Проектная деятельность МО
консультация (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Выступление на МО
по теме
«Проектная деятельность в работе учителя-логопеда с педагогами, детьми и родителями».
Подготовила: учитель-логопед
Филатова О.В.
Дата проведения: 27.03.2015 г.
Проектная деятельность в работе учителя-логопеда с педагогами, детьми и родителями.
«Кто не применяет новых средств,
должен ждать новых бед»
философ Френсис Бэкон
В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, всё более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большего объёма информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование.
Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является совместная со взрослыми деятельность детей, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов можно выделить следующую классификацию:
а) по составу участников;
б) по целевой установке;
в) по тематике;
г) по срокам реализации.
В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов:
- исследовательско – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево – игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно – практико – ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. Кроме того развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные.
В ходе проектной деятельности воспитанники приобретают необходимые социальные навыки. Стоит задуматься, а возможно ли учителю-логопеду в своей работе с детьми с особыми образовательными потребностями использовать проектный метод? Стоит ли начинать такую сложную работу с теми, у кого проблемы в развитии речи? Дети нашей категории возможно даже более остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Детально разобравшись в предмете, таким детям легче принять новую информацию, освоить новый навык.
Метод проекта актуален и очень эффективен, предоставляет ребенку
уникальную возможность реализовать свои фантазии. Работать над проектом
способны дети разного уровня подготовленности. Главное - помочь ребенку
поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то,что было интересно, то, что нашел и доказал сам.Заинтересовать воспитанника, дать ему возможность думать, создать условия для формирования самооценки, развития его творческих способностей, учить его предвидеть результаты, выработать желание отстаивать свою точку
зрения – главная задача учителя-логопеда.
Учитель-логопед при планировании работы должен учитывать особенности детей с речевой патологией, их возможности, зону ближайшего
развития. Тема проекта должна непосредственно быть связана с коррекционными задачами, Проблема, затронутая в проекте должна быть
понятна и интересна детям, а так же нести в себе практическую направленность.
Учитывая возрастные психологические особенности воспитанников с
речевыми нарушениями, координация проектов должна быть гибкой, т.е.
педагог ненавязчиво направляет работу детей.
Роль учителя-логопеда в проектной деятельности очень важна, т.к. учитель-логопед :
- помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу
на определенный отрезок времени;
- подсказывает, какие материалы можно использовать;
- планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно
включить в проект;
- определяет, кого из взрослых можно привлечь к осуществлению
проекта;
- координировать весь процесс творческой деятельности;
- помогать детям в поиске источников информации;
- самому быть источником информации;
- поддерживать и поощрять активность детей в работе над проектом.
Метод проектов – комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс, исходя из интересов ребенка, дающий возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результат которой – создание какого- либо продукта или явления. Это обучение через деятельность. В основе проектного обучения лежит решение проблемы, и лишь когда ставится цель и есть стремление разрешить ее, проблема становится проектом.
Для метода проектов характерна групповая деятельность, поэтому с его помощью можно успешно включать родителей в жизнь их детей в детском саду.
Таким образом, метод проектов становится способом организации
педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагогов,
родителей и воспитанников в ходе реализации проекта.
Этапы проектной деятельности | Действия педагога, родителей | Действия детей |
Подготовительный | Формулируют проблемы, определяют темы, цели и сроки. Планируют деятельность детей, предстоящие дела и определяют средства. | Принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел, определении средств реализации. |
Аналитический | Проводят совместный поиск информации в литературе, интернете, обращаются за помощью к специалистам. Составляют алгоритм действий, распределяют обязанности и поручения. | Организуют совместный поиск информации. Задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы, принимают поручения, договариваются с другими участниками проектирования. |
Основной | Привлекают детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму. Реализуют основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, экспериментирование, изготовление, оформление и т.п.). Готовят сюрпризы и призы, проводят совместные и индивидуальные репетиции. | Участвуют в экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях. Готовят сюрпризы, обращаются за помощью тогда, когда невозможно сделать самостоятельно что-либо. |
Презентационный | В установленный срок участвуют в представлении (участникам проекта или гостям) продукта проектной деятельности. | Наряду со взрослыми участвуют в представлении продукта проектной деятельности на равных. |
Рефлексивный | Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз? | Отвечают на вопросы и задают их. Совместно с педагогами и родителями намечают темы следующих проектов. |
Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому можно включать в логопедическую работу небольшие
содержательные фрагменты разных видов деятельности: рисование, лепка,
конструирование, математическое развитие.
Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, т.к. вопросы и задания требуют от ребенка активизации
имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в
нестандартной ситуации интегрированного обучения.
Метод проекта позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, что очень важно для детей с речевой патологией. Используя свои индивидуальные речевые возможности, они учатся выражать свои мысли и чувства. Повышается интерес к общению в детском коллективе.
Логопед же в творческой форме решает свои задачи – автоматизировать и дифференцировать
поставленные звуки в отрывках из произведений русской литературы и
народного творчества, расширить словарный запас ребёнка, развивать связную речь, творческий потенциал.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.
Литература.
1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова.
www.moluch.ru/archive/46/5658/http://www.ushinka.ru/item1919.html
2.Логопедия: Учебник для студентов дефектолог. фак. пед. вузов/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
http://nash-mir.3dn.ru/load/13-1-0-35 копия
3. Сухова Е. И. Формирование личностной компетенции у детей старшего дошкольного возраста// ж. Воспитание дошкольников, №5, 2012.
http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0...
4. Астафьева, Е.О. Вовлечение в проектную деятельность родителей детей с речевой патологией// Научно-методический журнал «Логопед», 2012, № 6 (64).
http://webirbis.ksu.kz/cgi-bin/irbis64r_12... копия
5. Поваляева, М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда./ М. А. Поваляева. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
http://bookean.ru/catalog/detail/131310/
6. Фадеева, Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР – М.: ТЦ Сфера, 2012.
http://elbooka.com/kniga/kniga-detskaja/41... копия
Литература.
1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова.
www.moluch.ru/archive/46/5658/http://www.ushinka.ru/item1919.html
2.Логопедия: Учебник для студентов дефектолог. фак. пед. вузов/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
http://nash-mir.3dn.ru/load/13-1-0-35 копия
3. Сухова Е. И. Формирование личностной компетенции у детей старшего дошкольного возраста// ж. Воспитание дошкольников, №5, 2012.
http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0...
4. Астафьева, Е.О. Вовлечение в проектную деятельность родителей детей с речевой патологией// Научно-методический журнал «Логопед», 2012, № 6
http://webirbis.ksu.kz/cgi-bin/irbis64r_12... копия
5. Поваляева, М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда./ М. А. Поваляева. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.
http://bookean.ru/catalog/detail/131310/
6. Фадеева, Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР – М.: ТЦ Сфера, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...