986.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л.Князева, М.Д. Маханева, Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 1999.

«Энциклопедия дошкольников» , С.В. Новиков, Москва, 1998.

«Почемучка», А. Дитрих, Г. Юрмин, Москва, 1987.

«Пословицы русского народа» В.Даль, Москва, 1984.

 

Я поставила перед собой цель: - донести до дошкольников ценность былин, как источника народной мудрости, показать возможность использования былин в практике, для формирования у детей интереса к устному народному творчеству и истории России.

Использовала самые разнообразные методы и приёмы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к предложенной теме. Это: рассказ с использованием иллюстраций, показ слайдов, диафильмов. Большую роль здесь играет выразительная речь воспитателя, его искреннее желание пробудить у каждого ребёнка неподдельный интерес к историческому наследию своей Родины.

 

Этапы работы:

1. Предположил погружение ребёнка в атмосферу русской народной былины, накопление впечатлений, которые могут стать основой сотрудничества, общения с воспитателем и сверстниками. В конечном итоге обогащение ребёнка знаниями об истории России ведёт к воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию.

           Чтение былины с последующей беседой по её содержанию.

 

         2.  Пересказывание былин, рассматривание иллюстраций в книгах.

            Закрепление  в разговорной речи старославянских слов и изречений.

 

3.   Разучивание русских народных подвижных игр;

           Разучивание пословиц, поговорок, закличек, дразнилок и т. д.;

           Изготовление дидактических и настольно -  печатные игр;

           Изобразительная деятельность. Рисование былинных героев, замков,         предметы утвари, роспись одежды, природу.

При организации работы учитывала принцип систематичности. Разученные пословицы и поговорки, использовали в повседневной жизни. В народные игры, дети с удовольствием играли на прогулке.   Старалась создать атмосферу увлеченности и радости, это помогло детям чувствовать себя увереннее.

Подводя итог своей работы, могу с уверенностью сказать, что у большинства детей сформировались представления о быте, основных занятиях людей в Древней Руси: дети называют ремёсла, предметы утвари, одежды, а также имеют представления об укладе жизни древних славян.

Дети охотно играют в дидактические и настольно-печатные игры, например,

"Русские былины", "Собери богатыря в дорогу".

В ролевых играх появились новые сюжеты: игра в "Илью Муромца и Соловья разбойника", "Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Все это говорит о значительном интересе к историческому прошлому России и устному народному творчеству, возникшем у детей в результате проведённой работы.

 (Приложение -  Былиныэто историческая память народа о временах Киевской Руси – Древнерусского государства.)

 

При взаимодействии с семьями уделяю  внимание уважительному вежливому тактичному обращению, учитываю  настроение, интересы, потребности, возможности родителей, у меня  сложился, тесный контакт с родителями.

Большое внимание уделяю индивидуальным беседам с родителями; педагогические беседы, с подгруппой родителей на волнующую тему; письменные консультации, родительские собрания.

На собраниях знакомлю родителей с задачами воспитания и обучения. Рассказываю об особенностях развития и воспитания детей.

Одно собрание посвящаю обсуждению семейного опыта воспитания детей. Подбираю темы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?». По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, высказывают свои мнения, советуются, как поступить и т.д.

Изменилось и отношение родителей к детскому саду, они всегда активно  участвуют в мероприятиях, проводимых детским садом.

Привлекла родителей к участию в праздниках, совместных спортивных и литературных мероприятиях, в различных конкурсах.

 

В 2009-2010 году в детском саду, основными  задачами были:

- Продолжить работу по формированию нравственных основ личности дошкольников через художественную литературу.

- Перейти от монологической формы работы с родителями к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми.

Была проведена:

1.Фотовыставка – «Семейное путешествие» (в летний период).

Стало хорошей традицией, организовывать фотовыставку в детском саду.

Дети, нашей группы, приносили фотографии, вспоминали и рассказывали о тех местах, где они побывали с родителями, друзьями, бабушками и дедушками. Родители и дети участвовали в выборе самой и интересной и понравившейся фотографии. Первое место заняла фотография Павлика Матвеева.

2. Акция – «Подари книгу детскому саду».

Родители нашей группы, охотно откликнулись на акцию. Каждый ребенок принес в детский сад книгу с дарственной надписью, где написаны  теплые слова детскому саду: «Самому лучшему дому на земле», «Любимому садику от любимых воспитанников...

3. Конкурс для родителей и детей – «Герои сказок» (изготовление поделок из бросового материала)

4.Составление кроссвордов  (по произведениям худ. литературы)

Были составлены очень интересные и красочные кроссворды,  по сказкам А.С. Пушкина, К.И. Чуковского, С. Михалкова, рассказам Н. Носова. Некоторые из них, были использованы в Литературной викторине.

4.Конкурс чтецов был посвящен - Дню Матери. Самое прекрасное слово на земле – мама. Наш рассказ о мамах прошел в форме конкурса чтецов. Все очень старались, готовясь к этому конкурсу.

6. Литературная викторина. «Умники и умницы» Проходил среди воспитателей.

7. Участие в субботниках.

8. Анкетирование родителей.

9. Участвовала в конкурсе: «Расскажи детям сказку»

Рассказала детям об Илье  Муромце – главном былинном герои. Степан, Антон, Артем, были одеты в былинных героев; в кольчугу, на голове шлем, в руках шит и меч. Они прочитали стихотворение об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче. Я рассказала былину: Как Илья Муромец богатырем стал, поиграли в игру: «Петушиный бой»  (см. приложение)

Провели анализ, читают ли родители детям и что. Анкетирование показало, что большинство родителей стараются читать детям сказки, рассказы. Мало заучивают стихи.

Для родителей провела консультацию: « Милее книги в мире друга нет»

Предложила родителям перечень необходимой литературы, которую необходимо читать данному возрасту.

Посещаю семьи с целью изучения условий для развития и воспитания детей. Родители посещают занятия. Для изучения запросов, потребностей и удовлетворенностью содержанием реализации программы среди родителей использовала различные виды анкет: 70%  родителей хотят, чтобы дети получили интеллектуальное и физическое развитие, 27% ждут присмотра и ухода за своими детьми, 3% затрудняются в определении.

Большинство родителей, удовлетворены качеством образовательных услуг. Родителям рекомендую, чтобы они и в будущем сохраняли то, что заложено в ребенке детским садом.

 

Я принимаю активное участие в жизни педагогического коллектива.

Участвую в работе педсоветов и семинаров.

Принимала участие в следующих педсоветах:

«Открытая книга»

«Знаток детской книги»

Проводила консультацию для воспитателей.

« Выразительное чтение и его роль в детском саду»

Подобрала поговорки и пословицы на нравственную тематику.

Составила список литературы по нравственному воспитанию.

Изготовила игру по нравственному воспитанию «Карточки – символы»

Провела открытые занятия:

Литературная викторина. (см. приложение.)

Этическая беседа «Школа вежливости» (см. приложение.)

Принимаю участие в анализе своих занятий и коллег по работе.

Повышала свою квалификацию по специальности – воспитатель ДОУ, в г. Сегежа,  15. 11. 2004 г.

Буду повышать свою квалификацию по специальности – воспитатель ДОУ, в ноябре  2010 года.

 

Посещала методические объединения, в городе Сегежа:

-Организация предметно – развивающей среды в группе раннего возраста, документация  –  в 2005 г.

-Нравственно патриотическое воспитание – 29.11.2007г.

-Декоративно – прикладное искусство  в Карелии – 19.03.2008г.

-Обучение детей измерительной деятельности – 28.04.2010г.

Постоянно повышаю свой уровень профессионального мастерства. Изучаю педагогическую литературу и научно-методическую литературу, периодику, журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Воспитатель».

По теме самообразования, мною подготовлен творческий отчет, который был заслушан на педсовете ……

 

В дальнейшей педагогической деятельности ставлю перед собой задачи:

1.   Продолжать воспитывать здоровых, всесторонне развитых детей, горячо любящих свою Родину.

2.   Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительски - педагогической компетентности при подготовке дошколят к школе.

3.   Продолжать работу по самообразованию в связи с новыми требованиями и с ростом потребностей и запросов общества.

4.   Продолжить изучение научно-методической и педагогической литературы.

5.   Познакомиться с опытом коллег.

6.   Провести консультацию для родителей – «Подготовка детей к школе» (анкеты, рекомендации, памятки)

7.   Совершенствовать профессиональное мастерство и личностный рост.

8.   Изучить тему  гендерное   воспитание дошкольников.

 

Воспитатель I квалификационной категории МДОУ №2  Минюк Г.А.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение – детский сад №2

комбинированного вида II категории

п. Надвоицы.

Самоанализ

Результатов профессиональной деятельности

Воспитатель МДОУ №2

Минюк Галины Анатольевны.

2010г.

Самоанализ.

Я, Минюк Галина Анатольевна, воспитатель МДУ - детский сад№2 комбинированного вида II категории п. Надвоицы. Имею среднее - специальное образование, стаж педагогической работы 22 года. Стаж работы в детском саду №2 16 лет. На момент подачи заявления имею I квалификационную категорию.

Последние три года работаю с детьми старшего дошкольного возраста, в логопедической группе, с детьми с общим недоразвитием речи.

Активно участвую в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом. В своей работе  руководствуюсь обще дидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием.

Это - принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Создаю условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей.

Одной из главных задач считаю, сохранение и укрепление здоровья, подготовка детей к школе.

Для развития поставленной цели решала комплекс задач, направленных для создания условий развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, с учетом степени выраженности дефекта речи.

Задачи

1.Развитие словаря.

Развитие такого словарь, который нужен для нормального общения ребенка с окружающими и который стихийным путем приобретается им медленно, с трудом, с ошибками.

 Специальными приемами, я добиваюсь, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову

(Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?).

2. Формирование грамматической стороны речи.

Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Кроме того, она определяет конструктивные модели языка (словообразовательные, словоизменительные).

Знакомлю детей с новыми для них грамматическими формами, закрепляю правильное употребление наиболее трудных форм, в конечном итоге, ребенок,  вырабатывает привычку говорить грамматически правильно.

 3. Воспитание звуковой культуры речи.

Прежде всего, ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением.  Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослого) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов. Очень важно научить ребенка и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать правильную речевую манеру устойчивой привычкой (приветливый тон, поза внимания и взгляд, обращенный к собеседнику, умение держать себя в новом обществе и т. д.).

4. Формирование разговорной (диалогической) речи.

 Умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным.

5. Обучение рассказыванию (монологической речи).

Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться. Связная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. Кроме того, рассказ ребенка помогает выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. У детей формируется умение слушать устные рассказы, не всегда сопровождаемые показом, понимать их, затем подражать прослушанному — пересказывать.

Учу составлять простейшие рассказы, в содержании и форме которых должны проявляться самостоятельность и творческая активность ребенка.

Умение  рассказывать неторопливо, обдумывая свои мысли, обращаясь к слушателям, а также умение выступать перед незнакомой аудиторией (на празднике, в присутствии взрослых, в другой группе), что способствует совершенствованию речи, развивает находчивость, навыки поведения в коллективе.

 6. Ознакомление с художественной литературой.

В детском саду, детей знакомим  с лучшими произведениями детской литературы. Формируем у детей некоторые элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях. Дети должны научиться запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения. Все эти задачи тесно связаны с воспитанием нравственного облика и эстетических чувств детей.

Стараюсь пробудить у каждого ребенка интерес к чтению и рассматриванию иллюстраций, научить правильно, обращаться с книгой, делиться своими знаниями с товарищами. Считаю, что в детском саду художественное слово было постоянным спутником детей, звучало в повседневной разговорной речи и в праздничной обстановке, заполняло досуг, оживая в инсценировках, играх-драматизациях, кинофильмах.

 7. Подготовка детей к обучению грамоте. Вся педагогическая работа по развитию речи ребенка в детском саду подготавливает его к обучению в школе, где необходимы правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи, при необходимости дополнить или исправить ответ товарища. Речь становится предметом анализа детей, что представляет для них большую трудность. Для успешного учения в школе наибольшее значение имеют следующие качества: умение слышать сказанное педагогом, умение ясно, точно, грамматически правильно выражать свои мысли в распространенных предложениях, небольших связных рассказах. Эти умения целенаправленно формируются у детей в основном в старшей и подготовительной к школе группах. Наряду с этим с детьми шести лет провожу  работа по подготовке к овладению грамотой. Дети занимаются звуковым анализом речи, составляют предложения из двух — четырех слов и т. д.

Работаю в соответствии с требованиями СанПина.

Свою работу строю в соответствии с основной программой дошкольного образования в группах обще - развивающей и комбинированной направленности. Которая разработана в соответствии с программой:

- «Детство» (Программа развития и воспитания детей в детском саду В.И. Логинова Т.И. Бабаева.)

-Программа: «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи, в условиях специального детского сада» (Т.Б. Филичева Т.В. Чиркина.)

А также использую авторские программы и технологии:

-Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедических группах для детей с ОНР»

-Н.Н. Кондратьева «Мы» - программа экологического образования дошкольников.

Читякова «Психогимнастика»

-М.М. Кольцова М.С. Рузина «Пальчиковый  игротренинг»

-А.Л. Сиротюк «Психомоторная коррекция»

-Шевченко С.Г - «Воспитание и обучение детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» разработанной ИКП  РАО

 «Математические ступеньки. Развитие математических представлений» 2004г.

-Лыкова И.А. - Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» М.2007г

-Авдеева Н.Н. ,.Князева О.П,. Стеркина Р.Б, - «Основы безопасности жизни детей» 1998г

-Филичева Т.Б., Е.М.Мастюкова, Т.В Волосовец - Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников

-В.В.Коноваленко - «Развитие связной речи»

-Л.Н.Арефьева  «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет

Я работаю по рабочей программе речевой группы, которую разработала сама.

Основной формой работы с дошкольниками являются  занятия, которые провожу в индивидуальной, фронтальной, подгрупповой форме. Так - же стараюсь проводить комплексные, интегрированные занятия. Вся работа строится с учетом индивидуально-психологических особенностей детей.

Занятия сочетаются  с игровой деятельностью вне занятий. Знания, опыт, приобретенные в учебной деятельности, используются в самостоятельной, художественной, изобразительной и музыкальной и театрализованной деятельности и творческих играх.

Работу с детьми осуществляю по основным направлениям:

Познавательно - речевое, социально - личностное, художественно – эстетическое.

Работая в речевой группе, знаю, что у детей имеющих общее недоразвитее речи, отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы - фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи.

У таких детей внимание, память и восприятие неустойчивое. Испытывают трудности во владении мыслительными операциями. Смысловые высказывания отмечаются отсутствием четкости и последовательности.

Речь не выразительна и замедленна. С грамматическими ошибками. Сниженная работоспособность.

Поэтому в организации учебной, совместной, самостоятельной деятельности  забочусь о  создании благоприятной духовно-нравственной и эмоционально-психологической атмосферы детей.

Я расположила  игровое оборудование и материалы так, чтобы дети могли, не мешая друг другу, заняться любимым видом игр. Чтобы, каждый ребенок в течение дня удовлетворил бы свою потребность в двигательной активности, поощряю инициативу детей в самостоятельной двигательной деятельности, используя игрушки, оборудование, различные конструкции. Все это дает свои результаты.

Дети очень любят инсценировать знакомые сказки, сами их придумывают.

Различные кроссворды, лабиринты, головоломки, (изготовленные мной) предметы-заместители, развивающие дидактические и настольно-печатные игры - все это способствует активной познавательной деятельности детей.

Предлагаю детям предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это и таинственные письма-схемы, детали различных устройств, посылки от сказочных героев и т.д. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания: "Почему это происходит?", "Что будет, если…?", "Как это изменить, чтобы…?", "Можно ли найти другое решение?".

Для развития мелкой моторики рук, использую в своей работе пальчиковую гимнастику. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками. Пальчиковые игры со скороговорками. Пальчиковые игры со стихами. Физкультминутки, Пальчиковый алфавит. Пальчиковый театр. Театр теней.

Чтобы снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, во время занятия провожу физминутки, психогимнастику.

Составила картотеку пальчиковой гимнастики, физминутки.

Во второй половине дня работаю по индивидуальным заданиям логопеда. Оставшееся время использую для самостоятельной деятельности детей, чтение художественной литературы, театральной деятельности, экспериментированию, мастерская «умелые ручки».

Моими усилиями, в группе, были созданы:

 - центр сюжетно-ролевой игры, строительно-конструктивных игр, центр искусства, игротека, уголок природы, место для экспериментирования и опытов, спортивный центр, книжный уголок, центр с дидактическими играми, настольный театр.

Доверительные отношения помогают мне лучше узнать интересы и возможности своих детей, осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении. Умение вставать на позицию ребенка, владея разнообразными педагогическими методами и приемами, позволяют создать и сохранить благоприятное психологическое и эмоциональное состояние детей в течение всего дня.

Во время режимных моментов, самообслуживания, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях осуществляю также коррекционную работу, значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности.

Работаю в тесной связи со специалистами в детском саду. Это с логопедом, музыкальным, физкультурным руководителями. Выполняю индивидуальную работу с детьми,  которую дает ежедневно  логопед, и рекомендации, физкультурного и музыкального работника.

В своей работе использую методы:

Наглядные  - наблюдение, рассматривание, демонстрация, просмотр, исследование, демонстрация видеофильмов, диафильмов, спектаклей.

Практические  -  игровой метод; опыты, моделирование, упражнения подражательного, конструктивного, творческого, игрового характера. Развивающие, обучающие, подвижные, сюжетные игры – упражнения.

Словесные - рассказы, чтение, беседа.

Наблюдая за детьми, проводя обследование, беседы, опросы вижу, что у детей  укрепилось  психическое и физическое здоровье, стали более работоспособными и закаленными.

По окончании детского сада, дети освоят необходимые познавательные умения и навыки. Уже сейчас заметно, что речь стала более последовательна и логична, расширился словарный запас слов. Дети пользуются развернутой фразовой речью. В общении с взрослыми и сверстниками умеют пользоваться навыками культуры поведения. Любят участвовать в коллективных делах. Выражают интерес,  к общим результатам, осознают свои возможности и достижения, умеют оценить свои и чужие поступки.

При реализации индивидуального подхода использую диагностические методики, разработанные программой «Детство», а также разработки факультета «Воспитание детей» заочного университета профессионального обучения (Большакова) и методики из логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи разработанной Н.В. Нищевой. (см. приложение.)

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Культурное наследие, доставшееся нам, должно служить в качестве противоядия распространившимся сегодня псевдо - ценностям массовой культуры.  В связи с этим, тему по самообразованию я взяла:

«Русские былины как средство приобщения  детей к устному народному творчеству и истории России. У детей 6 -7 лет»

А ведь именно былины являются тем самым элементом устного народного творчества, по которому можно судить о значении фольклора в жизни народности и нации. С ними стоят рядом только сказки и песни, но если вспомнить, что былины одновременно и сказывались и пелись, то их своеобразие в фольклоре станет очевидным. Однако, и пелись и сказывались былины по-особому. От песен они отличаются торжественностью тона, а от сказок величавостью, грандиозностью рассказывания. Все эти качества передаются ёмким греческим словом "эпос": это и повествование, и речь, и стих.

Работая  по формированию устойчивого интереса к устному народному творчеству и истории России, я  опирались на энциклопедические источники историко-культурологического, этнографического содержания и достижения педагогической науки последних лет:

 «Детство» - программа развития и воспитания в детей в детском саду, В.И. Логинова,Т.И. Бабаева, Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2000.

«Былины», Москва «Художественная литература», 1986.

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л.Князева, М.Д. Маханева, Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 1999.

«Энциклопедия дошкольников» , С.В. Новиков, Москва, 1998.

«Почемучка», А. Дитрих, Г. Юрмин, Москва, 1987.

«Пословицы русского народа» В.Даль, Москва, 1984.

Я поставила перед собой цель: - донести до дошкольников ценность былин, как источника народной мудрости, показать возможность использования былин в практике, для формирования у детей интереса к устному народному творчеству и истории России.

Использовала самые разнообразные методы и приёмы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к предложенной теме. Это: рассказ с использованием иллюстраций, показ слайдов, диафильмов. Большую роль здесь играет выразительная речь воспитателя, его искреннее желание пробудить у каждого ребёнка неподдельный интерес к историческому наследию своей Родины.

Этапы работы:

1. Предположил погружение ребёнка в атмосферу русской народной былины, накопление впечатлений, которые могут стать основой сотрудничества, общения с воспитателем и сверстниками. В конечном итоге обогащение ребёнка знаниями об истории России ведёт к воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию.

           Чтение былины с последующей беседой по её содержанию.

         2.  Пересказывание былин, рассматривание иллюстраций в книгах.

            Закрепление  в разговорной речи старославянских слов и изречений.

  1. Разучивание русских народных подвижных игр;

           Разучивание пословиц, поговорок, закличек, дразнилок и т. д.;

           Изготовление дидактических и настольно -  печатные игр;

           Изобразительная деятельность. Рисование былинных героев, замков,         предметы утвари, роспись одежды, природу.

При организации работы учитывала принцип систематичности. Разученные пословицы и поговорки, использовали в повседневной жизни. В народные игры, дети с удовольствием играли на прогулке.   Старалась создать атмосферу увлеченности и радости, это помогло детям чувствовать себя увереннее.

Подводя итог своей работы, могу с уверенностью сказать, что у большинства детей сформировались представления о быте, основных занятиях людей в Древней Руси: дети называют ремёсла, предметы утвари, одежды, а также имеют представления об укладе жизни древних славян.

Дети охотно играют в дидактические и настольно-печатные игры, например,

"Русские былины", "Собери богатыря в дорогу".

В ролевых играх появились новые сюжеты: игра в "Илью Муромца и Соловья разбойника", "Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Все это говорит о значительном интересе к историческому прошлому России и устному народному творчеству, возникшем у детей в результате проведённой работы.

 (Приложение -  Былины – это историческая память народа о временах Киевской Руси – Древнерусского государства.)

При взаимодействии с семьями уделяю  внимание уважительному вежливому тактичному обращению, учитываю  настроение, интересы, потребности, возможности родителей, у меня  сложился, тесный контакт с родителями.

Большое внимание уделяю индивидуальным беседам с родителями; педагогические беседы, с подгруппой родителей на волнующую тему; письменные консультации, родительские собрания.

На собраниях знакомлю родителей с задачами воспитания и обучения. Рассказываю об особенностях развития и воспитания детей.

Одно собрание посвящаю обсуждению семейного опыта воспитания детей. Подбираю темы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?». По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на собрании, высказывают свои мнения, советуются, как поступить и т.д.

Изменилось и отношение родителей к детскому саду, они всегда активно  участвуют в мероприятиях, проводимых детским садом.

Привлекла родителей к участию в праздниках, совместных спортивных и литературных мероприятиях, в различных конкурсах.

В 2009-2010 году в детском саду, основными  задачами были:

- Продолжить работу по формированию нравственных основ личности дошкольников через художественную литературу.

- Перейти от монологической формы работы с родителями к диалогу, размышлению, вовлечение родителей в разнообразную совместную деятельность с детьми.

Была проведена:

1.Фотовыставка – «Семейное путешествие» (в летний период).

Стало хорошей традицией, организовывать фотовыставку в детском саду.

Дети, нашей группы, приносили фотографии, вспоминали и рассказывали о тех местах, где они побывали с родителями, друзьями, бабушками и дедушками. Родители и дети участвовали в выборе самой и интересной и понравившейся фотографии. Первое место заняла фотография Павлика Матвеева.

2. Акция – «Подари книгу детскому саду».

Родители нашей группы, охотно откликнулись на акцию. Каждый ребенок принес в детский сад книгу с дарственной надписью, где написаны  теплые слова детскому саду: «Самому лучшему дому на земле», «Любимому садику от любимых воспитанников...

3. Конкурс для родителей и детей – «Герои сказок» (изготовление поделок из бросового материала)

4.Составление кроссвордов  (по произведениям худ. литературы)

Были составлены очень интересные и красочные кроссворды,  по сказкам А.С. Пушкина, К.И. Чуковского, С. Михалкова, рассказам Н. Носова. Некоторые из них, были использованы в Литературной викторине.

4.Конкурс чтецов был посвящен - Дню Матери. Самое прекрасное слово на земле – мама. Наш рассказ о мамах прошел в форме конкурса чтецов. Все очень старались, готовясь к этому конкурсу.

6. Литературная викторина. «Умники и умницы» Проходил среди воспитателей.

7. Участие в субботниках.

8. Анкетирование родителей.

9. Участвовала в конкурсе: «Расскажи детям сказку»

Рассказала детям об Илье  Муромце – главном былинном герои. Степан, Антон, Артем, были одеты в былинных героев; в кольчугу, на голове шлем, в руках шит и меч. Они прочитали стихотворение об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче. Я рассказала былину: Как Илья Муромец богатырем стал, поиграли в игру: «Петушиный бой»  (см. приложение)

Провели анализ, читают ли родители детям и что. Анкетирование показало, что большинство родителей стараются читать детям сказки, рассказы. Мало заучивают стихи.

Для родителей провела консультацию: « Милее книги в мире друга нет»

Предложила родителям перечень необходимой литературы, которую необходимо читать данному возрасту.

Посещаю семьи с целью изучения условий для развития и воспитания детей. Родители посещают занятия. Для изучения запросов, потребностей и удовлетворенностью содержанием реализации программы среди родителей использовала различные виды анкет: 70%  родителей хотят, чтобы дети получили интеллектуальное и физическое развитие, 27% ждут присмотра и ухода за своими детьми, 3% затрудняются в определении.

Большинство родителей, удовлетворены качеством образовательных услуг. Родителям рекомендую, чтобы они и в будущем сохраняли то, что заложено в ребенке детским садом.

Я принимаю активное участие в жизни педагогического коллектива.

Участвую в работе педсоветов и семинаров.

Принимала участие в следующих педсоветах:

«Открытая книга»

«Знаток детской книги»

Проводила консультацию для воспитателей.

« Выразительное чтение и его роль в детском саду»

Подобрала поговорки и пословицы на нравственную тематику.

Составила список литературы по нравственному воспитанию.

Изготовила игру по нравственному воспитанию «Карточки – символы»

Провела открытые занятия:

Литературная викторина. (см. приложение.)

Этическая беседа «Школа вежливости» (см. приложение.)

Принимаю участие в анализе своих занятий и коллег по работе.

Повышала свою квалификацию по специальности – воспитатель ДОУ, в г. Сегежа,  15. 11. 2004 г.

Буду повышать свою квалификацию по специальности – воспитатель ДОУ, в ноябре  2010 года.

Посещала методические объединения, в городе Сегежа:

-Организация предметно – развивающей среды в группе раннего возраста, документация  –  в 2005 г.

-Нравственно патриотическое воспитание – 29.11.2007г.

-Декоративно – прикладное искусство  в Карелии – 19.03.2008г.

-Обучение детей измерительной деятельности – 28.04.2010г.

Постоянно повышаю свой уровень профессионального мастерства. Изучаю педагогическую литературу и научно-методическую литературу, периодику, журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Воспитатель».

По теме самообразования, мною подготовлен творческий отчет, который был заслушан на педсовете ……

В дальнейшей педагогической деятельности ставлю перед собой задачи:

  1. Продолжать воспитывать здоровых, всесторонне развитых детей, горячо любящих свою Родину.
  2. Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительски - педагогической компетентности при подготовке дошколят к школе.
  3. Продолжать работу по самообразованию в связи с новыми требованиями и с ростом потребностей и запросов общества.
  4. Продолжить изучение научно-методической и педагогической литературы.
  5. Познакомиться с опытом коллег.
  6. Провести консультацию для родителей – «Подготовка детей к школе» (анкеты, рекомендации, памятки)
  7. Совершенствовать профессиональное мастерство и личностный рост.
  8. Изучить тему  гендерное   воспитание дошкольников.

Воспитатель I квалификационной категории МДОУ №2  Минюк Г.А.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогической деятельности

Анализ педагогической деятельности....

Самоанализ педагогической деятельности: «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Задачи:uприобщение детей к театральному искусству;uобогащение и активизация словаря детей;uстимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, жесты, и...

Самоанализ педагогической деятельности

Современные изменения российского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующих от воспитателя  способно...

Самоанализ педагогической деятельности.

Цель моей педагогической деятельности: создание  благоприятных условий  для всестороннего развития личности дошкольника средствами художественно-эстетического воспитания.Задачи:Сохраня...

Самоанализ педагогической деятельности

Анализ моей педагогической деятельности (2010 г.)...