Проектная деятельность МО
консультация (подготовительная группа) на тему

Проектная деятельность МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_mo.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО

по теме

«Проектная деятельность в работе учителя-логопеда с педагогами, детьми и родителями».

Подготовила: учитель-логопед

Филатова О.В.

Дата проведения: 27.03.2015 г.

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда с педагогами, детьми и родителями.

«Кто не применяет новых средств,

должен ждать новых бед»

философ Френсис Бэкон

               В современных условиях, когда скорость устаревания  информации очень высока, всё более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большего объёма информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.

              Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование.

Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является совместная со взрослыми деятельность детей, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

              Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми.

            Обобщив исторический опыт разработки метода проектов можно выделить следующую классификацию: 

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

          В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов:

  1. исследовательско – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево – игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно – практико – ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

           В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире.  Кроме того развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные.

В ходе проектной деятельности воспитанники приобретают необходимые социальные навыки. Стоит задуматься, а возможно ли учителю-логопеду в своей работе с детьми с особыми образовательными потребностями использовать проектный метод? Стоит ли начинать такую сложную работу с теми, у кого проблемы в развитии речи? Дети нашей категории возможно даже более остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Детально разобравшись в предмете, таким детям легче принять новую информацию, освоить новый навык.

              Метод проекта актуален и очень эффективен, предоставляет ребенку

уникальную возможность реализовать свои фантазии. Работать над проектом

способны дети разного уровня подготовленности. Главное - помочь ребенку

поверить в свои силы. Наиболее полно и отчетливо воспринимается детьми то,что было интересно, то, что нашел и доказал сам.Заинтересовать воспитанника, дать ему возможность думать, создать условия для формирования самооценки, развития его творческих способностей, учить его предвидеть результаты, выработать желание отстаивать свою точку

зрения – главная задача учителя-логопеда.

             Учитель-логопед при планировании работы должен учитывать особенности детей с речевой патологией, их возможности, зону ближайшего

развития. Тема проекта должна непосредственно быть связана с коррекционными задачами, Проблема, затронутая в проекте должна быть

понятна и интересна детям, а так же нести в себе практическую направленность.

          Учитывая возрастные психологические особенности воспитанников с

речевыми нарушениями, координация проектов должна быть гибкой, т.е.

педагог ненавязчиво направляет работу детей.

            Роль учителя-логопеда в проектной деятельности очень важна, т.к. учитель-логопед :

- помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу

на определенный отрезок времени;

- подсказывает, какие материалы можно использовать;

- планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно

включить в проект;

- определяет, кого из взрослых можно привлечь к осуществлению

проекта;

- координировать весь процесс творческой деятельности;

- помогать детям в поиске источников информации;

- самому быть источником информации;

- поддерживать и поощрять активность детей в работе над проектом.

             Метод проектов – комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс, исходя из интересов ребенка, дающий возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результат которой – создание какого- либо продукта или явления. Это обучение через деятельность. В основе проектного обучения лежит решение проблемы, и лишь когда ставится цель и есть стремление разрешить ее, проблема становится проектом.

              Для метода проектов характерна групповая деятельность, поэтому с его помощью можно успешно включать родителей в жизнь их детей в детском саду.

             Таким образом, метод проектов становится способом организации

педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагогов,

родителей и воспитанников в ходе реализации проекта.

Этапы проектной

деятельности

Действия педагога, родителей

Действия детей

Подготовительный

Формулируют проблемы, определяют

темы, цели и сроки. Планируют деятельность детей, предстоящие дела и

определяют средства.

Принимают участие в обсуждении

проблемы, плана предстоящих дел,

определении средств реализации.

Аналитический

Проводят совместный поиск информации

в литературе, интернете, обращаются за

помощью к специалистам.

Составляют алгоритм действий,

распределяют обязанности и поручения.

Организуют совместный поиск

информации. Задают вопросы

взрослым и самостоятельно ищут

ответы, принимают поручения,

договариваются с другими

участниками проектирования.

Основной

Привлекают детей к достижению

намеченного плана по заранее

разработанному алгоритму.

Реализуют основные совместные

действия (экскурсия, поход в библиотеку,

чтение литературы,

экспериментирование, изготовление,

оформление и т.п.).

Готовят сюрпризы и призы, проводят

совместные и индивидуальные

репетиции.

Участвуют в экскурсии, походе в

библиотеку, чтении литературы,

беседах, обсуждениях. Готовят сюрпризы, обращаются за помощью тогда, когда невозможно сделать самостоятельно что-либо.

Презентационный

В установленный срок участвуют в

представлении (участникам проекта или гостям) продукта проектной деятельности.

Наряду со взрослыми участвуют в

представлении продукта

проектной деятельности на

равных.

Рефлексивный

Задают вопросы: Что получилось?

Получилось ли то, что хотелось? Узнали

ли мы что-нибудь новое? Что нас

удивило и порадовало? Что нам

понравилось больше всего? Что нужно

изменить в следующий раз?

Отвечают на вопросы и задают их.

Совместно с педагогами и

родителями намечают темы

следующих проектов.

              Довольно легко вписывается в систему проектной деятельности интеграция, поэтому можно включать в логопедическую работу небольшие

содержательные фрагменты разных видов деятельности: рисование, лепка,

конструирование, математическое развитие.

            Интегрированное обучение дает детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, т.к. вопросы и задания требуют от ребенка активизации

имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в

нестандартной ситуации интегрированного обучения.

            Метод проекта позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, что очень важно для детей с речевой патологией. Используя свои индивидуальные речевые возможности, они учатся выражать свои мысли и чувства. Повышается интерес к общению в детском коллективе.

             Логопед же в творческой форме решает свои задачи – автоматизировать и дифференцировать

поставленные звуки в отрывках из произведений русской литературы и

народного творчества, расширить словарный запас ребёнка, развивать связную речь, творческий потенциал.

              Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Литература.

1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова.

www.moluch.ru/archive/46/5658/http://www.ushinka.ru/item1919.html

2.Логопедия: Учебник для студентов дефектолог. фак. пед. вузов/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,  1998.

http://nash-mir.3dn.ru/load/13-1-0-35 копия

3. Сухова Е. И. Формирование личностной компетенции у детей старшего дошкольного возраста// ж. Воспитание дошкольников, №5, 2012.

http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0...

4. Астафьева, Е.О. Вовлечение в проектную деятельность родителей детей с речевой патологией// Научно-методический журнал «Логопед», 2012, № 6 (64). 

http://webirbis.ksu.kz/cgi-bin/irbis64r_12... копия

5. Поваляева, М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда./ М. А. Поваляева. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. 

http://bookean.ru/catalog/detail/131310/ 

6. Фадеева, Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР – М.: ТЦ Сфера, 2012.

http://elbooka.com/kniga/kniga-detskaja/41... копия

Литература.

1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова.

www.moluch.ru/archive/46/5658/http://www.ushinka.ru/item1919.html

2.Логопедия: Учебник для студентов дефектолог. фак. пед. вузов/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,  1998.

http://nash-mir.3dn.ru/load/13-1-0-35 копия

3. Сухова Е. И. Формирование личностной компетенции у детей старшего дошкольного возраста// ж. Воспитание дошкольников, №5, 2012.

http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0...

4. Астафьева, Е.О. Вовлечение в проектную деятельность родителей детей с речевой патологией// Научно-методический журнал «Логопед», 2012, № 6  

http://webirbis.ksu.kz/cgi-bin/irbis64r_12... копия

5. Поваляева, М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда./ М. А. Поваляева. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. 

http://bookean.ru/catalog/detail/131310/ 

6. Фадеева, Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР – М.: ТЦ Сфера, 2012.

http://elbooka.com/kniga/kniga-detskaja/41... копия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...

Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога

1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем  общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...