«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной работы».
статья (старшая группа) по теме
Гофротрубочки
Если вы любите заниматься рукоделием из интересных материалов, то гофротрубочки именно то, что нужно. Из них получаются необычные игрушки, аксессуары для дома и подарки самым дорогим и любимым. Для изготовления поделки вам понадобится специальная бумага и палочка или карандаш. Ну и, конечно, ваша неуемная фантазия, а также желание сделать своими руками что-то необыкновенное и эксклюзивное. Например, яркие цветы – гофротрубочки придадут изделию изысканную воздушность и легкость, а бутоны будут выглядеть нежными и свежими. Кроме цветов можно изготовить массу разных поделок, по-настоящему оригинальных и неповторимых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста
средствами нетрадиционной работы
Меня с самого начала работы в детском саду интересовало художественное направление и волновали вопросы: почему некоторые дети с неохотой берутся за бумагу и ножницы на занятиях, а в свободной деятельности подолгу сидят и вырезывают различные фигурки, создают какие – либо композиции, не испытывая при этом никаких затруднений? Способствует ли развитию художественных способностей детей то, что мы, педагоги, предлагаем им сюжет будущей работы?
Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что при таком подходе мы лишаем воспитанников возможности проявить фантазию, самостоятельность, право выбора.
Опираясь на психолого-педагогические принципы, попыталась выстроить систему работы с детьми по ручному труду. При этом основной акцент сделала на использование нетрадиционных способах работы с бумагой.
Выбор этот не случаен. Название говорит само за себя: здесь присутствуют элементы неожиданности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей с бумагой. Гофротрубочки»
В соответствии с этим определила цель:
сформировать разностороннее и гармоничное развитие детей старшего дошкольного возраста и подготовка их к школе по средствам нетрадиционной работы с бумагой.
Для достижения этой цели, я выделила следующие задачи:
развить умение работать с бумагой с помощью ножниц и без них (вырезать, отрезать, надрезать, отрывать, сминать, складывать)
развить художественно- творческие способности (умение передавать форму и строение предмета, цвет и сочетание цветов, пропорциональность частей композиции, располагать красиво предметы в композиции, использовать разные приемы работы с бумагой для решения замысла)
развить эстетический вкус, образное мышление, речь, пооперационные действия, необходимые для обучения в школе.
А.А.Волкова, характеризуя творчество дошкольников, писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими».
Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет исследует проблему природы возникновения детского творчества.
Нетрадиционная техника изображения — новый вид изобразительной деятельности. Его можно считать синтезом разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги, коллажа. Доступный материал, несложная техника выполнения работ не превышают возможностей детей дошкольного возраста. Заниматься бумажной пластикой не только интересно и увлекательно, но и полезно.
В наше время чаще можно увидеть ребенка, играющего на компьютере, чем ребенка, увлеченно рисующего или что-то мастерящего. Однако я знаю, как трудно детям выполнять действия, требующие точности движения рук, пальцев. Большинство первоклассников испытывают трудности от школьных нагрузок из-за неполного развития костно-мышечной мускулатуры рук. Слабую, неокрепшую руку ребенка можно и необходимо развивать. А так как изготовление поделок средствами бумажной пластики развивает не только мелкую моторику рук, но и способствует развитию психических процессов, речи, интеллекта ребенка, приносить радость себе и близким плодами своего творчества, я решила вплотную заняться этим интересным мне и детям моей группы видом деятельности. Согласно высказыванию С. Кожохиной: «Маленький ребенок говорит руками, не обладая пока возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Речью ребенка становится умение творить на листе. Поэтому очень важно предоставить ребенку свободу действий и богатый выбор изобразительных средств».
«Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности». А.В. Запорожец
Работа с нетрадиционными техниками бумаги позволяет развивать трудовые умения и навыки: пользования иглой, клеем и т.д., приемом соединения деталей и поделок, создания выразительного образа в разных техниках. Сухомлинский В.А. писал: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т.е. качества, которых находят яркое выражение в творчестве детей.
Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.
Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий – приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность детей в детском саду. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с воспитателем и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.
Гофротрубочки — это интересно.
Стимулом работы по изготовлению поделок средствами бумажной пластики служит возможность продемонстрировать свои достижения другим детям, родителям, педагогам или желание использовать работу для игры, украшения помещения, как подарок и т. д.
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Доступность.
4. Индивидуальный подход.
Образовательный:
* расширены представления детей о различных видах изобразительной деятельности, многообразии художественных материалов;
* освоили навыки выбора материала для нетрадиционной технике изображения и умело его используют;
* овладели различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками;
* повышен творческий потенциал дошкольников, их творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность.
Развивающий:
* развиты: художественный вкус, творчество, фантазия, изобретательность, пространственное воображение, внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческая самореализация.
Воспитательный:
* сформирована культура поведения у детей и родителей в процессе работы над проектом;
* привиты навыки взаимодействия друг с другом.
Социальный:
* сформировано сознательное отношение к своему и чужому труду; чувство коллективизма, товарищества, стремление помогать друг другу;
* развито положительное отношение к работе товарищей.
На уровне педагога:
* создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала;
* повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие;
* поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.
На уровне родителей:
* повышение компетентности в вопросах развития творческого воображения дошкольников средствами рисования в нетрадиционных техниках;
* развитие интереса к художественной деятельности, к совместному с детьми творчеству;
* участие родителей в организации художественной деятельности ребенка и активизации его творческих потенциалов в условиях семьи.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения
Формы реализации
1. Участие в творческих конкурсах разного уровня.
2. Проведение выставок детских работ.
3. Творческий отчёт (в рамках методического объединения ДОУ).
4. В ходе работы кружков, проводимых в рамках дополнительного образования;
5. Мастер-классы, презентации, «творческие мастерские» организованные педагогами и креативными родителями и проводимые в рамках кружков;
6. Праздники и развлечения;
7. Совместная работа детей и родителей дома, изготовление изделий из природного и бросового материала, игрушек, сувениров, реквизита для кукольных и детских спектаклей;
8. Участие родителей в практической деятельности группы
(совместно с воспитателями создание предметно – развивающей среды)
9. Выставка детского творчества, совместного творчества детей и взрослых.
Формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, праздники, конкурсы.
А также методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию. репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
исследовательский – самостоятельная творческая работа детей
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
групповой – организация работы в группах.
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
Имея за плечами большой педагогический опыт и сравнивая с тем временем, когда я поступила на работу – все равно остался открыт вопрос о развитии творческих способностей дошкольников. Дети, рисуя с удо...
ЯРМАРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ «Формирование предпосылок УУД и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, средствами нетрадиционных техник» (бумажное моделирование)
В материале представлен материал, как развивать УУД у старших дошкольников через кружковую работу....
Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"
Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...
Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник аппликаций.
Предоставлен опыт работы по использованию нетрадиционных техник аппликации в работе с детьми среднего возрата....
Доклад:"Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционной аппликации"
Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционной аппликации...
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования».
в разработке представлены разные виды техник нетрадиционного рисования и примерное планирование для старшего дошкольного возраста...
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной аппликации»
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Данная деятельност...