Обобщение и анализ условий, созданных в средней группе для развития сюжетно-ролевой игры
учебно-методический материал (средняя группа) на тему
Аналитический отчет за год по развитию сюжетной игровой деятельности у детей 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno-rolevaya_igra.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 48»
Обобщение и анализ условий, созданных в средней группе № 4 «Сказка» для развития сюжетно-ролевой игры
Воспитатель: Рябова Н.Г.
Рязань 2015
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
При организации сюжетно-ролевой игры мы придерживаемся ряда принципов:
1. Мы играем вместе с детьми. При этом занимаем позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.
2. Играем с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе развертываем игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании игровых умений одновременно ориентируем ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.
4. Организуя игру, включаем моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создаем условия для самостоятельной детской игры.
Программа воспитания и обучения в средней группе детского сада ставит перед нами следующие задачи:
- в совместных с детьми играх, содержащих несколько ролей,
совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом; - учить детей готовить обстановку для игры — подбирать предметы и атрибуты, выбирать удобное место;
- развивать у детей умение создавать и использовать атрибуты для игры из строительного материала, пластмассовых и деревянных конструкторов
- развивать умение использовать предметы-заместители.
В соответствии этими задачами мы посчитали, что здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр разных игр.
Материал к сюжетно-ролевой игре в нашей группе всегда под рукой, и в то же время не постоянно на виду. Наиболее рациональным мы считаем вариант хранения атрибутов для игр в коробках и корзинах. Для каждой игры мы изготовили или приобрели свою коробку. В коробку складываются все атрибуты для игры. Они должны быть реалистичные.
Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Отдельно предусматривается хранение костюмов и масок для игр-драматизаций. Используемые для этого костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, военная форма) хранятся в специальном шкафчике, доступном для детей, или на вешалке, на полочках лежат дополнительные элементы: шляпки, косынки, ободки и т.д., кроме того в шкафу хранятся комплекты постельного белья или просто лоскуты ткани для «стирок и глажения». Пространство группы организовано таким образом, что оно позволяет детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей. Все зоны являются доступными, также в процессе сюжетно-ролевой игры дети имеют легкий доступ к таким зонам, как природный уголок, книжный уголок и уголок изодеятельности.
В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр (игрушечная мебель, посуда, кукольная одежда, игрушки, имитирующие бытовые предметы: утюг, телевизор, газовая плита, предметы для стирки). Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется, по мере освоения детьми тех или иных игровых действий. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, используемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре.
Особое внимание уделяем обучению детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «Скорой помощи». При игре «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей. Содержание игровых зон значительно обогатилось. Например, если во второй младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляются магазин одежды, обуви и др.
В средней группе мы старались перевести детей к более сложному ролевому поведению в игре, формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать новую роль для партнеров в ходе игры. Для этого мы стараемся соблюдать два условия: использования многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными; отказа от однозначного соответствия числа ролей количеству участников игры, персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.
На практике любую тему игры раскладываем в виде ролей, где одна основная и несколько сопутствующих ей по смыслу. Таким образом, получается развертка темы в ролях. Сюжет в этом случае раскрывается постепенно: основная роль и каждая дополнительная по очереди. Основная роль разворачивается для выполняющего ее ребенка в многообразии различных связей. Играя с детьми, предоставляем возможность каждому выполнять основную и сопутствующие роли для приобретения опыта ролевого взаимодействия. При этом предполагаемых ролей в игре обязательно делаем больше, чем играющих детей, чтобы дети учились менять роли, тип поведения и взаимодействия по ходу игры. Сюжет также не должен быть продуман заранее, он развивается в процессе игры. Иногда для игр используем сказочные сюжеты, где главный герой встречается последовательно с каждым из сказочных персонажей.
В процессе развития сюжетно-ролевой игры мы сами вступаем со многими детьми в ролевое взаимодействие, активизируем ролевой диалог, акцентируем детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Игра носит характер свободной импровизации. Кроме того, в игре ребенок не только согласованно взаимодействует со сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером. Дети широко и творчески используют актуализированные игровые роли, выполняют условные действия с игрушками и предметами-заместителями. Кроме того, мы широко используем сюжетно-ролевые игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей, в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.
Анализирую уровень развития сюжетно-ролевой игровой деятельности методом наблюдения за детьми, пришли к выводу, что инициаторами самостоятельной сюжетно-ролевой игры чаще являются девочки (Шелудякова Ангелина, Севастьянова Олеся, Новикова Рита, Куланина Люба), они втягивают в игру других девочек и мальчиков, распределяют роли и придумывают сюжет. Среди мальчиков чаще других инициатором сюжетно-ролевой игры является Демьянов Дима. Все дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевую игру «Семья», девочки также предпочитают игры «Больница», «Парикмахерская», мальчики в основном играют в «Пожарных». Подводя итог, можно сказать, что дети с руководящей помощью воспитателя научились строить сложный сюжет, способны сами организовать игру, разбиться на небольшие группы, распределить роли, совместно придумать сюжет, в игру с удовольствием играют как девочки, так и мальчики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников
Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...
Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, которая оказывает ...
«Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающег...
Особенности работы по созданию педагогических условий развития сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста
Особенности работы по созданию педагогических условий развития сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста...
Анализ уровня развития сюжетно-ролевой игры
Анализ развития сюжетно-ролевой игры в средней группе....
Условия, которые необходимо создать для развития сюжетно-ролевой игры в детском саду.
Первостепенное в рамках данного вопроса - педагог должен понимать важность развивающей функции игры (для формирования инициативности, воображения, проживания своего опыта, разрешение конфлик...
Практические рекомендации для педагогов "Создание условий для развития сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте"
Игра – естественный для ребёнка вид деятельности. Свободное от регламентации игровое действие позволяет ребёнку удовлетворить свои потребности, выразить свои желания, ему открывается широкий про...